5. Korogodsky R. Neofitsiynyi Olexandr Dovzhenko / R. Korogodsky // Kyivska starovyna. -2000. - № 2. - S. 102 - 115.
6. Мatosova А. «Shchodennyk» О. Dovzhenka - document doby pro tragichnu doliu Ukrainy ta ii syniv / А. Мatosova // Ukrains'ka literatura v zagalnoosvitniy shkoli: Naukovo-metodychnyi zhurnal. - К. : Instytut pedagogiky APN Ukrainy, 2014. - № 1. - S .28 - 30.
7. Prygorovska L. V. Оlexandr Dovzhenko: «Pershe shcho vnesete v sviy dim» / L. Prygorovska // Pedagogika i psyhologiya. - 2003. - № 1. - P. 134 - 139.
8. Trymbach S. Y. Bezperechno, zagynuv by: (50 rokiv tomu pomer Olexandr Dovzhenko) / S. Trymbach // Ukraina moloda: informatsiyno-politychna gazeta. - 2006. - № 220 (25.11). - S. 8 - 9.
9. Sharvarok О. Gangrena uiavy, abo deshcho pro vnutrishniy rozbrat Olexandra Dovzhenka / О. Sharvarok // Kyiv. - 2002. - № 9. - P. 153 - 167.
10. Yaremchuk A. Notatky pro te, chomu Olexandr Dovzhenko ne zniav svogo filmu pro polit liudyny na Mars / А. Yaremchuk // Nauka I suspilstvo: Shchomisiachyi naukovo-populiarnyi zhurnal tov. «Znannia». - 2005. - № 9/10. - S. 9 - 16.
BidoMocmi про aemopie:
Евсеева Галина Петрiвна, д. н. з держ. упр. завiдувач кафедри укратознавства Приднтровськог'державног'академИ' будiвництва та архтектури, e-mail: [email protected].
Дiрявка Юрт Павлович, к. i. н., доц. кафедри укратознавства Приднтровсь^ державно1' академИ' будiвництва та архтектури.
Перетокт АндрШ Геннадтович, к. i. н., доц. кафедри укратознавства Приднтровсь^ державно1' академИ' будiвництва та архтектури, e-mail: [email protected].
УДК 37.046.16 : 81'243
АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО
В. Ю. Тютюнник, к. фтол. н., доц.
Ключевые слова: гуманистическая педагогика, личностно ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, самоценность, Я-концепция, свобода выбора, развитие личности, ситуация успеха
Постановка проблемы. В начале XXI столетия мир переживает интенсивное развитие интеграционных процессов постиндустриального общества. Характерные для сегодняшнего мирового сообщества процессы глобализации и интеграции, в том числе и евроинтеграционные, сопровождаются формированием единого образовательного и научного пространства и разработкой единых критериев и стандартов в этой сфере.
Процессы глобализации и необходимость создания условий для индивидуального развития личности, ее социализации и самореализации не только в Украине, но и в образовательной сфере других стран мира придают особую актуальность анализу и поиску новых концептуальных подходов при обучении иностранным языкам. Сегодня иностранный язык -важнейший инструмент международного общения в образовательной сфере. Одним из таких языков по праву является русский.
Процессы глобализации, происходящие в мире, сближают характер и суть образовательной деятельности разных стран, формируют европейское и мировое образовательное пространство. Необходимость поддержания высокой конкурентоспособности на динамичном рынке труда требует выработки стремления и навыков к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию на протяжении всей активной трудовой жизни. В связи с последним утверждением отслеживаем преемственность одного из принципов Болонской системы -обучение в течение всей жизни - с положением К. Ушинского, утверждавшего, что знаний, полученных в школе и даже в вузе, будет не достаточно в стремительно развивающемся мире. Тогда его мало кто услышал, а сейчас это стало аксиомой.
Современные тенденции общественного развития, процессы демократизации и гуманизации предопределяют существенные изменения в содержании образования, требуют новой ориентации целей, принципов, технологий, методов, форм и методик преподавания
предметов в высшей школе. Отсюда и выбор самого подхода и педагогического обеспечения процесса обучения. Вследствие усиления демократических тенденций в жизни общества, образовательные системы, как его значимые составляющие, начали переносить акцент с массовых педагогических явлений на личность студента, исследование возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условия самораскрытия и самореализации личности на разных этапах ее жизнедеятельности. Эта концепция предполагает существенную переориентацию сознания преподавателя, его взгляда на личность студента и на себя как на ценность и самоценность. Насущность этой проблемы привела к появлению с 90-х годов прошлого века в педагогике сначала средней, а затем высшей школы, новой методической концепции, получившей название личностно-ориентированный подход (ЛОП). ЛОП - это современная гуманитарная технология открытого типа. В его парадигме - традиционное понимание образования как процесса овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни переосмысливается и вытесняется более широким и прогрессивным взглядом на образование как на процесс становления личности, обретения ею себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Главными положениями данного подхода являются: 1) направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и 2) всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования.
