Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ШВАРЦА Ш.'

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ШВАРЦА Ш. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовые ценности / теория Шалома Шварца / потребности и интересы / социальная психология / структура ценностей / basic values / Shalom Schwartz theory / needs and interests / social psychology / value structure

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозов А. А.

В данной статье представлен обзор теории Шварца об основных человеческих ценностях. В нем обсуждается природа ценностей и излагаются черты, которые являются общими для всех ценностей, и то, что отличает одно значение от другого. Теория выделяет десять основных личностных ценностей, которые признаются в разных культурах, и объясняет, откуда они берутся. В основе теории лежит идея о том, что ценности образуют круговую структуру, отражающую мотивы, выраженные каждой ценностью. Эта круговая структура, которая фиксирует конфликты и совместимость между десятью ценностями, по-видимому, культурно универсальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF VALUES BY S. SCHWARTZ

This article provides an overview of Schwartz's theory of basic human values. It discusses the nature of values and outlines the features that are common to all values, and what distinguishes one meaning from another. Schwartz's theory of basic values successfully formulates the definition of the basic set of personal values. Reinforces the wording by explaining that values are based on motivational goals. The same, in turn, form the biological needs of people, the needs for coordination and cooperation with other individuals of society. It is also from the basic values described by Schwartz that the need of society to grow and improve arises. Do not forget that a system of 10 basic values forms a continuum, which is convenient to represent in the form of a closed circle. Which, in fact, is reflected in the diagrams presented above. Schwartz's theory presents us with a set of ten basic values with universal structural relations. This means that people with different values agree on value priorities. And these priorities also differ in different cultural atmospheres. The substantiation of the theory deserves special attention. That's because its foundation is made up of dozens of studies around the world. Moreover, Schwartz's theory can be safely called very plausible and intuitive. Schwartz's innovation consisted in limiting the concept of "value" to more abstract goals for motivation. In fact, the professor proposed to take values for certain standards, by which a person measures the phenomena of the surrounding society in terms of morality, virtue, norms and traits inherent in society. It is important to mention that values have different weights and priorities and constantly compete with each other. This is what determines a person's assessment of a particular situation or phenomenon.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ШВАРЦА Ш.»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 2. С. 3-12.

УДК 316.7

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ШВАРЦА Ш.

Морозов А.А.

Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Россия

Email: [email protected]

В данной статье представлен обзор теории Шварца об основных человеческих ценностях. В нем обсуждается природа ценностей и излагаются черты, которые являются общими для всех ценностей, и то, что отличает одно значение от другого. Теория выделяет десять основных личностных ценностей, которые признаются в разных культурах, и объясняет, откуда они берутся. В основе теории лежит идея о том, что ценности образуют круговую структуру, отражающую мотивы, выраженные каждой ценностью. Эта круговая структура, которая фиксирует конфликты и совместимость между десятью ценностями, по-видимому, культурно универсальна.

Ключевые слова: базовые ценности, теория Шалома Шварца, потребности и интересы, социальная психология, структура ценностей.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение базовых человеческих ценностей психологами не является чем-то новым. Приобретенные ценности - основа психологии, определяющая поведение и поступки человека на протяжении всей его жизни. Но что такое «ценность» и как она формируется? Прежде всего эта категория является личностной проекцией культурно-исторических норм. Те, в свою очередь, складываются из принятых в социуме идеалов, установок, ориентаций и образов. Под понятием «ценность» принято подразумевать убеждения конкретного человека, на которых основаны выбор действия в той или иной ситуации [1]. Во многом современное научное представление о культурных ценностях базируется на трудах американского профессора Шварца Ш. [2]. Он же основоположник методики диагностики личностных ценностей, которая стала главным инструментом масштабного исследования, проведенного в 84 странах мира. Цель статьи: изучение значимости исследования в области человеческих ценностей.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Доказав свою точность и эффективность, теория Шварца на сегодня стала самым популярной основой для транскультурных поведенческих исследований. Методика постоянно совершенствуется. С 1980-х годов она претерпела множество изменений, и обрела современный вид к 2012 году. Главной причиной непрекращающегося развития теории стало определение «границ ценностей». Точнее сказать то утверждение, что нет никаких четких границ между ценностями, уживающимися в человеческой личности. Отсюда и родилось предположение, что

3

мультиколлинеарность возникает от того, что ценности подвергаются общей нагрузке в той или иной ситуации. И изменения, происходящие в аспектах каждой ценности, многомерны. От того снижается коэффициент общей согласованности.

