УДК 336.2(470.41)
Филатова Е.А. - аспирант
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Анализ налоговых поступлений в Республике Татарстан
Аннотация
Анализ налоговых поступлений и задолженности по налоговым платежам проводился с применением данных из отчетов за соответствующие периоды из территориального органа федеральной службы государственной статистики и управления, федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
В ходе проведенного анализа был сделан вывод, что налоговая ситуация в Республике Татарстан является стабильной. Поступления налогов в бюджетную систему региона изменяются в пределах нормы, то есть незначительное увеличение или уменьшение налогов не влияет на экономическую ситуацию в республике.
Ключевые слова: налог, налоговые доходы, бюджет, бюджетная система, коэффициент собираемости, недоимка, задолженность по налогам.
Главной доходной частью бюджета любого уровня являются налоговые доходы. Изучая структуру этих доходов, которые мобилизованы на территории Республики Татарстан за 2007-2011 гг., можно заметить, что основная часть налоговых доходов образована за счет поступления семи видов налогов (табл. 1 [9]). В данном периоде происходит увеличение долей акцизов с 3,12 % до 5,00 % и поступлений по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами с 38,96 % до 42,93 %. Однако имеет место снижение доли налога на добавленную стоимость с 11,69 % до 9,53 %, налога на прибыль организаций с 23,24 % до 19,98 %, налога на доходы физических лиц с 14,30 % до 13,93 %, налога на имущество с 6,13 % до 5,99 % и налога на совокупный доход с 1,82 % до 1,65 %.
Таблица 1
Поступления доходов в бюджетную систему Республики Татарстан за 2007-2011 гг. (%)
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Всего налоговых и неналоговых поступлений 100 100 100 100 100
Налоговые доходы - всего, в т.ч.: 99,95 99,96 99,95 99,97 99,97
удельный вес налога на прибыль организаций 23,24 24,12 17,20 20,72 19,98
удельный вес налога на доходы физических лиц 14,30 14,64 19,47 16,83 13,93
удельный вес налога на добавленную стоимость 11,69 5,52 8,67 6,92 9,53
удельный вес акциз 3,12 3,06 4,56 5,34 5,00
удельный вес налога на имущество 6,13 5,57 8,85 7,26 5,99
удельный вес платежей за пользование природными ресурсами 38,96 44,53 38,22 40,14 42,93
удельный вес платежей по налогам на совокупный доход 1,82 1,80 2,22 1,90 1,65
удельный вес прочих налоговых доходов 0,69 0,72 0,75 0,86 0,97
Неналоговые доходы 0,05 0,04 0,05 0,03 0,03
Наибольший удельный вес в налоговых доходах составляют прямые налоги. На соотношения прямых и косвенных налогов оказывают влияние уровень жизни и доходов населения, экономическая ситуация, темпы инфляции, приоритетность целей, которые стоят перед государством на определенном этапе развития. Из-за увеличения объемов продаж нефти и газа происходит увеличение платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме налоговых доходов. Снижение роли имущественных налогов в
налоговых доходах объясняется увеличением поступлений по другим налогам. Поступления налогов на имущество являются стабильными как со стороны налогооблагаемых баз, так и со стороны абсолютных сумм налогов.
При анализе налоговых доходов важным моментом является сопоставление темпов роста налоговых поступлений (табл. 2 [9]).
Таблица 2
Темпы роста налогов на территории Республики Татарстан (%)
Показатель Годы
2007/2006 2008/2007 2009/2008 2010/2009 2011/2010
Всего налоговых и неналоговых поступлений 113,54 125,43 71,58 129,96 133,38
Налоговые доходы — всего, в т. ч.: 113,55 125,44 71,58 129,99 133,38
удельный вес налога на прибыль организаций 131,53 130,14 51,05 156,60 128,59
удельный вес налога на доходы физических лиц 137,35 128,41 95,23 112,36 110,37
удельный вес налога на добавленную стоимость 116,60 59,23 112,51 103,71 183,59
удельный вес акциз 90,38 123,03 106,71 151,98 124,96
удельный вес налога на имущество 114,76 113,90 113,83 106,59 109,92
удельный вес платежей за пользование природными ресурсами 99,65 143,37 61,43 136,52 142,64
удельный вес платежей по налогам на совокупный доход 124,53 124,34 88,32 110,85 115,94
удельный вес прочих налоговых доходов 122,06 130,61 74,71 148,91 150,15
Неналоговые доходы 98,58 113,32 80,41 78,93 124,07
Из табл. 2 видно, что поступления по налогу на прибыль в 2007 г., 2008 г., 2010 г., поступления НДС - в 2009 г., 2011 г. и поступления платежей за пользование природными ресурсами - в 2008 г., 2010 г. и 2011 г. были намного выше, чем темпы роста налоговых доходов в целом по республике, а в остальные периоды - меньше. Данные налоги являются основой формирования доходов бюджетов и тесно взаимосвязаны с состоянием экономики. Изменение мировых цен на нефть сказывается на платежах за пользование природными ресурсами. А механизм расчета налога на имущество предполагает относительное постоянство налогооблагаемой базы, что выражается в незначительных колебаниях абсолютных сумм данного налога за все периоды.
