ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ КРУПНЕЙШИХ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ 1 2 Плеханова Д.А. , Матягина Т.В.
Email: [email protected]
1Плеханова Дарья Александровна - магистрант;
2Матягина Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предпринимательства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет,
г. Уфа
Аннотация: совершенствование и реформирование налоговой системы обусловило выделение отдельных категорий налогоплательщиков, в связи с тем, что административно-территориальный принцип построения налоговых органов не обеспечивает в должной мере эффективность налогового контроля отдельных налогоплательщиков. Эту работу проводят созданные согласно Приказу Минфина России от 09.08.2018 № 165н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2018 № 52029) межрегиональные (межрайонные) инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Основной целью создания межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам было усиление контроля за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, имеющими стратегическое значение для бюджета России.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый контроль, крупнейшие налогоплательщики, налоговые доходы.
ANALYSIS OF TAX REQUIREMENTS TO THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN FROM LARGEST TAXPAYERS Plekhanova D.A.1, Matyagina T.V.2
1Plekhanova Darya Aleksandrovna - Undergraduate Student;
2Matyagina Tatyana Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF BUSINESS ECONOMICS, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY,
UFA
Abstract: improvement and reform of the tax system has led to the allocation of certain categories of taxpayers, due to the fact that the administrative-territorial principle of building tax authorities does not adequately ensure the effectiveness of tax control of individual taxpayers. This work is carried out created according to the Order of the Ministry of Finance of Russia dated 09.08.2018 No. 165n "On Amendments to the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated July 17, 2014 No. 61n" On Approval of the Model Provisions on Territorial Bodies of the Federal Tax Service "(Registered in the Ministry of Justice of Russia 30.08 .2018 No. 52029) interregional (interdistrict) inspections for the largest taxpayers. The main purpose of creating
interregional inspectorates of the Federal Tax Service of Russia for the largest taxpayers was to strengthen control over compliance with tax legislation and payment of taxes by the largest taxpayers of strategic importance to the budget of Russia. Keywords: taxes, taxation, tax control, the largest taxpayers, tax revenue.
УДК 330
Значительную часть бюджета Республики Башкортостан формируют налоговые и неналоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков. Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2017 № 535 «Об утверждении прилагаемого комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2020 года» [1] Минфин Республики Башкортостан по согласованию с УФНС России по Республике Башкортостан и УФК по Республике Башкортостан должны реализовать систему мониторинга состояния расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков Республики Башкортостан с целевыми показателями на 2016 год 1533 млн рублей, на 2017 год - 1636 млн рублей, на 2018 год - 1720 млн рублей, на 2019 год - 1829 млн рублей, при этом ежеквартально предоставлять мониторинг достижения целевых индикаторов ежегодного роста поступлений отдельных налогов для крупнейших предприятий республики на 2016 -2019 годы. Следует отметить, что в вышеуказанном Распоряжении расширен мониторинг крупных налогоплательщиков до 1000 предприятий.
В десятку крупнейших налогоплательщиков Республики Башкортостан по объему выручки включены следующие организации: ПАО АНК «Башнефть», ПАО «УМПО», ООО «Башнефть-розница», ООО «Башнефть-добыча», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО ТД «Башхим», АО «Ттранснефть-Урал», ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа», ООО «Башкирская генерирующая компания», АО «Башкирская содовая компания» [2].
Поступления в бюджет Республике Башкортостан от крупнейших налогоплательщиков за 2017 год представлены в таблице № 1.
Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:
федерального бюджета консолидир ованного бюджета субъекта РФ из графы 3 -поступило в доходы местных бюджетов
Доходы, администрируемые налоговыми органами 24 310 066 19 430 286 5 146 781 17 051
Налоговые и неналоговые доходы 24 310 066 19 430 286 5 146 781 17 051
Налоговые доходы 24 308 787 19 429 128 5 146 611 16 881
Налог на прибыль организаций 9022010 1 840 726 7 654 096 0
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 20 845 423 20 633 872 - -
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации -5 844 837 -3 229 168 -2 608 673 0
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 131 278 127 830 - -
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ 131 278 127 830 - -
Налог на добычу полезных ископаемых 154 407 55 868 101 198 17 396
Неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами 1 279 1 158 170 170
Контрольная сумма 133 479 760 97 230 832 38 534 782 102 306
Увеличение бюджета Республики Башкортостан, в части налоговых доходов, в частности от крупнейших налогоплательщиков, связано со следующим причинам:
1) изменением факторов, которые оказывают влияние на величину и структуру налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
2) величина объема валового регионального продукта (далее ВРП). ВРП является показателем, отражающий совокупную стоимость произведенных конечных продуктов по отраслям или сумму добавленной стоимости в регионе. Таким образом, увеличение ВРП способствует увеличению поступлений по налогу на прибыль организаций. Оценка доли налоговых доходов в ВРП и характер изменения этой доли позволяют сделать выводы о причинах динамики поступлений налога на прибыль.
3) индекс потребительских цен (далее ИПЦ). ИПЦ представляет собой отношение стоимости основных потребительских товаров (работ, услуг) в текущем периоде региона к стоимости базисного периода. Таким образом, динамика ИПЦ является причиной изменений налоговых поступлений в бюджет. Изменение ИПЦ на отдельные виды товаров (работ, услуг) будет отражать динамику налоговых поступлений в конкретной отрасли, которых затронуло изменение цен.
4) количество налогоплательщиков. Рост числа налогоплательщиков в регионе способствует росту налоговых поступлений, при условии, что налогоплательщики не являются убыточными и не уклоняются от уплаты налогов, применяя схемы уклонения от налогообложения.
5) доля убыточных организаций. Некоторые организации, исчисляя налог на прибыль, признаются убыточными и в связи с этим по налогу на прибыль налоговая база равна нулю, а убытки переносятся на следующие периоды до тех пор, пока прибыль не станет больше убытка. Таким образом, доля убыточных организаций в регионе влияет на налоговые поступления.
6) сумма уплаченных косвенных налогов. Увеличение или уменьшение уплаты косвенных налогов может быть связано с изменениями в законодательстве, например, соответственно введение или отмена налоговых льгот.
7) величина заемных средств организации. Увеличение заемных средств, как источника финансирования, влечет за собой увеличение расходов по налогу на прибыль по выплате процентов за пользование денежными средствами, что приводит к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно поступлений в бюджет.
8) дебиторская и кредиторская задолженность налогоплательщика. Величина дебиторской и кредиторской задолженности организации является показателем риска в целях налогообложения, поскольку в соответствии с Налоговым Кодексом организации имеют право на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль по резервам по сомнительным долгам.
9) стоимость товаров (работ, услуг) налогоплательщиков - экспортеров, импортеров. Ввиду изменения стоимости на экспортируемые и импортируемые товары (работы, услуги) изменяется выручка налогоплательщиков, что может привести к увеличению или снижению исчисленного налога по налогу на прибыль.
Таким образом, на величину налоговых поступлений в бюджет влияет множество факторов: начиная от уровня экономики региона (инфляция, ВРП и другие) до внутренних процессов в деятельности налогоплательщика. В 2017 году в Республике Башкортостан наблюдается рост налоговых и неналоговых поступлений, значительную часть которых составляют отчисления от крупнейших налогоплательщиков. Для того что бы предотвратить снижение поступлений и увеличить их объем, со стороны налоговых органов необходимо совершенствовать налоговый контроль.
Список литературы /References
1. Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450266214/ (дата обращения: 04.02.2019).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/^ashsM.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/521947804d047dbb 9cc5fc5b3577459f/i000002.pdf/ (дата обращения: 04.02.2019).
3. Лермонтов Ю.М. /Налоговый вестник/ Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=27869/ (дата обращения: 04.02.2019).