УДК 376.1 ББКЧ458
О. А.Чугайнова
Анализ организационных условий обучения и воспитания детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях СКОУ
В статье приведен анализ организационных условий обучения и воспитания детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе. Описаны основные подходы к организации образовательного пространства, обозначены принципы создания коррекционно-развивающей среды для этой категории детей. Обозначены проблемы в организации коррекционно-педагогического процесса с этими детьми и отсутствии материалов методического содержания.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; нарушения интеллекта; организация образовательного процесса; сложная структура дефекта.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.), «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), Законом «Об образовании в Российской Федерации» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Анализ современного состояния системы специального образования в России и тенденций развития социокультурного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к выводу о необходимости развития комплексного подхода в сфере образования воспитания детей с особыми образовательными потребностями и интеграции их в современное общество. Необходимо создание целостного образовательного и социокультурного пространства для полноценной социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья на конкретной территории. В этой связи МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ № 152» г. Перми является достаточно уникальным учреждением.
Во-первых, это одно из немногих образовательных учреждений города Перми, где оказывается квалифицированная
коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями развития, в том числе и имеющим сложный дефект.
Во-вторых, на протяжении ряда лет в данном учреждении осуществляется работа по интегративному воспитанию детей с церебральным параличом, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития и сочетанием нарушений интеллекта и детского церебрального паралича, в том числе и с сочетанием тяжелого двигательного и интеллектуального дефекта.
Детский церебральный паралич - заболевание, появляющееся вследствие органического поражения головного мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденного и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. Кроме того, у 60 % детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдаются нарушения психики и речи.
Как видно из данной характеристики, при ДЦП поражены самые важные для человека функции - интеллект, речь, психика, движение. Степень тяжести двигательных
нарушений варьирует в большом диапазоне -от грубейших двигательных нарушений до минимальных, таких, что у ряда детей стирается грань между детскими церебральными параличами и другими заболеваниями, также связанными с поражением головного мозга, но протекающими без параличей.
Психические и речевые расстройства, равно как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний: например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства. Кроме того, у детей с ДЦП могут иметь место судорожные припадки, изменения зрения, слуха и т.д.
Нарушение интеллекта при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выраженная недостаточность познавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.
Нарушения интеллекта разной степени выраженности наблюдаются в 35-50 % случаев ДЦП. Наиболее часто они являются результатом корковых поражений мозга, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой системы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Кроме того, оно наблюдается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами в объеме начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программами специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV, V, VI, VП,VШ вида, программами для детей с глубокими нарушениями интеллекта « Особый ребенок».
Основная цель школы - обеспечение детям с ограниченными возможностями здоровья, гарантированного Конституцией Российской Федерации, права на получение адекватного их уровню развития образования, коррекцию и компенсацию нарушений развития и содействие социальной адаптации ребенка.
Реализация цели выполняется решением следующих задач:
- способствовать формированию навыков самостоятельной учебной деятельности; развитию творческих способностей обучающихся;
- формировать у обучающихся основы функциональной грамотности по предметам, навыки коммуникативного общения;
- оказывать своевременную, комплексную психолого-педагогическую поддержку, как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающегося, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для него, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития.
Контингент обучающихся формируется на основании рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии, путевок отдела образования и заявлений родителей. Учитывая, что подобное учреждение единственное в г. Перми, где созданы условия, отвечающие рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, эти дети поступают в МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ № 152» г. Перми. В настоящее время в школе обучается 20 детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при ДЦП.
В школе создана оптимальная кор-рекционно-развивающей среда для данной категории детей (М. В. Жигорева, Т. Э. Токаева, А. А. Наумов) в соответствии со следующими принципами:
1. Превентивной направленности,
решающей вопросы предупреждения появления отклонений в развитии создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, специальным игровым и дидактическим материалом.
2. Пропедевтической направленности, обеспечивающий многоэтапное и последовательное введение ребенка в информационное поле, которое организовано как безбарьерное пространство, где размещены блоки (сенсорный, моторный, эмоциональный, интеллектуальный, активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти).
