АНАЛИЗ ОПЫТА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ «ГОРОД БУДУЩЕГО»
Г. А. ФЕДОСЕЕВА
Цель данной статьи - исследовать опыт государственного финансирования программ развития национальной экономики Франции. Особый интерес представляет французский опыт создания и перспективы реализации программ по развитию отдельных городов и национальных территорий, получивших название « Город будущего». Данный материал может быть взят за основу принятия управленческих решений при осуществлении реформирования российской экономики.
Ключевые слова: мировая экономика, государственное финансирование, инвестирование, государственные инвестиции, иностранные инвестиции, программы развития экономики, экономические реформы, город будущего, инновации.
Перспективы развития мировой экономики во многом зависят от характера и архитектуры общественного и хозяйственного мироустройства. Развитые страны Запада, в которых ярко выражена ориентация на социальное развитие общества, специалисты в кулуарах часто относят к группе капиталистических стран с «человеческим лицом». Да, конечно, формально с общепринятых среди экономистов-международников позиций и в соответствии с профессиональной терминологией такие страны относят к разряду стран с развитой рыночной экономикой [2]. Но, как показывает мировой опыт, в подобных странах, к которым, в частности, относится и Франция, большое значение уделяют хозяйственным проектам, направленным на рациональную организацию жизни основного населения страны в рамках проведения экономических преобразований, направленных на реформирование национальной экономики с учетом возможностей инновационного и техногенного развития.
Конечно, в столь сложную эпоху всеобъемлющей «техногенности», которая для некоторых наиболее передовых экономических субъектов в силу их научно-технического отрыва от основной массы стран и их экономических субъектов, плавно перетекает в эпоху «технотронности», весьма сложно говорить даже о приблизительном выравнивании уровней экономического развития отдельных регионов и территорий. Поляризация доходов и концентрация экономической силы нарастают, несмотря на попытки менее развитых
субъектов включиться в конкуренцию на равных. Силы пока не равны - это факт. Конечно, принято говорить о многополярности современного мира. Это верно лишь отчасти. Если говорить о численности населения и занимаемой ими территории земного шара, то данное утверждение, несомненно, правомерно. Но, если принимать во внимание главные рычаги управления мировым экономическим пространством, такие, как военная сила, все виды экономических, в том числе финансовых ресурсов, информационная составляющая, средства связи, СМИ, степень влияния на общественное мнение и контроль над деятельностью международных институциональных структур, то, несомненно, «центр тяжести» смещается в сторону « мозгового центра» мировой экономики со штаб-квартирой в США и, в меньшей степени, в ЕС. А в рамках отдельных интеграционных объединений, таких как, например, Евросоюз, в сторону основного экономического ядра наиболее сильных в экономическом плане стран [1]. Франция как раз относится к разряду наиболее продвинутых в экономическом и научно-техническом развитии экономик.
Несомненно, особое значение в условиях развернувшейся конкуренции и перехода цивилизации от техногенного типа к технотронному принадлежит инновационным ресурсам и разработке инновационной стратегии развития национальной экономики любой страны. Именно инновации позволят сделать необходимый рывок и превзойти основных конкурентов. Конечно, международное
сотрудничество по-прежнему актуально, но необходимо учитывать возможность, в случае необходимости, своевременной смены стратегических партнеров. Выбирая инновационный путь развития, следует учитывать различные виды возможных инноваций. Конкурентные преимущества могут скрываться в использовании инновационных методов организации производства той или иной компании, включенной в мирохозяйственные связи, в том числе по степени диверсификации источников сырьевого обеспечения и производственным мощностям, объемам и темпам развития, структуре и качеству продукции. Например, использование управленческих инноваций предполагает преобразования в области организации труда и работы с персоналом, актуализируя вопрос изменения статуса кадровых служб предприятий и переноса акцента с обеспечения учета кадров на деятельность по повышению качества персонала. С этой целью обосновано создание на предприятии, вовлеченном в мирохозяйственные связи, специального подразделения по управлению персоналом с наделением его функцией материальной мотивации (управление оплатой труда и штатным расписанием). Что касается технологических инноваций, то они, несомненно, перспективны в следующих направлениях: наращивание производственной мощности предприятий, техническая модернизация всех составляющих хозяйственного комплекса страны. Однако наибольшее значение в обеспечении роста конкурентоспособности отдельного структурного звена экономики любой страны- предприятия, фирмы, компании, независимо от формы собственности, придается продуктовым инновациям, которые предусматривают, в частности, переработку отходов и расширение ассортимента за счет освоения производства продукции смежных отраслей. И, наконец, в плане обеспечения большей степени конкурентоспособности национальных производителей, вовлеченных в мирохозяйственные связи и международный бизнес, играющих на современном глобальном экономическом пространстве, следует назвать реализацию ими комплементарных инновационных бизнес-проектов [3].
В этом отношении опыт Франции в области принципиально нового мироустройства, организации хозяйственной, экономической и социальной жизни страны весьма показателен. Весьма интересно и то, что во Франции разрабатываются программы государственного финансирования инвестиционных и инновационных программ, ориентированных на развитие страны в перспективе до 2030 г. Анализ подобного опыта весьма интересен
с точки зрения возможного заимствования если не полностью, то отдельных его элементов, с целью дальнейшего экономического развития российской экономики и общества в целом.
