Международный авторитет российской высшей школы: проблемы и пути решения
Д. Г. Родионов,
д. э. н., профессор зав. кафедрой финансов и денежного обращения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета e-mail: rodion [email protected]
О. А. Кушнева,
к. э. н., доцент кафедры экономики организации и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики e-mail: [email protected]
Н. А. Терентьева,
магистр по направлению «Экономика», финансовый администратор компании «OPRA Turbines» B.V., Нидерланды e-mail:
Привлекательность университета для абитуриентов и авторитетность диплома для работодателей во многом определяется рейтинговой позицией данного учебного заведения. Рейтинги лучших университетов мира регулярно составляются различными агентствами.
Целью исследования является анализ факторов, влияющих на международный авторитет российского высшего образования. Рассматривается место российской высшей школы в мировом образовательном процессе, выявляются причины неоправданно низкого рейтинга российских университетов по версии ведущих рейтинговых агентств. Рассматривается возможность использования расчетного количественного показателя для оценки научной ценности публикаций. Авторами предлагается комплекс мероприятий, которые помогут силами подразделений вуза обеспечить увеличение количества публикаций в зарубежных научных изданиях и, как следствие, повышение индекса цитируемости статей российских ученых.
Ключевые слова: рейтинг университетов, индикаторы рейтинга, престиж диплома, количество публикаций, цитируе-мость, индекс цитирования, повышение рейтинга российских вузов.
В условиях глобализации экономики все большее значение приобретает инвестиционная привлекательность той или иной страны. Этому посвящены ежегодные исследования, проводимые различными рейтинговыми агентствами. В глобальном рейтинге Doing Business-2012 Россия заняла 120-е место из 183 стран. И хотя это на 4 позиции лучше рейтинга 2010 г., подобный результат далеко не исчерпывает потенциала нашей страны. Тем более, что по оценкам некоторых западных экспертов в России последнего периода наблюдаются признаки единой глобальной экономики: упрочнение хозяйственных связей, растущие тенденции в размещении иностранными компаниями своих производств на территории РФ, повышение мобильности рабочей силы, заметные улучшения в области транспорта. Помимо этого инвесторы при выборе страны оценивают комбинацию таких факторов, как доступная и профессиональная рабочая сила, благоприятная институциональная среда, стабильное и четко определенное законодательство.
В отчете ЮНКТАД [7] представлены пятнадцать стран, имеющих наибольший рейтинг при осуществлении прямых иностранных инвестиций с учетом факторов их инвестиционной привлекательности. В табл. 1 показаны балльно-рейтинговые оценки по одиннад-
цати факторам инвестиционной привлекательности России в сравнении со среднемировыми показателями. И если по объему и росту рынка индикаторы России почти вдвое выше среднемирового уровня, то по такому фактору как «квалифицированная рабочая сила» нашей стране присвоено минимальное значение «1», в то время как среднемировой показатель 8 баллов. Под термином «квалифицированная рабочая сила» подразумеваются не только, и не столько рабочие, а, в первую очередь, специалисты. Данная проблема находится в поле зрения российских ученых. В частности, профессор О. В. Заборовская [4] исследует ее через призму состояния человеческого капитала, предлагая пути его восстановления на региональном уровне. Особенно низко оценивается подготовка в России управленческих кадров. При подборе персонала в филиалы западных компаний, создающихся на территории России, работодатели ориентируются в основном на рекомендации, характеризующие претендента и на личные связи ввиду того, что западные работодатели не доверяют документам об уровне подготовки специалистов в российских учебных заведениях.
Сложившаяся в мировой практике тенденция недоверия к качеству российской профессиональной подготовки, низкий авторитет дипломов россий-
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ
о
Таблица 1
Рейтинговая оценка факторов инвестиционной привлекательности России
№ Оцениваемые факторы инвести- Рейтин- Средне-
п/п ционной привлекательности говая оценка мировой показатель
1. Размер внутреннего рынка 31 17
2. Рост рынка 31 16
3. Присутствие поставщиков и партнеров 11 10
4. Выход на международные и региональные рынки 9 10
5. Конкурентоспособность 7 5
6. Стимулирование/льготы 3 2
7. Доступ к источникам сырья 3 4
8. Дешевая рабочая сила 2 6
9. Качество инфраструктуры 1 6
10. Стабильная и благоприятная деловая репутация 1 9
11. Квалифицированная рабочая сила 1 8
Таблица составлена на основании данных ЮНКТАД [7]
ских учебных заведений носит, в известной степени, инерционный характер, поскольку Правительство продекларировало намерение активно содействовать процессу повышения международного статуса российского высшего образования. Пока же чаще всего российские дипломы и сегодня признают только в тех странах, прочные связи с которыми были налажены еще в советские времена: в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире, Финляндии, странах Восточной Европы.
