______________________________ © И.К. Новикова, А.В. Полуторный,
Д.В. Миночкин, П.П. Петухов, 2009
УДК 338.24.622
И.К. Новикова, А.В. Полуторный, Д.В. Миночкин,
П.П. Петухов
МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Изложены концепция и методология стратегического управления горнодобывающими предприятиями. Приводится понятийный аппарат, формализованная структура процесса стратегического управления и схема принятия стратегических решений.
Ключевые слова: моделирование бизнес процессов, оценка экономической эффективности, стратегическое планирование, этапы бизнес планирования, анализ внешней и внутренней среды угледобывающего предприятия, критерии эффективности деятельности предприятия.
рыночных отношениях на перспективы развития горно-
-М-Р добывающих предприятий оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К наиболее важным внешним факторам относятся многообразие и разнонаправленность интересов основных участников отношений в горнодобывающих отраслях: горнодобывающих компаний и отдельных предприятий, государства, региональных администраций, потребителей минеральных ресурсов, поставщиков оборудования, научных разработок и знаний, частных инвесторов и т.п.
Внутренние факторы обусловливаются спецификой горнодобывающих предприятий, которая заключается в следующем:
- вид и качество минеральных ресурсов и уровень инфраструктурных затрат определяют горно-геологических условий разрабатываемых месторождений и территориальное размещение горнодобывающих предприятий;
- непрерывное перемещение очистного фронта по мере отработки запасов на новые участки, блоки, горизонты, требует периодического вскрытия и подготовки новых запасов полезных ископаемых;
- обеспечение безопасности технологических процессов и производств, а также экологических стандартов посредством реа-
лизации специальных технологических и организационных решений;
- высокая капиталоемкость производства, длительный срок окупаемости капиталовложений и высокая степень риска инвестирования вследствие неопределенности внешней и внутренней среды предприятия.
Специфика горнодобывающих предприятий потребовала разработки специальных методических подходов к формированию процесса стратегического управления, с учетом интересов основных участников отношений и неопределенность внешней и внутренней среды функционирования предприятий в долгосрочной перспективе.
Формирование отдельного научного и практического направления «стратегическое управление» определила идея о необходимости переноса внимания руководства высшего уровня на окружающую среду для своевременного реагирования на происходящие в ней изменения, обеспечивающего выживание в конкурентной борьбе на долгосрочную перспективу.
Возникновение науки «стратегическое управление» вызвано неуклонно возрастающим влиянием интенсивно и часто непредсказуемо изменяющейся внешней среды на эффективность деятельности предприятия.
«Стратегическое управление» представляет собой принципиально новое и бурно развивающееся научное и практическое направление в науке управления, имеющее цель обеспечить эффективную работу предприятия с учетом неопределенности внешней среды.
Построение любой науки начинается с формирования её КОНЦЕПЦИИ (системы аксиом) с последующей разработкой соответствующей МЕТОДОЛОГИИ (академической дисциплины) и МЕТОДОВ решения присущих этой науке задач.
КОНЦЕПЦИЯ (от лат, conceptio - понимание, система) - система взглядов на что-нибудь, определенный способ понимания, трактовки каких-либо, явлений, основополагающая точка, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия)- учение о структуре, логической организации, методах, и средствах деятельности;
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К
Школа научного управления Административная школа управления
Осн овоположники: Ф.Тейлор, М.Вебер Основоположник: А.Файоль
Идея: необходимо планировать, нормировать и стандартизировать не только техникотехнологическое обеспечение производства, но и труд, его организацию и управление Идея: управление является универсальным процессом, Состоящим из взаимосвязанных функций и базирующихся на определенных принципах и методах
Цель: создание системы научной организации труда формирование производственной структуры Цель: формирование системы управления производством
Формализация системы управления
Школа рационального Менеджмента
Основоположник:
П.Друкер
Идея: увязать в единое целое сферу бизнеса, организацию и личность
Цель: использование процессуального, системного и ситуационного подходов к формированию гибкой системы управления
Рис. 1. Концепции и школы научного управления
МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) -способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, со-
вокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
ПОСТРОЕНИЮ КОНЦЕПЦИИ
Школа индустриальной Психологии
Основоположники:
М.Фоллет, Э.Майо
Идея: повышение эффективности деятельности предприятия за счет наиболее полного использования человеческих ресурсов
Цель: построение гибкой системы управления производством на базе применения концепции поведенческих наук
Количественный подход к принятию управленческих решений
Идея: принятие управленческих решений на базе методов исследования операций (замена словесных рассуждений методами описательного анализа, моделями, символами и количественными значениями)
Цель: разработка альтернативных управленческих решений, оценка их эффективности и выбор оптимального.