Редактура последней версии теории как раз и пытается устранить описанную выше проблему. Однако на данный момент лишь только один раз удалось провести факторный анализ, позволивший подтвердить и проверить последнюю версию теории Шварца в части структуры третьего порядка. Для лучшего понимания столь непростого аспекта методики стоит напомнить ее основы. «Ценностями» являются убеждения относительного того, какие ситуации и действия необходимы. Шварц определил «ценности» как «понятия желательности, которые влияют на то, как люди выбирают действия и оценивают события». Инновация Шварца заключалось в ограничении понятия «ценность» более абстрактными целями для мотивации. По сути, профессор предложил принять ценности за некие стандарты, коими и меряет человек явления окружающего общества в плане морали, добродетели, норм и черт, присущих социуму. Немаловажно упомянуть, что ценности имеют разный вес и приоритетность и постоянно конкурируют между собой. От этого и зависит оценка человеком конкретной ситуации или явления.

Поскольку ценности - есть мотивационные цели, рассуждает Шварц, то их возникновение лежит в плоскости удовлетворения основных потребностей человека. Последние, по словам профессора, делятся на три главные категории:

- биологические потребности;

- потребность координация действий в социуме;

- потребность социума в улучшениях.

Примеряя вышеизложенные категории к разным ситуациям, Шварц сформулировал порядок базовых ценностей, различающихся с позиции мотивации. Профессор Шварц с коллегами с 1987 года начали свои исследования по всему миру. И после многолетнего труда, группе ученых удалось сформулировать набор из 10-ти базовых ценностей, или, если угодно, ценностных типов, которыми отличаются представители разных культурных традиций. В середине 1980-х годов Шварц и группа исследователей хотели расширить работу, проделанную Милтоном Рокичем, и его теорию природы человеческих ценностей, которая была опубликована в 1973 году [3]. Основываясь на более ранних работах Рокича [4], Шварц и его команда сосредоточились на мотивационном аспекте ценностей. Каждый человек имеет свой набор ценностей, которые формируются социальными влияниями [5], Шварц Ш. и Бильски В. разработали теорию взаимосвязи индивидуальных ценностей, которая утверждает, что существует относительно простая, универсальная структура, лежащая в основе индивидуальных ценностных предпочтений. Шварц и его команда предположили, что существует два ценностных континуума. Первый, «открытость к изменениям против сохранения», описывает конфликт между открытостью к изменениям и новому опыту на одном конце континуума и порядком, контролем и сдержанностью на другом. Второй, «самоутверждение против самопревосхождения», описывает конфликт между заботой о результатах своих действий для себя и заботой об этих результатах для

4

других. Различные итерации теории разработали ряд различных ценностей в рамках этого мотивационного континуума.

Первоначально Шварц и Бильски предложили модель с семью различными мотивационными областями: просоциальный, ограничительное соответствие, наслаждение, достижение, зрелость, самоуправление и безопасность. Они были представлены круговой моделью, где соседние значения были связаны, а значения на противоположной стороне круга представляли противоположные значения. Шварц пересмотрел теорию и предложил модель, включающую десять различных типов значений. В дополнение к семи существующим ценностям он добавил еще три (власть, традиция и стимулирование) и заменил наслаждение гедонизмом, просоциальное — доброжелательностью, а зрелость — универсализмом [2]. Десять ценностей были разделены на четыре измерения: самопревосхождение, сохранение, открытость к изменениям и самоутверждение. Как и в первой итерации, эти десять новых доменов были представлены в круговой модели, где смежные значения были связаны, а значения на противоположной стороне круга представляли противоположные домены. Эта итерация была подтверждена многочисленными исследованиями, многие из которых были проведены Шварцем и его коллегами, включая Schwartz and Sagie (2000), Schwartz and Bardi (2001) и Schwartz and Boehnke (2004). Группа Шварца с 1987 выявила 10 универсальных для всех людей базовых ценностей. Уже в 2012 году группа продемонстрировала набор из 19 главных личностных ценностей. Именно эти ценности, профессор считает основными для оценки ситуаций и поведения как индивидуума, так и социума. Также группа Шварца уточнила значение ценностей, определив на основе различий в нескольких аспектах их подтипы.

