Технические науки
УДК 69
РС! 10.21661/Г-465304 И.А. Шагабаев, И.П. Василюк
Анализ международных и российских рейтинговых систем оценки деятельности университетов
Аннотация
Работа посвящена анализу международных и российских рейтинговых систем, используемых для оценки деятельности университетов различных стран мира. Приведены примеры рейтинговых оценок ряда ведущих вузов России. Выведены показатели для российского университета дружбы народов.
| Ключевые слова: международные рейтинговые системы, ведущие российские университеты, рейтинговые оценки.
I.A. Shagabaev, I.P. Vasiliuk
The analysis of international and Russian rating systems for assessing the performance of universities
Abstract
The study is dedicated to the analysis of International and Russian rating systems for assessing the performance of Universities of different World countries. The examples of rating scores of some of the Russian Leading Universities are given here. The indicators for Peoples' Friendship University of Russia (RUDN/PFUR) have also been deducted.
I Keywords: international rating systems, leading Russian Universities, rating
scores.
В последнее десятилетие образовательные организации высшего образования стали значительно большее внимание уделять рейтинговым оценкам своей деятельности. Лидирующие позиции в мировых и отечественных рейтингах позволяют вузам привлекать одаренных студентов, высокопрофессиональных преподавателей и опытных ученых. Высокие рейтинговые оценки вузов в авторитетных международных рейтинговых системах являются в настоящее время главными показателями конкурентоспособности и качества системы высшего образования страны, что помогает привлекать дополнительные источники инвестирования.
Приведем примеры наиболее важных современных международных рейтинговых систем и критериев оценки деятельности университетов [8; 9].
I. Академический рейтинг университетов Мира
(Academic Ranking of World Universities - ARWU)
Критерии оценки:
1. Число выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (Alumni) - 10%.
2. Число сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (Award) - 20%.
3. Число наиболее часто цитируемых исследователей в различных предметных областях (HiCi) - 20%.
4. Число статей, опубликованных в журналах Nature и Science (N&S) - 20%.
5. Число статей, проиндексированных в ScienceCitation Index - Expanded и SocialSciencesCitationlndex (PUB) - 20%.
6. Академическая производительность на одного представителя научно-преподавательского состава
Engineering sciences
вуза - результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки академического персонала (PCP) - 10%.
7. Отраслевые и предметные оценки.
II. Рейтинги мировых университетов компании QS (QS World University Rankings)
Критерии оценки:
1. Академическая репутация (40%) - производится на основе глобального опроса академического сообщества.
2. Репутация среди работодателей, преподавательского состава и студентов (20%).
3. Доля иностранцев в научно-преподавательском составе (5%).
4. Доля иностранцев в общем числе студентов (5%).
5. Число цитирований на одного сотрудника (20%).
6. По отраслям.
7. По специальностям компании(мнение академического сообщества, мнение работодателей, индекс цитирования и индекс Хирша).
8. Рейтинг университетов стран БРИКС(Академи-ческая репутация (30%); Репутация среди работодателей (20%); Соотношение числа студентов и числа НПС (20%); Доля НПС с ученой степенью (10%); Количе-
ство опубликованных статей, приходящихся на одного НПС (10%); Количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью (5%); Доля НПС-иностранцев в общем числе НПС(2,5%); Доля студентов-иностранцев в общем числе студентов (2,5%).
9. Рейтинг университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии(Академическая репутация (30%); Репутация среди работодателей (20%); Соотношение численности НПР и студентов (15%); Web-влияние (10%) (результаты Webometrics); Число статей на одного НПС (10%); Доля НПР, обладающих ученой степенью в общей численности НПР (5%); Среднее число цитирований на одну статью (5%); Доля иностранных НПР в общем числе НПС (2.5%); Доля студентов-иностранцев в общем числе студентов (2.5%).
10. Рейтинг молодых университетов(по критериям рейтинга мировых университетов).
11. Рейтинг силы систем высшего образования(-Сила системы, доступность, ведущий университет, экономические условия).
Определим позиции российских вузов в международных рейтинговых системах, описанных выше (таблицы 1 и 2).
