нова, 100021, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Ермекова, 124. E-mail: [email protected].
Information about the author
Smyshljaev Aleksandr Sergeevich - police major, doctoral candidate, Karagandy Academy of MIA of the Respublic of Kazakhstan named after B. Beisenov, 124, Ermekov str., Karaganda, 100021. E-mail: [email protected].
УДК 343.13
К.З. Токубаев
АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В работе рассматривается нормативная правовая база борьбы с организованной преступностью на уровне международного сотрудничества государств. В целях повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с преступностью автором высказывается ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере.
Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; нормы международного права; глобальная безопасность; организованная преступность; транснациональная преступность.
K.Z. Tokubaev
ANALYSIS OF NORMATIVE LEGAL BASE ON INTERNATIONAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE FIGHT AGAINST ORGANIZED CRIME
This paper examines the normative legal framework for combating organized crime at the level of international cooperation. In order to im-
prove the effectiveness of international coopération in the fight against crime the author makes some proposais for improving the regulatory framework in this area.
Keywords: international cooperation in the field of criminal justice; international law; global security; organized crime; and transnational crime.
В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в числе приоритетных задач определено противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма [1]. Казахстан играет важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживая мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков [2]. Таким образом, вопросы борьбы с организованной преступностью в целом, и ее различными формами, в частности, в последние годы представляют особую актуальность, включая научный интерес к данной проблеме.
Республика Казахстан придает важное значение международному сотрудничеству в борьбе с преступностью. Желание вести эффективную борьбу с такими формами проявления организованной преступности как терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконное перемещение через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иными видами преступлений подтверждается тем, что наше государство присоединилось к целому ряду международных соглашений по вопросам про-
с с ____X г
тиводействия организованной преступности. К таким нормативным актам следует, отнести, например, Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2000 г. № 97-II «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон», Закон Республики Казахстан от 18 апреля 2002 г. № 316 «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», Закон Республики Казахстан от 4 июня 2008 г. № 40-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», Закон Республики Казахстан от 25 октября
2012 г. № 47-У «О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза». Особое место среди нормативных правовых актов, которыми руководствуются правоохранительные органы в борьбе с преступностью, занимают двусторонние договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключенные Республикой Казахстан с другими государствами, и в первую очередь странами СНГ, а также постановления Правительства Республики Казахстан, Межгосударственные программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств. Среди подобного рода нормативных актов можно отметить следующие: Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Министерством внутренних дел Российской Федерации (г. Сочи, 23 октября 2008 г.), постановление Правительства Республики Казахстан от 19 октября 2000 г. № 1563, утверждающее Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, терроризмом и иными видами преступлений, постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2004 г. № 120 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и иными преступлениями», Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2004 г. № 124 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Румынии о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, терроризмом и иными опасными преступлениями», постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2006 г. № 1147 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью» и другие.
85
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в этих и иных нормативных правовых актах акцент делается на общих организационных вопросах:
- взаимный обмен розыскной, оперативной, справочной, криминалистической и архивной информацией;
- формирование единых баз данных, позволяющих целенаправленно вести борьбу с организованной преступностью;
- исполнение просьб и запросов о проведении отдельных следственных, оперативно-розыскных и иных мероприятий по уголовным делам;
- согласованное планирование и проведению совместных оперативных мероприятий по выявлению и задержанию участников организованных преступных формирований;
- обмен опытом работы, научными и техническими достижениями в области борьбы с преступностью.
Республика Казахстан, присоединившись к международным договорам и заключив двухсторонние соглашения со странами ближнего и дальнего зарубежья, взяла на себя обязательства по активному сотрудничеству в борьбе с транснациональными организованными преступными формированиями и оказанию помощи в выявлении, розыске и экстрадиции лиц из других стран, совершающих опасные, уголовно-наказуемые деяния на их территории. В свою очередь, заключение международных соглашений потребовало от Республики Казахстан приведения отечественного законодательства в соответствие с общими требованиями нормативных правовых актов, которыми должны руководствоваться стороны, договорившиеся о сотрудничестве.
Наряду с международными соглашениями в РК был издан ряд законов на национальном уровне, включающих положения, направленные на ужесточение борьбы с организованными формами преступной деятельности и так или иначе оказывающих непосредственное влияние на международное сотрудничество в данных вопросах. Среди таких нормативных правовых актов особое место занимает Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 г. Правоприменители, ведущие борьбу с криминальными проявлениями организованных преступных объединений, в первую очередь, должны руководствоваться уголовно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за отдельные виды преступлений, наиболее часто совершаемые организованными преступными формированиями (все виды хищений, взяточничество,
86
терроризм, захват заложников, бандитизм, сбыт оружия, наркотических средств и психотропных веществ и т. д.).
Состав преступления, предусмотренный ст. 235 УК РК «Создание и руководство организованной группой в целях совершения одного или нескольких преступлений, а равно участие в ней» является центральным и призван активизировать работу правоприменителей по выявлению и привлечению к уголовной ответственности, в первую очередь, организаторов и лидеров преступных сообществ, которые, зачастую непосредственно участия в конкретных преступлениях не принимают. В этих целях к уголовной ответственности согласно ст. 235 УК РК УК РК может быть привлечено лицо, создавшее либо руководящее деятельностью организованной преступной группы. Вместе с тем, ради справедливости, следует отметить, что, как показал проведенный анализ судебно-следственной практики, ст. 235 УК РК применяется крайне редко в связи со сложностями доказывания организаторской, руководящей роли виновного лица в преступной группе. При этом, как свидетельствует статистика, в совокупности с другими статьями Уголовного кодекса ст. 235 УК РК применяется лишь тогда, когда удается доказать участие создателя организованной группы в совершении конкретных фактов преступлений, что на наш взгляд, вызывает необходимость дальнейшего совершенствования уголовного законодательства в целях усиления мер борьбы с организованной преступностью.