Привлекательность университета для абитуриентов и авторитетность диплома для работодателей во
Показатели для расчета рейтг
многом определяется рейтинговой позицией данного учебного заведения. Рейтинги лучших университетов мира регулярно составляются различными агентствами. Так, например, по методике британского издания «Times Higher Education» (THE) при участии информационной группы «Thomson Reuters» ежегодно составляется список 400 лучших университетов мира «THE World University Rankings» [9]. Этот рейтинг считается одним из наиболее авторитетных глобальных рейтингов мировой Высшей школы. При его формировании уровень достижений университетов оценивается на основании совокупных результатов статистического анализа их деятельности, данных независимого аудита, результатов ежегодного экспертного опроса представителей международного академического сообщества, а также работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах и их выпускниках. Респондентами опросов являются десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора этих экспертов служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях. Эксперт должен работать в высшей школе более 16 лет, иметь не менее 50 опубликованных научных работ; учитывается также и ряд других критериев. На сегодняшний день в 204 странах мира действуют 9080 университетов [8] из них экспертам для анализа предлагается 6000 уже отобранных университетов. В ходе опросов эксперты выбирают лучшие, по их мнению, учебные заведения, а также рекомендуют университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. По итогам ежегодного исследования составляется рейтинг 400 лучших университетов мира. В рейтинге
Таблица 2
а THE World University rankings
№ п/п Показатель Уд. вес, %
1. Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тыс.научных журналов за пятилетний период) 32,5
2. Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества) 19,5
3. Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества) 15,0
4. Отношение защищенных диссертаций (PhD) к численности преподавательского состава. 6,0
5. Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава 5,5
6. Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны) 5,25
7. Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тыс. научных журналов за пятилетний период) 4,5
8. Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся 4,5
9. Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных 3,0
10. Отношение защищенных диссертаций (PhD) к численности бакалавров, идущих на звание магистра 2,25
11. Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны) 2,25
12. Отношение количества иностранных студентов к численности местных 2,0
13. Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета 0,75
Таблица переведена с англ. «Центром гуманитарных технологий» [5]
Таблица 3
Количество рейтинговых университетов по странам мира
Страна Количество университетов в рейтинге Страна Количество университетов в рейтинге
2011-2012 2012-2013 2011-2012 2012-2013
США 113 111 Гонконг 6 6
Великобритания 52 48 Новая Зеландия 6 6
Германия 22 25 Австрия 5 6
Австралия 21 19 Дания 5 5
Канада 18 19 Финляндия 5 5
Япония 16 13 Ирландия 5 5
Италия 14 14 Израиль 4 3
Нидерланды 13 13 Норвегия 4 4
Китай 10 9 Португалия 4 3
Швеция 10 10 Турция 4 5
Франция 8 12 Южная Африка 3 4
Испания 8 7 Бразилия 2 2
Таиланд 8 7 Польша 2 2
Бельгия 7 7 Россия 2 2
Южная Корея 7 6 Сингапур 2 2
Швейцария 7 8
Составлено по данным World University Rankings 2012-2013 [9]
не учитываются университеты, которые занимаются только специфическими областями исследований или имеют менее 200 научных публикаций в год.
Оценка деятельности университетов проводится по 13 индикаторам. Перечень этих индикаторов, а также их удельный вес в рейтинговой шкале приведен в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что первые три индикатора — самые весомые, они в сумме составляют 67% от интегральной рейтинговой оценки. Из этих трех показателей самый большой удельный вес приходится на цитируемость научных публикаций. В мире издается порядка 200 тыс. научных журналов, из них рейтинговых — 40 тыс., а для формирования индикатора цитируемости привлекается 12 тыс. журналов, наиболее популярных в научной среде. Еще 19,5% падает на научную репутацию университета, 15% — его авторитет в академических кругах. Если вдуматься, то и эти показатели напрямую связаны как с количеством публикаций, так и с их качеством, научной ценностью, что является и причиной, и следствием высоких баллов по трем наиболее весомым индикаторам рейтинговой шкалы.