Анализируя французский опыт разработки и реализации программ развития и реформирования национальной экономики, следует учитывать особенности экономики и политики этой страны. В частности, традиционной особенностью экономической политики и внутренней структуры экономики Франции является значительная доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях национального хозяйства, таких как нефтяная и газовая промышленность и транспорт. Следует отметить также и плановый характер развития, при этом характерной чертой является то, что процесс носит не нормативный, а индикативный характер. Другими словами, намеченные показатели экономического развития не являются нормативными для частных предприятий. Подчеркнем, что в экономике Франции весьма велика доля иностранного капитала. В частности, в промышленности доля иностранных инвестиций достигает 40 %, в недвижимости около 27,5 %, в торговле примерно 20 %, и в сфере услуг доходит до 9 %. Численность занятых на предприятиях с участием иностранного капитала достигает примерно 20 % от всех трудящихся. Наибольший удельный вес (свыше 50 %) иностранного капитала наблюдается в таком секторе экономики, как информатика, а также в других отраслях, связанных с применением передовых технологий.
Что касается структуры ВВП Франции, то значительная его часть создается в секторе промышленного производства (около 20 %), именно он обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта страны. Немаловажный факт, характеризующий Францию, заключается в том, что страна располагает значительными запасами полезных ископаемых, в частности, такими видами, как железные и урановые руды, бокситы, калийные соли и др. Несомненно, это создает прочную базу для развития горнодобывающей и тяжелой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах. Например, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основными отраслями промышленности в стране являются: машиностроение (2,6 % мирового производства) и химическая промышленность (четв ертое место в мировом экспорте). Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве и авиакос-
мическая промышленность является гордостью страны и обеспечивает ей весьма солидную прибыль на мировом рынке. Кроме того, в качестве базовых отраслей можно рассматривать такие отрасли промышленности, как автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объему экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объеме выпускаемой продукции, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши, модной одежды, обуви и аксессуаров. Франция рассматривается также в качестве одной из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики. В стране свыше 75 % энергии получают на атомных электростанциях [6].
Несколько слов необходимо отдельно сказать о сельском хозяйстве страны, поскольку именно оно является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя его основой служит частное землевладение. Большую долю сельскохозяйственной продукции дают крупные хозяйства (с земельным наделом 20-100 гектаров), но численно в стране вс е же преобладают мелкие и средние фермеры. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции Франция занимает 1 -е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Страна выступает крупнейшим в Европе производителем пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (их насчитывается более 400 сортов). Свыше 50 % сельскохозяйственной продукции дает животноводство (скотоводство). В экспорте традиционно высока доля высококачественных вин. Французские фермеры выступают главными противниками внедрения в Европе генетически измененной продукции, поскольку французская продукция традиционно высоко ценится из-за ее высокого качества и экологической чистоты.
Следует отметить весьма высокую роль страны на европейском транспортном рынке. В частности, Франция располагает одной из самых развитых в Европе сетью железных дорог. С 1981 г. большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей. Особую гордость французы испытывают от наличия высокоскоростной железнодорожной магистрали в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения считается одной из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП страны тратится на социальные нужды населения. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя, которая являлась самой короткой в Евро-
пе, но в 2008 г. ее отменили. В настоящее время работодатель получил право заключать индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих и сверхурочных часов.
Да, конечно, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП Франции в
2011 и 2012 гг. на 2,1 % и 1,9 % и призывает французское правительство принять дополнительные меры, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита до 3 % к 2013-му. Более того, Пакт стабильности и роста в ЕС допускает дефицит бюджета в размере не более 3 % в каждой отдельной стране союза. Если этот показатель оказывается выше, страна должна принять меры по его сокращению.
Минфин страны опубликовал доклад МВФ, согласно которому рост ВВП Франции в 2011, 2012 и 2013 гг. составит соответственно 2,1 %, 1,9 % и 2,0 %. Французское правительство, в свою очередь, рассчитывает на рост ВВП в 2011 г. на 2 %, а в следующем году на 2,25 %. Власти Франции также неоднократно заявляли, что к 2013 г. смогут сократить дефицит бюджета, чтобы он составил менее 3 % от ВВП. В 2012 г. правительство рассчитывает на сокращение дефицита до уровня в 4,6 % от ВВП. Согласно данным французского статистического института 1шее, бюджетный дефицит страны в 2010 г. составил 7,1 % от ВВП, а государственный долг -82,3 % ВВП.
