ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ПРОДАЖ РОССИЙСКИХ АВТОДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ
СЕЛИВАНОВА А.Г.,
кандидат экономичес ких наук, ас с ист ент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected];
ШЕВЧИК Е.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail:[email protected]
В условиях посткризисного развития российские автодилерские компании вынуждены наращивать объемы продаж на рынке, изменяя модель маркетингового поведения для обеспечения конкурентного позиционирования. В статье анализируются особенности изменения структуры российского авторынка вследствие воздействия внешних и внутренних факторов, а также использования финансовых инструментов и маркетинговых технологий.
Ключевые слова: автодилеры; автокомпоненты; автоконцерны; иностранные автопроизводители; конкурентоспособность; финансовые инструменты; маркетинговые технологии.
FINANCIAL INSTRUMENTS AND MARKETING TECHNOLOGIES OF INCREASE DYNAMIC SALES WITH RUSSIAN CAR DEALERSHIP CENTERS
SELIVANOVA A.G.,
PhD., Assistant Professor at Department of «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: selivanova.a.g @ list.ru;
SHEVCHIK E.V.,
PhD., associate professor at Department of «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: [email protected]
In the conditions of post-crisis development the Russian auto dealership companies are compelled to increase sales volumes in the market by changing marketing model for ensuring competitive positioning. The article analyzes some peculiarities of changing infrastructure of the Russian auto market in consequences of external and internal factors as well as application of financial instruments and marketing technologies.
Keywords: auto dealerships; automotive components; foreign motor-car manufacturers; competitiveness; financial instruments; marketing technologies.
JEL classification: L62, M21.
В условиях посткризисного развития экономики и роста глобальной конкуренции рынок продаж автомобильной продукции является ярким показателем оживления платежеспособного спроса. Продажи автомобильной техники на рынке осуществляют дилеры крупных автомобилестроительных компаний, которые реализуют новые стратегии развития на основе использования новых маркетинговых инструментов и технологий.
Что касается стратегий конкурентного развития автодилерских центров, то они выражаются в следующих моделях экономического поведения компаний: захват действующими и вновь созданными фирмами свободных рыночных ниш и
© А.Г. Селиванова, Е.В. Шевчик, 2013
географических рынков; расширение рыночной доли на уже освоенном рынке; развитие дополнительных конкурентных преимуществ за счет реализации специальных программ; организация качественных сервисов для клиентов в целях увеличения рыночной доли и вытеснения конкурентов; взаимодействие со страховыми компаниями и банками для оказания комплексных услуг, увеличивающих лояльность и платежеспособность клиентов.
Устойчивый рост рыночной доли автодилерской компании может обеспечиваться за счет новых сегментов потребительского рынка, которые планирует освоить оператор на основе взаимодействия с другими организациями и банками. Особенностью такой стратегии развития является маркетинговое управление с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ. Эта стратегия носит нишевый характер и состоит в стремлении автодилера следовать за уже состоявшимися лидерами рынка.
На современном рынке его лидеры формируют спрос на новую продуктовую линейку, а затем компания начинает процесс соперничества за клиента. Эта стратегия не предусматривает использования агрессивного снижения цен, активной рекламной кампании или намерения превзойти конкурента в области продуктовой дифференциации. Вместо того, автодилерская компания, чтобы накопить опыт и ресурсы, использует финансовые и маркетинговые технологии маневрирования вокруг конкурентов, стремясь занять рыночные ниши, в данный момент не представляющие для них стратегического интереса.
В условиях становления авторынка в России автодилерские компании, которые были представлены в основном малыми предприятиями, возникали и развивались достаточно стихийно, следовательно, не имели маркетинговой стратегии, нацеленной на комплексное освоение рынка. Использование технологий маркетингового управления в условиях становления рынка было затруднено, потому что автоконцерны не доверяли только что сформировавшимся дилерам, которые не могли обеспечить себе финансовую устойчивость. В условиях становления рынка потребитель не отличался особым спросом на бренды или какие-либо технические характеристики.