Каждый уровень бюджетных доходов имеет разный уровень реализации налогового потенциала. Это может быть связано с различным составом налогов, которые закреплены на любом из уровней бюджетной системы, работой налоговых органов и так далее. При анализе налоговых поступлений интересно рассмотреть их деление по уровням бюджетной системы. Из табл. 3 [9] видно, налоговые поступления по уровням бюджетной системы за пять лет существенно не менялись. Это, как можно предположить, связано с тем, что на территории региона предусматривался особый порядок распределения налоговых платежей, который образовался из-за договорных отношений Республики Татарстан с федеральным центром.
Таблица 3
Структура налоговых поступлений в Республике Татарстан по уровням бюджетной системы
за 2007-2011 гг. (%)
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Всего налоговых поступлений 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Федеральный бюджет 56,56 55,76 47,76 50,78 56,73
Республиканский бюджет Республики Татарстан 34,69 35,35 39,90 39,10 34,81
Местные бюджеты 8,75 8,89 12,35 10,12 8,46
Взаимоотношения регионов с федеральными финансовыми институтами строятся исходя из постепенного повышения доли бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах и сокращения до минимума встречного движения налогов, а также на принципах стабилизации механизма распределения федеральных, региональных и муниципальных налогов [1].
Таблица 4
Отраслевая структура налоговых поступлений в Республике Татарстан за 2007-2011 гг. (%)
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Всего налоговых поступлений 100 100 100 100 100
Сельское хозяйство - - - 0,20 0,04
Рыболовство - 0,002 0,001 0,003 0,003
Добыча полезных ископаемых 56,57 61,10 52,12 53,58 55,94
Обрабатывающие производства 10,48 8,20 10,58 13,04 11,72
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,34 3,05 5,48 4,47 3,48
Строительство 4,43 3,56 1,11 0,00 4,14
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6,01 5,37 7,17 7,51 6,53
Гостиницы и рестораны 0,27 0,31 0,48 0,41 0,38
Транспорт и связь 7,60 5,66 7,84 7,43 5,89
Финансовая деятельность 2,36 2,90 2,34 2,66 2,52
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,16 5,59 6,55 5,47 4,95
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование 0,95 1,08 1,68 1,47 1,18
Образование 1,42 1,53 2,36 1,76 1,54
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,81 0,87 1,24 0,97 0,80
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,59 0,78 1,03 1,02 0,87
Для того чтобы выявить основные факторы формирования налоговых доходов, необходимо рассмотреть отраслевую структуру налоговых поступлений. При оценке налогового потенциала важно принимать во внимание характерные черты образования налоговых баз по разным налогам. Эти особенности заключаются в различных сферах деятельности предприятий, которые, в свою очередь, описываются различными показателями (трудоемкость, фондоемкость и другие), что сказывается на формировании стоимости продукции. Также на образование доходов в бюджете влияет отраслевая структура экономики. Поэтому рассмотрим структуру общей суммы поступлений налоговых доходов по отраслям экономики в бюджеты всех уровней на территории Республики Татарстан (табл. 4 [10]).
Из таблицы можно заметить, что в отраслевой структуре поступлений налогов на долю базовых отраслей экономики приходится около 75 %. В 2011 г. добыча полезных ископаемых ниже, чем в 2007 г. - на 0,6 %; торговля и общественное питание
увеличились на 0,5 %, по сравнению с 2007 г.; транспорт и связь на 1,71 %, а строительство на 0,29 % ниже, чем в 2007 г.; финансовая деятельность на 0,16 % выше, относительно 2007 года. На структуру налоговых баз оказывает влияние отраслевой состав экономики. При изучении и сопоставлении отраслевой структуры налоговых поступлений с состоянием налоговых баз необходимо уделять внимание, на сколько эффективно проводятся мероприятия налоговой политики. Также это дает возможность определять направления каких-либо сдвигов в экономике и заметить моменты, которые могут положительно влиять на изменения в налоговом законодательстве по времени.