Концепция в науке управления определяется «системой взглядов», выражаемых в определениях основных понятий и обозначающих их терминах. Концепция, в свою очередь, определяет методологию: структуру процесса управления, содержание фаз и этапов, их цели и задачи. Способы решения задач управления формируют методы управления. Эволюция процесса стратегического управления наглядно прослеживается в развитии теории в рамках концепций школ научного управления (рис. 1).
За шесть последних десятилетий на базовых идеях научных школ последовательно сформировались три концепции научного управления: товарная, сбытовая, маркетинговая.
Товарная и сбытовая концепции рассматривали предприятие как «закрытую систему», успех деятельности которого зависит от роста масштабов производства, его рациональной организации и эффективности использования всех видов ресурсов.
Концентрация внимания на внутренних вопросах до определенного времени была оправдана и обеспечивала эффективность достижения целей предприятия.
Сдвиг в представлении об управлении предприятием, происшедший вследствие перехода от сбытовой концепции к маркетинговой, можно представить как смену ориентации с объема продаж на запросы потребителя. Маркетинговая концепция предполагает, что производственный процесс необходимо начинать с исследования рынка, чтобы обеспечить надежную, достоверную базу для планирования производственной деятельности, ориентированной на потребителя.
В 60-х годах в рамках классической школы управления с целью адаптации плановых решений к изменениям в окружающей среде первоначально сформировалось стратегическое планирование как научное направление. Концепция стратегического планирования основывалась на подходе к предприятию как к «открытой системе», эффективность которой определяется ее внутренними возможностями и ограничениями, накладываемыми внешней средой. Стратегические плановые решения в этих условиях базируются на результатах прогноза возможных изменений на рынках и определяют выбор товарного продукта, его качественноколичественные показатели и рынки сбыта.
Принципиальное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключалось в трактовке будущего. В системе
долгосрочного планирования будущее определялось (предсказывалось) путем экстраполяции сложившихся тенденций в деятельности предприятия, тогда как в системе стратегического планирования формирование перечня стратегических показателей и их значений на перспективу осуществляется на основе выявления и оценки возможностей и угроз для предприятия, генерируемых внешней средой.
В процессе развития стратегического планирования возникла идея разделения процесса на управление «внутри организации» (управление производством) и управление «организацией во внешней среде» (стратегическое управление), которая положила начало развитию научного направления «Стратегическое управление».
Перенос внимания высшего руководства на окружающую среду для обеспечения возможности своевременного реагирования на происходящие изменения, обеспечивающее выживание предприятия в конкурентной борьбе на долгосрочную перспективу, потребовал выделения постановки стратегических целей и задач в отдельный процесс «разработки стратегии», предшествующий стратегическому планированию. Подходы к такому разделению составляют основу принципиальных разногласий в теории стратегического управления, что привело на современном этапе развития стратегического управления к отсутствию единообразия в формировании понятийного аппарата, структуры процесса, целей и задач, его фаз и этапов. При общей идее существует целый ряд научных концепций стратегического управления, оперирующих принципиально различными определениями основных понятий, принятых в данной области знаний: стратегия, стратегическое управление, стратегические цели и задачи (табл. 1).
Одно из первых определений стратегии было сделано американским ученым Альфредом Д. Чандлером в 1962 году: «стратегия
- это фундаментальные долгосрочные цели и задачи предприятия, пути их достижения и определенные необходимые ресурсы». А. Чандлер уточняет, что стратегия в большей степени должна заниматься целями и задачами, нежели средствами их достижения.
Эндрю Кеннет (1987 г.) определяет стратегию как пакет решений, который обеспечивает положение компании в окружающей обстановке, ее лицо, ее внутренние возможности для мобилизации сил и приводит к успеху на деловом рынке.
В литературных источниках встречаются различные определения таких понятий как.
286
Таблица 1
Определения основных понятий, используемых в теории и практике стратегического управления
№ Авторы Основные определения
1. А. Шенделл Стратегическое управление - процесс определения и установления связи организации с её окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношения с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и её подразделениям.
2. Дж. Хиггенс Стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.