В перечне 400 лучших университетов мира в первую десятку вошли 7 американских и 3 английских университета. В табл. 3 показано распределение рейтинговых университетов по странам мира.
Результаты анализа распределения лучших университетов мира по странам показывают, что 40% в рейтинге занимают университеты США и Великобритании, на которые приходится 111 и 48 университетов, входящих в «Топ-400», соответственно. И в рейтинге 2011-2012, и в рейтинге 2012-2013 Россия представлена двумя университетами. И если МГУ им. М. В. Ломоносова удерживается в рейтинге и даже улучшил свою позицию, то СПбГУ выпал из «Топ-400», зато в рейтинг вошел НИЯУ МИФИ. Попробуем установить причины таких трансформаций, тем более что для наглядности составители рейтинга
сгруппировали представленные в табл. 2 индикаторы в 5 укрупненных категорий:
«Обучение» (Teaching) — характеристика среды обучения, включает академическую и научную репутацию университета, а также возможности обучения и дальнейшего академического развития; доля данной категории в общей рейтинговой оценке составляет 30%.
«Исследования» (Research) — как и категория «Обучение» является важной по своей весомости, включает в себя не только научную значимость проводимых исследований, но также доходы от этих исследований и даже уровень оплаты профессорско-преподавательского состава; доля в рейтинговой оценке, как и для категории «Обучение» — 30%.
«Цитируемость» (Citations) — индекс цитирования научных работ — наиболее влиятельная категория в общей рейтинговой оценке — 32,5%.
«Доходы от промышленности» (Industry income) — соотношение доходов от участия в инновационных проектах по заказам промышленных предприятий и численности профессорско-преподавательского состава; доля этой категории невелика — 2,5%.
«Международная репутация» (International outlook) — эта категория позволяет оценить способность университета привлекать лучших сотрудников по всему миру, а также иностранных студентов. Доля этой категории, хотя и выше предыдущей, но составляет всего 5% от общей рейтинговой оценки университета.
Чтобы проследить, как изменение этих категорий влияет на место, занимаемое университетом в рейтинге, рассмотрим несколько университетов, наиболее интересных с позиций их динамики в рейтинге за два последних года (табл. 4).
Бесспорный лидер мирового рынка образовательных услуг — Калифорнийский технологический университет. Некоторые колебания наиболее весомых категорий, и то, что по показателю «Международная репутация» он набрал менее 60 баллов из 100 возможных,
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ О
не повлияли на его интегральную оценку. В первую пятерку входит и Массачусетский университет (интерес именно к нему мы объясним чуть позже). Весьма достойную позицию в мировом рейтинге занимает Сингапур, где на площади чуть более 700 км2 действуют два университета с высоким рейтингом. За год Национальный сингапурский университет улучшил свою позицию на 11 пунктов, перейдя с 40-го на 29-е место, при этом наибольший прогресс наблюдается по самым значимым категориям общей рейтинговой оценки. Следует обратить внимание, что Пекинскому университету увеличение на 3,8 балла показателя «Исследования» и на 13,3 балла показателя «Цитируемость» позволило подняться с 49-й на 46-ю позицию в рейтинге. В Китае очень активно занимаются проблемой повышения количества публикаций в мировой прессе. По словам директора российского представительства крупнейшего голландского издательства научной, технической и медицинской литературы Эльзевир (Elsevier) [3] только их издательство на сегодняшний день печатает в Китае около 50 научных журналов на английском языке. Это, безусловно, обеспечивает читаемость издаваемых журналов в других странах мира, а значит, растет и цитируемость научных публикаций китайских авторов. Сегодня почти 30% мировых научных публикаций приходится на долю американцев; на долю же ученых из Поднебесной — чуть больше 10%, но китайцы поставили перед собой задачу выйти на вторую позицию в мире по количеству научных публикаций. При таком серьезном отношении к проблеме эти амбициозные планы вполне реальны. Следует отметить успех Университета Нового Южного Уэльса из Австралии, который за один год совершил прыжок со 173-го до 85-го места, т. е. на 88 позиций. Этот подъем также был обеспечен за счет заметного роста уже не раз отмеченных здесь трех важнейших показателей.