«Прогноз экспертов МВФ, основанный на менее оптимистичных макроэкономических соображениях, предполагает, что ожидания правительства следует подкорректировать на 0,2 % от ВВП в
2012 и 0,6 % от ВВП в 2013 г. Решимость французского правительства добиться установленных бюджетных целей нужно поддержать подготовкой чрезвычайных мер на случай, если рост ВВП и доходы снизятся относительно ожиданий властей», -говорится в докладе МВФ. Согласно оценке фонда, без дополнительных мер Франции удастся сократить бюджетный дефицит до 4,8 % в 2012 г., до 3,8 % - в 2013-м и до 2,9 % - в 2014-м. Кроме того, эксперты ожидают, что уровень государственного долга Франции в 2013 г. может достичь рекордного уровня в 88 % от ВВП и даже 90 % и 95 %, если сбудутся худшие ожидания относительно процентных ставок и экономического роста. МВФ предполагает, что для достижения поставленных целей правительству нужно предпринять ряд мер, в частности сократить рост внутренних расходов правительства, применяя меры по пересмотру государственной политики на региональные и местные власти и сделав более рациональной деятельность административно-территориальных образо-
ваний. МВФ также рекомендует более строго ориентировать социальные выплаты, в том числе путем замены социальных налогов субсидиями. Пока же, французское статистическое бюро Insee подтвердило, что ВВП Франции по итогам 2010 г. вырос на 1,5 % после падения на 2,7 % в 2009 г. Insee также сообщило, что дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 млрд евро, или 7,1 % ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3 % ВВП против 81,7 % ВВП в 2009 г. Также бюро опубликовало данные по ВВП страны за первый квартал 2011 г. По данным документа, ВВП Франции в рассматриваемый период вырос на 1 % по сравнению с ростом 0,3 % в четвертом квартале 2010 г. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6 % против 0,4 %, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4 % после увеличения на 0,3 % в четвертом квартале 2010 г., а объем импорта вырос на 2,7 % после спада на 0,7 % кварталом ранее [5]. Столь подробный анализ современного состояния бюджета Франции не кажется излишним на фоне разрабатываемых с участием французского Правительства программ по социально-экономическому развитию страны.
Отметим, что в настоящее время во Франции одной из наиболее обсуждаемых и перспективных в плане реализации считается программа «Город будущего» («Ville de demain»). Данная программа является составной частью одного из приоритетных направлений «устойчивого развития» страны в рамках еще более масштабной программы «Большой национальный заем» (Grand emprunt national), направленной на финансирование новых инвестиционных программ, которые в свою очередь ориентированы на развитие Франции в перспективе до 2030 г. Реализация программы «Большой национальный заем» (Grand emprunt national), называемой также «Программой инвестиций в будущее» (Programme d’investissements d’avenir), началась в 2010 г. Программа предполагает выделение 35 млрд евро на финансирование научно-исследовательских проектов, проектов высших учебных заведений страны, промышленных объединений по развитию инноваций, цифровых технологий и т. д. Подчеркнем, что Программа «Большой национальный заем» состоит из пяти приоритетных направлений, в частности:
1) развитие высшего образования, на которое выделяется 11,0 млрд евро;
2) научные исследования и развитие науки с объемом финансирования 8,0 млрд евро;
3) промышленное развитие и поддержка малых и средних предприятий ( выделяется 6,5 млрд евро);
4) устойчивое развитие, на которое предполагается истратить 5,0 млрд евро;
5) развитие цифрового сообщества. Это направление по прогнозам потребует 4,5 млрд евро.
Важно, что составной частью приоритетного направления «Устойчивое развитие» является программа «Градостроительство и жилье» (Urbanisme et logement), состоящая из двух разделов: 1) программа «Город будущего», на которую выделен 1 млрд евро, при этом определена операторская компания в качестве которой выступает государственная банковская группа Депозитно-ссудная касса («Кесс де депо э консигнасьон»); и 2) программа «Реконструкция теплоснабжения жилья» (Renovation thermique des logements), на которую выделено финансирование в размере 0,5 млрд евро, а в качестве основного оператора выступает Национальное агентство жилищного строительства (ANAH - Agence rationale de l'habitat).
Рассматривая историю развития программы, стоит упомянуть, что именно 28 сентября 2010 г. Премьер-министр, Министр экологии, энергетики, устойчивого развития (с февраля 2011 г. - министр экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищных вопросов) и Государственный секретарь, отвечающий за жилищное строительство и градостроительство, подписали от имени французского государства соглашение с банком «Депозитно-ссудная касса» о его назначении оператором программы «Город будущего».
Основная цель программы «Город будущего» -поддержка инвестиций в создание новой модели города. Программа преследует также такие цели, как сокращение выбросов парниковых газов, уменьшение объемов потребляемой энергии и увеличение доли возобновляемых источников энергии, что, несомненно, будет способствовать сохранению экологии окружающей среды. В данном контексте нелишне напомнить, что Франция уделяет большое внимание экологически чистым инвестиционным проектам. Это предполагает создание специфических инструментов и схем финансирования их реализации. В частности, для реализации программы «Город будущего» в банке «Депозитно-ссудная касса» был создан специальный фонд в форме юридического лица - «Фонд города будущего» (Fonds Ville de Demain), которому в рамках «Большого национального займа» выделяется 1 млрд евро [7].
В качестве конечных бенефициаров средств «Фонда города будущего» выступают местные административно-территориальные единицы, межкоммунальные государственные учреждения и частные и государственные городские службы (транспортные, службы по переработке отходов,
поставщики энергии, строительные компании и т. д.).
Отметим основные сферы приложения средств «Фонда города будущего»:
- энергосберегающие сети, способствующие снижению парникового эффекта с учетом выбросов газа в атмосферу: сети теплоснабжения, системы охлаждения, переработка отходов; производство возобновляемых источников энергии; так называемые «умные» сети; оборудование жилищ;
- транспорт: энергосберегающий местный общественный транспорт с низким выбросом выхлопных газов, вызывающих парниковый эффект, и низким содержанием загрязняющих атмосферу веществ; инфраструктуры для электромобилей; качественная взаимоувязанная транспортная система (с использованием различных видов транспорта); улучшение качества предоставляемых услуг и информации пассажирам; системы городского распределения товаров;
- строительство: показательные здания, обладающие особыми характеристиками в области защиты и охраны окружающей среды, или здания, эксплуатирующиеся с применением инновационных технологий; жилые помещения, удовлетворяющие критериям образцовой энергоэффективности;
- общественные места и окружающая среда: оптимизация городских систем водоснабжения и освещения; применение новейших технологий по улавливанию углерода, обеспечивающие биологическое разнообразие.
