Гираев В. К. - с.н.с. НИИ Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», к.э.н., доцент
Girayev V. K. - the senior research associate of Scientific Research Institute Upravleniya, economy, policy and sociology of GAOUIN «The Dagestan state university of the national economy», PhD Econ., the associate professor
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ОЦЕНКА
НАЛОГОВОЙНАГРУЗКИВРЕСПУБЛИКЕДАГЕСТАН
ANALYSIS OF INCOME TAX AND EVALUATION TAX BURDEN IN THE REPUBLIC DAGESTAN
В статье исследованы структура и динамика налоговых поступлений в Республике Дагестан, проведен анализ налоговой нагрузки на экономику в целом и по видам экономической деятельности. Сформулирован и обоснован вывод о нецелесообразности ориентации на показатель налоговой нагрузки, рассчитанной исходя из сложившейся методики при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики. Предложен комплекс мер, направленных на расширение налоговой базы, регистрацию налогоплательщиков и улучшение практики налогового администрирования.
Ключевые слова: налоговые поступления, неналоговые доходы, консолидированный бюджет, налоговая нагрузка, налоговая политика.
In the article the structure and dynamics of tax revenues in the Republic of Dagestan, the analysis of the tax burden on the economy as a whole and by economic activity. Formulate and justify a conclusion about the inappropriate targeting the tax burden, calculated on the basis of the current method in forming the basic directions of budgetary and fiscal policy. The complex of measures aimed at broadening the tax base, improve the registration of taxpayers and tax administration practices.
Keywords: tax revenues, non-tax revenues, the consolidated budget, tax burden, tax policy.
За 2015 год в Республике Дагестан обеспечено поступление в бюджетную систему налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами, в сумме 27512,7 млн. руб. с темпом роста 103,2 % или на 848,9 млн. руб. больше, чем за 2014 год.
Налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в консолидированный бюджет Российской Федерации, поступили в объеме 27508,1 млн. руб. с темпом роста 103,2 %, или на 848,2 млн. руб. больше, чем за 2014 год, в том числе в федеральный бюджет мобилизовано 6522,8 млн. руб. с темпом роста 126,4 %, в консолидированный бюджет РД поступило 20985,3 млн. руб., что составило 97,6 % к уровню поступлений 2014 года (рис. 1).
Сальдированный прирост поступлений в федеральный бюджет в сумме 1364,4 млн. руб. обеспечен за счет роста поступлений по:
- налогу на добавленную стоимость в сумме 1470,3 млн. руб. (с 2121,8 млн. руб. до 3592,1 млн. руб.) или в 1,7 раза;
- платежам за пользование природными ресурсами и НДПИ на 168,5 млн. рублей (с 810,9 млн. руб. до 979,4 млн. руб.) или в 1,2 раза.
Снизились поступления сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, по налогу на прибыль организаций - на 22,8 млн. руб., акцизам - 137, 0 млн. руб., прочим налогам и сборам - 114,6 млн. руб
27500 25000 22500 20000 17500 15000 12500 10000 7500 5000 2500 0
2014 г
2015 г
□ региональный бюджет □ федеральный бюджет
Рис. 1.Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, зачисляемых в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 гг.
В консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2015 г. обеспечено поступление налоговых и неналоговых доходов в объеме 20985,3 млн. руб., в том числе в республиканский бюджет РД - 15904,7 млн. рублей и в местные бюджеты - 5080,6 млн. руб. По сравнению с
2014 годом, поступления уменьшились на 2,4 % или на 514,2 млн. рублей. Снижение поступлений произошло по основным бюджетообразующим налогам: НДФЛ - на 1,6 % или на 186,9 млн. руб., налогу на прибыль - 19,4% или 572,2 млн. руб., акцизам на алкогольную продукцию - 1,6% или 28,1 млн. руб. и земельному налогу - 12,2 % или 110,3 млн. руб.
Одной из основных проблем, с которой столкнулось нынешнее руководство УФНС России по РД, была неправомерная (читай -криминальная!) практика возмещения НДС по лжеэкспортным операциям. Следует отметить, что налоговым органам республики удалось практически полностью искоренить эту порочную и неправомерную практику. Об этом свидетельствуют цифры.