Оказалось, что анализ на присутствие в устоявшихся базовых ценностях некоторых структур можно описать только с еще не уточненными деталями. Порою эти детали столь весомы, что можно предположить, что в основании теории лежат неточно сформулированные концептуальные определения. Такое предположение (гипотеза) была проверена 2-мя массивами данных, полученных эмпирическим путем, во время предыдущих исследований. Шварц Ш. с коллегами подробно изучили связь между значимыми точками, полученными с помощью многомерного шкалирования (в 344 выборках из 83 стран) и представленную в виде диаграммы. Карты (диаграммы) связей были созданы на основе данных из опросника ценностей Шварца, состоящего из 56-57 пунктов, и опросника портретных ценностей из 40 пунктов. Отсюда можно сформулировать цель нашего исследования. А она такова: Мы попробуем найти различия посредствам поиска отличий в расположении на карте. И если экстраполяция здесь уместна, то нам получится доказать, что типы гипотез в поле теории Шварца различимы эмпирическим методом.

В нашем случае факторным анализ - инструмент, который позволит проверить результаты, полученные в ходе четырех исследований, SVS в первом исследовании, и PVQ [3, 5, 6] в других, с помощью вышеизложенных инструментов анализируются данные исследований. Авторы этих трудов на основе статистики нашли и подтвердили опровержение существования подтипов. Не стоит забывать, что в последней редакции своего труда Шварц дополнил термины десяти базовых

5

ценностей, спроецировав динамические отношения между ними. Это помогло увидеть факт того, что все действия, целью которых является достижение какой-либо ценности, не обходятся без последствий. Они же в итоге вступают в противоречие с уже существующими ценностями из личностного набора, но вписываются в рамки других. Например, стремление к обогащению, натыкается на привитые с детства добродетели. Равно как и амбиции по достижению личного счастья противоречат ценностям общественного благополучия, особенно нуждающихся членов социума.

Однако вскоре противоречия исчезают в результате победы одной из ценностей. Все потому, что некоторые мотивации усиливаются другими аспектами определенных ценностей. Так стремление к личному успеху стимулируется желанием власти и повышения собственного социального статуса. Похожим образом стремление к переменам (стимулирующие ценности) борется с многовековыми устоями (традиционные ценности). Так следование традиционным ценностям борется со стремлением к конформизму.

Рис. 1. Взаимосвязь между десятью основными ценностями в «ценностном круге»

Шварца Ш. [7]

И то, и другое мотивирует действия подчинения внешним ожиданиям. Действия, направленные на достижение ценностей, имеют практические, психологические и социальные последствия. Практически, выбор альтернативного действия, которое продвигает одну ценность (например, прием наркотиков во время культового ритуала — стимуляция), может буквально противоречить конкурирующей ценности (соблюдение предписаний своей религии—традиции). Человек, выбирающий, что делать, может также чувствовать, что такие альтернативные действия психологически диссонируют. А другие могут налагать социальные санкции, указывая на практические и логические несоответствия между действием и другими ценностями, которые исповедует человек. Конечно, люди могут преследовать и преследуют конкурирующие ценности, но не в едином

6

порыве. Скорее, они делают это разными действиями, в разное время и в разных условиях. Круговая диаграмма на рисунке 1 изображает общий вид отношений соответствия между ценностями и конфликта.