В России сегодня насчитывается 1046 вузов (а вместе с филиалами более 3000), из них 609 — это государственные и муниципальные высшие учебные заведения, 437 — негосударственные; в них обучается 5143,8 тыс. чел. и 930 тыс. чел., соответственно [2]. В том числе:
• глобальные исследовательские университеты — 2 (Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты);
• федеральные университеты — 9: Северо-Восточный (Якутск), Казанский (Приволжский), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Красноярск), Северный (Арктический, Архангельск), Дальневосточный (Владивосток), Южный (Ростов-на-Дону), Северо-Кавказский (Ставрополь), Балтийский им. И. Канта (Калининград) университеты. Федеральный статус эти университеты получили в результате реформирования высшей школы: объединения территориально близких вузов в целостный многопрофильный организм, что дало эффект синергии — заметно повысило престижность этих вузов и создало предпосылки для качественного подъема оказания образовательных услуг в данных регионах;
• национально-исследовательские — примерно 30 вузов.
Лучший из российских университетов — МГУ им. М. В. Ломоносова — занимает 214-ю ступеньку в рейтинге 2012-2013 г. И хотя он улучшил свою позицию на 75 пунктов, это место отнюдь не отражает реальной значимости российской научной школы, давшей миру целую плеяду знаменитых ученых. И снова решающую роль сыграли все те же три категории: «Обучение», «Исследования», «Цитируемость». Однако, если по балльной оценке за категорию «Обучение» МГУ превосходит тот же университет Нового
Таблица 4
Влияние агрегированных показателей на рейтинговые позиции университетов
«Обучение» «Международная репутация» «Доходы от промышленности» «Исследования» «Цитируе-мость» Позиция в рейтинге
Калифорнийский технологический институт 2012-13 96,3 59,8 95,6 99,4 99,7 1
2011-12 95,7 56,0 97,0 98,2 99,9 1
Массачусетский технологический институт 2012-13 92,9 81,6 92,9 89,2 99,9 5
2011-12 92,7 79,2 94,4 87,4 100,0 7
Национальный университет Сингапура 2012-13 74,4 92,3 77,4 87,2 67,2 29
2011-12 65,7 93,0 60,7 79,0 63,4 40
Пекинский университет 2012-13 81,5 54,1 99,9 67,9 64,3 46
2011-12 82,3 51,7 99,9 64,1 51,0 49
Университет Нового Южного Уэльса, Сидней 2012-13 52,6 84,8 50,5 63,8 56,7 85
2011-12 36,1 85,1 53,1 40,2 46,8 173
МГУ им. М. В. Ломоносова 2012-13 63,5 50,3 70,1 48,1 19,7 214
2011-12 47,9 53,3 80,0 27,5 11,0 289
НИЯУ МИФИ 2012-13 20,9 18,8 59,6 10,6 100,0 242
2011-12 - - - - - -
СПбГУ 2012-13 - - - - - -
2011-12 37,6 38,1 26,0 19,7 3,1 389
Таблица 5
Вузы России, входящие в рейтинг QS World University Ranking
№ п/п Место в рейтинге Название университета Город
1. 116 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) Москва
2. 253 Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург
3. 352 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Москва
4. 367 МГИМО - университет МИД России Москва
5. 371 Новосибирский государственный университет Новосибирск
6. 469 Уральский федеральный университет Екатеринбург
7. 522 Российский университет дружбы народов (РУДН) Москва
8. 550 Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики (ВШЭ) Москва
9. 568 Томский государственный университет Томск
10. 616 Томский политехнический университет Томск
11. 623 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Москва
12. 646 Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Нижний Новгород
13. 697 Казанский федеральный университет Казань
Южного Уэльса, то по «Исследованиям» проигрывает 15 баллов, а «Индикатор цитируемости» почти втрое хуже. Отсюда и заметная разница в их рейтинговых позициях. Интересен феномен НИЯУ МИФИ, который вошел в рейтинг сразу на 242-е место. Этот успех ему обеспечил максимально возможный «Индикатор цитируемости»: 100 баллов, пусть даже при довольно низких значениях всех остальных категорий. МИФИ совместно с Массачусетским технологическим институтом (MTI) и Сколковским институтом науки и технологии (Сколтех) выступил организатором Центра науки, инноваций и образования (ЦНИО) в области ядерных систем и материалов. Проект, бесспорно, многообещающий. Вникнув в детали, замечаем, что интерес к научному содружеству с нашими ядерщиками ученые MTI проявили в именно в тот период, когда был опубликован свежий «Топ-400», где появился НИЯУ МИФИ. Совпадение? Вряд ли.