Клиенты автодилеров стремились приобретать практически любое автотранспортное средство, чтобы вложить деньги при высокой инфляции и тем самым инвестировать финансовые ресурсы домохозяйств.
Особенностью докризисного этапа развития российского авторынка является создание конкурентных преимуществ на основе формирования распределительно-сбытовой системы автопромышленного комплекса в виде автодилерских центров. Концепция развития автомобилестроительного производства была утверждена в 2002 г. и предусматривала привлечение иностранного капитала для строительства и развития в России значительного количества предприятий по сборке автомобилей на основе взаимодействия с крупнейшими мировыми автоконцернами. Для привлечения иностранных автомобилестроительных компаний на российский рынок создавались значительные льготы, а модель организации производства как бизнес-процесс представляла собой сборку автомобилей из поставленных на российский рынок узловых агрегатов и деталей.
Такая модель развития автомобилестроительной отрасли имеет ограничения, связанные с тем, что способствует вовсе не увеличению, а сокращению создания рабочих мест в российской автомобилестроительной промышленности, прежде всего в производстве автокомпонентов, в котором, по технологическим причинам, число рабочих мест на порядок больше, чем в собственно автосборочном производстве. Такая ситуация негативным образом сказывается на развитии национальной автомобилестроительной отрасли, а также на занятости в российском автопроме.
Темпы продаж на российском автомобильном рынке также сокращаются в связи со снижением активности покупателей в массовом сегменте. Например, продажи таких марок автомобилей как Kia, Toyota и Ford упали еще в конце 2012 г., в то время как продажи марок Renault, Skoda и Chevrolet выросли в среднем на 12-16% вследствие развития кредитных программ автоконцернов.
Результаты маркетингового обследования свидетельствуют о стагнации экономики и замедлении спроса на рынке автомобилестроительной продукции. Анализ рынка выявил ограничения для быстрого возобновления роста в ближайшее время, в связи с тем, что на складах автодилеров образовались значительные запасы произведенной автоконцернами продукции. В условиях стагнации правительство обращается к антикризисному арсеналу. Чтобы поддержать автопром и увеличить спрос на отечественные автомобили, Правительство России может снова начать субсидировать автокредиты.
На снижение потребительского спроса на авторынке оказывает значительное влияние увеличение процентных ставок по предлагаемым автокредитам на 1-2 процентных пункта. Цена кредита составляет 15-17%, что значительно превышает цену предложения банков автоконцернов. Высокие цены на кредиты также снижают потребительскую активность населения и платежеспособный спрос клиентов автодилерских центров.
Специализированные банки автопроизводителей растут вдвое быстрее рынка и с 2010 г. увеличили свою долю в 7 раз, но их рыночная доля в настоящее время невелика и составляет около 10%. Специализированные банки растут значительно быстрее других игроков, вследствие активного использования финансовых инструментов и маркетинговых технологий при продвижении автомобилестроительной продукции на рынке.
Согласно информации экспертов, лидером по темпам прироста розничного портфеля на российском рынке стал «Тойота банк», кредитный портфель которого за 2012 г. вырос на 80% до 31,8 млрд руб., в то время как «Мерседес-бенц банк» увеличил портфель на 42% до 7,4 млрд руб., а «БМВ банк» только на 35% до 20,7 млрд руб. (Борисяк, 2013).
На топ-10 банков в сегменте автокредитования, в который в 2012 г. впервые вошел «Тойота банк», входящий в бизнес-группу крупнейшего автоконцерна, работающего в России, приходится 69% рынка. Лидером отечественного рынка автокредитования считается ОАО «Сбербанк России», рост кредитного портфеля которого составил за год 24% (вырос до 102,6 млрд руб.), Второе место по портфелю выданных автокредитов устойчиво занимает «ВТБ24». Портфель автокредитов «ВТБ24» прирос на 34,3% до 95,5 млрд руб. Активным игроком рынка является также банк «Уралсиб», кото-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
рый за 2012 г. увеличил портфель на 46% до 22,8 млрд руб., немного уступает «Уралсибу» банк «Юникредит», увеличивший рост кредитного портфеля на 36,8% до 62,2 млрд руб. (Борисяк, 2013).