3. Р.Робертсон Стратегическое управление - набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации.
4. И. Ансофф Стратегия - средства достижения целей, но не сами цели. Стратегическое управление - системный подход к управлению стратегическими изменениями, заключающийся в ориентации фирмы в соответствии со стратегией и способностью планировать; реакции в реальном времени в результате осуществления стратегии управления;
5. М. Мескон Стратегия - направление развития организации, предусматривающее изменение ее параметров.
6. Г. Минзберг Стратегия - план, маневры, схемы, положение и перспектива, которые являются связующим звеном между организацией и окружением.
7. А. Томпсон и А.Стрикланд, Стратегия - совокупность всех управляющих действий, способствующих достижению целей организации. Стратегическое управление - деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
287
8. Дж.Коул Стратегия - фундаментальные цели организации, пути их достижения при использовании необходимых ресурсов. Стратегическое управление - процесс разработки фундаментальных целей и задач организации и решений, обеспечивающих их реализацию, а также адекватное реагирование на изменения в окружении.
9. Р. Фатхутдинов Стратегия - совокупность действий организации по достижению поставленных целей.
10. О. Виханский Стратегия - долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегическое управление - управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
11. Г.Поршнев Стратегическое управление - процесс формирования миссии, целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
12. Ю. Турусин Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических задач. Стратегическое управление - процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиться поставленных задач.
288
Таблица. 2
Определения основных понятий в области стратегического управления
№ п/п Термины Определения
1. Видение (ценности) Руководящая философия бизнеса, обосновывающая существование предприятия с позиции «относительных значений, придаваемых высшим руководством вещам и явлениям»
2. Миссия Публичная декларация мотивов жизнедеятельности предприятия в среде участников бизнес-отношений во внешней среде, определяемых ценностными ориентирами высшего руководства. Миссия определяет приоритеты и социальную ответственность предприятия, его статус и имидж в обществе. Миссия должна служить ориентиром для всей управленческой деятельности, а ее принципиальное изменение означает эволюцию предприятия в соответствии с требованиями среды.
3. Стратегические цели Желаемые тенденции изменения (рост, стабилизация, снижение) на стратегическую перспективу жизненно-важных результатов деятельности предприятия во внешней среде
4. Стратегические задачи Значения определенных показателей состояния внутренней среды предприятия, обеспечивающих достижение стратегических целей. Стратегические задачи являются конкретизацией целевых установок посредством оценки значений производственно хозяйственных деятельности предприятия.
5. Стратегические альтернативы Варианты технологических, технических и организационных решений, обеспечивающие, достижение требуемых значений показателей состояния внутренней среды предприятия (решение конкретной стратегической задачи).
6. Стратегические направления развития предприятия Выбранные для реализации стратегические альтернативы по каждой стратегической задаче.
289
№ п/п Термины Определения
7. Стратегическая программа Совокупность принятых к реализации на стратегическую перспективу проектов, обеспечивающих необходимые для решения стратегических задач изменения состояния определённых факторов внутренней среды предприятия.
8. Бизнес-план Организационно-экономическое обоснование эффективности реализации стратегической программы на предприятии.
9. Стратегический мониторинг Процесс контроля и анализа реализации стратегической программы, обеспечивающий возможность своевременной адаптации (корректировки) стратегических решений к непредвиденным изменениям состояния факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Таблица. 3
Рекомендуемая структура процесса стратегического управления горнодобывающими предприятиями.
Фаза стратегического управления Этап стратегического управления
1 2
Разработка стратегии Формирование «видения»
Формулирование «миссии» предприятия
Анализ внешней среды предприятия
Анализ внутренней среды предприятия
Выбор стратегических целей предприятия
Постановка стратегических задач
Формирование стратегии предприятия (внешний «образ» предприятия)
об г
Продолжение табл. 3
Фаза стратегического управления Этап стратегического управления
1 2
Стратегическое планирование Анализ внутренних проблем (анализ разрывов)
Формирование стратегических альтернатив решения стратегических задач (технологическое проектирование)
Экономическая оценка эффективности реализаций стратегических альтернатив в условиях неопределенности среды (инвестиционное проектирование)
Выбор и обоснование стратегических направлений развития предприятия (инвестиционные исследования)
Формирование стратегической программы развития предприятия
Бизнес-планирование реализации стратегической программы
Стратегический мониторинг Выбор и обоснование стратегических показателей, подлежащих контролю
Организация контроля
Выявление и анализ проблем
Корректировка стратегических решений
МИССИЯ:
- глобальная сеть (предназначение) организации, сформулированная в общем виде;
- главная задача организации на длительную перспективу;
- основная общая цель или задача организации;
- сфера бизнеса;
- публичное объявление основных намерений в отношении предполагаемых «участников отношений.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
- определенное состояние организации, служащее точкой ориентации стратегии;
- конечные конкретные состояния или искомые результаты, которые хотела бы иметь организация.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- определенный показатель и его значение, обеспечивающий достижение стратегической цели;
- вопросы, требующие решения для достижения поставленной цели.