Анализ публикаций. Сегодня термины «личностно-ориентированный подход», «личностно-ориентированная технология» получили широкое распространение в среде научно-педагогической общественности. В отечественной и зарубежной педагогической науке это направление активно и достаточно плодотворно исследуется как с теоретико-методической точки зрения, так и с прикладной. Этой теме посвящены труды исследователей: Н. И. Алексеева, Г. А. Балла, Е. В. Бондаревской, С. Л. Братченко, О. С. Газмана, Э. Н. Гусинского, М. В. Давер, С. В. Кульневича, Т. П. Лакоцениной, Т. В. Машаровой, Е. Н. Пехоты, И. П. Подласого, В. В. Серикова, Е. Н. Степанова, Ю. И. Турчаниновой, В. Т. Фоменко, В. В. Шоган, И. С. Якиманской и др.
Проблеме условий применения личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности посвящены работы Л. Г. Вяткина, М. О. Веселова, А. Г. Мясищева, Б. М. Теплова, Т. К. Селевко, Я. Э. Шахбазарова, В. В. Шоган, Ш. А. Амонашвили, И. Э. Уит, В. Д. Шадрикова и др.
Личностно ориентируемый подход постепенно утвердился в качестве ведущего в практике средней школы, и на сегодняшний день всё активнее заявляет о себе в высшей. Именно стремление исследователей разработать способы руководства учебным процессом при сохранении относительной автономии каждого студента обусловливает интерес к мотивационно-стратегическим процессам личностно-ориентированного подхода, к таким его характеристикам как стратегическая компетенция и мотивационная сфера личности.
Цель данной статьи - анализ концептуальных подходов к проблеме реализации ЛОП при обучении русскому языку как иностранному в высших учебных заведениях технического профиля.
Современные инновационные методики преподавания русского как иностранного предусматривают развитие деятельной коммуникативной компетенции, на основе коммуникативно-ориентированного подхода [3, с.11], а именно практическое овладение всеми видами речевой деятельности и коммуникативное использование РКИ как в повседневных, деловых ситуациях, так и в специальных; профессиональную и специальную направленность; систему оценки степени сформированности коммуникативной деятельностной компетенции студентов с учетом уровня овладения иностранным языком, определяемой в Общеевропейских рекомендациях по языковому обучению. Коммуникативная компетенция, в соответствии с которой можно определить содержательные векторы образовательной сферы «Иностранный язык», состоит из трех основных видов: речевой, языковой и социокультурной. Что, соответственно, определяет цель обучения как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие обучающихся средствами иностранного языка для подготовки их к межкультурному общению в разнообразных сферах жизнедеятельности. Коммуникативная компетенция охватывает такие два вида компетенций как страноведческая (т. е. знание истории, географии, экономики, государственного устройства и культуры страны) и лингвострановедческая (знание особенностей речевого и неречевого поведения носителей
языка в определенных ситуациях общения). А этому как раз отвечают такие основные человекообразующие функции ЛОП как гуманитарная, культуросозидательная и функция социализации. Напомним их суть.
Гуманитарная функция состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Культуросозидательная (культурообразующая) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры.
По сравнению с доминирующей ранее в отечественной системе образования социоцентрической моделью ЛОП опирается на следующие позиции:
1. Теоретико-методологическая основа подхода - идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.
2. Цель использования - на основе выявления индивидуальных особенностей личности содействовать развитию его индивидуальности.
3. Содержательные аспекты применения - субъективный опыт обучающегося, пути и способы его анализа, самоанализа, актуализация и самоактуализация, обогащение и саморазвитие.
4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования - приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.
5. Главный критерий анализа и оценки эффективности применения - развитость индивидуальности обучающегося, проявление его индивидуальных черт.