Рынок автокредитования развивается достаточно высокими темпами, при этом российские банки занимают лидирующие позиции (рис. 1).
Банк Москвы 01,8
БНП париба Восток 14 ,4
Росбанк 74 ,8
Русфинанс банк '7,4
Сбербанк 104,1
ВТБ 24 105,3
0 20 40 60 80 100 120
Рис. 1. Динамика роста кредитного портфеля российских банков1
Особенностью посткризисной стратегии развития банков транснациональных концернов можно назвать динамичный рост с опережением, который выше показателей российского рынка. Такая модель роста обеспечена стратегией маркетингового управления, основанной на сильных брендах. Банки мировых автоконцернов в 2012 г. показали очень высокие темпы роста за счет работы в стратегических бизнес-группах, в состав которых входят сборочное предприятие, банк и страховая компания.
В связи с тем, что банки автоконцернов предлагают лучшие условия для кредитования, темпы прироста портфелей крупнейших мировых автобанков оказались достаточно высокими и составили 10-40 процентных пунктов роста в сегменте автокредитования, в зависимости от марки, которую кредитует специализированный банк автоконцерна.
Конкурентоспособность специализированных банков автоконцернов во многом определяется задачами стратегии развития, которые должны выполнять прежде всего роль финансовой инфраструктуры. Банки автоконцернов не нацелены на прибыль, как российские кредитные организации. Следует отметить, что специализированные банки автоконцернов работают на рынке, реализуя интересы основных участников процесса купли-продажи автомобиля. Количество проданных автомобилей в кредит - это основной показатель их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность «Тойота банка» зависит от динамики продаж автомобилей «Тойота мотор». Особенность маркетингового управления состоит в том, что рост спроса на автомобили автопроизводителя во многом определяет успешность банка.
Для реализации «излишков» новых автомобилей дилерские центры вынуждены разрабатывать и продвигать маркетинговые программы, основанные на специальных акциях, включающих скидки для потребителей. Специальные маркетинговые предложения, содержащие различные льготы для покупателей автомобилей, формируются обычно в конце года, поэтому рост потребительской активности наблюдается также в конце сезона. В связи с этим потребители откладывают запланированные покупки и с нетерпением ждут объявления бонусных программ и распродаж.
Специальные программы, разрабатываемые автоконцернами совместно с дилерами, значительно способствуют росту динамики реализации автомобилей, однако, вследствие низкой динамики роста доходов домохозяйств и удорожания кредитных ресурсов, продажи в 2013 г. новых автомобилей на отечественном рынке снижаются по сравнению с 2012 г., по нашему наблюдению, в среднем на 2-3 процентных пункта.
По опубликованной информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в марте 2013 г. снизились на 4% по сравнению с мартом 2012 г., до 244 030 автомобилей; вследствие этого российский авторынок переместился со второго на третье место в Европе, впереди теперь не только Германия (продано 395 000 легковых автомобилей), но и Великобритания (продано 281 200 легковых автомобилей), которой удалось сразу выйти на первую позицию по объему продаж легковых автомобилей (Виноградова, 2013).
Согласно проведенным опросам российских автодилеров, рост продаж легковых автомобилей рынка замедляется по мере завершения распродаж машин прошлого модельного года. Например, в январе 2013 г. рост числа проданных автомобилей составил к 2012 г. 5%, в феврале 2013 г., по оценкам российских дилеров, было реализовано на 2% больше новых легковых машин, чем в феврале 2012 г.
1 Составлено авторами статьи.
Стремясь снизить цену покупки, потребители приобретают продукцию у тех дилеров, которые распродают автомобили предыдущего года выпуска. Таким образом, снижение цены способствует снижению скопившихся запасов товаров на складах у дилеров и увеличению скорости оборота их финансовых ресурсов.