Эволюция концепции стратегического управления чётко прослеживается при сравнительном анализе структур процесса стратегического управления, предлагаемых ведущими зарубежными и отечественными учёными. Авторы «первой волны» формализуют процесс рамками стратегического планирования, «второй волны» -рамками разработки стратегии.
В современной концепции стратегическое управление объединяет процессы разработки стратегии, обеспечения ее реализации в рамках стратегической программы (стратегическое планирование), а также контроля ее выполнения (стратегический мониторинг).
В данной структуре процесса подчеркивается концептуальная основа стратегического управления, а именно: отделение процесса управления производством от управления предприятием во внешней среде. Функции управления производством (планирование, организация производства и управления, управление персоналом и маркетинг) рассматриваются по отношению к процессу стратегического управления как источники необходимой информации.
Анализ существующих теоретико-методологических основ стратегического управления позволил сделать вывод, что до
Миссия
организации
Цель 1 Цель 2 Цель п
• • •
Рис.2 Схема принятия стратегических решений в процессе стратегического управления горнодобывающими предприятиями
Стратегическое планирование
настоящего времени при отсутствии единых терминологических основ не выработаны унифицированная структура процесса стратегического управления и содержание его этапов. Предлагаемые различными авторами укрупненные структуры процесса страдают декларативностью и не раскрывают цели и содержание как процесса в целом, так и его отдельных этапов.
Результаты более чем десятилетнего периода исследований в области стратегического управления горнодобывающими предприятиями позволили авторам статьи дать определения основных понятий (табл. 2) и разработать формализованную структуру процесса стратегического управления горнодобывающими предприятиями (табл. 3)
В предлагаемой структуре процесса стратегического управления фаза «стратегическое планирование» является основополагающей. На этой фазе принимаются решения по формированию и выбору стратегических направлений развития горнодобывающих предприятий и планируется деятельность по их реализации.
Особо следует подчеркнуть, что реализуя принцип разделения управления производством внутри предприятия и поведением предприятия во внешней среде, фаза стратегического планирования имеет целью разработать экономически обоснованную программу действий по обеспечению выполнения стратегии предприятия. Стратегическое планирование деятельности предприятия во внешней среде ни в кое мере не заменяет хорошо отлаженную систему долгосрочного планирования производства, являющейся основой тактического управления предприятием.
Предложенная концепция и методология стратегического управления горнодобывающими предприятиями предполагает последовательное принятие определенных стратегических решений (рис. 2), подготовка которых с учетом специфики горнодобывающих предприятий требует разработки специальных методов и методик, на основе системного представления процесса, многовариантных расчётах, сценарного подхода, моделирование условий и экономической оценки эффективности реализации решений.
Novikova I.K., Polutornyj A. V., Minochkin D. V.,
Petuhov P.P.
METHODOLOGY OF STRATEGIC MANAGEMENT PROCESS STRUC-TURIZA TION OF MINING ENTERPRISES
In the article the concept and methodology of strategic management is stated by the mining enterprises. The conceptual device, the formalized structure of process of strategic management and the scheme of acceptance of strategic decisions is resulted.
Key words: Modeling business of processes, an economic efficiency estimation, strategic planning, stages planning business, the analysis of the external and internal environment of the coal-mining enterprise, criteria of efficiency of activity of the enterprise, methodology of structurization ofprocess of strategic management.
___ Коротко об авторах ___________________________________________
Новикова И.К. - профессор, кандидат технических наук, Полуторный А.В. - доцент, кандидат технических наук,
Миночкин Д.В. - аспирант,
Петухов П.П. - преподаватель,
кафедра ОУГП, Московский государственный горный университет, Moscow state mining university, Russia, [email protected]