Научная статья на тему 'Банки развития в России и зарубежный опыт'

Банки развития в России и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2616
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА / БАНК РАЗВИТИЯ / ГЕРМАНИЯ / КИТАЙ / ВНЕШЭКОНОМБАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин А. А.

Банки развития играют структурообразующую роль в экономике успешно развивающихся стран. Они ориентируют ее на трансформацию сбережений в производственные и инфраструктурные инвестиции, поддерживают экспортно-импортные операции, стимулируют развитие жилищного строительства. Российский банк развития (Внешэкономбанк) осуществляет деятельность с 2007 г. Для реализации поставленных перед ним задач необходимо изучение опыта стран, имеющих успешно реализованные программы создания национальных институтов развития. В статье рассмотрен опыт становления и функционирования банков развития Германии и Китая, названы основные принципы работы данных институтов, рассмотрены результаты их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банки развития в России и зарубежный опыт»

БАНКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А. А. ИЛЬИН, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Алтайский государственный университет

Банки развития играют структурообразующую роль в экономике успешно развивающихся стран. Они ориентируют ее на трансформацию сбережений в производственные и инфраструктурные инвестиции, поддерживают экспортно-импортные операции, стимулируют развитие жилищного строительства. Российский банк развития (Внешэкономбанк) осуществляет деятельность с 2007г. Для реализации поставленных перед ним задач необходимо изучение опыта стран, имеющих успешно реализованные программы создания национальных институтов развития.

В статье рассмотрен опыт становления и функционирования банков развития Германии и Китая, названы основные принципы работы данных институтов, рассмотрены результаты их деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, проектное финансирование, международная практика, банк развития, Германия, Китай, Внешэкономбанк.

Государственные институты развития, играющие структурообразующую роль для национальной банковской системы и ориентирующие ее на трансформацию сбережений в инвестиции, действуют практически во всех успешно развивающихся странах. Как правило, эти институты включают в себя: общенациональный государственный банк развития, предназначенный для использования внутренних сбережений для производственных инвестиций; экспортно-импортный банк, осуществляющий кредитование экспорта; государственные финансовые институты, поддерживающие инвестиции населения в жилищное строительство; разнообразные инвестиционные корпорации отраслевой направленности. Институты развития дополняются теми или иными механизмами централизованного выбора и реализации приоритетов государственной инвестиционной политики.

Большинство банков развития было учреждено в 1950-е гг. в целях скорейшего восстановления разрушенной Второй мировой войной экономики и по

своей экономической сути являлись «карманными» банками правительств стран, их учредивших. Главной целью деятельности данных банков являлась реализация правительственной социально-экономической политики. В 1980-е гг. назрела необходимость реформирования большей части данных финансовых институтов. В результате реформ большая часть банков развития, имеющих «политический» подтекст, утратили основу своего существования и превратились в особые банковские институты, имеющие собственную инвестиционную политику и характеризующиеся незначительным участием государства в их деятельности.

Хотя банки развития в своей деятельности выражают государственную позицию на инвестиционное развитие, их деятельность не противоречит принципам рыночной экономики. Во всех развитых с экономической точки зрения странах превалирует точка зрения об ограниченности влияния государства на экономику. Однако надгосударственные структуры, ответственные за регулирование данной сферы (МВФ, Всемирный банк, различные рейтинговые агентства), признают положительный факт существования внутри страны реально и эффективно действующего института развития.

Отличительной чертой деятельности данных учреждений является отсутствие конкуренции с коммерческими банками и то, что они призваны финансировать промышленную политику государства, привлекая и рационально распределяя финансовые ресурсы, устраняя отставание в экономическом развитии регионов и тем самым способствуя поступательному, здоровому развитию экономики. Если заемщиками института развития, имеющими низкий первоначальный уровень платежеспособности, реализующими капиталоемкие и долгосрочные проекты, начинает интересоваться частный сектор, значит, работа банка завершена и он должен уходить с рынка. Сфера деятельности

банков развития ограничивается производственной инфраструктурой и низкорентабельными, хотя и социально значимыми, сегментами рынка.

