Если по каким-либо причинам вас не устраивает работа с электронной почтой через браузер, вы можете использовать почтового клиента.
Преимущества, которые даёт почтовый клиент, очевидны:
• возможность вести работу с электронной корреспонденцией так, как удобно именно вам, а не веб-дизайнеру;
• при наличии нескольких адресов электронной почты освоение одной новой программы, как правило, оказывается менее трудоёмким процессом, чем вникание в тонкости веб-интерфейса каждого сервиса;
• гибкие средства сортировки сообщений, шаблоны, проверка орфографии на лету и другие возможности почтовых клиентов делают вашу работу более удобной.
На сегодняшний день существует достаточное количество почтовых клиентов, и определить доминирующий продукт в этой области практически невозможно. Приведём лишь некоторые из них: Alpine, Becky!, Eudora Mail, Evolution, Fidolook, Foxmail, Gnus, In-crediMail, KMail, Microsoft Outlook, Mozilla Thunderbird, Mutt, Opera Mail (M2), Outlook Express, PocoMail, PopTray, The Bat!, Windows Live Mail.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что ведущим принципом в выборе программных средств для успешной работы в глобальной Сети являются потребности пользователя.
А. В. Кайсина
Анализ определений понятия «учебное мультимедиасредство»
Развитие мультимедиа в информационном обществе по значимости сравнимо с появлением кино в индустриальном обществе. В настоящее время области применения мультимедиасредств составляют широкий спектр, они используются во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании.
Вопросам компетентного использования мультимедиа в учебном процессе уделяется большое внимание (И.Г. Захарова,
О.Г. Смолянинова, Ю.А. Шафрин, Д.Л. Кречман, А.И. Пушков, Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк и др.). Но несмотря на большое количество работ данного направления, существует ряд нерешенных проблем. Среди них выделяется терминологическая проблема, которая относится к числу наиболее трудных и неодно-
161
значно решаемых. К сожалению, на сегодняшний день среди специалистов в области мультимедиа не сложилась единая точка зрения на определение данного понятия. В связи с этим, проанализируем существующие подходы к определению мультимедиа, выделим в них ведущие компоненты.
Термин «мультимедиа» (англ. Multimedia) произошел от слияния двух латинских слов multy - много и media, medium - средства, соединение, сочетание и таким образом, дословно он переводится как «многие среды» или «множество носителей» и подразумевает многообразие способов хранения и представления информации. В настоящее время данное понятие трактуется в литературе намного шире.
Проведя анализ определений понятия «мультимедиа», данных специалистами в области информационных технологий, мы объединили их в группы по ведущему свойству мультимедиа, на которое авторы делают акцент.
По мнению С.В. Симонович, Бент Б. Андерсен, Кати Ван ден Бринк, под мультимедиа понимается сочетание нескольких видов данных (текст, графика, звук, видео) в одном цифровом представлении.
Д.Л. Кречман, А.И. Пушков считают, что это комплекс программных и аппаратных средств, позволяющий пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком и видео), организованными в виде единой информационной среды.
Ю.А. Шафрин, И.Г. Захарова, В.Б. Попов придерживаются следующего определения: мультимедиа - это специальная технология, позволяющая с помощью программного обеспечения и технических средств использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога.
Остановившись на мнении экспертов, выделим основные компоненты мультимедиа:
1) разнородные типы информации (текст, графика, звук, видео);
2) программное и аппаратное обеспечение, позволяющее работать с различными типами данных;
3) специальные технологии объединения различных видов данных в единый документ, например технологии, использующиеся в авторских системах.
Однако развитие компьютерной индустрии, появление новых аппаратных и программных средств повлекло за собой интенсивное развитие мультимедиа и появление нового компонента - интерак-
162
тивности, который в настоящее время является ведущим. Интерактивность (интеракция, интерактив) от англ. Interaction -взаимодействие. Согласно международным стандартам выделяют четыре уровня интерактивности: простой (пассивный), ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, полный уровень интерактивности, уровень реального масштаба времени.