Так, сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета за
2015 г., составила 1014,4 млн. руб., что в 2,0 раза или на 1018,8 млн. руб. меньше, чем за 2014 г.
Такое снижение объясняется завершением основных работ по крупным инвестиционным проектам и, соответственно, отсутствием заявлений к возмещению по ООО «АнжиАрена» (в 2014 г. было заявлено 167,9 млн. руб.) и ОАО «Каспийский завод листового стекла» (в 2014 г. -194,6 млн. руб.). По участнику внешнеэкономической деятельности ЗАО «Каспий-1» заявленный к возмещению налог снизился на 339,3 млн. руб. и составил 159,2 млн. руб. в связи со снижением объемов экспортных операций.
Аналогично, более чем в 2 раза или на 833,0 млн. руб. снизилась сумма НДС,признанная к возмещению из бюджета, и составила 777,3 млн. руб.
Объемы фактически возмещенного из бюджета НДС в 2015 г. составили 946,0 млн. руб., что в 2 раза или на 974,0 млн. руб. меньше, чем возмещено в 2014 г.
Аналогичная работа велась и по обоснованности применения вычетов по НДС по внутренним операциям. В результате уточнения налоговых обязательств в ходе проведенных камеральных и выездных контрольных мероприятий, налоговые органы республики добились снижения заявленных сумм вычетов по НДС, что позволило обеспечить
прирост поступлений в бюджет по данному налогу на сумму более 400,0 млн. руб.
Без учета поступления платежей, администрируемых МРИ по КН России (г. Москва), фактические поступления в консолидированный бюджет РФ составили 26764,8 млн. руб. с темпом роста 105,3% или на 1 359 млн. руб. больше, чем за 2014 год.
Индикативные показатели доходов федерального бюджета, установленные на 2015 г. в объеме 4 888,4 млн. руб. исполнены на 127,4 процентов. Дополнительно в доход федерального бюджет мобилизовано 1337,4 млн. руб., в том числе по налогу на прибыль на 15,7 % или 19,7 млн. руб., НДС - 63,8 % или 1246,4 млн. руб., акцизам на алкогольную продукцию на 9,0 % или 138,2 млн. руб.
Не исполнены индикативные показатели только по налогам за использование природных ресурсов (в целом исполнение - 89,1 %) с «недобором» 119,5 млн. руб., из них по налогу на добычу нефти - 100,3 млн. руб. (исполнение - 89,7 %) и газу природному 22,3 млн. рублей (исполнение ИП 79,1 %).
Причины неисполнения следующие:
- необоснованно завышенный прогноз налога, представленного от ОАО «Дагнефтегаз» на 2015 г.;
- увеличение по ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагнефтегаз» в 2015 году в среднем на 18,2 % добычи нефти с месторождений, применяющих понижающий коэффициент при исчислении ставки НДПИ за добычу нефти;
- сокращение объемов добычи природного газа ОАО «Дагнефтегаз» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. в среднем на 17,1 %.
При неисполнении установленных индикативных показателей прирост поступлений по НДПИ в целом составил 20,8 % или 168,5 млн. руб.
Индикативные показатели доходов консолидированного бюджета Республикив объеме 25517,1 млн. рублейисполнены на 82,2 % с «недобором» 4532,8 млн. рублей, из них по: налогу на прибыль -1521,0 млн. руб., или 33,6%, НДФЛ - 1731,2 млн. руб., или 38,2%, акцизам на алкогольную продукцию - 668,0 млн. руб., или 14,7%, налогу на имущество организаций - 232,8 млн. руб., или 5,1%, земельному налогу 229,9 млн. руб., или 5,1%, что в совокупности составляет 96,7 процентов.
На невыполнение бюджетных назначений консолидированного бюджета Республики Дагестан в 2015 г. оказали влияние следующие причины:
- принятие и утверждение необоснованно завышенных бюджетных назначений на 2015 г. с надеждой на успешную реализацию проекта «Обеления экономики». Достаточно отметить, что в целом по всем налогам бюджетные назначения 2015 года относительно сложившейся расчетной налоговой базы были завышены на 22,1 % или 4761,4 млн. рублей. По отдельным налогам прирост еще выше: по налогу на прибыль - на 32,2 %, акцизам - на 35,9 %, УСН - на 36,9 %, ЕНВД и земельному налогу - в 1,5 раза, налогу на имущество физических лиц - в 2,2 раза. Как видно из данных по налоговым поступлениям, до реального «обеления» пока далеко.