Из рисунка мы можем видеть, что чем ближе уживаются друг с другом различные противоречащие друг другу ценности, тем сильнее увязываются мотивы. Однако, существует обратная связь, где можно увидеть конфликт между ценностями, которые находятся на сильном расстоянии друг от друга, располагаясь на разных сторонах. И чем больше расстояние между ними, тем они больше конфликтуют. В таблице 1 представлено краткое описание таких ценностей. Конформизм и традиция находятся вместе, потому что, как отмечалось выше, они преследуют одну и ту же широкую мотивационную цель. Конформизм больше ориентирован на центр, а традиция - на периферию. Это означает, что традиционные ценности сильнее вступают в конфликт с противоположными ценностями. Ожидания, связанные с традиционными ценностями, более абстрактны и абсолютны, чем основанные на взаимодействии ожидания от ценностей соответствия. Поэтому они требуют более решительного и недвусмысленного неприятия противоположных ценностей. Принятие картины, где ценности располагаются в двух биполярных измерениях позволяет нам четко определить и сгруппировать суммировать противоречия между ними. Как показано на рисунке 1, в одном измерении на разных краях располагается конформизм и консервативность. Большая удаленность между ними говорит о конфликте. Также можно сказать о расположении ценности «самоусовершенствования» относительно «самопревосхождения». Иными словами, десять ценностей Шварца образуют своеобразный круг. Те базовые ценности, которые располагаются в относительной близости друг от друга, часто имеют схожие мотивационные цели. Соответственно базовые ценности, расположенные противоположно или на большом удалении имеют противоречащие цели

Таблица 1

Содержание 10 ценностей согласно методике Ш. Шварца и их

_ группировка [8]_

Ценностные измерения Ценностные ориентации порядка Ценности Описание ценности

От сохранения к открытости, к изменениям Безопасность Безопасность и стабильность общества, отношений и себя

Сохранение Конформность Сдерживание действий и намерений, которые могут быть осуждены или повредят другим

Традиция Уважение и принятие обычаев и идей, идущих от традиционной культуры и религии

Самостоятельность Независимость суждений и принятия решений, творчество, познание

Открытость к изменениям Риск-Новизна10 Увлеченность, новизна, острота ощущений, жизнь с вызовами и

7

Ценностные измерения Ценностные ориентации порядка Ценности Описание ценности

сложными задачами

Гедонизм Собственное наслаждение и чувственное удовлетворение

От самоутвержден ия к заботе о людях и природе Самоутверждение Достижение Личный успех с помощью собственных способностей, в соответствии с социальными стандартами

Власть-Богатство Статус, престиж, доминирование над людьми и ресурсами

Выход за пре целы своего «Я» Благожелательность Поддержание и увеличение благополучия близких и знакомых

Универсализм Признание, толерантность и защита благополучия всех людей и окружающей среды

Не стоит забывать, что представленный круг имеет 2-мерную структуру. В одном измерении четко противопоставлены базовые ценности самосовершенствования (достижения и власти) и, к примеру, самопревосхождения (универсализм и доброжелательность). Другое измерение наглядно демонстрирует конфликты между ценностями открытостью изменениям (самоуправление и стимулирование) и сохранением (конформизм, традиции и безопасность). Тут хорошо видно, что упомянутый выше гедонизм легко связывается как с самоутверждением, так и с открытостью к изменениям.

Интересно, но последние исследования подтвердили факт того, что ценностями определяется реакция, к примеру, на рекламные призывы. А в случае вмешательства извне в структуру человеческой ценности, люди склонны следовать за собственно ценностью с уже устоявшейся структурой. Отсюда можно сделать вывод - «Теория основных человеческих ценностей», может рассматриваться как руководство для международных маркетинговых кампаний. Это отличное средство для понимания различий в ценностях между представителями разных культур. А поскольку выше было объяснено, что ценности - основа, формирующая поведение покупателей, то вопрос выявления различий становится особо актуальным. Таким образом, четкое понимание различий поможет организовать более эффективную рекламную компанию или работу представительств компании в других странах.