В результате выделения основных компонентов мультимедиа, которые должны присутствовать как единое целое, уточним определение понятия «мультимедиа».
Мультимедиа - специальные технологии, позволяющие с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на компьютере различные виды данных в единый документ, обладающий определенными уровнями интерактивности.
Современное образование в широком аспекте использует мультимедиатехнологии для решения различных образовательных задач. Учебные мультимедийные средства (УМС) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки учащихся, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных программ информатизации образования.
Мультимедийные средства обучения могут быть использованы в учебном процессе как в пассивном, так и в активном качестве. В первом случае они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими (некомпьютерными) учебно-методическими материалами. Место мультимедиасредств и возлагаемые на них функции определяются в данном случае сложившимися принципами организации обучения. Активная роль учебных мультимедиасредств обусловлена тем, что по сравнению с традиционными средствами обучения они могут обеспечивать новые возможности. Многие существующие функции реализуются с более высоким качеством, поскольку педагог сам непосредственно участвует в создании учебного мультимедиасредства от разработки сценария урока до его реализации.
Несмотря на широкое использование мультимедиа средств в образовании, однозначного понятия «учебное мультимедиа средство» не сформулировано. Это объясняется еще и тем, что в литературе встречаются различные сочетания: мультимедиапродукт,
мультимедиаресурс, мультимедиаиздание, мультимедиадокумент,
163
мультимедиаприложение, мультимедиапрограмма, мультимедиасредства. При этом нет чёткости в понимании содержания перечисленных объектов.
Определим понятие «учебное мультимедиа средство» как интеграцию понятий «средство обучения» и «мультимедиа».
Средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы, это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.
В качестве определения понятия «средство обучения», положенного в основу определения понятия «учебное мультимедиясред-ство», примем определение А.В. Хуторского. Он трактует данное определение следующим образом: средства обучения - материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются на этапе проектирования и изготовления. К основным дидактическим функциям средств обучения относятся:
• компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
• информативность - передача необходимой для обучения информации;
• интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
• инструментальность - безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
Учитывая современные тенденции развития понятия средства обучения в условиях информатизации образования, определим понятие «учебное мультимедиасредство».
Учебные мультимедиасредства - объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся и представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов мультимедиа.
Благодаря интерактивности и интеграции различных видов информации учебные мультимедийные средства выполняют основные дидактические функции и представляют следующие возможности для учителя и учащихся:
• создание условий для самостоятельной работы с учебным материалом;
• учет индивидуальных особенностей учащихся;
164
• одновременное использование нескольких каналов восприятия информации;
• возможность представления и взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов;
• возможность автоматического поиска информации;
• возможность автоматизированного контроля знаний и т.д.
Мультимедийные средства обучения оказывают комплексное
психолого-педагогическое воздействие на обучаемого. Они позволяют обеспечить интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, а также позволяют интенсифицировать обратную связь в процессе обучения.
И. А. Лебедева
Текстовые форматы и их место в подготовке будущих учителей информатики
Развитие технологий и широкое распространение устройств для чтения электронных книг обусловило появление электронных библиотек, а также развитие форматов для представления текстовой информации. Огромное количество электронных книг доступно и в файлообменных сетях. Не потеряли своей актуальности и существовавшие ранее форматы.
Информационные и коммуникационные технологии внедряются во все сферы нашего общества, и современная школа все больше и больше испытывает на себе влияние этого явления.
Не вызывает сомнения тот факт, что для того чтобы процесс обучения был эффективным, результативным необходимо обеспечить его разнообразными учебными материалами, в том числе и электронными. При этом важную роль играет текстовая информация.
Форматы для представления текстовой информации можно разбить на несколько групп.
1. Собственно текстовые форматы. Типичный представитель - файл с расширением .txt (plain text). Такие документы могут быть созданы в простейшем текстовом редакторе (например в Блокноте) и использоваться в ситуациях, когда достаточно неформатированного текста, например при написании электронного письма.
165