- уменьшение налогооблагаемой базы вследствие недостижения в 2015 году планируемых показателей социально-экономического развития республики, а также высокая волатильность курса валюты, рост себестоимости работ и услуг, уменьшение объемов производства и реализации продукции, приведшее к снижению результатов финансово-хозяйственной деятельности крупных налогоплательщиков. Рост цен и снижения покупательской способности населения также отрицательно
повлияло на динамику налоговых поступлений в истекшем году. И здесь нельзя не отметить провалы в реализации приоритетных проектов, таких как, «Точки роста», «Новая индустриализация». Демонстрируя неплохие темпы экономического роста, налоговые поступления в республике снижаются.
Основными бюджетообразующими налогами, за счет которых обеспечено 85,6% поступлений налоговых доходов, являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налоги за пользование природными ресурсами и налоги на имущество (рис.2).
3169,5
2432 [
ш
налог на НДФЛ
прибыль организаций
Акцизы налоги на имущество
□ 2015 г.
□ 2014 г.
Рис. 2.Динамика поступления основных видов налогов в Республике Дагестан за 2014-2015 гг.
По сравнению с 2014 годом, поступления увеличились по налогу на добавленную стоимость на 1470,3 млн. руб., налогам на имущество - 27,5 млн. руб., платежам за пользование природными ресурсами и НДПИ - 178,5 млн. руб., единому налогу (ЕНВД и УСН)-209,0 млн. руб. Отрицательная динамика поступлений сложилась по налогу на прибыль организаций - на 737,5 млн. руб., налогу на доходы физических лиц - 221,2 млн. руб., акцизам - 165,9 млн. руб., земельному налогу - 110,2 млн. руб. Структура и динамика налогов, сборов и обязательных платежей за 2014-2015 гг. характеризуется следующими данными (табл.1).
Таблица 1
Структура и динамика налоговых доходов по уровням
Г О Д Ы Откло Темп
Показатели 2014 2015 нение роста
Сумма, Уд.вес, Сумма, Уд.вес, + / %
млн. % млн. % -
руб. руб.
Всего налогов и
платежей 26662,5 100,0 27512,8 100,0 850,3 103,2
федеральный бюджет 5163,1 19,4 6527,5 23,7 1364,4 126,4
конс. бюджет РД 21499,4 80,6 20985,3 76,3 -514,1 97,6
НДС 2121,8 8,0 3592,1 13,1 1470,3 169,3
федеральный бюджет 2121,8 41,1 3592,1 55,0 1470,3 169,3
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
Налог на прибыль 3169,5 11,9 2432,0 8,8 -737,5 76,7
федеральный бюджет 218,8 4,2 53,5 0,8 -165,3 24,4
конс. бюджет РД 2950,7 13,7 2378,5 11,3 -572,2 80,6
НДФЛ 11704,6 43,9 11483,4 41,7 -221,2 98,1
федеральный бюджет 34,3 0,0 0,0 0,0 -34,3 0,0
конс. бюджет РД 11670,3 54,3 11483,4 54,7 -186,9 98,4
Акцизы 3592,7 13,5 3426,8 12,5 -165,9 95,4
федеральный бюджет 1809,7 35,0 1672,6 25,6 -137,1 92,4
конс. бюджет РД 1783,0 8,3 1754,2 8,4 -28,8 98,4
Платежи за
пользование
природными ресурсами 829,8 3,1 1008,3 3,7 178,5 121,5
в т. ч. НДПИ 824,8 3,0 1002,4 3,6 177,6 121,5
федеральный бюджет 810, 9 15,7 979,4 15,0 168,5 120,8
конс. бюджет РД 18,9 0,1 28,9 0,1 10,0 152,9
Налог на имущество организаций 2811,2 10,5 2825,3 10,3 14,1 100,5
конс. бюджет РД 2811,2 13,1 2825,3 13,5 14,1 100,5
Налог на имущество физических лиц 116,1 0,4 129,5 0,5 13,4 111,6
конс. бюджет РД 116,1 0,5 129,5 0,6 13,4 111,6
Земельный налог 905,1 3,4 794,9 2,8 -110,2 87,8
конс. бюджет РД 905,1 4,2 794,9 3,8 -110,2 87,8
ЕНВД 344,1 1,3 456,6 1,7 112,5 132,7
конс. бюджет РД 344,1 1,6 456,6 2,2 112,5 132,7
УСН 583,3 2,2 679,8 2,4 96,5 116,5
конс. бюджет РД 583,3 2,7 679,8 3,2 96,5 116,5
Прочие налоги, сборы и обязательные платежи 484,3 1,8 684,1 2,4 199,8 141,0
федеральный бюджет 167,6 3,9 229,9 3,5 62,3 137,1
конс. бюджет РД 316,7 1,5 454,2 2,2 137,5 143,4
Источник: Отчетные данные Ф.№1-НМ УФНС России по РД за 2014-2015 гг.