При осуществлении мер по борьбе с организованными формами преступной деятельности следует уделять особое внимание соблюдению норм уголовно-процессуального законодательства, в частности, выполнению требований гл. 16 УПК РК, предусматривающей порядок сбора, закрепления, исследования и оценки доказательств. Необходимо признать, что в ряде случаев из-за халатного отношения либо отсутствия профессионализма у следователей и оперативных сотрудников собранные материалы утрачивают свое доказательственное значение, в связи с чем, возможность привлечь к уголовной ответственности виновных снижается.
Для правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованными формами преступности, важное значение имеет Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г., который закрепил не только задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, но и необходимые для борьбы с организованной преступностью оперативно-розыскные мероприятия.
87
Для борьбы с организованной преступностью не менее важное значение имело принятие в 2000 г. Закона «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе». Данный Закон направлен на создание соответствующих условий для защиты участников уголовного процесса, дающих разоблачающие показания в отношении организаторов, руководителей и участников организованных преступных групп и сообществ. Положительно оценивая принятие данного нормативного акта, следует отметить, что закрепленные в нем нормы не обеспечены, на наш взгляд, в достаточной степени материально-технической базой их осуществления.
Среди казахстанских законов, имеющих важное значение для предупреждения и раскрытия деяний, совершаемых организованными группами, следует отметить Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 г. № 191-1У. Следует отметить, что особое внимание в этом Законе уделено международному сотрудничеству в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма (ст. 19 Закона «Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма»). Так, в соответствии со ст. 19 Закона сотрудничество уполномоченного органа и иных государственных органов Республики Казахстан с компетентными органами иностранных государств в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и финансированием терроризма, а также конфискации указанных доходов осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан. Наряду с этим, в статье Закреплены следующие положения:
- международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства может осуществляться путем запроса и обмена информацией;
- передача информации о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма осуществляется по запросу компетентного органа иностранного государ-
88
ства при условии, что она не будет использована в целях, не указанных в запросе, либо передана третьим лицам без предварительного согласия уполномоченного органа;
- передача компетентным органам иностранного государства информации о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма осуществляется в случае, если она не затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина и не наносит ущерба интересам национальной безопасности Республики Казахстан;
- уполномоченный орган в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма вправе запрашивать информацию и документы у компетентных органов иностранного государства, ответственных за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
- уполномоченный орган вправе использовать полученные по запросу информацию и документы исключительно в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
- уполномоченный орган не вправе без предварительного согласия компетентных органов иностранного государства, ответственных за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, передавать третьей стороне или использовать информацию и документы с нарушением условий и ограничений, установленных компетентными органами иностранного государства, у которых они были запрошены.
Уполномоченный орган вправе отказать в удовлетворении запроса от компетентных органов иностранного государства в следующих случаях:
1) если уполномоченный орган считает приведенные в запросе факты и обстоятельства необходимости предоставления информации недостаточными для подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма;
2) если предоставление информации повлияет на ход уголовного судопроизводства в Республике Казахстан.
Уполномоченный орган уведомляет об отказе запрашивающий компетентный орган иностранного государства с указанием оснований для отказа.
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные условия и ограничения использования информации, предоставляемой компетентным органам иностранного государства, ответственным за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, ряд положений, призванных способствовать повышению эффективности борьбы с организованными формами преступности, содержатся в Законе РК от 13 июля 1999 г. «О борьбе с терроризмом».
Правовую основу борьбы с организованной преступностью составляют также ведомственные нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами правоохранительных органов по созданию организационных основ и проведению комплекса мероприятий по профилактике, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями.
Рассматривая правовую основу борьбы с организованной преступностью нельзя не указать и на Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за бандитизм и другие преступления, совершенные в соучастии». Несмотря на то, что в данном постановлении отдельные аспекты рассматриваемой проблемы находят отражение, полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость принятия специального нормативного акта «О борьбе с организованной преступностью». На наш взгляд, на уровне Закона необходимо закрепить следующие положения:
- определить понятие организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества и дать четкое разграничение указанных преступных формирований;
- определить оптимальную расстановку сил и средств, ведущих борьбу с организованной преступностью;
- определить формы и методы взаимодействия, и комплексного использования сил и средств в борьбе с организованной преступностью, включая вопросы международного взаимодействия;
- указать основания и порядок проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по разобла-
90
чению организованных преступных групп, предупреждению, пресечению и раскрытию их преступной деятельности.
В заключении следует отметить, что, несмотря на множество нормативных правовых актов, законодательство, на наш взгляд, не обеспечивает в должной мере эффективность деятельности правоохранительных органов, в связи с чем нуждается в совершенствовании. Дальнейшее повышение эффективности деятельности правоохранительных органов требует, в первую очередь, систематизации правовых актов, регламентирующих борьбу с организованными формами преступности и издания новых законов, предусматривающих комплексные организационные меры по решению данной проблемы.
Список использованной литературы
1. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013— 2017 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U1300000648.
2. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050
Информация об авторе
Токубаев Куандык Зайруллаевич - капитан полиции, докторант Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсе-нова, 100021, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Ермекова, 124. E-mail: [email protected].
Information about the author
Tokubaev Kuandyk Zajrullaevich - police captain, doctoral candidate, Karagandy Academy of MIA of the Respublic of Kazakhstan named after B. Beisenov, 124, Ermekov Str., Karaganda, 100021. E-mail: [email protected].