Также, совсем недавно исследования в экономике проводились с оглядкой на работы Шварца и Герта Хофстеде. Было доказано, что, к примеру, успех в создании новой компании напрямую зависит от ценностного набора с ее создателя. Иными словами, ценности социума серьезно влияют на экономический рост, а также вполне явственно объясняют почему в экономике одни страны опережают другие при условии равного потенциала. И такой феномен просчитали Франсиско Линьян и Хосе Фернандес-Серрано. Ученые доказали, что культурные различия могут быть причиной разницы в ВВП на 69%! Исследование проводилось в странах ЕС.

8

Структурирование различных версий TBHV может быть более или менее многомерным, и об этом говорилось выше. Причем первого порядка в исходной версии, второго порядка в пересмотренной и третьего порядка в уточненной TBHV.

Конфирматорный факторный анализ (CFA) станет отличным средством для анализа. Ведь учитывая, что в рассматриваемом порядке значения отражают таковые, но в более низком порядке, иерархическая структура может быть успешно проанализирована упомянутым средством. Это еще раз докалывает преимущество TBHV, как инструмента анализа человеческих ценностей. А его основной принцип - факторное структурирование отношений между различными типами ценностей [9]. Тем не менее, до настоящего времени такого рода анализ доработанной версии проводился редко. Например, в ряде исследований были проанализированы девятнадцать значений первого порядка с использованием CFA, что показало полезность указанной методологии в решении теории [5] [10] [6] [11] [12]. Упомянутые выше факты контрастируют на фоне анализа CFA моделей второго порядка. В результате была получена группа из девятнадцати значений первого порядка и определены соответствующие значения второго порядка [13]. Единожды CFA полного факториального структурирования третьего порядка было выполнено! Было получено девятнадцать значений первого порядка в их двенадцать значений второго порядка, а последние, в свою очередь, в четыре значения третьего порядка

[14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно смело утверждать, что теория базовых ценностей Шварца удачно формулирует определение основного набор личностных ценностей. Подкрепляет формулировку, объясняя, что ценности основаны на мотивационных целях. Те же, в свою очередь, формируют биологические потребности людей, потребности в координации и сотрудничестве с другими индивидами социум. Так же из описанных Шварцем базовых ценностей и проистекает потребность социума расти и улучшаться. Не стоит забывать, что система из 10 базовых значений образует некий континуум, который удобно представить в форме замкнутого круга. Что, собственно, и отражено на представленных выше диаграммах [15][16].

Пространство внутри круга содержит конкретные значения различных аспектов основных ценностей. Близость расположения соответствует близости ценностей в плане мотивационных целей. Близость к краю говорит о силе ценности в формировании поведения. Сами же базовые ценности определяются четырьмя основными ценностями. На диаграммах их место - в двух противоположных измерениях: самоутверждение против самопревосхождения и открытость к изменениям против сохранения. Это противоположное расположение указывает на конкуренцию ценностей за приоритет в обдумывании того или иного решения. Также, теория Шварца представляет нам совокупность десяти базовых ценностей с универсальными структурными отношениями. Это значит, что люди, с различающимися ценностями, сходятся в ценностных приоритетах. И эти приоритеты так же различаются в разных культурных атмосферах. Особого

9

внимания заслуживает обоснование теории. Все потому, что ее основание сложено из десятков исследований по всему миру. От того, теорию Шварца можно смело назвать весьма правдоподобной и интуитивно понятной.

Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 23-78-10192 «Формирование этнометрического базиса институционального проектирования российской Арктики: взаимовлияние культуры, экономического пространства и социального отбора в макросистемах» (https://rscf.ru/project/23-78-10192/)

Список литературы

1. Волобуев Я.В. Критический анализ теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца / Я.В. Волобуев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2021. - №2. - С. 96-112.

2. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries / S.H. Schwartz // Advances in Experimental Social Psychology. - 1992. - Vol. 25. № 1. -P. 1-65.

3. Beierlein C., Davidov E., Schmidt P., Schwartz S.H., Rammstedt B. Testing the discriminant validity of Schwartz' Portrait Value Questionnaire items - A replication end extension of Knoppen and Saris / C. Beierlein, E. Davidov, P. Schmidt, S.H. Schwartz, B. Rammstedt // Survey Research Methods. - 2012. -6(1). - C.25-36.

