Стандартная процедура оценки 360 включает предоставление опроса для сотрудников, чтобы оценивать друг друга и менеджеров. Эти обследования обычно имеют конфиденциальный характер. Это дает сотрудникам уверенность в комментариях, не опасаясь возмездия.
Список литературы
1. Кошевенко С.В. Совершенствование модели ключевых показателей эффективности деятельности образовательных менеджеров школ // Науч. обозрение: гуманитар. исслед., 2016. № 6. С. 106-111.
2. Глаз Ю.А. Оптимизация системы оценки персонала в организации // Материалы I ежегодных междунар. науч-практ. чтений ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП : сб. междунар. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов СТИК (филиала) БУКЭП / под общ. ред. В.Н. Глаза, С.А. Турко. Ставрополь, 2015. С. 13-16.
3. Логинова Ю. С. Современный подход к деловой оценке персонала / Ю.С. Логинова, Н.А. Серов // Вестн. Самарского гос. техн. ун-та. Сер.: Экон. науки, 2012. № 4. С. 41-45.
4. Яшкова Е.В. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации / Е.В. Яшкова, Л.Г. Бегаева // Науковедение, 2016. Т. 8. № 2. С. 92.
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО РЫНКОВ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ Куницына С.И.
Куницына Светлана Игоревна - студент-магистрант,
кафедра управления персоналом, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация: каждый владелец или руководитель предприятия в индустрии красоты и салонном бизнесе строит свою деятельность на основании двух главных подходов [1]:
- своевременное совершенствование предлагаемых услуг;
- поиск и внедрение методов эффективного продвижения услуг.
Для того чтобы привлечь новых клиентов и расширяться на рынке товаров и услуг, каждому салону красоты необходима разработка эффективной рыночной стратегии. Другими словами, стратегия, позволяющая при минимальном вложении в бизнес достигнуть целей предприятия гораздо быстрее и выгоднее, чем реклама. В зависимости от локального расположения, профессионализма менеджеров, каждый из представленных выше инструментов рыночной деятельности имеет свой вес. Ключевые слова: профессионализм, индустрия красоты, стратегия.
Сегодня исследования рыночных стратегий салонов красоты является актуальной темой. Это обусловлено тем, что в настоящее время развивается множество перспективных направлений маркетинга. Таким образом, если раньше особое значение придавалось названию товара, его рекламе и продвижению, то теперь во внимание принимают тонкости мышления человека и его потребностей. Каждый профессиональный маркетолог ищет ответ на следующий вопрос: «Каким способом увеличить продажу путем маркетинга?». Для того, чтобы решить данную задачу следует разбираться в психологических аспектах, которые
помогают компаниям в формировании благоприятных коммуникаций с потребителями - маркетинговыми взаимоотношениями [4].
Практика показывает, что рыночные стратегии подразделяют на американские и европейские. Казалось бы, что Россия в силу своего географического положения должна стремиться к европейской модели, однако наблюдается тяготение к американскому маркетингу. Здесь главное отличие заключается в стремительном росте масштабов Российского рынка, где приросты считаются в 1% или 0,5% [5].
В России рынок красоты традиционно подразделяется на независимые салоны и парикмахерские. К сетевым салонам в нашей стране, как правило, относят дорогие фабрики красоты, позиционирующие себя как элитные сети салонов. Что касается Европы, Америки, а также с недавнего времени в Азии, ситуация складывается другая - основную долю их рынков красоты составляют сетевые салоны. Так в Америке они составляют 80% от всех салонов, а в Европе около 75%.На территории России работают свыше 30000 официально зарегистрированных салонов красоты и парикмахерских, из них примерно 10-15% приходятся на регион Москвы. Если на Западе большую часть рынка составляют сети салонного бизнеса, то в России основная доля рынка представлена единичными салонами красоты (70%).
Основную долю этой бизнес-сферы представляют собой независимые салоны красоты, которые предлагают традиционный пакет услуг: маникюр, педикюр, массаж, процедуры по уходу за кожей, преимущественно лица, макияж, тонировка бровей и ресниц, депиляция. Эти организации также регулярно оказывают парикмахерские услуги - стрижка, укладка, осветление и укладывание. Кроме того, салоны данного типа могут предоставлять услуги солярия, немедицинские методы восстановления волос и уход за ногтями.
Доминирующим сегментом рынка салонов красоты является уход за кожей. В 2010 году он увеличился на 5%, составив 50 миллиардов долларов в год, а уже в 2016 году этот показатель вырос до 61 миллиарда долларов в год - 22%, в ближайшие несколько лет ожидается рост до 24%. Азиатско-Тихоокеанский регион доминирует на рынке, составляя практически 50% его мирового объёма. Существенный рост прослеживается и в сфере инъекционной косметологии, востребованность которой за период 2011 - 2016 годов продемонстрировала рост в 9%. Однако побочные эффекты от применения кожных наполнителей препятствуют более активному развитию этого сегмента [5].