3. Преобразующего трансформированного влияния среды на отклонения в развитии ребенка и формирования компенсаторных способов ориентации на сохранные анализаторы.
4. Редуцированного информационного поля - учет своеобразия познавательных процессов детей на специфику контактов и способов получения и переработки информации.
5. Оптимальной информационной целесообразности, направленной на установление связи ребенка с его окружением.
6. Доступности и целесообразности информационного поля коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей интеграцию ребенка в окружающую среду.
Особенностью разработки учебных планов для данной категории является включение часов обязательных коррекционных технологий, которые направлены на компенсацию дефектов физического и умственного развития и развития психических процессов, подготовку обучающихся к самостоятельной жизни. Поэтому вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические
занятия и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Занятия по выбору определяются запросами обучающихся и их родителей. Основной задачей данных занятий является оказание обучающимся действенной помощи в процессе социализации и адаптации в современных экономических условиях. Занятия направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся воспитанников, например, обучение социально-бытовым навыкам и основам безопасности жизнедеятельности.
Обучение детей с глубокой умственной отсталостью осуществляется по региональной программе «Особый ребенок», утвержденной Лабораторией специального образования ПКИПКРО (2007 г.)
В части организации образовательного процесса в подготовительных классах, где обучаются дети с ДЦП, используются:
- Программа развития ребенка с ДЦП как субъекта физкультурно-оздоровительной и социально-трудовой деятельности «Путешествие в страну Здравию» (под ред. А. А. Наумова, Т. Э. Токаевой. Пермь: ПГПУ, 2007).
- Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата «Солнышко» (под ред. А. А. Наумова, Т. Э. Токаевой. Пермь: ПГПУ, 2009). Данная программа была разработана совместно с педагогами школы и направлена на создание оптимальных условий для развития физического, эмоционального, социального, интеллектуального потенциала каждого ребенка, а также на формирование его личностных качеств; коррекцию и максимально возможную компенсацию его нарушенных функций и жизнедеятельности. Ведущими видами деятельности этих детей являются предметно-манипулятивная и игровая, которые раскрываются в содержании следующих разделов программы:
• адаптивная физическая культура;
• сенсорное воспитание;
• развитие социально-бытовых навыков;
• ознакомление с окружающим;
• развитие речи;
• предметно-практическая деятельность и игра;
• изобразительная деятельность.
Каждый раздел программы написан
в своей логике. Ему предшествует пояснительная записка, определяющая подходы в освоении ребенком данной сферы его развития. Далее представляется пошаговая измерительная шкала, определяющая направления работы с ребенком. На основании измерительной шкалы педагог, ориентируясь на полученные данные, имеет возможность разработать индивидуальную программу.
В процессе реализации программы рекомендуется применять ассистивные технологии, что и отражается в нижеописанной программе диагностики. Применение этих технологий направлено на постепенное снижение помощи взрослого, благодаря чему у ребенка формируются самостоятельные умения.
На основании данных программ разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые рекомендованы ПМПК.
В школе создана система медико-педагогического мониторинга, которая позволяет не только отслеживать уровень сохранности здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса, но и своевременно принимать как управленческие, так и педагогические решения по профилактике заболеваний. Основным показателем уровня здоровья воспитанников является состояние физического и психического здоровья. Ежегодно в школе проводится медицинское обследование, которое позволяет проследить динамику сохранения здоровья воспитанников. Поскольку эти дети имеют ослабленный иммунитет и достаточно часто болеют простудными и соматическими заболеваниями,данная система
мониторинга оправдывает себя. В систему мониторинга входит: контроль положения ребенка во время занятий, соблюдение зрительно охранительного режима на занятиях, поскольку большинство таких детей имеют стробизм разной степени выраженности, обучение родителей закаливанию ребенка и соблюдение оптимального двигательного режима. Совместные занятия с логопедом по обучению носовому дыханию способствует не только улучшению речи, но и профилактике простудных заболеваний.