Кроме того, Фонд города будущего может участвовать в совместном финансировании проведения экспертиз, содействии в проектировании объектов и осуществлении подготовительных и операционных исследований. В любом случае к качеству работ, в финансировании которых может участвовать Фонд, предъявляются повышенные требования.
При этом деятельность Депозитно-ссудной кассы по управлению Фондом города будущего носит исключительный характер. Это направление деятельности банка не следует путать с другими сферами банковского оперирования, в частности, в рамках подписанных соглашений с государством, таких как «Городская реконструкция и устойчивое развитие кварталов в рамках политики развития городов 2008-2013 гг.» и «Инициатива создания экологических кварталов 2009-2010» [7].
Таким образом, деятельность Депозитноссудной кассы по программе «Город будущего» вступает во взаимосвязь с другими проектами, напрямую финансируемыми банком, в частности:
- социальное жилищное строительство и развитие городских инфраструктур (строительство трамвайных и железнодорожных линий, очистных сооружений и т. д.). На реализацию этих проектов выделяется 4 транша ассигнований Сберегательного фонда банка в размере 11,5 млрд евро;
- развитие инженерии и реконструкция городов. На реализацию этого проекта предусмотрено выделение 150 млн евро для финансирования проектов Национального агентства реконструкции городов (ANRU - Agence nationale de renovation urbaine);
- инвестирование за счет собственных средств в общественно полезные проекты. На эти цели выделяется 450 млн. евро;
- сопровождение проектов развития экологических кварталов («Ecoquartiers») в координации с Министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищных вопросов. Банк участвует в совместном финансировании;
- инновации в области биологического разнообразия.
Следует отметить, что программа «Город будущего» готовилась, когда во Франции уже претворялись в жизнь различные программы экологического и инновационного градостроительства, жилищного строительства, обустройства территорий, в частности:
- в рамках Программы по охране окружающей среды «Гренель Анвиронман» (Grenelle Environnement), инициированной Правительством Франции в мае 2007 г. Напомним, что Программа «Гренель Анвиронман» направлена на создание благоприятных условий и нового подхода к пониманию охраны окружающей среды. 3 августа 2009 г. во Франции был принят закон, касающийся финансирования Программы (закон «Grenelle I»). В настоящее время принят и второй закон, относящийся к Программе «Гренель Анвирон-ман» - закон «Grenelle II».
- в ходе реализации политики устойчивого развития, истоки которой во Франции уходят в начало 2000-х гг., и в рамках Программы «Город устойчивого развития» (Plan Ville durable).
Как программа «Гренель Анвиронман», так и программа «Город устойчивого развития» упоминают инициативы «Экокартье» («Ecoquartiers» -экологические кварталы) и «Экосите» («Ecocites» -экологичные населенные пункты или части городских территорий). В частности, в рамках инициативы «Экосите» было отобрано 13 проектов. На участие в проекте претендовали 19 городов. 4 ноября 2009 г. был утвержден список из
13 «экогородов», среди которых Бордо, Страсбург, Монпелье, Метц, Гренобль, Марсель и западная часть острова Реюньон - одного из заморских департаментов Франции. Города, вошедшие в этот проект, должны были до 15 марта 2011 г. представить планы выплат по займу и расчеты ожидаемого экономического эффекта. Планы должны были включать использование различных источников возобновляемой энергии, преимущественное использование общественного транспорта и велосипедов, применение современных методов утилизации и переработки бытовых отходов, а также максимальное озеленение городских улиц и кварталов. В течение последующих 25 лет планируется увеличить население этих 13 «экогородов» на 50 тысяч жителей.
Программа «Гренель Анвиронман» предусматривает реализацию до 2012 г. примерно 15 «крупных архитектурно-инновационных, социальных и энергетических проектов» - «Экосите» и реализацию по крайней мере одного проекта «Эко-картье» на всех территориях, имеющих серьезные программы жилищного строительства.
Отметим, что указанные программы существуют не только в виде плановых документов и разработок ученых. Первые шаги в реализации этих интересных в социальном и экономическом плане проектов «Экокартье» и «Экосите» были сделаны в октябре
2008 г. . Все началось с объявления одноименных конкурсов. 22 октября 2008 г. в соответствии с обязательствами по Программе охраны окружающей среды «Гренель Анвиронман» Правительство представило План «Город устойчивого развития», состоя-гций из четырех оперативных разделов:
- конкурс проектов «Экосите»;
- конкурс «Экокартье». Специально образованное общество «Экокартье» (ОЛ EcoQuartier) объединило 160 участников (кандидатов);
- конкурс проектов городского транспорта;
- проекты возрождения и придания большего значения природе в городе.
Из вышеизложенного видно, что различные градостроительные проекты и проекты жилищного строительства, реализуемые в рамках различных программ, часто пересекаются, переплетаются и дополняют друг друга.
Конечно, важны детальные проработки, этапы и сроки реализации программы «Город будущего». Рабочая Программа «Город будущего» предполагает наличие двух этапов.