Для того чтобы обеспечить поступательный рост рынка автомобильной продукции, необходимы совместные маркетинговые программы автоконцернов, дилеров и коммерческих банков, направленные на стимулирование потребительского спроса. Эти программы будут, по нашему мнению, востребованы вследствие того, что более половины российского парка легковых автомобилей состоит из машин старше 10 лет. По данным «Автостата», на 1000 российских граждан в настоящее время приходится около 270 автомобилей (в Москве это число составляет около 300), тогда как, например, в США этот показатель составляет 802 автомобиля на 1000 граждан, в Германии - 564 автомобиля на 1000 граждан, в Великобритании - 523 автомобиля на 1000 граждан (Виноградова, 2012а).
Динамика дальнейшего развития отечественного рынка автомобилестроительной продукции будет зависеть от экономической ситуации в целом, а также от наличия специальных маркетинговых программ и доступности финансовых ресурсов для банков, которые, в свою очередь, могут предложить потребителям ликвидные кредитные продукты.
Контроль над реализацией маркетинговой стратегии позволяет сохранить транспарентность рынка и не допустить дезинформации потребителя о ценах на товары и услуги. В связи с этим, все маркетинговые коммуникации с клиентом, находящиеся в векторе поиска креативных решений, должны проводиться в стратегическом соответствии с интересами производителя модельного ряда машин (Попов, 2009).
Маркетинговые технологии должны способствовать формированию факторов, стимулирующих приобретение автомобилей российской сборки при увеличении реальных зарплат населения. При оценке маркетинговой стратегии развития российских дилерских центров в контуре развития автомобилестроительной отрасли и ее их кластеров, необходимо охарактеризовать проблему локализации производства на российском рынке. Большинство крупнейших российских дилеров отмечают, что российские клиенты с 2011 г. увеличили спрос на более дорогие автомобили.
Согласно маркетинговому обследованию журнала «Автобизнес ревю», в 2011 г. выручка 60 крупнейших компаний от продажи новых автомобилей составила 780 млрд руб. без учета НДС (или 26 млрд долл. по курсу 30 руб. за долл.), что на 53% выше, чем в 2010 г. Общая выручка автодилеров фирм с учетом сервиса, продаж автомобилей с пробегом и прочих услуг за 2011 г. выросла только на 46%, составив почти 978 млрд руб. (Виноградова, 2012Ь)
Фактором, ограничивающим рост доходов автодилеров на российском рынке, является низкая маржинальность деятельности вследствие медленного роста доходов от сервиса и продажи запасных частей из-за снижения гарантийного парка. Несмотря на рост объемов финансовых потоков, дилеры в 2011-2012 гг. продавали меньше автомобилей в натуральном выражении, чем, например, в докризисном 2008 г., а рост доходов дилерских компаний зависел от роста средней стоимости продаваемых автомобилей, которая за последние три года выросла примерно на 30% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика продаж на российском авторынке с учетом кредитных продуктов банков2
За этот же период региональные дилеры показали лучшую динамику развития, чем компании федерального уровня (как по росту продаж в штуках, так и по выручке).
По мнению экспертов, этот рост связан с тем, что именно региональные автодилеры сильно снизили объемы продаж в кризис. Абсолютным лидером роста выручки стала ставропольская компания «Дрим кар», увеличившая за год свои продажи на 211% до 7,26 млрд руб., но своей докризисной выручки в 14 млрд руб. автодилерский центр не достиг (Виноградова, 2012Ь).
2 Составлено авторами статьи.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
Журнал «Автобизнес ревю» на основе оценки финансовых показателей и маркетинговых стратегий в 2013 г. сформировал новый рэнкинг крупнейших российских автодилеров, отметив, что 100 крупнейших автодилерских центров увеличили продажи новых автомобилей в среднем на 16%, опередив общую динамику рынка; 29 холдингов из рейтинга нарастили продажи ниже среднего (9 автодилеров завершили год с отрицательным результатом), а 45 автодилеров увеличили продажи на 20% и больше (Грибцова, Дранишникова, 2013).
Важной особенностью развития российского рынка является то, что продажи региональных дилерских центров составили более 20% в натуральном выражении, при этом из 10 компаний, показавших лучшие результаты по динамике продаж, впереди были автодилеры Южного федерального округа. Рынок в Москве и Санкт-Петербурге прибавил только 8-10%, потому в топ-100 автодилерских компаний входят более 50% автоцентров, работающих не на федеральных рынках, а на региональных.