Кроме названной особенности, можно выделить еще ряд важных характеристик институтов развития, имеющих принципиальное значение для решения возложенных на них задач и определяющих их важность для целей модернизации и структурной перестройки национальной экономики:

1) ориентация на средне- и долгосрочные кредиты приоритетным отраслям экономики. Очевидно, что реализация любого проекта, как правило, занимает не один год, в отдельных случаях строительство затягивается на десятилетия. Поэтому крайне важно, чтобы денежные средства, привлекаемые проектной компанией, имели долгосрочный характер.

Выбор приоритетных отраслей определяется экономической или инвестиционной политикой государства. В разные периоды развития страны приоритет может смещаться в пользу одних или других секторов экономики, но, тем не менее, существует ряд отраслей народного хозяйства, которые нуждаются в постоянной поддержке в силу их значимости для национальной безопасности: предприятия оборонно-промышленного комплекса, авиастроение, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство. Другими словами, реализация приоритетных проектов в данных отраслях всегда или почти всегда — прерогатива государственных институтов. Вместе с тем проекты, реализуемые в прочих отраслях, требуют как минимум наблюдения со стороны государственных структур, а зачастую и их прямого участия;

2) использование льготного режима. Льготный режим кредитования означает использование механизмов, которые не имеют традиционного применения при обычном банковском кредитовании. Речь идет об использовании субординированного кредитования, отсутствии залогового обеспечения, наличии отсрочек по процентным платежам, применении льготных ставок кредитования, возможности погашения кредита продукцией, полученной в результате реализации проекта.

Кроме того, данный признак проявляется в более мягкой форме регулирования самих институтов развития со стороны законодательства о банках и банковской деятельности. На его деятельность могут не распространяться положения по регистрации, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, ликвидации или реорганизации, предоставлению информации о деятельности кредитной

организации, обеспечению требований к устойчивости и финансовой надежности, соблюдению иных обязательных требований и нормативов;

3) использование особых источников финансирования. Среди источников формирования финансовых ресурсов институтов развития, прежде всего, преобладают бюджетные средства и займы, привлеченные на рынке ценных бумаг. Кроме того, для мобилизации долгосрочных капиталов используются часть резервов коммерческих банков, сбережения населения, средства пенсионных фондов.

Банки развития — недепозитные банки, они не прибегают к привлечению денежных средств предприятий и населения. Финансирование проектов государственными институтами развития априори предполагает использование бюджетных средств. Это могут быть средства государственных бюджетов, внебюджетных и специальных инвестиционных фондов.

Облигационные займы как ресурс проектного финансирования характерны для стран с развитым фондовым рынком, таких как США, Великобритания, страны Латинской Америки. Принципиальное различие между кредитами и облигациями заключается в том, что облигации — это торгуемые инструменты, а, следовательно, они имеют ликвидность. Облигации приобретаются инвесторами, которые заинтересованы в долгосрочном фиксированном доходе — обычно это компании, занимающиеся страхованием жизни, и пенсионные фонды. В этом смысле облигации проектного финансирования представляют собой альтернативу покупке государственных или корпоративных облигаций.

Диверсификация источников финансирования проектов позволяет снизить риски при кредитовании малорентабельных проектов и повысить общую эффективность деятельности банков развития.

Современный уровень интеграции мировой экономики серьезно влияет на структуру источников финансирования проектов. В настоящее время ключевую роль приобретает усиление деятельности, направленной на сотрудничество с международными финансовыми организациями развития и совместное участие в финансировании тех или иных проектов как на стадии предынвестиционных консультаций, так и непосредственно во время выделения и освоения средств. Важную роль должны играть контакты с такими международными финансовыми структурами, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития;

4) двухуровневая система финансирования экономики, вовлечение в процесс кредитования ком-