I. Академический рейтинг университетов Мира (Academic Ranking of World Universities - ARWU)
Таблица 1
Академический рейтинг университетов Мира
Наименование учреждения Позиция в рейтинге
1. МГУ им. М.В. Ломоносова 86
2. СПбГУ группа 301-400
3. МФТИ группа 501-600
4. НГУ группа 501-600
5. СПбГТИ группа 901-1000
6. УФУ группа 901-1000
7. КФУ группа 901-1000
II. Рейтинги мировых университетов компании QS (QS World University Rankings)
Таблица 2
Рейтинги компании QS
Наименование учреждения Рейтинг Позиция в рейтинге
МГУ им. М.В. Ломоносова Топ-200 лучших университетов Мира 108
МГУ им. М.В. Ломоносова Естественные науки 60
МГТУ им. Баумана Страны БРИКС 35
МГИМО Страны БРИКС 39
МФТИ Страны БРИКС 45
МИФИ Страны БРИКС 51
СПбПУ Страны БРИКС 60
ВШЭ Страны БРИКС 63
ТПУ Страны БРИКС 64
К(П)ФУ Страны БРИКС 72
УрФУ Страны БРИКС 77
ЮФУ Страны БРИКС 81
РУДН Страны БРИКС 84
ННГУ им. Лобачевского Страны БРИКС 86
МИСиС Страны БРИКС 89
\
Технические науки
Продолжение таблицы 2
Рейтинги компании QS
Наименование учреждения Рейтинг Позиция в рейтинге
РЭУ им. Плеханова Страны БРИКС 91
ДВФУ Страны БРИКС 98
СПбГУИТМО Страны БРИКС 99
МГУ Развивающиеся страны Европы 1
НГУ Развивающиеся страны Европы 2
ВШЭ Молодые университеты группа 81-90
Оценим современное положение в рейтингах одного из ведущих отечественных вузов - Российского университета дружбы народов (РУДН).
РУДН в международных рейтингах
Состояние на данный момент:
1. Первый российский вуз, удостоенный оценки «5 звезд» по 5 категориям международного рейтинга QS Stars.
2. РУДН в мировом рейтинге THE.
3. RUDN University в группе 501-550 в рейтинге QS World University Rankings 2018.
4. РУДН - в ТОП-100 мирового рейтинга THE.
5. РУДН в рейтинге лучших вузов Европы Times Higher Education.
6. РУДН в ТОП-20 лучших вузов по версии первого национального рейтинга вузов «Три миссии университетов».
7. Российский университет дружбы народов в рейтинге UI GreenMetric World University Ranking -«зеленый» рейтинг вузов мира, публикуемый университетом Индонезии.
8. РУДН занимает 5 место в рейтинге «Интерфакс».
9. РУДН - в ТОП-100 из более 7000 университетов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) в мировом рейтинге QS.
10. В глобальном рейтинге Webometrics РУДН занимает 18 место среди университетов России.
11. В ежегодном Национальном рейтинге российских вузов РУДН занимает 5-6 место.
12. РУДН в топ-10 Национального рейтинга университетов 2016.
13. РУДН занимает 15 место в Национальном рейтинге университетов по параметру «Исследования».
14. РУДН в топ-200 лучших вузов мира и третий среди российских университетов по качеству преподавания в рейтинге Round University Ranking (RUR).
15. 456 место в Международном рейтинге университетов Round University Ranking (RUR).
Заметим, что актуальной является задача повышения международной рейтинговой оценки РУДН, а стратегической целью - выполнение проекта 5-100, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 16 марта 2013 г. .№211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных
центров», которым утвержден план мероприятий по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5-100) [1].
Основным инструментом и основой повышения конкурентоспособности РУДН является модернизация информационной инфраструктуры университета. Целевое состояние ИТ-инфраструктуры к 2020 году включает следующие составляющие:
1. Высокопроизводительная коммуникационная среда, обеспечивающая решение задач управления, организацию как трансграничного, так и внутрикорпоративного электронного обучения на базе многофункциональной системы электронного обучения и интернет-портала университета, коммуникационную среду потребителей услуг университета, а также повышение узнаваемости и признания университета на международном уровне [4].