Увеличение динамики продаж региональных дилерских центров можно объяснить отмеченным эффектом низкой базы, что способствует оптимизации прогнозов, связанных с увеличением активности потребителей на рынке автомобилестроительной продукции. У большинства иностранных компаний, занимающихся автосборочным производством в России, до конца 2009 г. не была сформированная дилерская сеть в регионах. Соответственно, не было и специальных программ по стимулированию сбыта готовой продукции.
На региональных рынках автомобили продавали посредники, которые приобретали их в столичных дилерских центрах по заказу конкретных клиентов. Региональные дилерские сети стали активно развиваться в конце 2010 г., когда автоконцерны вывели на рынок достаточно много интересных маркетинговых предложений, способствующих росту продаж в регионах.
Развитие дилерских центров как устойчивых операторов российского рынка связано, прежде всего, с их выходом на плановые расчетные показатели по реализации, поэтому маркетинговые программы дилерских центров обеспечили им устойчивую концепцию позиционирования на региональных рынках. Структура российского рынка в стоимостном выражении также меняется под влиянием маркетинговых технологий. Решающим фактором роста рынка является, главным образом, увеличение стоимости средней покупки автомобиля. Если рост рынка обеспечивается увеличением только стоимости произведенного товара, то динамика роста может быть ограничена уровнем платежеспособного спроса в регионах.
Еще одним интересным моментом развития авторынка является тот факт, что, несмотря на изменение структуры финансовой доходности дилеров в сторону роста доходов от реализации новых машин, основной рост доходности авто-дилерских центров обеспечивают следующие направления деятельности: реализация автомобилей с пробегом и организация сервисного обслуживания клиентов.
Маркетинговое управление развитием рынка со стороны крупных иностранных концернов привело к тому, что в России стала складываться западная концепция модели роста, при которой продажи растут не более чем на 5% в год, а успех игроков рынка зависит от способности максимально диверсифицировать бизнес.
Следует отметить, что маркетинговое управление процессом диверсификации автодилерского бизнеса направлено на создание не только удобных сервисов, но и известного портфеля брендов, а также на продвижение на рынке не только новых машин, но и машин с пробегом (на основе программ обратного выкупа), страховых и финансовых услуг, высококачественного и оперативного послепродажного обслуживания.
Кредитные ставки на продукты автокредитования увеличились вслед за депозитами, ставки по которым стали подниматься вследствие ограниченного притока ресурсов с глобального рынка из-за обострения долгового кризиса в Европе. Только с июня по середину сентября предыдущего аналогичного периода, по данным маркетингового агентства MARCS, которое проводит ежемесячный мониторинг услуг крупнейших банков методом тайного покупателя, ставки потребительских кредитов выросли в 12 из 30 крупнейших банков (Сбербанк, «Траст», «ВТБ 24», «МДМ банк» и др.), а снизились только у двух крупных операторов рынка (Райффайзенбанк и Номос-банк) (Коваль, 2012).
ОАО «Сбербанк России» в настоящее время обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке автокредитования благодаря дочернему банку «Сетелем», который является профессиональным розничным ритейлером и имеет хорошо проработанные технологии сегментирования рынка. Группа Сбербанка занимает лидирующую позицию на рынке автокредитования: доля Сбербанка вместе с банком «Сетелем» на 1 мая 2013 г. составила 13,2% (Биянова, 2013).
Если оценить, какую долю занимают на авторынке банковские группы, то следует выделить в качестве устойчивого лидера кредитных продаж автомобилей группу SG (152,2 млрд руб. на 1 мая). Два банка этой группы занимают значительную долю отечественного рынка автокредитования: Русфинансбанк (77,4 млрд руб.) и Росбанк (74,8 млрд). По объему доли банковских групп группа Росбанка» занимает второе место.