мерческих банков. Данная схема позволяет, с одной стороны, расширить ресурсную базу коммерческих банков (так как для них ресурсы государственных институтов становятся источниками предоставления долгосрочных кредитов) и удлинить сроки кредитования заемщиков, чья кредитоспособность уже подтверждена историей обслуживания в данном банке. В свою очередь, государственному институту развития нет необходимости создавать собственную филиальную сеть, что обеспечивает ему существенную экономию затрат;

5) использование механизма частно-государственного партнерства. Механизм предполагает привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций, т. е. предусматривает совместное участие в реализации проектов государства и частных партнеров. Как правило, для реализации какого-либо проекта создается специальная компания, учредителями которой являются как финансирующая сторона (в данном случае банк развития), так и сторона, которая привлекает инвестиции. Кроме этого, принципы частно-государственного партнерства означают совместное участие в деятельности проекта и после его реализации (как, например, в случае с обеспечением покупки определенной доли продукции государством или помощь в продвижении товара на рынки зарубежных стран).

Все перечисленные признаки характерны для большинства банков развития, которые имеют опыт функционирования в странах с развитой рыночной экономикой. Различные видоизменения данной системы в некоторых странах обусловлены историческими или социально-политическими особенностями отдельно взятого региона, в котором осуществляют операции институты развития.

Несмотря на то, что в настоящее время на рынке представлены Государственная корпорация «Внешэкономбанк» и ОАО «Россельхозбанк», необходимо отметить, что российский опыт модернизации национальной экономики при помощи институтов развития мог бы быть существенно дополнен зарубежным.

Рассмотрим подробнее опыт различных стран в становлении и функционировании системы использования банков развития в качестве источников средств для модернизации экономики. В качестве примеров будет рассмотрен опыт работы институтов развития Германии и Китая.

Данный выбор не случаен. Германская банковская система во многом напоминает российскую, так как она характеризуется высокой степенью прямого государственного участия в банковской сфере и большим количеством субъектов, работающих на рынке. Кроме того, нас связывает и исторический аспект: в послевоенной Германии необходимо было искать пути скорейшего восстановления разрушенного войной экономического потенциала.

Одним из способов ликвидации послевоенной разрухи в Германии послужило создание в 1950-х гг. «кредитного ведомства восстановления» — Кре-дитанштальт фюр Видерауфбау (Kreditanschtalt für Wideraufbau, KfW), которое послужило источником финансирования большинства крупных проектов, реализованных в послевоенной стране.

Система функционирования банков развития в Германии имеет двухуровневую структуру. KfW представляет первый (головной) уровень. Акционерами KfW являются федеральное правительство Германии (80 %) и федеральные земли (20 %).

Это ведомство организует привлечение к кредитованию банков, обслуживающих предприятия, которые реализуют проекты в отраслях, отвечающих экономической политике государства, либо содействующих экономическому росту страны, а также инновационные проекты, проекты по развитию инфраструктуры. Коммерческие банки при этом, во-первых, получают доступ к длинным «деньгам», которые аккумулирует кредитное ведомство, а, во-вторых, имеют возможность рефинансирования задолженности, передав права требования по кредитному договору кредитному ведомству.

Для снижения рисков при кредитовании со стороны Кредитного агентства используется такой инструмент, как долевая ответственность с обслуживающими банками за возврат выданных ссуд, которая устанавливается в договоре рефинансирования на весь срок предоставления кредита в размере до 50 % его суммы. Установление долевой ответственности может предусматривать некоторое повышение уровня базовой процентной ставки и дополнительные гарантии со стороны конечного заемщика, что в итоге снижает общую рискованность кредитной сделки.