Первый этап - презентация проектов городского обустройства в тесной увязке с инициативой «Экоси-те» («Бсоей^»). Второй этап - выбор городских территорий с населением не менее 450 тыс. жителей, с высоким демографическим потенциалом. Необходи-
мо отметить, что проекты городов разрабатываются с учетом анализа следующих основных положений:
1. Защита окружающей среды и ресурсосбережение предполагает: сокращение потребления энергии, воды и природного сырья, сокращение количества отходов, снижение уровня загрязнения атмосферы и выбросов СО2, предупреждение изменений климата, предупреждение естественных и промышленных катастроф;
2. Стратегия «сбережения земли» и оценка пространства предусматривает: управление городскими территориями, увязку использования земель с общественным транспортом, поиск более компактных городских форм, развитие диверсифицированных и привлекательных услуг населению.
3. Связь и мобильность означает: предложение вариантов способов передвижения, отвечающих требованию минимизации уровня загрязнения окружающей среды и потребления энергии, разработку более качественных городских сетей водопользования, электросетей, транспортных сетей и отопительных систем, развитие цифровых сетей.
4. Социальная сплоченность, качество жизни и привлекательность территории предполагает: сбалансированность функций городских служб с предлагаемыми услугами и торговлей, расширение ассортимента предлагаемого жилья, увеличение уровня социальной сплоченности населения внутри жилых кварталов.
Указанные направления программного развития жилых городов подтверждают факт высокой степени социально-экономической ориентации рассматриваемых проектов, которые наряду с экономической целесообразностью позволят достичь нового более высокого и безопасного уровня жизни населения, а значит добиться благополучия, что в конечном итоге позволит снизить уязвимость национальной экономики, укрепит ее изнутри и повысит уровень национальной безопасности страны в целом [7].
Соглашение Правительства Франции с банком «Депозитно-ссудная касса» предусматривает следующие сроки и объемы финансового участия в реализации проекта «Город будущего» в рамках Закона о поправках к бюджету № 2010-237 от 09.03.2010 г. (табл. 1).
Таблица 1
Сроки и объемы финансирования проекта «Г ород будущего»
1-й транш 2-й транш
Первый этап 475 млн евро 275 млн евро
Второй этап 125 млн евро 125 млн евро
Сроки финансирования 2010-2014 гг. 2015-1017 гг.
Указанные в таблице объемы финансирования проекта, как заявлено в прилагаемых к Соглашению документах, могут быть изменены в пределах 20 %, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения объемов финансирования. Отметим также, что использование средств Фонда города будущего на первом этапе связано с 13-ю проектами строительства экологически чистых населенных пункта в рамках программы «Экосите», которые отобраны под эгидой Министерства экологии, энергетики и устойчивого развития.
Соглашение определило предварительный примерный график реализации программы (с учетом мероприятий, уже реализованных на момент его подписания). Первый этап предусматривает проведение при участии Министерства экологии, энергетики и устойчивого развития и административно-территориальных образований летних и осенних серий совещаний и обменов мнениями по проектам непосредственно на местах, однако отметим, что в документах конкретные сроки проведения не указаны. Осенью 2010 г. прошли совещания на национальном уровне с участниками проектов по определению и согласованию размеров финансирования. В середине января 2011 г. административно-территориальные образования представили досье по финансированию проектов на основе технических заданий. Досье содержали план финансирования и план реализации проекта, способы управления, оценки и сопровождения проекта, график реализации проекта. По каждому досье были даны заключения директора регионального подразделения банка «Депозитноссудная касса» и префекта соответствующего региона. Следующий этап начался со второй половины января 2011 г. Он ознаменовался презентацией досье проектов Организационному комитету. И наконец, до конца 2011 г. проходил второй отборочный тур предлагаемых к рассмотрению проектов.
Технические задания проектов рассматриваются Генеральным комиссариатом по инвестициям, в частности, анализируется структура проекта и деятельность министерств и ведомств по координации процесса реализации проекта в рамках осуществления «Большого национального займа». Кроме того, технические задания со своей стороны рассматриваются и банком Депозитно-ссудная касса, а также соответствующими министерствами, после чего передаются на рассмотрение Премьер-министру.
На втором этапе происходит отбор городов и территорий в рамках проекта «Экосите», которые должны соответствовать следующим критериям:
это должны быть крупные агломерации с населением свыше 450 тыс. жителей, управляемые государственными (публично-правовыми) учреждениями межкоммунального сотрудничества типа EPCI (etablissement public de cooperation inter-communale). Это французская административная структура, управляющая несколькими коммунами, решившими объединить усилия в таких вопросах, как общественный транспорт, обустройство территорий или охрана окружающей среды. Деятельность этих учреждений регулируется Общим кодексом административно-терри-ториальных образований. Компетенции Государственных учреждений межкоммунального сотрудничества определяют входящие в них коммуны и сообщества, городские сообщества, метрополии, объединяющие население свыше 500 тыс. жителей, профсоюзы новых агломераций и др. На 1 января 2011 г. во Франции насчитывалось 2599 Государственных учреждений межкоммунального сотрудничества. Кроме того, города и территории, участвующие в конкурсном отборе, должны иметь на максимальный срок (на предстоящие 20-25 лет) прогнозы и перспективы значительного демографического развития или перспективы крупной реконструкции города по причине наличия большого количества нуждающегося в реконструкции жилья или сильной перенаселенностью жилых зданий.