Теперь рассмотрим поступления в бюджетную систему РТ и взаимосвязь налоговых баз с тенденциями социально-экономического развития. Структура доходов республиканского бюджета представлена в табл. 5.
Анализ показывает, что плановые и фактические значения в структуре доходов республиканского бюджета РТ не совпадают, так как структурные изменения зависят от недостатков в налоговом планировании.
Таблица 5
Структура доходов республиканского бюджета Татарстана за 2009-2011 гг. (%)
Показатель По закону «О бюджетной системе РТ» Исполнение республиканского бюджета
2009 2010 2011 2009 2010 2011
Всего налоговых и неналоговых доходов 100 100 100 100 100 100
Налоговые доходы - всего, в т.ч.: 93,73 93,80 93,90 96,90 96,77 96,41
Налог на прибыль 65,53 66,03 66,60 63,59 68,63 70,19
Налог на товары и услуги 6,87 6,53 6,22 10,39 12,02 10,94
Налог на имущество 10,65 10,92 11,12 12,83 10,48 9,45
Платежи за пользование природными ресурсами 5,20 4,83 4,62 4,65 0,15 0,13
Прочие налоговые поступления 5,48 5,49 5,35 5,43 5,48 5,70
Неналоговые доходы 6,27 6,20 6,10 3,10 3,23 3,59
В соответствии с законом о бюджетной системе РТ за 2009-2011 гг. удельный вес налога на прибыль и налога на товары и услуги ниже удельного веса фактически полученных налогов доходах бюджета РТ, и, наоборот, по неналоговым доходам, по платежам за пользование природными ресурсами и в 2011 г. - налога на имущество. Увеличение доли прямых налогов в налоговых доходах республиканского бюджета РТ сохранилась во все периоды, кроме 2009 года. Кроме того, по всему рассматриваемому периоду удельный вес налоговых доходов значительно увеличился по сравнению с планируемым, то есть по закону «О бюджетной системе РТ».
Прогнозирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение, поскольку нереальность годовых прогнозных оценок вызовет в последующем трудности в мобилизации налоговыми органами запланированных доходов в бюджетную систему либо, что бывает реже, при заниженном объеме ожидаемых налоговых поступлений неоправданно высокое перевыполнение установленных заданий. В этой связи интерес представляет анализ выполнения прогнозных показателей по республиканскому бюджету Татарстана [2].
Изучая, как влияет платежеспособность отраслей экономики Республики Татарстана на величину налоговых поступлений, можно определить коэффициенты собираемости. Так показатель собираемости налогов является комплексным показателем, характеризующим работу налоговых органов по основным направлениям деятельности.
Таблица 6
Коэффициенты собираемости налогов по отраслевой структуре экономики (%)
Отрасли экономики РТ 2007 2011
Всего налоговых поступлений 100,6 116,9
Сельское хозяйство - 12,4
Рыболовство - 322,7
Добыча полезных ископаемых 102,5 100,3
Обрабатывающие производства 142,1 137,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 116,1 122,1
Строительство 118,9 127,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 115,3 126,5
Гостиницы и рестораны 237,3 165,9
Транспорт и связь 114,1 126,9
Финансовая деятельность 139,2 166,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 130,1 154,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование 806,2 681,7
Образование 365,4 546,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 489,2 831,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 197,8 193,0
Из таблицы видно, что за 2007 г. и 2011 г. имеется тенденция к росту собираемости (табл. 6 [9]). Из анализа видно, что наибольший показатель собираемости имеет сфера государственного управления и обеспечение военной безопасности, сфера здравоохранения и предоставления социальных услуг, рыболовство и сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, а наименьший - сельское хозяйство. На наш взгляд, это может быть связано с сезонным характером деятельности предприятий сельского хозяйства, что и предопределяет низкое значение показателя собираемости. Говоря о коэффициентах собираемости в любой отрасли, можно сказать, что их уменьшение связано с увеличением задолженности по налогам и сборам за рассматриваемый период, предпосылками которого являются проблемы функционирования каждого отдельного механизма обеспечения исполнения по уплате налогов.