Второй уровень системы представляют банки, разделенные по профилю их деятельности:

• KfW Mittelstandsbank — содействует развитию малого и среднего предпринимательства и начинающим предприятиям Германии;

• KfW Förderbank — оказывает поддержку городам при финансировании инфраструктурных

проектов коммунального хозяйства, выдает ипотечные и образовательные займы частным лицам;

• KfW IPEX-Bank — занимается поддержкой немецких экспортеров;

• KfW Entwicklungsbank — оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой, отвечает за сотрудничество с государственными учреждениями стран-партнеров;

• банки развития федеральных земель, такие как Баварский банк развития, Банк развития федеральной земли Саксония и пр., не входящие в финансовую группу KfW. Цель деятельности данных банков состоит в реализации программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства, основным инструментом их поддержки являются кредиты, предоставляемые под льготные проценты. Основная программа поддержки вновь создаваемого бизнеса предусматривает кредитование в объеме до 40 % от стоимости проекта на срок до 15 лет, а действующих предприятий — до 30 % от запланированного объема инвестиций на тот же срок. Помимо льготных процентных ставок, к числу преимуществ для заемщиков относятся: освобождение от погашения основной суммы кредита на срок до двух лет, снятие требования о предоставлении необходимого обеспечения в случае реализации наиболее перспективных проектов. По некоторым оценкам, до 40 % вновь созданных предприятий пользуются подобного рода поддержкой со стороны банков развития. Кроме того, при банках организованы специальные консультационные службы для анализа ситуации на фирмах, переживающих финансовые трудности, и выявления возможности решения возникших проблем, включая помощь из бюджетных средств.

В Европе группа KfW занимает пятое место по объемам эмиссии, в Германии она входит в десятку крупнейших банков страны. В 2008 г. общий объем сделок, профинансированных группой, превысил 70,6 млрд евро. Хотя общий объем финансирования в 2008 г. оказался ниже, чем в 2007 г. (85,5 млрд евро), результаты деятельности группы в период мирового финансового кризиса не стали провальными.

KfW Förderbank в 2008 г. профинансировал сделок на 33,8 млрд евро (41,2 млрд евро в 2007 г.), распределение средств по направлениям деятельности банка представлено в табл. 1.

Таблица 1

сравнительная характеристика отраслевого финансирования банком KfW Förderbank в 2007 и 2008 гг., млрд евро

Отрасль финансирования 2007 2008

Жилищное строительство 24,6 14,8

Защита окружающей среды 7,2 7,3

Муниципальная инфраструктура 3,1 2,2

Образование 1,3 1,3

Финансирование институтов развития федеральных земель 5,7 8,2

Источник: URL: http://www.kfw.de/EN_Home.

Основным направлением деятельности KfW Förderbank в 2007 и 2008 гг. стало финансирование проектов по строительству жилья. Примечателен факт увеличения доли кредитных линий, открытых для институтов развития федеральных земель. В 2008 г. доля данных сделок составила до четверти всех совершаемых операций. На взгляд автора, это является проявлением одного из направлений антикризисных мероприятий немецкого правительства. Банки развития федеральных земель в данном случае выступают агентами государства по распределению финансовой помощи предприятиям, особо нуждающимся в кредитовании, так как на местном уровне выбрать получателей государственной помощи и отследить получение ими средств гораздо легче.

KfW Mittelstandsbank в 2008 г. профинансировал сделок по поддержке вновь созданных и уже действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на 14,3 млрд евро. (24,1 млрд евро в 2007 г.), причем прямые кредиты являлись не единственной формой предоставления средств (табл. 2).

Существенное изменение в структуре форм финансирования банком KfW Mittelstandsbank произошло лишь по строке секьюритизация (см. табл. 2). Данный факт, на взгляд автора, связан с изменениями в кредитной политике банка, направленными в сторону более осторожного использования данного

Таблица 2

Формы финансирования субъектов малого и среднего бизнеса банком KfW Mittelstandsbank в 2007 и 2008 гг., млрд евро

Форма предоставления средств 2007 2008

Прямое кредитование 11,2 10,8

Выпуск долговых ценных бумаг 1,2 1,3

Акционерное финансирование 0,3 0,2

Секьюритизация 10,0 1,6

Прочие формы 1,4 0,4

Источник: URL: http://www.kfw.de/EN_Home.