СПбГУ в прошлом году занимал 389-е место в рейтинге ТОП-400, т. е. находился в числе аутсайдеров. Основной причиной этого явилось крайне низкое значение (3,1 балла) «Индикатора цитируемости». И хотя по показателям «Обучение» и «Исследования» он заметно опережает НИЯУ МИФИ, к сожалению, в рейтинге 2012-2013 г. СПбГУ уже отсутствует — скорее всего, из-за того же показателя «Цитируемость».
Достаточно репрезентативен и более либеральный рейтинг «QS World University Ranking» [6], формируемый британской компанией «Quacquarelli Symonds», специализирующейся в области образования и обучения за рубежом. Компания представляет 700 лучших университетов мира, среди которых в 2012 г. российских высших учебных заведений — всего 13 (табл.5).
Низкий рейтинговый уровень университетов и является причиной того, что наши дипломы в ведущих зарубежных странах признаются с большими оговорками. Эта проблема на сегодняшний день является весьма острой. В западных странах в основном котируются дипломы ведущих российских вузов, таких как МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, ГУ — Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт. Выпускникам российских вузов, не входящих в рейтинги — как в
глобальные, так и в частные — приходится проходить за рубежом процедуру легализации дипломов, то есть либо сдавать экзамены по специальности, либо проходить дополнительное обучение.
Если вернуться к перечню параметров, учитываемых в рейтинге университетов (табл. 2), основной причиной, почему российские вузы не попадают в рейтинги, является то, что максимальный удельный вес (32,5%) имеет цитируемость научных публикаций. Из 12 тыс. наиболее популярных в мире научных журналов превалирующее большинство публикуется на английском языке. Последствием «железного занавеса» является недооценка важности углубленного изучения основных европейских языков, в первую очередь английского. Поэтому и сегодня российские ученые, в большинстве своем, слабо владеют языками международного общения; как следствие, для них публикации в мировой научной прессе являются малодоступными, свои научные работы они публикуют в русскоязычных изданиях. Это делает менее заметной российскую науку в мире, ведь количество ученых, читающих по-русски за пределами России, невелико. Об этом свидетельствует и сравнительная статистика. Возьмем количественный показатель — число публикаций в мировой прессе на английском языке и качественный показатель — частоту цитирования научных статей отдельного автора, организации и т. д. за определенный период. За 10 лет, с 1996 по 2007 гг., российским авторам принадлежит 367560 статей во всех рейтинговых журналах независимо от издательства. «Индекс цитирования» — 206. В то
Наукоемкость публикаций
Таблица 6
Страна Количество публикаций Индекс цитируемости Научная ценность
Канада 548280 416 76106
Испания 387279 283 73106
Италия 532598 374 70106
Россия 367560 206 56106
США 3872452 889 23106
Китай 960669 189 20106
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ
о
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ О
время, как у лидера, США, эти показатели выглядят соответственно: 3872452 и 889. Китай за тот же период имел уже 960669 публикаций, правда, «Индекс цитирования» был меньше нашего — 189. Опередили Россию и такие страны, как совсем небольшая по населению Испания (387279 и 283), или Италия (532598 и 374), Канада (548280 и 416) [3]. Однако, эти два показателя не отражают в полной мере наукоемкость публикаций. Более объективным, на наш взгляд, будет соотношение индекса цитируемости и общего количества опубликованных статей. Предлагаемый расчетный показатель научной ценности отражает среднее количество цитат на 100 тысяч статей, принадлежащих авторам из рассматриваемых нами стран.
Анализ данных табл. 6 наглядно показывает, что и США, и Китай отстают от России по качеству материалов, опубликованных в рейтинговых изданиях. Если на 100 тыс. статей, принадлежащих авторам из России, приходится 56 ссылок других членов мирового научного сообщества, то у публикаций авторов из США цитируемость — только 23 ссылки на 100 тыс. материалов, у китайских ученых этот показатель еще ниже: 20. Очевидно, что увеличение количества публикаций при сохранении их научной значимости поднимет нашу высшую школу в глобальных рейтингах.