Значения коэффициентов более 100 % не означают, что данная отрасль имеет дебиторскую задолженность перед бюджетом, поскольку поступления в текущем году могут представлять собой погашение недоимки прошлых лет [3]. Заметим, что когда собираемость отрасли выше среднего, то удельный вес отрасли повышается в поступлениях, а уменьшается в начислениях.
При определении налогового потенциала необходимо помнить о таком факторе, как неплатежи. Анализ задолженности по платежам в бюджет является основным моментом всего анализа поступлений налогов и сборов. В связи с этим рассмотрим структуру задолженности по налогам и сборам и состав недоимки Республики Татарстан.
Слово «недоимка» стало известно с XIX века. Согласно толковому словарю В.И. Даля, «Недоимка - то, что недонято, недобрано, невзыскано деньгами или припасами, что осталось за кем-то в долгу» [4]. В академическом издании Словаря русского языка приведено схожее по смыслу определение, а именно: «недоимка - невнесенная в срок и числящаяся за плательщиком часть налога, сбора и т.п.» [5].
Согласно Налоговому кодексу, недоимка представляет собой сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок [7, ст. 11 п. 2].
а) Задолженность Недоимка
Отсроченные Приостановленные
Задолженность Недоимка (рассроченные к взысканию
Ь) платежи) платежи
в)
Рис. 1. Основные подходы к определению структуры задолженности по налогам и сборам
Под отсроченными и рассроченными платежами понимается задолженность по налогам прошлых лет, в отношении которых применена процедура реструктуризации, а под приостановленными к взысканию платежами - сумма налогов, доначисленных в ходе налоговых проверок и временно приостановленных к взысканию по решениям судебных органов [6]. Также в состав задолженности можно отнести, помимо недоимки, пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов. Последняя точка зрения наиболее распространена в настоящее время.
Под штрафом подразумевается налоговая санкция за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик или плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки [7]. Таким образом, структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РТ включает в себя недоимку, которая увеличена на сумму отсроченных платежей, и сумму платежей, временно приостановленных к взысканию, которые отражают экономическое содержание налоговой задолженности.
2007
2011
□ недоимка
□ приостановленные
к взысканию платежи
□ недоимка I приостановленные к взысканию платежи
Рис. 2. Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РТ
за 2007 г. и 2011 г. (%)
Из приведенных диаграмм заметим, что в 2007 году приостановленные к взысканию платежи (64,3 %) намного выше показателя недоимки по налогам (36,6 %) [11]. В 2011 г. сумма недоимки по налогам увеличилась на 19,6 % относительно 2007 года, что, в свою очередь, является отрицательным моментом для экономики региона. Таким образом, сравнивая два понятия, можно сказать, что понятие «задолженность»
шире, чем понятие «недоимка». Однако суммы пеней и штрафов по налогам, которые связаны с задолженностью, мы не можем рассматривать как ее составные элементы.
Если рассматривать недоимку как явление объективно существующее, то необходимо учитывать: а) в недоимку не включаются суммы неуплаченных финансовых санкций и пени; б) недоимка формируется на определенную дату и включает в себя недоимку прошлых периодов; в) прирост недоимки за определенный период не всегда относится именно к этому периоду [8].
Таблица 7
Структура недоимки по налоговым поступлениям, мобилизуемым на территории Республики Татарстан за 2007-2011 гг. (%)
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Федеральные налоги 75,9 76,5 78,5 78,2 74,3
Налог на прибыль 13,3 11,8 16,4 18,4 17,4
Налог на товары и услуги 51,1 52,0 50,8 51,0 48,2
Платежи за пользование природными ресурсами 0,7 3,0 1,8 0,4 0,4
Остальные 10,9 9,6 9,5 8,5 8,3
Региональные 12,0 11,3 10,2 11,2 14,3
Местные 9,6 9,5 8,1 7,0 7,3
Специальные налоговые режимы 2,5 2,8 3,2 3,6 4,0
Основную задолженность на 2011 г. составляют федеральные налоги: налоги на товары и услуги - 48,2 %, налоги на прибыль - 17,4 % (табл. 7 [11]). Рост недоимки по налогам со специальным налоговым режимом и по региональным налогам связан с:
- частичной уплатой или неуплатой организациями и индивидуальными предпринимателями авансовых платежей по единому налогу, который они уплачивают в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- частичной уплатой или неуплатой организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход. Хотя темпы роста недоимки в 2011 г. немного снизились по сравнению с 2007 г.