Правда, отбор пилотных проектов в рамках инициативы Министерства экологии, энергетики и устойчивого развития «Экокартье» имеет свои особенности. В частности, существуют ограничения в плане отбора территорий. Они должны находиться в ведении только тех государственных учреждений межкоммунального сотрудничества, которые имеют право на осуществление дополнительного налогообложения (EPCI a fiscalite propre) и в которых не менее 70 % населения проживает в сельской местности, а также должны соответствовать требованиям экологических территорий. Предполагается, что конкурсный отбор на финансирование затронет около 10 проектов.
Управление и сопровождение проекта «Город будущего» осуществляется как на национальном, так и на местном уровне. На национальном уровне управление проектом возложено на специально созданные органы - Организационный комитет (Comite de pilotage) и Комитет контроля и оценки (Comite de suivi et d’evaluation).
Национальный организационный комитет состоит из: двух представителей Министерства экологии, энергетики и устойчивого развития; двух представителей Генерального комиссариата по инвестициям; двух представителей банка «Депо-
зитно-ссудная касса»; одного представителя Агентства по охране окружающей среды и энергоэффективности (АДЕМЕ - Agence de ГЕпуь ronnement et de 1а Май^е de l’Energie).
В качестве ассоциированного члена Оргкомитета выступает представитель министерства, ответственный за вопросы обустройства территорий. Возглавляет Оргкомитет представитель Министерства экологии, энергетики и устойчивого развития. Основные функции Организационного комитета заключаются в: 1) анализ и отбор проектов и инициатив, представленных административно-территориальными органами; 2) принятие решений по обязательствам финансирования «Фонда города будущего»; 3) регулирование и контроль деятельности «Фонда города будущего».
Комитет контроля и оценки состоит из: трех представителей государства: Генерального комиссариата по инвестициям и министерств, ответственных за соответствующие отрасли; трех представителей банка «Депозитно-ссудная касса»; одного представителя Агентства по охране окружающей среды и энергоэффективности (АДЕМЕ); 15 представителей и специалистов отрасли, профессиональных объединений, организаций, занятых в отрасли. Комитет контроля и оценки дает свои заключения и рекомендации по проектам Организационному комитету и Генеральному комиссариату по инвестициям, вносит предложения по финансированию проектов. Все доклады Комитета контроля и оценки представляются в Наблюдательный комитет банка «Депозитно-ссудная касса». Поименный состав обоих комитетов утверждается постановлением Генерального комиссариата по инвестициям по предложениям его членов. На каждую должность назначается один постоянный представитель и один заместитель (помощник). Постоянно действующие секретариаты Организационного комитета и Комитета контроля и оценки работают в рамках банка «Депозитно-ссудная касса».
На местном уровне управление проектом возлагается на Местный организационный комитет и Оперативный комитет финансирования. Местный организационный комитет состоит из представителей государственных органов, административно-территориальных подразделений, банка «Депозитно-ссудная касса», Агентства АДЕМЕ и представителей предприятий. Сопредседателем Местного оргкомитета является префект, мэр или президент государственного учреждениями меж-коммунального сотрудничества (ЕРС1), утверждающий состав комитета. Местный оргкомитет разрабатывает и утверждает досье, представляе-
мые национальному Оргкомитету (стратегия развития территорий, планы действий, запросы на финансирование), осуществляет оценку проектов и контроль за их осуществлением.
Оперативный комитет финансирования состоит из двух представителей государственных органов и двух представителей банка «Депозитноссудная касса». На каждую должность назначается один постоянный представитель и один заместитель (помощник). Возглавляет Оперативный комитет финансирования региональный директор банка «Депозитно-ссудная касса», в региональном отделении банка размещается постоянно действующий секретариат. Оперативный комитет финансирования принимает решения по вопросам использования финансовых средств, обеспечивается контроль исполнения решений национального Оргкомитета, касающихся ссуд и субсидий.
Особый интерес представляет финансовая составляющая программы. В частности, в Соглашении правительства с банком «Депозитно-ссудная касса» указывается, что предварительный план инвестиций в проект «Город будущего» составляет 2 млрд евро, распределяемые следующим образом: 400 млн евро - средства Фонда города будущего; 400 млн. евро - средства прочих инвесторов; 1200 млн евро - ссуды и прочее финансирование. При этом программа «Инвестиции в будущее» предполагает выделение на проект «Город будущего» 1 млрд евро, однако эта же программа содержит предварительную оценку финансовых вложений, необходимых для реализации проекта, составляющую 4,4 млрд евро.
Для осуществления операций, предусмотренных Соглашением с правительством, в банке «Депозитно-ссудная касса» открыт специальный корреспондентский счет, учтенный в финансовой (бухгалтерской) документации бюджетного контролера, Министерства экономики, финансов и промышленности и Министерства бюджета, государственных счетов и госреформы.
Все действия банка «Депозитно-ссудная касса», связанные с операциями с выделяемыми финансовыми средствами, также согласовываются с бюджетным контролером и финансовыми службами вышеупомянутых министерств. Все финансовые аспекты решаются в банке «Депозитноссудная касса» специально созданным операционным подразделением «Город будущего», входящим в Дирекцию территориального и инфраструктурного развития. Расходы банка «Депозитно-ссудная касса» по административному, бухгалтерскому и финансовому управлению средствами, выделяемыми государством на осуществление
программы «Город будущего», будут по себестоимости отнесены на счет расходов по реализации Программы инвестиций в будущее. Банк представляет ежегодный отчет по стоимости управления финансовыми средствами программы в Генеральный комиссариат по инвестициям для утверждения. Таким образом, программа реализация проекта «Город будущего» содержит четко разработанную схему финансирования его реализации.