Примерно с 2002 г. в мире начались активное распространение и использование научной информации в электронном виде. Сегодня, с повсеместным распространением Интернета, большинство рейтинговых изданий имеют свои электронные версии. Доступ к ним или бесплатный, или оплата на порядок меньше, чем подписка на «бумажные» издания. Быстрый рост количества загрузок полнотекстовых статей способствует и возрастанию количества публикаций в рецензируемых журналах. С появлением электронных ресурсов возможности использования научных публикаций возрастают в разы. Журнал одновременно может читать один человек. При этом велика вероятность, что исследователь пропустит что-то важное. А пользуясь IT, он получает качественно новые возможности поиска научной информации.
На сайте Министерства образования и науки России опубликован проект распоряжения Правительства России об утверждении комплекса мероприятий, направленных на увеличение к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science). К 2015 г. долю российских публикаций планируется увеличить с 1,68 до 2,44% к общемировому количеству [1], однако предлагаемые в проекте мероприятия адресованы, в основном, самим авторам и принудительным мерам стимулирования их активности, а также созданию необходимой методологической базы. Но между двумя полюсами: «министерство» и «автор» лежит образовательное пространство, называемое «университет». И на этом пространстве можно сделать многое для повышения доли публикаций российских исследователей в мировой научной прессе.
Руководству университетов необходимо предпринять определенные усилия и целенаправленные действия для повышения показателей, учитываемых
при формировании мировых рейтингов университетов. Поскольку, как уже отмечалось, определяющей является цитируемость публикаций, которая напрямую зависит от количества статей российских авторов в рецензируемых зарубежных журналах, может быть предложен следующий комплекс мероприятий:
1. Определить перечень рейтинговых журналов по направлениям и сделать его доступным для работников вуза — это может быть выполнено международным отделам университета совместно с библиотекой.
2. Обеспечить возможность доступа к электронным версиям рецензируемых журналов. Сейчас уже заметно большее количество научных сотрудников, особенно среди молодежи, владеют иностранными языками и, прежде всего английским, в достаточной мере, чтобы ознакомиться с интересующей их публикацией, в том числе и с помощью 1Т.
3. Организовать экспертный совет по направлениям, задачей которого является отбор статей, достойных для публикации в западных журналах. Возглавить такой совет мог бы, например, проректор по науке, или назначенный им куратор.
4. Организовать перевод отобранных статей на иностранный язык. Это может быть выполнено с помощью кафедры иностранных языков университета. Подобное сотрудничество будет обоюдополезным как для автора, чью статью переводят, так и для преподавателя-переводчика. Для первого — это активизирует его знания иностранного языка, для второго — углубит знакомство с актуальной терминологией в данной области, что может быть использовано для занятий со студентами.
5. Организовать размещение этих статей в международных рейтинговых журналах. Посредником между автором и журналом может быть международный отдел университета.
6. Эффективность действий по отбору, переводу и размещению работ оценивать по количеству опубликованных статей с соответствующим материальным поощрением.
7. Организовать конкурсы среди аспирантов и магистрантов на лучшую статью с присуждением денежной премии.
8. Для профессорско-преподавательского состава ввести систему поощрения за регулярную публикацию статей в рейтинговых журналах.
9. Электронные версии статей, опубликованных в западных журналах, размещать на сайте вузовской библиотеки, как на русском языке, так и на языке зарубежного издания. Это не только позволит ориентироваться на уровень статей, принимаемых к публикации рецензируемыми журналами, но и будет способствовать углублению навыков работы с иностранной периодикой.
10. Поручить кафедрам иностранных языков разработку терминологических словарей по научным направлениям, продумать систему их мониторинга с целью постоянной актуализации и разместить как электронный ресурс на сайте библиотеки. Подобные меры могли бы заметно повысить
не только количество российских публикаций за
рубежом, но и показатель цитируемости, а, следовательно, рейтинги целого ряда российских университетов.
Повышению известности наших университетов будет, безусловно, способствовать более активное использование мирового опыта в части обмена с зарубежными университетами не только на уровне студентов, но и на уровне преподавателей.
