© И.К. Новикова, А.В. Полуторный, 2008
И.К. Новикова, А.В. Полуторный
АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Объективный процесс изменения во времени самих организаций (внутренняя среда) и их окружения (внешняя среда) вынуждает адаптировать и процесс управления, что наглядно прослеживается в развитии теории управления в рамках концепций школ научного управления.
В первой половине XX века последовательно сформировались три концепции научного управления: товарная концепция (20-е годы), сбытовая концепция (30-е годы), маркетинговая концепция (60-е годы). Период господства «товарной концепции» был обусловлен превышением спроса над предложением и характеризовался тем, что менеджер занимался главным образом производственными проблемами производства, касающимися мощности производства, способов организации труда и количества выпускаемой продукции. Это направление связано, прежде всего, с классическими школами управления (научного управления и административного управления).
Поворот к сбытовой концепции произошел, когда предложение начинало превышать спрос. В течение этого периода возникла проблема сбыта, позиции сбытовиков и маркетологов усиливались, их функции пересматривались главным образом в сторону расширения ответственности. Считалось, что повышение объема продаж автоматически ведет к увеличению прибыли. Наиболее значительным результатом развития сбытовой фазы явилось обозначение значимости рыночных проблем и начала широкого проведения рыночных исследований. В рамках традиционной сбытовой концепции инженеры разрабатывают продукт, производители создают его, а сбытовики должны его продать.
Товарная и сбытовая концепции сформировались в период, который для многих стран мира был периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Идеологи развивающейся в этот период классической школы научного направления акцентировали свое внимание на факторах, действующих внутри организации, а результаты оценивались с точки зрения эффективности производства. Концентрация внимания на внутренних вопросах до определенного времени была оправдана и обеспечивала эффективность достижения целей организации.
Данные подходы породили систему взглядов - парадигму управления*, рассматривающую организацию как закрытую систему, успех деятельности которого зависит от роста масштабов производства, его рациональной организации, эффективного использования всех видов ресурсов, особенно трудовых.
В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях, производство всё в большей мере стало ориентироваться не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие специализированные по емкости рынки. Возникшая в этот период маркетинговая концепция предполагала акцентирование внимания на прибыль, а не только и не столько на объемы продаж. Сдвиг в представлении об управлении организацией, происшедший вследствие перехода от сбытовой концепции к маркетинговой, можно представить как переход от ориентации на объём продаж на ориентацию на потребителя, в условиях роста конкуренции на рынке. Маркетинговая концепция предполагает, что производственный процесс необходимо начинать с исследования рынка, чтобы обеспечить надежную, достоверную базу для планирования производственной деятельности, ориентированной на покупателя.
Во второй половине XX века индустриально развитые страны-лидеры констатировали переход к эре постиндустриального
* В управленческой экономической науках парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и практиков управленцев и экономистов
развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности, обусловленные научно-тех-ническим прогрессом и концентрацией научного и производственного потенциала. Резкое увеличение числа предпринимательских структур, с образованием малых и средних предприятий привели к усложнению всей системы связей между организациями, и как результат, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности организации как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.
Возникновение науки стратегического управления вызвано неуклонно возрастающим влияниям окружения (внешней средой) на эффективность деятельности организации, интенсивное развитие этого направления объясняется следующими основными причинами:
- ускорение изменений в окружающей среде;
- интенсивное изменение запросов потребителей;
- интернационализация и глобализация бизнеса;
- развитие информационной сети;
- широкая доступность современных технологий.
Первоначально в 60-х годах начало развиваться научное направление - «стратегическое планирование», концепция которого основывалась на подходе к организации как к отрытой во вне системе, эффективность которой определяется как её внутренними возможностями, так и ограничениями, накладываемыми окружающей (внешней) средой. Стратегическое планирование как научное направление сформировалось в рамках классической школы управления с целью адаптации плановых решений к изменениям в окружающей среде. Стратегические плановые решения основывались на прогнозе возможных изменении на рынках и определяли выбор товарного продукта, его качественно-количественные показатели, рынки сбыта. Постепенно стратегические решения начали определять финансовую и кадровую политику. В 70-х годах в большинстве крупных и средних фирм в США были созданы отделы планирования.
Принципиальное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего.
В системе долгосрочного планирования будущее определялось (предсказывалось) путем экстраполяции сложившихся тенденций в деятельности организации, тогда как в системе стратеги-
ческого планирования формирование перечня стра-тегических показателей и их желаемого уровня на перспективу осуществляется на основе выявления и оценки возможностей и опасностей для организации, определяемых развитием его внешней среды.
В процессе развития стратегического планирования возникла идея разделения данного процесса управления на управление «внутри организации» и «организацией во внешней среде» (стратегическое управление), которая положила начало развитию научного направления «Стратегический менеджмент». Перенос внимания руководства высшего уровня на окружающую среду для обеспечения возможности соответствующего и своевременного реагирования на происходящие изменения, с целью обеспечить выживание в конкурентной борьбе за долгосрочную перспективу, определил новую систему взглядов на менеджмент - новую парадигму управления. Основные положения старой и новой парадигм как системы взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ведущих ученых и практиков в управленческой науке представлены в таблице.
Первоначально сущность стратегического управления сводилась к выбору стратегии развития организации на верхнем уровне иерархии управления организацией. В дальнейшем необходимость обеспечения эффективной реализации стратегии привело к объединению процессов разработки стратегии и формирования стратегической программы ее реализации (стратегического планирования). В последнее время возросшая неопределенность изменения факторов внешней среды обусловила целесообразность включения в процесс стратегического управления, для своевременной корректировки стратегии, фазы контроля выполнения стратегической программы (стратегического мониторинга).