На наш взгляд, содержательный аспект личностно-ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т. е. потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Содержание ЛОП «призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни; выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.» [8, с. 9]. Это обусловливает следующие его компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный, причем системообразующим среди них является личностный, естественно, при безусловной значимости остальных. В этом существенное отличие ЛОП от традиционного подхода к образованию, где приоритетным являлся когнитивный подход. Это полностью соответствует таким ранее сформулированным тенденциями развития мировой образовательной системы, как углубление ее фундаментализации, усиление гуманистической направленности, духовной и общекультурной составляющей образования. Не менее актуальны, в свете вышесказанного, и основные понятия ЛОП - первая составляющая педагогических действий: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка.
К исходным положениям и основным правилам ЛОП относятся:
1) принцип самоактуализации - потребность в актуализации интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей - как никакой другой побуждает и мотивирует стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных способностей;
2) принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучаемого, но и всячески содействовать его развитию;
3) принцип субъектности - индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Межсубъектный им характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и общения;
4) принцип выбора - без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самореализация учащегося. Современный студент должен учиться и воспитываться в условиях наличия постоянного выбора, обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса;
5) принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося в любой сфере обучения, а при изучении иностранного языка в первую очередь. Достигнутый успех в любом виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося;
6) принцип доверия и поддержки - решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности, авторитарного по сути старого учебно-воспитательного процесса, который насаждался в высшей школе эпохи социализма. Бесспорно, ни одна самая прогрессивная технология, никакие инновационные и интерактивные методы, формы и приемы не будут работать на саму идеологию подхода к учебному процессу и ее принципы. Поэтому так важно сегодня обогатить арсенал учебно-образовательной деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует сегодня успех обучения и, опять-таки, это особо актуально в практике обучения языкам.
Переходим к важнейшему при обучении РКИ компоненту личностно-ориентированного подхода - его технологической составляющей, включающей в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал данного подхода - это диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление обучающимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Сюда относятся все игровые, диалогичные, групповые, кооперативные, интерактивные, коммуникативные технологии, методы и приемы, которые являются сегодня ведущими и наиболее успешными в процессе обучения иностранным языкам. В арсенал ЛОП входят такие методы и приемы как актуализации и субъектного опыта учащегося, диалога и полилога, приемы создания ситуации индивидуального и коллективного выбора, ситуаций успеха, игровые методы, методы диагностики и самодиагностики. Не менее действенными и необходимыми, по мнению современных учёных-методистов, являются методы создания ситуаций выбора и успеха, которые давно и успешно используются в средней школе, методы продуктивного, кооперативного, проблемного обучения, технологии развития технического мышления, методики развивающего обучения. Формы обучения при использования ЛОП тоже должны быть нестандартными. Это все виды так называемых «инновационных», «нетрадиционных уроков», в том числе и собственно «личностно-ориентированный урок»
Инновационные формы, методы и технологии ЛОП предполагают создание и использование новых учебников с учетом его принципов, обновленных видео- и аудиоматериалов и методических разработок и т. д. Работа в данном направлении активно ведется на наших кафедрах. Попыткой обобщить накопленный материал является готовящийся учебник, ориентируемый на студентов-иностранцев старших курсов строительных специальностей. Данное учебное пособие призвано помочь им в овладении языком специальности, для чего к нему прилагается глоссарий, в котором презентуется специальная терминологическая лексика, используемая при изучении базовых дисциплин.
Проведенный анализ концептуальных подходов к проблеме реализации ЛОП при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях позволяет сделать вывод об актуальности его использования в практике преподавания РКИ в высшей школе, о достаточной результативности его использования и о перспективности научно-методических исследований в рассматриваемом направлении.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. - Тюмень : Тюменский университет, 1997.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Мн. : Университетское, 1990.
3. Андрюшина Н. П. Средства обучения РКИ: традиции инновации / Н. П. Андрюшина // Науковий часопис нац. пед. ун-ту iM. М. П. Драгоманова. Сер. № 5 Педагопчш науки: реали та перспективи. - Вип. 29: зб. наук. пр. / за ред. В. I. Гончарова. - К. : Вид-во НПУ iM. М. П. Драгоманова. - 2011. - С. 11 - 14.
4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 12 - 17
5. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. - 1996. - № 1.
6. Давер М. В. Мотивационно-стратегические аспекты личностно-ориентированного обучения языкам на начальном этапе / М. В. Давер. - СПб : Златоуст, 2006.
7. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под. ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
8. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учеб.-метод. пособ. / Под. ред. М. И. Лукьяновой. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2006.