Но здесь возникает еще одна проблема: преподаватели, приглашенные из западных вузов, ведут занятия либо на английском языке, либо на родном языке своей страны. Но в этом случае возникает языковой барьер между преподавателем и студентами. Здесь можно воспользоваться опытом университетов развивающихся стран: приглашенные преподаватели читают лекции с помощью переводчика, выделяемого и оплачиваемого принимающей стороной. С учетом сегодняшнего уровня владения нашими студентами английским языком можно, на первых порах, прибегнуть к такой же практике. Однако в самом близком будущем для соответствия российских выпускников международным нормам необходимо повысить качество обучения иностранным языкам и, прежде всего, английскому. Выпускник вуза должен владеть не только навыками разговорного общения, но и достаточной грамотностью, знанием специфической терминологии для подготовки научных публикаций в зарубежных изданиях. Существуют прогрессивные методики преподавания иностранных языков, но они слабо внедряются в практику отечественных вузов. Положительные примеры есть: в ведущих российских университетах, таких как МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ преподавание ряда магистерских программ уже ведется на английском языке.
Обязательно следует пересмотреть существующие формы российских дипломов и приложений к ним. Аналогично европейскому приложению к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), должны быть переведены на английский язык описания дисциплин федеральных компонентов образовательных стандартов высшего профессионального образования, причем трудоемкость дисциплин должна быть выражена не в часах, а в зачетных единицах в соответствии с европейской трансферной кредитной системой (ECTS).
Процессы глобализации побуждают страны мира к сближению, поиску общей платформы в самых разных областях жизни. В сфере образования — это Болонский процесс, предлагающий странам Европы единые образовательные стандарты. Подписание Болонской декларации должно способствовать интеграции российской высшей школы в мировой образовательный процесс, укреплению связей с ведущими университетами Европы и мира. Это и более решительный переход на двухуровневую систему образования, при безусловном сохранении тех достижений, которыми издавна славились лучшие российские университеты.
Может быть, уже настало время вложить некоторый объем финансовых ресурсов в улучшение имиджа университета не только в ремонт фасадов и кабинетов, но и в улучшение международной репутации своего вуза. Затраты оправдаются, поскольку, если
университет займет достойную позицию в рейтинге, то сразу повысится интерес иностранных студентов, которые захотят получить образование в престижном российском вузе. А ведь образовательные услуги в немалой своей части платные, и активное привлечение абитуриентов из-за рубежа даст реальную возможность дополнительного финансирования отечественной высшей школы. Сегодня практически в каждой стране живут русскоязычные граждане, в семьях по-прежнему общаются на русском языке и для молодежи не составит труда адаптироваться в нашей студенческой среде. А для посланцев из стран бывшего Советского Союза русский язык является традиционным языком общения, поэтому их обращение к сфере высококачественных российских образовательных услуг более чем закономерно.
Список использованных источников
1. Проект распоряжения Правительства России об утверждении комплекса мероприятий, направленных на увеличение к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of science) Министерство образования и науки РФ. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/3119.
2. Федеральная служба государственной статистики. http://gks.ru.
3. А. Ваганов. Информация лишней не бывает//Независимая газета 11.02.2009.
http://www.courier-edu.ru/cour0902/7100.htm.
4. О. В. Заборовская. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции//Мир экономики и права, № 1-2, 2013.
5. Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education — информация об исследовании. Центр гуманитарных технологий.
http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info.
6. QS World University Ranking. http://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2012.
7. World Investment prospects survey 2009-2011. http://unctad.org/en/docs/diaeia20098_en.pdf.
8. Universities Worldwide. http://univ.cc.
9. World University Rankings 2012-2013. Times Higher Education. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/world-ra.
The international prestige of the Russian higher education: problems and solutions D. G. Rodionov, Doctor of Economics, Professor, St.Petersburg State Polytechnical University.
O. A. Kushneva, PhD in Economics, St.Petersburg State University of Service and Economics.
N.A. Terenteva, Master of Economics, «OPRA Turbines» B. V., Netherlands.
The University attractiveness for applicants and diploma's authority for the employers mainly determines by the rankings position of the certain educational institution. Various agencies regularly make the rankings of the best World Universities.
The analysis of factors, which influence to the international authority of Russian High education, is the aim of the current research. The place of Russian High school in the World educational process is considered in this article. The reasons of unjustifiably low ranking of Russian Universities according to the point of view of the leading rating agencies are established. The possibility of usage the calculated quantitative index for evaluation the publication scientific value is considered. Authors suggest the set of actions in combination with the help of University Departments. It can be a guarantee of releases quantity increase in the international scientific publications and to grow up the citation articles index as a result.
Keywords: University ranking, ranking indicators, Diploma's image, publications quantity, impact per paper, citation index, rising of Russian Universities ranking.
со
о
CN
en h-
CD
J <
CQ О