Наконец, следует также упомянуть о перспективах развития экологического и инновационного жилищного строительства во Франции. Напомним, что, реализуя экологические проекты в жилищном строительстве, Франция выполняет данное Евросоюзу обещание по выполнению плана «20-20-20» (называемого также «3 х 20»), подразумевающего достижение к 2020 г. таких целей, как:
- уменьшение на 20 % по сравнению с уровнем 1990 г. выброса газов, способствующих парниковому эффекту;
- выработка 20 % энергии из возобновляемых источников;
- сокращение на 20 % потребления энергии.
Этот план был принят Еврокомиссией 23 января 2008 г., и 11-12 декабря 2008 г. он стал объектом политического соглашения глав 27 стран -членов ЕС в ходе заседания Совета Европы.
Ранее упомянутый закон «Grenelle I» определил такую норму, как «помещение с низким энергопотреблением» при проектировании всех административных и офисных зданий с 2010 г. Эта норма составляет меньше 50 кВт/ч годового первичного потребления на квадратный метр. Закон будет регулировать эксплуатацию всего нового жилья во Франции с 2012 г. Начиная с 2020 г., все новые строения должны будут соответствовать концепции «позитивной энергии», то есть производить больше энергии, чем потреблять. Старые здания должны быть реконструированы так, чтобы потребление составляло от 90 до 150 кВт/ч на квадратный метр в среднем в год, энергопотребление в этих зданиях должно быть сокращено к 2020 г. на 38 %.
С целью подготовки конкретных предложений по улучшению использования инноваций в секторе жилищного строительства ведутся работы как в рамках Программы «Гренель Анвиронман», так и в рамках Национальной исследовательской и экспериментальной программы по энергообеспечению зданий PREBAT ( le Programme national de Recherche et d'experimentation sur l'Energie dans les BATiments). Напомним, что данная Программа стартовала в 2005 г.
В программу PREBAT вовлечены 5 министерств (жилищного строительства, оборудования, экологии, научных исследований и промышленности) и 5 национальных агентств, а именно:
- Агентство по охране окружающей среды и энергоэффективности (АДЕМЕ- Agence de l’Envi-ronnement et de la Maitrise de l’Energie);
- Национальное агентство жилищного строительства (ANAH);
- Национальное научно-исследовательское агентство (ANR - Agence nationale de la recherche);
- Национальное агентство реконструкции городов (ANRU Agence nationale de renovation urbaine.);
- инновационный филиал Государственной компании по развитию инноваций и поддержке малых и средних предприятий «ОЗЕО» (OSEO -«Oseo innovation»).
В ходе реализации Программы «Гренель Ан-виронман» разработка геотермической платформы (Plate-forme geothermie) под строительство и концепций «умных» зданий ведется в «полюсах конкурентоспособности» - энергетическом технополисе «S2E2», в государственной научноисследовательской организации «BRGM ( Bureau de Recherches Geologiques et Minieres)», входящей в «Agropolis International», и технополисе Орлеана (Technopole d’Orleans). Напомним, что «Полюса конкурентоспособности» во Франции - это крупные научно-производственные комплексы (своеобразные особые экономические зоны), объединяющие деятельность высокотехнологичных предприятий и научных институтов в различных отраслях экономики.
Что касается конкретных шагов по реализация программы «Город будущего», то как уже было сказано ранее, отбор 13 городов в рамках инициативы «Экосите» был инициирован в ноябре
2009 г., то есть еще до начала реализации программы «Город будущего». Процесс реализации этой инициативы ускорился после ее включения в Программу инвестиций в будущее. В феврале 2011 г. Фонд города будущего выделил средства в размере 200 млн евро на реализацию 12 проектов развития движения местного общественного транспорта по выделенной полосе (TCSP -Transports en Commun en Site Propre). В октябре 2011 г. Министр экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищных вопросов, Госсекретарь, отвечающий за жилищное строительство, Генеральный комиссар по инвестициям объявили о своей поддержке в координации с банком «Депозитно-ссудная касса» и Агентством по охране окружающей среды и энергоэффективности (АДЕ-
МЕ) 93 инновационных проектов, предложенных ранее отобранными 13 «экогородами» («экосите»).
Государство обязалось поддержать государственными и частными инвестициями эти проекты, позиционируя их как «пилотные проекты» обустройства территорий и более того, незамедлительно выделить на их реализацию 33 млн евро и еще 7 млн евро - в порядке совместного финансирования решения многочисленных и разнообразных инженерных задач в рамках этих городов. Предварительно отобрано еще 49 проектов, которые требуют уточнений и дополнений с учетом рекомендаций национального Организационного комитета «Город будущего», после чего эти проекты будут переданы на повторное рассмотрение. Государственное финансирование этого блока программы оценивается на уровне 150 млн евро. Правительство предложило тринадцати отобранным ранее «Экосите» представить требуемые материалы по этим проектам в период с 1 декабря 2011 г. до 29 февраля 2012 г.
Все отобранные проекты отличаются высоким уровнем инновационной новизны и улучшенными показателями охраны окружающей среды. Первые 13 «экосите» должны были получить финансовую поддержку в размере 750 млн евро в период 2010-2017 г., включая развитие общественного транспорта.