9. Шоган В. В. Технологии личностно-ориентированного урока: учеб. метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук., студентов пед. учеб. завед., слушателей ИПК / В. В. Шоган. -Ростов н/Д. : Учитель, 2003.
10. Освггш технологи у школi та вузi : матер. наук.-практ. конф. / За наук. ред. О. М. Пехоти. - Микола!в : МФ НаУКМА, 1999.
11. Освггш технологи: уавч.-метод. посiб. / О. М. Пехота, А. З. Юктенко, О. М. Любарська та ш. // За ред. О. М. Пехоти. - К. : А.С.К., 2004.
SUMMARY
Of personality-oriented approach (POA) gradually established itself as a leading practice in high school, and today is increasingly asserting itself in the highest. It is the desire of researchers to develop ways to guide the learning process while maintaining the relative autonomy of each student the interest in motivational and strategic processes a student-centered approach to its characteristics such as strategic competence and motivational sphere of personality.
The purpose of this article - the analysis of conceptual approaches to the implementation of the LLR in teaching Russian as a foreign language in higher educational institutions of technical profile.
Modern innovative methods of teaching Russian as a foreign language include the development of activities of communicative competence, based on communicative-oriented approach [3, p. 11], namely the practical mastery of all kinds of speech and communicative use of RCTs in everyday business situations and in special; professional and vocational orientation; system for evaluating the degree of formation of the communicative competence of students of activity-based on the level of mastering a foreign language, as defined in the Common European Framework guidelines on language learning. Communicative competence, in accordance with which it is possible to determine the content vectors educational sphere «Foreign Language», consists of three main types: speech, language and socio-cultural.
REFERENCES
1. Alekseev N. A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki / N. A. Alekseev. - Tjumen' : Tjumenskij universitet, 1997.
2. Amonashvili Sh. A. Lichnostno-gumannaja osnova pedagogicheskogo processa / Sh. A. Amonashvili. - Mn. : Universitetskoe, 1990.
3. Andrjushina N. P. Sredstva obuchenija RKI: tradicii innovacii / N. P. Andrjushina // Naukovij chasopis nac. ped. un-tu im. M. P. Dragomanova. Ser. № 5 Pedagogichni nauki: realii ta perspektivi. -Vip. 29: zb. nauk. pr. / za red. V. I. Goncharova. - K. : Vid-vo NPU im. M. P. Dragomanova. - 2011. - S. 11 - 14.
4. Bondarevskaja E. V. Gumanisticheskaja paradigma lichnostno orientirovannogo obrazovanija/ E.V. Bondarevskaja // Pedagogika. - 1997. - № 4. - S. 12 - 17
5. Bratchenko S.L. Gumanisticheskie osnovy lichnostno-orientirovannogo podhoda k vospitaniju / S. L. Bratchenko // Obrazovanie i kul'tura Severo-Zapada Rossii. - 1996. - № 1.
6. Daver M. V. Motivacionno-strategicheskie aspekty lichnostno-orientirovannogo obuchenija jazykam na nachal'nom jetape / M. V. Daver. - SPb : Zlatoust, 2006.
7. Lichnostno-orientirovannyj podhod v rabote pedagoga: razrabotka i ispol'zovanie / Pod. red. E. N. Stepanova. - M. : TC Sfera, 2003.
8. Lichnostno-orientirovannyj urok: konstruirovanie i diagnostika: Ucheb.-metod. posob. / Pod. red. M. I. Luk'janovoj. - M. : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2006.
9. Shogan V. V. Tehnologii lichnostno-orientirovannogo uroka: ucheb. metod. posob. dlja uchitelej, metodistov, kl. ruk., studentov ped. ucheb. zaved., slushatelej IPK / V. V. Shogan. - Rostov n/D. : Uchitel', 2003.
10. Osvitni tekhnolohiyi u shkoli ta vuzi : mater. nauk.-prakt. konf. / Za nauk. red. O. M. Pekhoty. - Mykolayiv : MF NaUKMA, 1999.
11. Osvitni tekhnolohiyi: yavch.-metod. posib. / O. M. Pekhota, A. Z. Kiktenko, O. M. Lyubars'ka ta in. // Za red. O. M. Pekhoty. - K. : A.S.K., 2004.
Вiдoмoсmi про автора:
Тютюнник Вiра ЮрИ'вна, к. фтол. н, доц. кафедри ттенсивного навчання тоземним мовам Придюпровсь^ державно1' академИ' будiвництва та архтектури, e-mail: acaciawriter@mail. ru.