Как видно из табл. 1, наибольший удельный вес в общем объеме поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ за 2015 год занимает налог на доходы физических лиц - 41,7%. Следующими по удельному весу поступлений являются: налоги на имущество -14,7%, НДС - 13,1%, акцизы - 12,5%, налог на прибыль - 8,8 % и налог на добычу полезных ископаемых -3,7% и др.
По крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на налоговом учете в МРИ ФНС России, по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан за 2015 год поступления составили - 5780,8 млн. руб., что на 420,0 млн. руб. или 7,8 % больше, чем за 2014 год (табл.2).
В 2015 году приоритетное развитие на территории Республики Дагестан получили следующие виды деятельности: обрабатывающие производства: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение; добыча полезных ископаемых; строительство; транспорт и связь. За 2015 год доля этих отраслей в общем объеме налоговых поступлений составляет 76,8 %, что на 2,4 % больше чем за 2014 год.
Что касается динамики налоговой нагрузки на экономику республики в целом, то эти данные представлены в таблице 3.
Таблица 2
Динамика поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей по крупнейшим налогоплательщикам
Республики Дагестан за 20 4-2015 гг./млн. руб./
№п/п Наименование плательщика Годы Отклонения
2014 г 2015 г Сумма
1 ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» 726,2 887,6 161,4 122,2
2 ОАО «Денеб» 130,7 133,5 2,8 102,1
3 ОАО Концерн «КЭМЗ» 105,3 244,0 138,7 231,7
4 ФГУП «ММТП» 49,8 81,4 31,6 163,3
5 ОАО «Дагэнергосеть» 14,1 0,8 -13,3 6,2
6 ОАО «Авиалинии Дагестана» 90,1 14,4 -75,7 16,0
7 ОАО «ДКК» 927,1 558,6 -368,5 60,3
8 ЗАО «Каспий -1» -312,2 -259,3 52,9 83,1
9 ООО «Дорстройхолдинг» 1,7 0,6 -1,1 33,4
10 ОАО«Дагэнергосбытовая компания» 175,4 130,5 -44,9 74,4
11 ГУП «Кизлярский коньячный завод» 1960,6 1919,3 -41,3 97,9
12 ОАО «Дагэнергоремстрой» -38,2 -3,7 34,5 9,9
13 ОАО «ДЗИВ» 761,2 864,6 103,4 113,6
14 ОАО «Завод Дагдизель» 39,9 512,8 472,9 12,8 раз
15 ОАО «Мостоотряд-99» 122,9 76,7 -46,2 62,4
16 ООО «Лидер +» 32,7 62,8 30,1 191,8
17 ООО «Фирма АС-Престиж» 16,3 14,8 -1,5 91,0
18 ООО «Унисервис» 28,3 31,9 35,6 112.5
19 ООО «Газпром Газораспределение Дагестан» 109,8 57,1 -52,7 52,0
20 ОАО « Дагнефтепродукт» 53,4 75,1 21,7 140,5
21 ОАО «Дагнефтегаз» 365,7 377,3 11,6 103,2
Итого 5360,8 5780,8 420,0 107,8
Источник: Отчетные данные МРИ ФНС России по КН по РД за 2014-2015 гг.
Как видно из табл. 3, налоговая нагрузка в Республике Дагестан имеет устойчивую динамику снижения. Более того, за анализируемый период рост ВРП составил 131,4%, тогда как налоговые поступления увеличились на 114,1%. То есть наблюдается процесс опережающего роста ВРП республики по сравнению с налоговыми поступлениями. Иначе говоря, экономика республики растет, но налоговой отдачи нет. Именно такой вывод напрашивается из данных по налоговой нагрузке, рассчитанной по общеизвестной методике.