По информации Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищных вопросов (октябрь 2011 г.), на второй этап реализации программы «Город будущего» Фонд города будущего получит сумму в 235 млн евро для реализации отобранных проектов на период 20112017 гг. при этом первоначально Соглашение Правительства с банком «Депозитно-ссудная касса» от 28 сентября 2010 г. предусматривало выделение 250 млн евро (два транша по 125 млн евро) на реализацию второго этапа программы на период 2010-2017 гг.. Снижение объемов финансирования укладывается в принятую оговорку возможного изменения дотаций в 20 %.
Правительство пригласило к участию в этом этапе программы крупные территориальные подразделения (с населением более 450 тыс. чел.), управляемые Государственными учреждениями межкоммунального сотрудничества (EPCI) присоединиться к инициативе «Экосите» (Лион, Лиль, Тулуза, Руан). Отдельно приглашены к участию две важных территории региона Иль-де-Франс - Ардуан (site des Ardoines) и Декарт (site Descartes), уже участвующие в проекте «Большой Париж». Напомним, что проект «Большой Париж» довольно широко обсуждался в средствах
массовой информации и известен как масштабный проект транспортного, ландшафтного и архитектурного переоборудования, модернизации и обустройства г. Парижа вместе с пригородами с целью создания европейской и мировой метрополии.
Итак, подчеркнем, что французская инициатива «Экокартье» находится в стадии реализации. Один из примеров существующих «экокварталов» во Франции - «Зона заранее согласованного обустройства» на 850 жилищ Бонн (ZAC - Zone d'amenagement concerte de Bonne) в районе Гренобля. 4 ноября 2009 г. этот проект был удостоен большой национальной премии «Экокартье» Министерства экологии Франции. В декабре 2011 г. состоялось второе вручение национальных премий «Экокартье». В конкурсе, объявленном 19 января 2011 г. в рамках 2-й Национальной конференции по теме города устойчивого развития (conference nationale de la ville durable), приняли участие 394 проекта. Гран-При по итогам конкурса получили сразу два проекта - Городское сообщество «Большого Нанси» (Communaute urbaine du Grand Nancy) и Городское сообщество метрополии Лилль (Lille Metropole Communaute urbaine).
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. В данной статье рассмотрен весьма своеобразный опыт Франции по реализации перспективных проектов строительства т.н. «Городов будущего», отличающихся комплексным характером обустройства, направленного на оздоровление среды обитания населения страны и повышения экономической эффективности эксплуатации жилых кварталов.
2. Мощные программы по энергосбережению направлены на сокращение расходов по эксплуатации территорий и созданию своеобразных городских анклавов с максимально возможным снижением экологической нагрузки на окружающую среду. Учитывая высокий уровень развития страны, нацеленность программ развития «Городов будущего» на всемерное использование новейших технологий и инноваций, финансовую поддержку со стороны государства, можно говорить о высокой экономической и социальной эффективности подобных проектов, которые, в конечном счете, приведут к повышению уровня национальной безопасности за счет снижения социальной напряженности и повышения уровня благосостояния населения.
3. Государственные вложения в человеческий капитал, несомненно, принесут дополнительные экономические дивиденды и повысят уровень
конкурентоспособности национальных компаний и страны в целом на мировом и региональном рынках.
Несомненно, опыт Франции по созданию «Городов будущего» и разработанные схемы государственного финансирования и поддержки подобных образований весьма интересен и полезен для реформирования российской экономики, и может быть использован при принятии конкретных управленческих решений.
Литература
1. Федосеева Г. А. Глобальный бизнес и роль экономической дипломатии в его развитии в условиях глобальной экономической конкуренции и финансово-экономического кризиса // Экономические науки. М., 2009. № 6(55). С. 343-348.
2. Федосеева Г. А. Гуманистические аспекты безопасности глобализации и развитие глобального бизнеса в условиях жесткой экономической конкуренции и финансово-экономического кризиса // Экономические науки. М., 2009. № 5 ( 54). С. 341-348.
3. Федосеева Г. А. Экономическая дипломатия и ее роль в реализации инновационных стратегий развития глобального бизнеса в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. // Внешнеэкономические аспекты инновационного развития экономики России: сборник статей. М., 2009.
4. Франция рассчитывает на рост в следующем
году. URL: http://ru.euronews.com/2012/08/20/french-
finance-minister-upbeat-on-growth
5. Экономика Франции. URL: http:// www.globfin.ru
6. Экономика Франции . URL: http:// ru.euronews.com
7. Экономический, социальный и экологический совет (Conseil economique, social et environnemental): доклад « Город будущего». Париж, 2011.
* * *
THE ANALYSIS OF EXPERIENCE OF FRANCE IN THE FIELD OF PUBLIC FINANCING OF DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY AND «FUTURE CITY» PROGRAM PROSPECT
G. A. Fedoseyeva
The purpose of this article - to investigate experience of public financing of programs of development of national economy of France. The particular interest represents the French experience of creation and prospect of implementation of programs on development of the certain cities and the national territories which have received the name "Future City". This material can be taken as a basis adoptions of administrative decisions at implementation of reforming of the Russian economy.
Key words: world economy, public financing, investment, state investments, foreign investments, programs of development of economy, economic reforms, future city, innovation.