2. Интеграция информационных систем университета на базе собственной единой информационной платформы с целью повышения их производительности, обеспечения достоверности данных и формирования на их основе системы непрерывного систематического наблюдения (мониторинга) за основными процессами и показателями деятельности университета [5; 6].
3. Многофункциональная система электронного обучения (МСЭО), обеспечивающая реализацию как основных профессиональных образовательных программ, так и программ дополнительного образования всех видов [7].
4. Расширение пропускной способности внутрикорпоративной локально-вычислительной сети университета до скорости не менее 10 Гбит/с. Создание бесшовной высокоскоростной беспроводной сети с увеличением зоны покрытия во всех учебных и административных корпусах Университета, а также на территории общежитий. Подключение к международному роуминговому сервису WiFi eduroam (education roaming) [2; 3].
5. Запуск и ввод в эксплуатацию центра обработки данных (ЦОД). На базе ЦОДа создается высокопроизводительный кластер (суперкомпьютер), который позволит производить параллельные вычисления и расчеты, а также обрабатывать и хранить большие данные.
Engineering sciences
6. Создание собственной облачной инфраструктуры (private cloud) с высокой степенью отказоустойчивости, безопасности и масштабируемости, обеспечивающей централизованный и высокоскоростной доступ к различным электронным ресурсам университета студентам, преподавателям и сотрудникам.
7. Сотрудничество университета с различными компаниями - производителями вычислительного оборудования и программного обеспечения.
8. Разработка приложений под современные мобильные платформы iOS, Android и Windows Phone.
В результате реализации проектов по модернизации и развитию информационной инфраструктуры в
указанных областях университет должен получить к 2020 году следующие преимущества:
- переход на новую систему организации учебного процесса - From Teaching to Learning;
- обеспечение мобильности преподавателей и студентов за счет удаленного доступа к электронным ресурсам и образовательным программам;
- широкое привлечение иностранных обучающихся к дистанционным образовательным программам, в том числе к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- снижение непроизводственных затрат времени сотрудников.
Литература
1. Утверждение плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров от 26 октября 2012 г. Распоряжение Правительства РФ №2006-р [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 05 ноября. -Ст. 6288.
2. Горелов Г.В., Ромашкова О.Н. Оценка качества обслуживания в сетях с пакетной передачей речи и данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Прикладная и компьютерная математика. -2003. - Т. 2. - №1. - С. 23-31.
3. Лукова О.Н. Анализ качества стохастической цифровой передачи речевой информации (методика и ее использование при разработке информационных систем) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. - М.: МИИТ, 1994. - 149 с.
4. Prokhorov E.I., Ponomareva L.A., Permyakov E.A., Kumskov M.I. Fuzzy Classification and Fast Rules for Refusal in the QSAR Problem // Pattern Recognition and Image Analysis (Advances in Mathematical Theory and Applications). - 2011. - Т. 21. - №3. - С. 542-544.
5. Ермакова Т.Н. Повышение эффективности управления информационными потоками в образовательном комплексе / Т.Н. Ермакова, О.Н. Ромашкова // Вестник РГРТУ - 2016. - №57. - С. 82-87.
6. Ромашкова О.Н. Алгоритм работы с модулем «Учебная деятельность» управленческой информационной системы для образовательного комплекса / О.Н. Ромашкова, Т.Н. Ермакова // Исследование различных направлений современной науки. VIII Международная научно-практическая конференция. - 2016. -С. 917-924.
7. Кунтикова Е.С. Проблемы автоматизации учета инновационной деятельности в образовательном учреждении / Е.С. Кунтикова, С.В. Чискидов, Е.Н. Павличева // Информационные ресурсы России. - 2014. - №3 (139). -С. 25-29.
8. Балацкий Е.В. Рейтинги национальных систем высшего образования / Е.В. Балацкий, А.Б. Гусев // Мир измерений. - 2008. - №4 (86).
9. Bates T. (2010). World University Rankings: a Reality Based on a Fraud // E-learning&Distance Education. 17.09.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tonybates.ca/2010/09/17/world-university-rankings-a-realitybased-on-a-fraud/