В настоящее время стратегическое управление является наиболее интенсивно развивающимся научным и практическим направлением, которому предается определяющее значение в обеспечении эффективной работы в условиях рынка.
Основные положения старой и новой парадигм управления
Старая парадигма управления Новая парадигма управления
1. Организация - это закрытая система цели, задачи и условия деятельности 1. Организация - это открытая система, рассматриваемая в единстве
которой достаточно стабильны. факторов внутренней и внешней среды.
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана.
4. Главный источник прибавочной стоимости - производственный рабочий и производительность его труда. 4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат) и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы. 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.
Общепризнано, что стратегическое управление на основе видения долгосрочной перспективы организации (взгляд «из будущего в настоящее») призвано определить «место в будущем» в спрогнозированном состоянии внешней среды и наметить пути перехода от существующего состояния к желаемому в будущем. Бурное развитие науки и практики стратегического управления промышленными организациями в настоящее время идет в направлении разработки теоретико-методологи-ческих основ стратегического управления в рамках структурированного процесса.
Структуризация процесса стратегического управления (выделение фаз и этапов, их последовательность и содержание) в значительной степени зависит от определения основных терминов в области стратегического управления. Современный этап развития менеджмента характеризуется отсутствием единообразия в формировании понятийного аппарата стратегического управления, что порождено различными концептуальными подходами. При единой идее существует целый ряд научных концепций стратегического управления, оперирующих принятыми в данной области знаний специальными терминами: стратегия, стратегиче-
ское управление, миссия, внутренняя и внешняя среда организации, стратегические цели и задачи.
Разделение процесса определения целей между разработкой стратегии и стратегическим планированием составляет основу принципиальных разногласий в теории стратегического управления. Большинство теоретиков, как в России, так и за рубежом считают, что стратегия формируется в рамках миссии организации и фиксирует желания (стратегические цели) в будущем организации и вырабатывает решения (стратегические задачи), обеспечивающие их достижение при определенных затратах ресурсов. Сравнительный анализ определений в работах наиболее известных зарубежных и отечественных ученых в соответствии с эволюцией концептуальных подходов позволяет рекомендовать следующие определения основных терминов в области стратегического управления:
Стратегическое управление - процесс разработки (корректировки) стратегии, обеспечения её реализации в рамках стратегической программы (стратегическое планирование) и контроля её выполнения (стратегический мониторинг).
Миссия - публичное декларирование мотивов жизнедеятельности организации в окружающей среде, приоритетов и социальной ответственности, определяемых ценностными ориентирами высшего руководства.
Стратегии организации - желаемое состояние в перспективе, определяемое миссией, стратегическими целями и задачами при определенных ресурсных затратах. Принято различать корпоративную стратегию - стратегию организации в целом; бизнес-стратегию - стратегию отдельного ее самостоятельно хозяйствующего подразделения (СХП); функциональной зоны хозяйствования (стратегии управления персоналом, производством, финансами и т.д.).
Среда организации - набор доминирующих с позиции влияния на результаты её деятельности внешних и внутренних факторов.
Стратегические цели - желаемые изменения, отражающие динамику (роста, стабилизацию снижение) на перспективу жизненно-важных результатов деятельности организации в условиях изменяющейся внешней среды.
Стратегические задачи - желаемые количественные значения определенных показателей деятельности организации в рамках конкретной стратегической цели.
Стратегические альтернативы - варианты изменения состояния факторов внутренней среды организации, обеспечивающие решение конкретной стратегической задачи при определённом расходе ресурсов (финансовых и временных).
Стратегическое планирование - процесс формирования стратегической программы организации.
Стратегическая программа организации - совокупность принятых к реализации на стратегическую перспективу проектов, обеспечивающих необходимые для решения стратегических задач изменения состояния определенных факторов внутренней среды.
Стратегический мониторинг - процесс контроля и анализа реализации стратегической программы, обеспечивающий возможность своевременной адаптации (корректировки) стратегических решений к непрогнозируемым (непредвиденным) изменениям факторов внешней и внутренней среды.
Самостоятельно хозяйствующее подразделение (СХП) -структурное подразделение компании, имеющее свои производственные мощности и собственную продукцию в определенной стратегической зоне хозяйствования.
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - вид бизнеса компании реализующий полный производственный цикл по выпуску определенной товарной продукции.
Результаты анализа концептуальных подходов и разработанный понятийный аппарат позволяет сформировать основные принципы структуризации процесса стратегического управления организацией.
----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1998
2. Новикова И.К., Ашихмин А.А. Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики: В 2-х книгах. Кн. 1- М.: МГГУ. 2000.
3. PorterM.E. Competitive Strategy. New York : Free Press, 1980.
4. Cole D. Personnel Management - Theory and Practice (3rd edn.), D P Publications, 1993
5. Mintzberg H., Quinn, J.B. The Strategy Process: Concepts, Contexts, Cases (2nd edn.) Prentice Hall International, 1991.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство «Питер», 1999
7. Виханский О.С. Стратегия управления: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доб. - М.: Гардарика, 2000.
8. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии. М.: - «Банки и биржи». 1998.
9. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
— Коротко об авторах --------------------------------
Новикова И.К. - профессор, кандидат технических наук, Полуторный А.В. - доцент, кандидат технических наук,
Московский государственный горный университет.
А__________
--------------------------- © И.К. Новикова, И.А. Иванов,
2008
И.К. Новикова, И.А. Иванов
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА