Разработанные задания могут быть рекомендованы для отработки содержания курса на семинарских занятиях, в качестве домашних заданий и средств рубежного и итогового контроля. Благодаря своей вариативности они также могут быть распространены на остальной учебный материал.
Библиографический список
1. Родионов А.И., Клушин В.Н., Систер В.Г. Технологические процессы экологической безопасности. - Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2007. - 800 с.
2. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.
3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 288 с.
4. Салмина Н.Г., Крылова Е.В. Семиотическая логика при построении содержания учебного курса. - М.: Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988, № 2, с. 52-58.
УДК 378
И.Е. Цыщук, И.В. Базлова, В.М. Лазарев
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА «ВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ» В РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА В 2011/12 УЧЕБНОМ ГОДУ
Введение ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в высшие учебные заведения радикально изменило способ подготовки абитуриентов, а именно прием «натаскивания» на тесты понизил уровень подготовки по различным дисциплинам. Вследствие этого успеваемость студентов первого курса значительно понизилась. Поэтому был введен новый курс «Введение в химию» для студентов инженерно-технического, социолого-экономического профилей. Главной целью его было формирование у студентов прочных фундаментальных химических знаний и практических навыков в области химии.
Изменения правил приема в высшие учебные заведения с 2005 года, а именно отсутствие вступительных экзаменов, значительно сказалось на контингенте студентов первых курсов. Опора на использование результатов ЕГЭ в качестве основного критерия уровня подготовки в средней школе не позволяет выявить и стимулировать развитие у учащихся тех качеств, которые необходимы для обучения в высшей школе, которые кратко можно выразить формулой: «Думать, искать и находить собственные решения». Тот связующий мостик, который был прежде - подготовка летняя и опыт сдачи экзаменов - в настоящее время отсутствует и не позволяет с первых дней учебы в вузе работать профессорско-преподавательскому составу с максимальной отдачей. Отсутствие серьезного конкурса и зачисление малоподготовленных абитуриентов на контрактной основе привело к слишком широкому диапазону в уровне, как интеллектуальной подготовки, так и в уровне знаний по предметам. Это, естественно, сказалось на результатах успеваемости студентов в первом семестре обучения, появлению большого числа неуспевающих студентов даже во втором семестре обучения (отчислить таких студентов
можно только по результатам учебного года) практически к деградации учебно-методической систем обучения.
Преподаватели кафедры ОНХ поставили перед собой задачу не только систематизировать знания в школьной подготовке по химии, ликвидировать пробелы, но и зарядить, поддержать и развить познавательные способности учащихся, так необходимые для инженерно-естественно-научного образования [1,2].
Поэтому была выбрана лекционно-практическая система обучения в течение первого месяца. Программа была составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) для всех специальностей в РХТУ им. Д.И.Менделеева, рекомендаций методической секции Ученого совета и накопленного опыта преподавания предмета кафедрой общей и неорганической химии РХТУ. Программа рассчитана на изучение курса в течение одного семестра.
Цель курса "Введение в химию" - формирование у студентов прочных фундаментальных химических знаний и практических навыков в области химии на основе изучения основных законов химии и опорой на таблицу химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости и ряд электрохимической активности металлов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• изложение химии как одной из наук развивающих мышление студентов;
• овладение основными понятиями химии;
• формирование представлений об основных неорганических соединениях;
• овладение основными методами составления химических реакций;
• управление познавательным процессом;
• развитие умственных способностей на основе проблемного подхода к обучению;
• развитие творческих способностей студентов на основе использования вспомогательного и справочного материалов.
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в табл.1
Табл. 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Зач. ед. - 2 Семестр
Всего часов 1
Общая трудоемкость дисциплины 72 72
Аудиторные занятия
Лекции: 18 18
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) 18 18
Лабораторные работы (ЛР)
и (или) другие виды аудиторных занятий
шостоятельная работа 36 36
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
и (или) другие виды самостоятельной работы
Подготовка к экзамену
Вид итогового контроля: (экзамен, зачет) Зачет Зачет
В таблице 1 в первой графе таблицы указываются виды аудиторных и самостоятельных занятий студентов. Во второй графе указывается общая трудоемкость дисциплины в часах в соответствии с ГОС ВПО, объем аудиторных и объем самостоятельных занятий - в соответствии с примерным учебным планом. В третьей графе указывается номера семестров, в которых изучается данный курс; вид итогового контроля по дисциплине пишется словами «зачет» или «экзамен».
Изучение курса «Введение в химию» при подготовке бакалавров по направлению "Химическая технология" направлено на приобретение следующих компетенций.
1.Общекультурные:
• владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
• стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способен приобретать новые знания в области техники и технологии, химии, математики и других естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);
2.Профессиональные:
2.1.Общепрофессиональные:
• способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1).