4. Bentler P M. Comparative fit indexes in structural models / P M. Bentler // Psychological Bul - letin. -1990. - №107. - P. 238-246.

5. Cieciuch J., Davidov E. A comparison of the invariance properties of the PVQ-40 and the PVQ-21 to measure human values across German and Polish samples / J. Cieciuch, E. Davidov // Survey Research Methods. - 2012. - №6 (1). - P. 37-48.

6. Knoppen D., Saris W. Schwartz' theory of human values: Balancing homogeneity of reflective items and theoretical coverage / D. Knoppen, W. Saris // Barcelona: University Pompeu Fabra. RECSM Working Pape. - 2009. - №9. - P. 1-40.

7. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал ВШЭ. - 2012. - №2. - С. 43-70.

8. Гарванова М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гарванова, И. Г. Гарванов. // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - 2014. - С. 5-20.

9. Vollmer C.H., Randler C.H. Circadian preferences and personality values: morning types prefer social values, evening types prefer individual values / C.H. Vollmer, C.H. Randler // Pers. Indiv. Differ. - 2012. №52. - P. 738-743.

10. Cieciuch J., Schwartz S.H. The number of distinct basic values and their structure assessed by PVQ-40 / J. Cieciuch, S.H. Schwartz // J. Personal. Assess. - 2012. - №94. - P. 321-328.

11. Saris W.E., Knoppen D., Schwartz S.H. Operationalizing the theory of human values: balancing homogeneity of reflective items and theoretical coverage / W.E. Saris, D. Knoppen, S.H. Schwartz // Survey Research Methods. - 2013. - №7(1). - P. 29-44.

12. Lilleoja L., Dobewall H., Aavik T., Strack M., Verkasalo M. Measurement equivalence of Schwartz's refined value structure across countries and modes of data collection: new evidence from Estonia, Finland, and Ethiopia / L. Lilleoja, H. Dobewall, T. Aavik, M. Strack, M. Verkasalo // Pers. Indiv. Differ. - 2016. -№102. - P. 204-210.

13. McQuilkin J., Gardarsdottir R.B., Thorsteinsson T., Schwartz S.H. An Icelandic translation and validation of the revised 19-value Portrait Values Questionnaire / J. McQuilkin, R.B. Gardarsdottir, T. Thorsteinsson, S.H. Schwartz // Pers. Indiv. Differ. - 2016. - № 101. - P. 428-434.

14. Cieciuch J., Davidov E., Vecchione M., Schwartz S.H. A hierarchical structure of basic human values in a third-order CFA / J. Cieciuch, E. Davidov, M. Vecchione, S.H. Schwartz //Swiss J. Psychol. Schweiz. Z. Psychol. Rev. Suisse Psychol. - 2014. - №. 73 (3). - P. 177-182.

10

15. Кузнецов А.Е. Что исследует модель Шварца? / А.Е. Кузнецов // Вестн. Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2014. - № 3 (19). - С. 110-116

16. Bardi A., Lee J. A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change / A. Bardi, J.A. Lee, N. Towfigh, G. Soutar // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. - №. 97. - P. 913-929.

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF VALUES BY S. SCHWARTZ

Morozov A.A.

Institute of Economics of the Federal Research Center of the Karelian Scientific Center of the

Russian Academy of Sciences, Petrozavodsk, Russia

Email: morozov589@gmail com

This article provides an overview of Schwartz's theory of basic human values. It discusses the nature of values and outlines the features that are common to all values, and what distinguishes one meaning from another. Schwartz's theory of basic values successfully formulates the definition of the basic set of personal values. Reinforces the wording by explaining that values are based on motivational goals. The same, in turn, form the biological needs of people, the needs for coordination and cooperation with other individuals of society. It is also from the basic values described by Schwartz that the need of society to grow and improve arises. Do not forget that a system of 10 basic values forms a continuum, which is convenient to represent in the form of a closed circle. Which, in fact, is reflected in the diagrams presented above. Schwartz's theory presents us with a set of ten basic values with universal structural relations. This means that people with different values agree on value priorities. And these priorities also differ in different cultural atmospheres. The substantiation of the theory deserves special attention. That's because its foundation is made up of dozens of studies around the world. Moreover, Schwartz's theory can be safely called very plausible and intuitive. Schwartz's innovation consisted in limiting the concept of "value" to more abstract goals for motivation. In fact, the professor proposed to take values for certain standards, by which a person measures the phenomena of the surrounding society in terms of morality, virtue, norms and traits inherent in society. It is important to mention that values have different weights and priorities and constantly compete with each other. This is what determines a person's assessment of a particular situation or phenomenon.