Согласно маркетинговым исследованиям IBISWorld, рынок красоты Северной и Южной Америки охватывает более 750000 тысяч салонов красоты, спа и парикмахерских. Однако он весьма фрагментирован: 50 крупнейших компаний получают 15% общего дохода. В 2013 году объём рынка составил 85 миллиарда долларов США, а до 2020 года этот показатель должен увеличиться до 138 миллиарда долларов. С 2014 по 2020 год предполагается среднегодовое увеличение продаж до 7,2%. По состоянию на 2010 год рынок услуг по уходу за кожей лица в Европе составлял 15 миллиардов долларов США. С тех пор он увеличился до 18 миллиардов, что говорит о среднегодовых темпах продаж в 3%. Доминирующим сегментом стали омолаживающие процедуры, на них приходится 17% рынка, что равняется почти 2,5 миллиарда долларов США.
Салонный бизнес Китая развивается под сильным воздействием спроса от потребителей среднего класса. Сегмент рынка процедур депиляции в 2010 году был равен 9,5 миллиона долларов, а в течение следующих 5 лет среднегодовой рост сбыта достиг уровня 5%. В дальнейшем этот показатель снизится до 4%. В 2016 году сфера услуг по уходу за кожей составляла 10,5 миллиарда долларов. На омолаживающие процедуры приходится 26% рынка [6].
Рынок индустрии красоты России считается одним из наиболее привлекательных для мировых компаний. Прежде всего, это связано с тем, что российские женщины изначально тратят на косметические продукты и процедуры гораздо больше, чем
47
европейки и азиатки. К примеру, жительницы Испании, Португалии или Греции готовить тратить, в среднем, около 256 долларов США в год на косметические услуги, для Швейцарии этот показатель чуть меньше - 230 долларов, а вот британки согласны расстаться с 198 долларами. Говоря о россиянках, то эта сумма значительно меньше -в пределах 90 долларов США, правда, но стоит делать поправку на размер заработных плат за рубежом и в Российской Федерации. Если в 2000 году в стране салоны красоты посещали только 4% женщин, то к 2014 году этот показатель вырос в десять раз - 40%, и эта цифра продолжает увеличиваться.
По состоянию на 2016 год индустрия салонов красоты в России насчитывала около 30000 заведений, что давало объём прибыли практически в 120 миллионов долларов США. В следующие несколько лет тенденция роста должна была сохраниться, демонстрируя среднегодовые темпы в 7-10%. Востребованными остаются омолаживающие процедуры, а вот в области, связанной с косметической хирургией, превалируют нехирургические или более щадящие методики (массажи, пилинги, мезотерапия, использование кожных наполнителей, инъекционная косметология). Цифры говорят сами за себя: рынок услуг салонов красоты динамично развивается, несмотря на глобальные экономические процессы [7].
Таким образом, рассматривая состояние мирового рынка салонов красоты, можно сделать вывод, что главным отличием развития салонного бизнеса России является отсутствие крупных сетей салонов по стране (30000 официальных, где 70% единичные салоны), на чем в основном строится индустрия красоты, как в Европе, так и в Соединенных Штатах, а также соотношением спроса и предложения. Как было установлено, потребность в услугах салонов красоты в России значительно выше, чем в США, Европе и даже в Китае.
Список литературы
1. Богалдин-Малых В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг / В.В. Богалдин-Малых. М.: МПСИ. МОДЭК, 2011. 608 с.
2. Манн Игорь. Маркетинговая машина. Как стать хорошим директором по маркетингу / Игорь Манн, Анна Турусина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 320 с.
3. Окольнишникова И.Ю. Анализ подходов к оценке эффективности маркетинговых коммуникаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент», 2011. № 28 (245). С. 134-142.
4. Сергеев М. Прибыльный салон красоты / М. Сергеев. СПб., 2009. 320 с.
5. Демченко А.И., Егорова К.В. Особенности формирования национальной модели инновационного развития // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. Челябинск, 2013. С. 12-17.
6. Асташова Ю.В., Ваганов М.А. Маркетинг в сфере fashion-индустрии: опыт отраслевых лидеров // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2017. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/ (дата обращения: 30.04.2017).
7. Мировой рынок салонов красоты: глобальные тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: статья / Особенности деятельности салонов красоты в некоторых странах. Режим доступа: https://cosmetology-info.ru/ (дата обращения: 17.11.2017).