Таблица 3
Динамика налоговой нагрузки в Республике Дагестан за 2013-
2015 гг.
Показатели Г О Д Ы
2013 2014 2015
1. Валовой региональный продукт, млн. руб. 452882,2 538340,2 569320,0*
2.Налоговые поступления, млн. руб. 24117,7 26662,5 27512,8
3.Налоговая нагрузка, % 5,25 4,95 4,83
* - предварительная величина.
Источник: ТО ФСГС по РД.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данными показателями налоговой нагрузки оперировать нельзя. Дело в том, что статистика
налоговых поступлений учитывает доходы только от налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах, а показатель ВРП учитывает объемы не только зарегистрированной, но и теневой экономики, объемы которой в республике, по некоторым данным, составляют до 40%. [2]. То есть делать ложный вывод о низкой налоговой нагрузке на экономику Дагестана, которым оперируют некоторые исследователи и специалисты - практики не следует. В силу этого, нельзя конструировать приоритеты бюджетной и налоговой политики исходя из таких данных.
Относительно более достоверная картина налоговой нагрузки получается, если исходить из объемов производства, оборота и услуг в разрезе отраслей.
В разрезе базовых отраслей экономическая ситуация и налоговая нагрузка в Республике Дагестан сложилась следующим образом.
Основная доля налоговых поступлений (23,6%) поступила от предприятий и организаций обрабатывающих отраслей производства. Это и понятно, ведь основная доля добавленной стоимости формируется именно в этих отраслях.
Индекс производства по данному виду экономической деятельности за 2015 г. составил 102,2 %, объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составил 43282,9 млн. руб. с темпом роста 116,6% к 2014 г. Предприятиями и организациями данной отрасли экономики обеспечены налоговые поступления в сумме 6499,1 млн. руб., что превышает показатели 2014 г. на 3,5%. Налоговые поступления также увеличились на 21,3 % или 1139,2 млн. руб.
Налоговая нагрузка (копеек с 1 рубля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами) по данной отрасли осталась на уровне 2014 года
- 15,2 копеек.
Основными налогоплательщиками, на долю которых приходится более половины общего объема поступлений по этой отрасли, являются: ГУП «Кизлярский коньячный завод» (29,5 %), ОАО «Дербентский коньячный комбинат» (8,6 %), ОАО «Дербентский завод игристых вин» (13,3 %).
По итогам 2015 г. индекс промышленного производства по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 100,1 %. За 2015 год в Республике Дагестан выработано 4252,3 млн. кВт.ч. электроэнергии, что на 4,4 % больше 2014 г. Объем отгруженных товаров собственного производства - 13549,1 млн. руб. (95,7 %). Основная доля поступлений приходится на обособленные подразделения ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания».
Поступления по данному виду экономической деятельности составили 1793,9 млн. руб., что выше уровня прошлого года на 490,4 млн. руб. или 0,3%. Доля данной отрасли экономики в общем объеме налоговых поступлений остается низкой (2014 г. - 6,7 %, 2015 г. - 6,5 %). Налоговая нагрузка по отрасли за 2015 г. составила 13,2 копеек.
На долю налоговых поступлений по виду экономической деятельности «транспорт и связь» за 2015 г. приходится 5,9 %, что на 1,7 % меньше уровня 2014 г.
К числу налогоплательщиков данной отрасли относятся: ФГУП Махачкалинский международный морской торговый порт (ММТП), ООО «Газпром Газораспределение Дагестан», ОАО «Авиалинии Дагестана». Основная доля поступлений по отрасли «транспорт и связь»
- это поступления НДФЛ (33,5 %).
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за 2015 г. увеличился по сравнению с 2014 г. на 6,6 % и составил 123921 млн. руб. При этом удельный вес налоговых
поступлений снизился на 0,2 % (2014 г. - 5,3 %, 2015 г. - 5,1 %). Налоговая нагрузка составила 1,1 копеек, что на 0,2 копейки меньше показателя предыдущего года.