2.2. Производственно-технологическая деятельность:
• готов применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности;
2.3. Организационно-управленческая деятельность:
2.4. Научно-исследовательская деятельность;
2.5. Проектная деятельность:
• способен разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива) (ПК-26);
• готов использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-27) и решения поставленных задач.
После изучения курса «Введение в химию» студент должен: знать:
• основные законы химии;
• строение атома и периодический закон;
• основные классы неорганических веществ;
• классификацию химических реакций.
уметь:
• составлять электронную формулу атома и определять его валентности и степени окисления;
• составлять формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей);
• составлять уравнения химических реакций.
владеть:
• способами определения геометрии молекул и их свойств;
• способами составления уравнений химических реакций.
Реализовать данные задачи в полном объеме было возможно только в небольших группах (к сожалению, соотношение преподаватель: студент = 1:10 не всегда позволяло это сделать) и достаточном научно-педагогическом опыте педагога. Разный уровень подготовленности студентов поставил перед преподавателями кафедры ОНХ непростую задачу: преодолеть барьер знако-мости у сильных студентов. Было разработано учебное пособие, которое помогло решить некоторые организационные проблемы (пока что оно реализовано только в электронном виде). Пособие содержит минимально необходимый материал (определения, формулы, законы и т.п.) по основным разделам химии, примеры решения заданий по соответствующей теме и контрольные задания, которые можно использовать как дополнительные задания для еженедельного, систематического усвоения курса.
Уровень сложности таких заданий невелик и был бы неинтересен для хорошо подготовленных студентов. Поэтому для них подготовлены варианты проблемных заданий, которые требуют творческого подхода к их решению на основе знаний школьного курса химии, физики и математики. В этом году количество студентов, которые выбрали такой вариант отчета об уровне усвоения, оказался невелик, так как в рейтинговой системе оценки знаний можно было проиграть в сравнении с выполнением стандартных вариантов заданий. (Психологический фактор: сильный студент не захочет получать отметку ниже, чем у своих товарищей, только потому, что он выбрал более сложное задание). Поэтому в дальнейшем требуется тщательная проработка таких заданий, а также системы поощрений студентов, выполняющих их.
Курс «Введение в химию» рассчитан на 72 часа, из которых 18 лекционных, 18 семинарских и 36 отведено на самостоятельную работу студентов. Лабораторный практикум не предусмотрен. Организация лабораторно-практических занятий представляет собой особую сложность, так как они должны быть унифицированы для всех групп и для всех преподавателей (разработаны методические указания), но совместить опыты, демонстрационные опыты и их теоретическое осмысление в группах 20/30 человек не всегда возможно.
При такой организации курса возможно хорошее овладение основами химии и построение фундамента дальнейшего химического образования. Проверка проводилась в виде дифференцированной зачетной работы (90 минут по темам курса) позволила оценить от 20 до 40 баллов. С учетом набранных в семестре баллов (от 0 до 60) студенты уже в начале октября получают зачет по курсу.
Средний балл по химии в течение последних трех лет следующий: 3,66-3,53 и 3,78. Некоторое улучшение в 2011/12 учебном году превышает случайную погрешность обработки результатов. Особо следует отметить
уменьшение числа неудовлетворительных отметок по сравнению с предыдущим годом (когда такого курса не было) с 105 до 58 соответственно. Результаты успеваемости, а также отзывы преподавателей и студентов говорят о положительном опыте, требующем устранения некоторых организационных и формальных недочетов.
Выводы
1. В результате изучения данного курса у студентов были сформированы прочные фундаментальные химические знания и практические навыки в области химии на основе изучения основных законов химии и опорой на таблицу элементов Д.И.Менделеева, таблицу растворимости и ряд электрохимической активности металлов.
2. Более глубокое и обоснованное использование таблицы химических элементов Д.И.Менделеева; таблицы растворимости кислот, оснований и солей; а также ряда активности металлов в качестве листов опорных сигналов позволило закрепить полученные знания и сделать их фундаментом для усвоения курсов «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Химия элементов», «Органическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия» и др.
3. Успеваемость студентов первого курса по химии повысилась по сравнению с предыдущими годами.
Библиографический список
1. Фирер А.А., Лазарев В.М. О необходимости преемственности в преподавании курсов «Общая химия» и «Концепции современного естествознания» в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева (специальность «Социология»). //Актуальные проблемы химико-технологического образования. XIII Межвузовская учебно-методическая конференция: Материалы конф. -М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. С. 42-43.
2. Цыщук И.Е. , Дикая Н.Н., Лазарев В.М. Использование наглядных пособий в виде таблиц и схем в преподавании курса «Неорганическая химия». //Актуальные проблемы химико-технологического образования. Опыт реализации магистерских программ. XIV Межвузовская учебно-методическая конференция: материалы конф. -М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2012. С. 46.