финансы и кредит

85

инструмента в условиях экономической нестабильности. Перевод неликвидных активов в ликвидные ценные бумаги в настоящих условиях сопряжен с рисками, которые несовместимы с деятельностью институтов развития, так как они управляют в том числе и государственными средствами.

KfW IPEX-Bank в 2008 г. был задействован в сделках на общую сумму 17,6 млрд евро (в 2007 г. данная цифра составила 16,0 млрд евро), из них на поддержку немецкого экспорта было направлено 8,9 млрд евро (9,3 млрд евро в 2007 г.), на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры было выделено 8,7 млрд евро (в 2007 г. — 6,7 млрд евро). Это говорит об увеличении внимания, оказываемого немецким правительством проектам по развитию транспортной инфраструктуры как отрасли, имеющей мультипликативный эффект, и как потенциала для развития прочих отраслей промышленности в будущем.

Банком KfW Entwicklungsbank в 2008 г. было выделено 4,9 млрд евро на поддержку развивающихся экономик различных стран, тогда как в 2007 г. на эти цели было потрачено 4,2 млрд евро.

По итогам 2008 г. совокупные активы группы KfW по МСФО достигли 454,1 млрд евро, увеличившись на 8,9 % по сравнению с 2007 г. (417 млрд евро), при этом вследствие негативных тенденций на мировых рынках был получен чистый убыток в размере 2,7 млрд евро (за аналогичный период 2007 г. убыток составил 6,2 млрд евро).

Плановая экономика, действовавшая на протяжении 70 лет в Советском Союзе (некоторые ее элементы присутствуют в нашей стране до сих пор), в настоящее время действует в Китае. Кроме того, современное развитие России и Китая во многом представлено схожими векторами экономической политики: необходимостью инфраструктурного строительства, повышения благосостояния граждан, отхода от сырьевой направленности экономики. Не стоит забывать также, что наши страны в международной терминологии относят к одному и тому же наднациональному объединению, называемому «страны БРИК»1, отражающему единые формы проявления национальной стратегии по выходу на лидирующие позиции в мировой экономике. Все это говорит о том, что именно опыт данных стран может быть перенесен на российские реалии и использован для качественного улучшения деятельности национальных институтов развития.

Создание банков развития в Китайской Народной Республике регламентировалось решением

1 БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Госсовета о реформе денежно-кредитной системы в 1994 г., согласно которому были созданы Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк и Банк развития сельского хозяйства.

Государственный банк развития (ГБР) был учрежден 17.03.1994 с центральным офисом в Пекине. Уставный фонд ГБР составляет 50 млрд юаней (5,2 млрд евро2). Активы банка на начало 2009 г. составляли 3 821,2 млрд юаней (398 млрд евро), из которых ссудная задолженность составила 2 898,6 млрд юаней (301 млрд евро).

Основная задача ГБР — кредитование под низкий процент ключевых объектов инфраструктуры и базовых отраслей, кроме того, банк направляет денежные средства на техническое обновление крупных государственных предприятий. Выбор объектов финансирования определяет Комитет развития реформ Госсовета КНР. Получение прибыли банком не является определяющим, тем не менее банк работает со значительной величиной чистой прибыли. За 2009 г. банком получено 27,9 млрд юаней (2,9 млрд евро.).

Основным источником финансовых средств для банка является выпуск облигаций в национальной валюте. Как правило, облигации выпускаются со сроком погашения от пяти до восьми лет.

В качестве приоритетных направлений финансирования ГБР выделяются железнодорожное строительство, строительство аэропортов, угледобывающие и нефтедобывающие предприятия, судостроительные предприятия и компании легкой промышленности.

Банк активно развивает международные финансовые операции, успешно работает на международных рынках капитала. Банк проводит операции кредитования экспорта, предоставляя льготные кредиты ряду предприятий страны. На него также возложено распределение займов Всемирного банка и Азиатского банка развития.

Государственный банк развития осуществляет макроэкономические регулирующие функции, контролируя масштабы кредитования и темпы их роста в стране в целом.