Полагаем, что налоговая ситуация в Республике Татарстан является стабильной. Поступления налогов в бюджетную систему региона изменяются в пределах нормы, то есть незначительное увеличение или уменьшение налогов не влияет на экономическую ситуацию в республике.
Список литературы
1. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 41.
2. Паскачев АБ., Садыгов Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.А. и др. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. - С. 181.
3. Адриянов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - С. 211.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка; в 4-х томах, том 2. Оформление «Диамант». - СПб., 1996. - 513 с.
5. 10-й словарь русского языка; в 4-х томах, том 2. АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. Евгеньевой. А.П. 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык. - 436 с.
6. Пронин С.Б. Взыскание задолженностей по налогам - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 1998. - С. 5.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Ст. 75. 13-е изд. - М.: «Ось-89», 2006.-С. 59.
8. Паскачев АБ., Садыгов Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.А. и др. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. - С. 223.
9. Форма № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. URL: http://www.rl6.nalog.ru/statistic/novrl6/3816396/ (дата обращения: 29.11.12).
10. Форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности», Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. URL: http://www.rl6.nalog.ru/statistic/novrl6/3816396/ (дата обращения: 29.11.12).
11. Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации», Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. URL: http://www.rl6.nalog.ru/statistic/novrl6/3816396/ (дата обращения: 29.11.12).
Filatova Е.А. - post-graduate student E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The analysis of tax revenues in the Republic of Tatarstan
Resume
Tax policy has always played an important role in the regulation of the state economic. It is necessary to pay attention to efficient results of a tax policy implementation, during analyzing the sectoral structure of tax revenues and comparison it to the state tax bases. This makes it possible to determine the direction of any changes in the economy and to notice things that can positively affect changes in the tax law.
Tax situation in the Republic of Tatarstan is stable. Living standards, income level of the population, inflation rate, goals priority that a government has on a certain stage of development may affect the ratio of direct taxes to indirect taxes.
Tax revenue to the budget of the region vary in the normal range, that a slight increase or decrease in taxes doesn't have any effect on the economic situation in the region.
Keywords: tax, tax revenue, budget, budget system, collection coefficient, arrears, tax arrears.
References
1. Kolesnikova N.A. Financial and material potential of the region: the experience of regional management. - М.: Finance and Statistics, 2000. - P. 41.
2. Paskachev A.B., Sadigov F.K., Mishin V.I., Sahakian R.A. and others. Analysis and planning of tax revenue: theory and practice // Ed. Sadigov F.C. - М.: Publishing House of the institutional literature, 2004. - P. 181.
3. Adriyanov V.D. Russia: economic and investment potential. - М.: ОАО «Publisher« Economy», 1999. - P. 211.
4. Dahl V.I. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language; in 4 volumes, vol. 2. Making «Diamant». - SPb., 1996. - 513 p.
5. 10 dictionary of the Russian language; in 4 vols, volume 2. USSR Academy of Sciences, Institute of rus. lang., ed. Evgenyeva A.P. 3 ed., stereotype. - М.: Russian language. -436 p.
6. Pronin P.B. Collection of tax debts - М.: Publishing and consulting company «status quo 97», 1998.-C. 5.
7. The Tax Code of the Russian Federation. Part one. Art. 75. 13th ed. - М.: «Os-89», 2006. -P. 59.
8. Paskachev A.B., Sadigov F.K., Mishin V.I., Sahakian R.A. and others. Analysis and planning of tax revenue: theory and practice // Ed. Sadigov F.C. - M.: Publishing House of the institutional literature, 2004. - P. 223.
9. Form № 1-NM «The report of the assessment and admission taxes, fees and other mandatory payments to the budget of the Russian Federation», the Office of the Federal Tax Service of Russia in the Republic of Tatarstan. URL: http://www.rl6.nalog.ru/ statistic/novr16/3816396/ (reference date: 29.11.12).
10. Form № 1-NOM «Report on income tax payments to the budget of the Russian Federation on the basic types of economic activity», the Office of the Federal Tax Sendee of Russia in the Republic of Tatarstan. URL: http://www.rl6.nalog.ru/statistic/novrl6/ 3816396/ (reference date: 29.11.12).
11. Form № 4-NM «Report on arrears of taxes and duties, interest and tax penalties to the
budget of the Russian Federation», the Office of the Federal Tax Service of Russia in the Republic of Tatarstan. URL: http://www.rl6.nalog.ru/statistic/novrl6/3816396/
(reference date: 29.11.12).