Поступления налогов и иных обязательных платежей за 2015 г. по отрасли «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» составили 2225,2 млн. руб. (121,2 %) против 1836,4 млн. руб. за 2014 г. Доля поступлений по данному виду деятельности увеличилась на 1,2 % (с 6,9 % до 8,1%). Основные плательщики - ОАО «Дагнефтепродукт» (3,4%) и ООО «Лидер+» (2,8%).
Индекс производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» за 2015 г. составил 100,6 %. Увеличение индекса промышленного производства по данному виду деятельности обусловлено увеличением на 6,7 % объемов добычи нефти, включая газовый конденсат.
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по данному виду деятельности составил 3269,9 млн. руб. или 116,0 % к уровню 2014 г.
Удельный вес в общем объеме поступлений по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» составил 5,3 % или на 0,2 % больше, чем за 2014 г. Налоговая нагрузка по данной отрасли за 2015 г. составила 44,5 копеек (45,6 копеек в 2014 г.).
Крупнейшими плательщиками данной отрасли являются ОАО «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагнефтегаз». На долю ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» по данному виду экономической деятельности приходится более 61,0% поступлений и более 68% поступлений по НДПИ, то есть является основным плательщиком данного налога в республике.
По отрасли «государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение» поступило 5501,3 млн. руб. налогов и сборов, или 20,0 % от общего объема поступлений по основным видам экономической деятельности (за 2014 г. - 20,4%). При снижении удельного веса поступлений по данному виду экономической деятельности на 0,4%, абсолютная сумма налоговых поступлений увеличилась на 1,2 % или 64,8 млн. руб. Основную долю в структуре налоговых поступлений по данному виду деятельности занимает налог на доходы физических лиц (86,2 %).
Как видно из представленных данных, значительный потенциал (резерв) для увеличения налоговых поступлений имеют предприятия по видам экономической деятельности: «оптовая и розничная торговля» и «строительство». Поэтому в целях увеличения налоговой отдачи от этих видов экономической деятельности следует усилить взаимодействие налоговых органов с муниципалитетами, на территории которых осуществляется строительство и организована торговля на муниципальных рынках. Такая практика, на наш взгляд, способна не только значительно увеличить налоговые поступления, но и будет способствовать легализации теневой экономики, значительная доля которой и сосредоточена именно в этих отраслях.
Значительные резервы имеются и в сфере легализации доходов от деятельности в сфере общественного питания, транспорта, автозаправочных станций, в сфере реализации подакцизной продукции. Следует провести сплошную инвентаризацию объектов предпринимательской деятельности в этих сферах с привлечением правоохранительных органов, в компетенции которых и находится пресечение незаконного бизнеса. Результатом должна стать сплошная постановка на учет в налоговых органах таких налогоплательщиков.
С одной стороны, легализация теневой экономики есть не только резерв расширения налоговой базы, но и сфера занятости и получения доходов значительной части населения республики. С другой стороны, такая ситуация накладывает на зарегистрированный бизнес дополнительные расходы и административное давление, в силу чего проигрывает теневым дельцам.
Такая практика неизбежно подталкивает добросовестных налогоплательщиков к уходу в тень, чему способствует и зашкаливающая в республике коррупция, и преобладание межличностных, неформальных отношений над законом. Получается парадокс: такая ситуация выгодна и удобна всем в отдельности, но в перспективе это путь в никуда, ведущий к развалу государства, чего нельзя допускать ни в коем случае.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо разработать и реализовать целевую программу по противодействию коррупции и формированию налоговой культуры населения. Только тогда удастся найти формулу обновления и очищения республики.
Список литературы:
1. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, В.И. Мишин, Р.А. Саакян и др.; Под ред. Ф.К. Садыгова. - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. - 232 с.
2. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. - 2015. - №9. - С. 152-160.
3. Гираев В.К. Анализ влияния налогов на экономическое развитие России // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 6. - С. 562 - 578. DOI: 10.7256/18128688.2014.6.12460
4. Гираев В.К. Структура и динамика налоговых поступлений и их территориальные диспропорции // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 3. -С. 251 - 269. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.3.11566
5. Пономарева Н.В., Пыркин В.А. Вопросы налогового контроля // Финансы. 2014. №6. С. 8-12.
6. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» [Текст] / И.А. Майбуров [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 383 с.