В последние годы банк активно развивает сотрудничество с российскими банками. Так, в 2007 г. между ГБР и тремя российскими банками (Внешэкономбанком, ВТБ и Сбербанком) были подписаны соглашения о сотрудничестве. Среди приоритетных совместно реализуемых проектов можно выделить:

2 Здесь и далее кросс-курс юаня по отношению к евро (0,1041).

• инвестиции в Красноярском крае при участии Внешэкономбанка (например, строительство Богучанского целлюлозно-бумажного комбината как части программы развития Нижнего Приангарья. Общий объем предполагаемых инвестиций должен составить более 13 млрд долл. США);

• строительство ответвления магистрального нефтепровода ВСТО. Данный проект предусматривает выделение 25 млрд долл. на срок 20 лет двум российским компаниям: ОАО «Роснефть» (15 млрд долл.) и ОАО «Транснефть» (10 млрд долл.) под обязательство ежегодно экспортировать в Китай 15 млн т нефти. Экспортно-импортный банк (Эксимбанк)

Китая учрежден 01.07.1994 с центральным офисом в Пекине. Банк непосредственно подчиняется Госсовету КНР и является внешнеэкономическим государственным банком, реализующим внешнеэкономическую политику правительства. Зарегистрированный капитал Эксимбанка полностью сформирован за счет государственных средств и составляет 5 млрд юаней (5,2 млрд евро). Активы банка на начало 2008 г. составили 378,7 млрд юаней (39,4 млрд евро), чистая прибыль по итогам 2007 г. составила 109,4 млн юаней (11,4 млн евро).

Назначение банка — обеспечение денежными ресурсами внешнеторговых операций. В круг его непосредственных функций входит предоставление экспортных и импортных кредитов на закупку средств производства, прежде всего для продукции машиностроения и электроники, а также комплектного оборудования.

Основными источниками средств Эксимбан-ка являются: выпуск облигаций, заимствование средств на международных финансовых рынках и кредиты Центрального банка Китая.

Банк развития сельского хозяйства Китая был учрежден 1811.1994. Банк находится под непосредственным руководством Госсовета КНР, его зарегистрированный капитал составляет 20 млрд юаней (2,1 млрд евро). Ссудная задолженность на начало 2008 г. составила 1 022,4 млрд юаней (106,3 млрд евро.), чистая прибыль банка по итогам 2007 г. составила 14,9 млрд юаней (1,5 млрд евро.).

Банк предоставляет кредиты на общее развитие сельского хозяйства, а также на запланированное государством малое капитальное строительство в сфере сельского, лесного и водного хозяйства.

Рассмотрим оперативные результаты деятельности российских институтов развития. Размер уставного капитала Внешэкономбанка на теку-

щий момент составляет около 360 млрд руб. (8,06 млрд евро3), кредитный портфель по состоянию на начало 2009 г. составил 250 млрд руб. (5,6 млрд евро). Среди основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007—2010 гг. названы: авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, машиностроение, металлургия, деревообрабатывающая промышленность и оборонно-промышленный комплекс.

За 1-е полугодие 2009 г. Внешэкономбанком получена балансовая прибыль в размере 6 млрд руб. (134 млн евро), но, по мнению автора, данный показатель не отражает финансового результата, полученного от основной деятельности Внешэкономбанка. Прибыль зафиксирована в результате проведения операций по поддержанию ликвидности российского фондового рынка в конце 2008 г., когда стоимость акций российских компаний была крайне низка. С тех пор акции отечественных эмитентов значительно увеличились в цене.

ОАО «Россельхозбанк» официально не имеет статуса банка развития, но, по мнению автора, по своей сущности соответствует признакам и осуществляет функции данного института по поддержке российского сельского хозяйства (по примеру Банка развития сельского хозяйства Китая). Данная отрасль экономики остается одним из приоритетных направлений инвестиционной политики государства. У Россельхозбанка имеются определенные успехи: по итогам 1-го полугодия 2009 г. кредитный портфель Россельхозбанка вырос на 20 % и составлял 558 млрд руб. (12,5 млрд евро), банком выдано 58 тыс. кредитов на сумму свыше 152 млрд руб. (3,4 млрд евро). На весенние полевые работы 2009 г. банком было выделено 100 млрд руб., что сопоставимо с объемами кредитования посевных кампаний за весь 2008 г.