Keywords: basic values, Shalom Schwartz theory, needs and interests, social psychology, value structure.

The article was prepared within the framework of the Russian Science Foundation project No. 23-78-10192 «Formation of the ethnometric basis for the institutional design of the Russian Arctic: the mutual influence of culture, economic space and social selection in macrosystems» (https://rscf.ru/project/23-78-10192/)

References

1. Volobuev Ya.V. Critical analysis of the theory of basic individual values of Sh. Schwartz. Bulletin of the Moscow University. Series 7. Philosophy. 2. 96 (2021).

11

2. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: theoretical achievements and empirical tests in 20 countries. Achievements of experimental social psychology. 25. 1. 1 (1992).

3. Bayerlein S., Davydov E., Schmidt P., Schwartz S.H., Rammstedt B. Testing the discriminant validity of points in the Schwartz Portrait Value questionnaire - the final continuation of Knoppen and Saris. Methods of survey research. 6(1). 25 (2012).

4. Bentler P.M. Comparative compliance indicators in structural models. Psychological bulletin. 107. 238 (1990).

5. Chechuch J., Davydov E., Comparison of the invariance properties of PVQ-40 and PVQ-21 for measuring human qualities in samples from Germany and Poland. Review Method. 6, 37. (2012).

6. The theory of human values by Knoppen D., Saris V. Schwartz: the balance between the uniformity of reflective elements and theoretical coverage. Barcelona: Pompeu Fabra University, RECSM Working Paper. 9. 1 (2009).

7. Schwartz Sh., Butenko T. P., Sedova D. S., Lipatova A. S. The refined theory of basic individual values: application in Russia. Psychology. HSE Journal. 2. 43 (2012).

8. Garvanova M.Z. Introduction to modern psychology Modern psychology philosophy: materials of the III International Scientific Conference (Kazan, October 2014). 5 (2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Follmer K.H., Randler K.H., Circadian preferences and personal values: morning types prefer social values, evening types prefer individual values. An individual. Different. 52, 738 (2012).

10. Sechich J., Schwartz S.H., The number of different basic values and their structure are evaluated using PVQ-40. J. Personal. Evaluation. 94, 321 (2012).

11. Saris U.E., Knoppen D., Schwartz S.H. Practical application of the theory of universal values: a balance between the uniformity of reflective elements and theoretical coverage. Survey research methods. 7 (1), 29 (2013).

12. Lilleoya, L., Dobevall, H., Aavik, T., Strak, M., Verkasalo, M., Equivalence of measurements of the refined Schwartz value structure in different countries and data collection methods: new data from Estonia, Finland and Ethiopia. People. Individual articles Various articles. 102, 204 (2016).

13. McQuilkin J., Gardarsdottir R.B., Thorsteinsson T., Schwartz S.H., Translation into Icelandic and verification of the validity of the revised questionnaire "Portrait of values", consisting of 19 items. People. The individual items are Different. 101, 428 (2016).

14. Chekyukh, J., Davydov, E., Veccione, M., Schwartz, S.H., The hierarchical structure of basic human values in third-order CFA. Swiss Psychological Journal. Schweitzer, Z. Psychology. Professor of Swiss Psychology. 73 (3), 177 (2014).

15. Kuznetsov A.E. What is the Schwartz model exploring? Vestn. Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 3 (19). 110 (2014).

16. Bardi A., Lee J. A., Taufai N., Sutar G. The structure of changes in intraindividual values. Journal of Personal and Social Psychology. 97. 913 (2009).

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.