В зависимости от того, является ли дилерская компания официальным представителем определенного автоконцерна или самостоятельно организует деятельность по продвижению нескольких автомобильных брендов, выступая на российском авторынке как самостоятельный игрок, можно выявить различия в маркетинговой стратегии, связанной с продвижением легковых автомобилей и оказанием услуг.
ЛИТЕРАТУРА
БияноваН. (2013). Пересчет не помог Сбербанку. Ведомости. № 97 (3359). Доступно на:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/463741/pereschet_ne_pomog_sberbanku. (дата доступа: 5 июня).
Борисяк Д. (2013). Кредиты продаются вместе с автомобилями. Ведомости. № 22 (3284). Доступно на:
http://www.vedomosti.rU/newspaper/article/393761/kredity_prodayutsya_vmeste_s_avtomobilyami#ixzz2VjXx3Icn. (дата доступа: 12 февраля).
Виноградова Е. (2012a). Дальше расти некуда. Ведомости. № 235 (3249). Доступно на: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/360791/dalshe_rasti_nekuda#ixzz2Vi9mDdVJ. (дата доступа: 11 декабря).
Виноградова Е. (2012b). Переехали кризис. Ведомости. 75 (3089). Доступно на:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/279801/pereehali_krizis. (дата доступа: 25 апреля).
Виноградова Е. (2013). Автомобильный рынок вырос благодаря распродажам. Vedomosti.ru. Доступно на:
http://www.vedomosti.rU/auto/news/9927541/avtomobilnyj_rynok_vyios_blagodarya_rasprodazham#ixzz2ViPeeBX6. (дата доступа: 11 марта).
Грибцова Ю., Дранишникова М. (2013). Кто лучше всех продает машины. Vedomosti.ru. Доступно на:
http://www.vedomosti.ru/auto/news/11487021/dilery_podehali_k_bareru#ixzz2ViUiUExm. (дата доступа: 24 апреля).
Коваль Л. (2012). Как дорожают кредиты. Ведомости. № 179 (3193). Доступно на: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/314271/kak_dorozhayut_kredity#ixzz2Vj8voNOL. (дата доступа: 21 сентября).
Попов В.В. (2009). Новые знания, технологии, инновации для регионального автобизнеса и его инвесторов. М.: ИД «Российское время».
REFERENCES
BiyanovaN. (2013). Conversion is not helped Sberbank. Vedomosti. No. 97 (3359). Available at:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/463741/pereschet_ne_pomog_sberbanku. (Date of access: June 5). (In Russian).
BorisyakD. (2013). Loans sold with the car. Vedomosti. No. 22 (3284). Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/393761/kredity_prodayutsya_vmeste_s_avtomobilyami#ixzz2VjXx3Icn.
(Accessed on 12 February). (In Russian)
Vinogradova E. (2012a). Next grow nowhere. Vedomosti. № 235 (3249). Available at: http://www.vedomosti.ru/newspa-per/article/360791/dalshe_rasti_nekuda # ixzz2Vi9mDdVJ. (Access date: December 11) (In Russian).
VinogradovaE. (2012b). Moved crisis. Bulletin, 75 (3089). Available at:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/279801/pereehali_krizis. (Access date: April 25). (In Russian).
Vinogradova E. (2013). The car market has grown thanks to sales. Vedomosti.ru. Available at: http://www.vedomosti.ru/ auto/news/9927541/avtomobilnyj_rynok_vyros_blagodarya_rasprodazham#ixzz2ViPeeBX6.
(Accessed on 11 March). (In Russian).
Gribtsova Yu, DranishnikovaM. (2013). Who is the best selling car. Vedomosti.ru. Available at:
http://www.vedomosti.ru/auto/news/11487021/dilery_podehali_k_bareru # ixzz2ViUiUExm. (Access date: April 24). (In Russian).
Koval L. (2012). How Expensive loans / Vedomosti, № 179 (3193). Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/314271/kak_dorozhayut_kredity # ixzz2Vj8voNOL. (Accessed on 21 September). (In Russian).
Popov V.V. (2009). New knowledge, technology, innovation for regional automotive business and its investors. Moscow, «Rossiyskoye vremya».
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2