Деятельность педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья воспитанников ведется в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ориентирована на создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, так как именно предупреждение заболеваемости, обострений болезней способствует повышению качества образования. Для предупреждения перегрузок, сохранения физического и психического здоровья в школе созданы необходимые условия:
- учебный план, выстроенный в соответствии с требованиями к недельной нагрузке при индивидуальном обучении, классно-урочной форме обучения,
- расписание,
- двухразовое питание,
- единый двигательный режим в школе,
- физминутки на уроках,
- мебель, соответствующая росту воспитанников.
Школа оборудована 4 приборами для комплексной очистки и восстановления природного баланса аэроионов воздуха. На уроках исключаются факторы, негативно влияющие на здоровье обучающихся (неподвижная поза, словесно-информационный принцип учебного процесса и т.д.), для этого каждая классная комната оборудована конторкой Базарного, офтальмологическим тренажером.
Урок как основной вид деятельности в школе предусматривает смену видов деятельности, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, а на первой ступени и на занятиях в подготовительном классе дыхательную и мимическую гимнастики.
На уроках ОБЖ и физической культуры воспитанники учатся проявлять интерес к своему здоровью, адекватно оценивать его уровень, бережно относиться к нему, ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Также это направление реализуется и в воспитательной деятельности школы:
- разработан план по сохранению и поддержанию здоровья воспитанников,
- классными руководителями проводятся занятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.
Педагоги активно используют на своих уроках ИКТ как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятель-ностным подходом к освоению детьми новых знаний.
В школе имеется 13 учебных кабинетов, зал ЛФК, библиотека, столовая, медицинский кабинет, процедурный кабинет, 2 логопедических кабинета, кабинет психолога, компьютерный класс, оснащенный современным компьютерным оборудованием, подключенным к сети Интернет, оборудование лингафонного кабинета, постоянно функционирует электронная почта, 4 компьютера объединены в локальную сеть. Школа имеет сайт. В школе 14 компьютеров, 4 персональных ноутбука, 15 базовых рабочих мест в школе и 15 базовых рабочих мест на дому, 3 мультимедийных проектора, 2 интерактивные доски в кабинетах информатики и начального обучения, 2 ортопедических стула для обучения детей с ДЦП, 2 сухих бассейна. Все это
используется в учебно-воспитательном процессе. Для релаксации в холле установлена пузырьковая панель. Имеется подъёмная платформа для инвалидов.
Вместе с тем при обучении этих детей встречаются следующие проблемы:
- педагоги не до конца понимают структуру дефекта таких детей, особенности их познавательной деятельности, а также патологические двигательные механизмы, имеющие место при данном заболевании;
- недостаточный контакт педагогов со службой сопровождения;
- неразработанность системы мониторинга достижений таких детей, т.к. действующая система мониторинга, обозначенная в программе «Особый ребенок», не всегда эффективно отражает достижения ребенка;
- социальная изоляция детей и имеющее место индивидуальное обучение на дому существенно ограничивает этим детям процесс познания окружающего мира и усугубляет имеющиеся нарушения;
- отсутствие нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в данной категории детей, в частности рекомендации по составлению расписания, учету индивидуальных особенностей, работоспособности, поскольку большинство из них метеозависимы. Данное обстоятельство требует доплаты педагогам за ненормированный рабочий день, хотя школой это предусмотрено на уровне локальных актов, однако такие нормативные документы отсутствуют на высших законодательных уровнях;
- недостаточное сотрудничество с медицинскими учреждениями.
В последующем нами планируется разработка модели организации обучения и воспитания данной категории детей на базе МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ № 152» г. Перми. Выше перечисленные проблемы будут учтены при разработке модели организации образовательного процесса данной категории детей в условиях С(К)ОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ
1. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 5.
2. Гаврилушкина О.П., Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа для воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста». - М., 2007.
3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
4. Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями (с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата): учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.А. Наумова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009. - 109 с.
5. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубов-ский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
6. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2005.