Тем не менее масштабы деятельности российских институтов развития не столь внушительны, как результаты их зарубежных аналогов.

Причины этого следующие:

во-первых, временной период деятельности российских институтов развития не так велик, как в других странах. Тем не менее, рассмотрев опыт функционирования зарубежных банков развития, автором был сделан вывод о необходимости учета опыта стран, схожих по характеру экономических отношений (прежде всего Германии и КНР);

3 Здесь и далее кросс-курс российского рубля по отношению к евро (0,0224).

во-вторых, отечественные институты развития зачастую привлекаются для выполнения функций, не свойственных зарубежным банкам развития. Так, например, в настоящее время для целей ликвидации последствий мирового экономического кризиса, Внешэкономбанк организует деятельность по рефинансированию иностранных долгов крупнейших отечественных компаний4, что разнится с основным предназначением данного банка как института развития. Всего на эти цели государством было направлено 10 млрд долл. Другим примером могут служить функции Внешэкономбанка по обслуживанию внешнего госдолга РФ. Россельхозбанк активно работает на рынке кредитования, но определенная доля увеличения кредитного портфеля принадлежит отраслям, отличным от сельского хозяйства;

в-третьих, по-прежнему остро, на взгляд автора, стоит вопрос о финансировании Российского банка развития. На текущий момент резерв увеличения собственных средств банка за счет государственных ресурсов уже исчерпан. Опыт зарубежных институтов показывает, что полноценное функционирование возможно только при наличии развитого фондового рынка, на котором осуществляется привлечение долгосрочных финансовых

4 Имеются в виду кредиты, которые были получены крупнейшими российскими предприятиями за рубежом, обеспечением по которым являлись акции данных компаний. Вследствие значительного сокращения стоимости ценных бумаг на фондовых биржах вступил в действие механизм margin call (требование банка о внесении денежных средств или ценных бумаг в качестве дополнительного обеспечения, либо о досрочном погашении кредита, вызванное неблагоприятным изменением цен, например в связи с падением курса заложенных ценных бумаг). В результате возник риск утраты контроля за акционерным капиталом ряда ключевых отраслей российской экономики.

ресурсов за счет выпуска ценных бумаг. Без данного источника банк развития будет испытывать постоянный дефицит ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на него задач.

Учет и качественный анализ названных причин позволит российским институтам развития быстрее пройти этап становления и приступить к решению накопившихся за последние десятилетия отраслевых проблем, прежде всего инфраструктурных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наметившиеся в последнее время положительные тенденции в мировой и отечественной экономике позволяют с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее. Нет сомнений, что для качественного развития и модернизации ряда отраслей российской экономике в скором времени понадобятся ресурсы, предоставить которые по силам только специализированным крупным кредитным учреждениям. Российский банк развития, по мнению автора, способен стать основным игроком на данном рынке.

Список литературы

1. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р.

2. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

3. Савицкий С. П., Смахтин Д. А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2007. № 5. с. 65.

4. URL: http://www.veb.ru/ru.

5. URL: http://www.kfw.de/EN_Home.

6. URL: http://www.cdb.com.cn/english.

7. URL: http://www.eximbank.gov.cn/english.

8. URL: http://www.china-business-today.ru.

9. URL: http://www.rshb.ru.

26 февраля 2010 года в гостинице «Holiday Inn Lesnaya» (г. Москва, Лесная, 5) газета The Moscow Times при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

проводит конференцию

«Актуальные вопросы международного налогообложения. Эффективное управление нерезидентными компаниями в современных условиях»

Подробнее о конференции - www.themoscowtimes.com/conferences/rus/ Тел: 7 495 234 3223, E-Mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.