Научная статья на тему 'Анализ конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края'

Анализ конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4994
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ СЕТИ / РЫНОК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урасова А. А.

Статья посвящена анализу конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края. Рассчитаны индексы конкурентоспособности основных федеральных и региональных торговых сетей, а также выявлены основные тенденции развития розничного рынка Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Урасова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ IV РАЗВИТИЕМ

УДК 339.37(470.52) А.А. УрАСоВА, ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15

консультант отдела программ социально-экономического развития муниципальных образований

Министерство регионального развития Пермского края,

г. Пермь, бул. Гагарина, 10

Электронный адрес: [email protected]

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СЕТЕЙ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России является розничная торговля. Нужно отметить, что доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, ликвидируя традиционные каналы продаж, такие как рынки и магазины с прилавочной формой торговли.

В настоящее время происходит модернизация российского продовольственного розничного рынка, увеличивается доля современных форматов торговли: супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров. Одновременно происходит сокращение доли традиционных форматов (открытые рынки, киоски, павильоны и т.п.).

В России основными конкурентами являются крупные розничные сети: «X5 Retail Group», «Peterson», «Billa», «Auchan», «Мосмарт», «СемьЯ», «Виват», «Азбука Вкуса» и др. На региональном уровне, в свою очередь, помимо международных и федеральных розничных сетей конкурентами являются местные сети, занимающие существенные доли на локальных рынках.

Статья посвящена анализу конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края. Рассчитаны индексы конкурентоспособности основных федеральных и региональных торговых сетей, а также выявлены основные тенденции развития розничного рынка Пермского края.

Ключевые слова: продовольственные сети; рынок розничной торговли; индекс конкурентоспособности

72 © Урасова А.А., 2013

В Пермском крае рынок розничной торговли - один из самых быстрораз-вивающихся рынков и один из самых разнообразных по товарной структуре оборота и по качеству субъектов хозяйственной деятельности.

Оборот розничной торговли в Пермском крае в 2011 г. составил 365 875,8 млн руб. [8]. В 2012 году это цифра возросла на 2,5%. При этом на город Пермь приходится 74% оборота. Общую экономическую ситуацию на рынке розничной торговли можно оценить как удовлетворительную, поскольку существует ряд факторов, ограничивающих активность организаций в данной сфере: довольно высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос, высокая арендная плата, высокие транспортные расходы, высокий процент коммерческого кредита, высокая конкуренция.

В Пермском крае в 2012 г. доля пищевых продуктов в структуре оборота розничной торговли составила 47,5%. В целом оборот общественного питания в сравнении с 2011 г. снизился на 6,6% [8].

Основными конкурентами на розничном рынке Пермского края являются торговые сети [2]: международные («Гипермаркет Наш»), федеральные («Пятерочка», «Азбука вкуса», «Магнит», «Монетка»), региональные («Семья», «Добрыня», «Ангор», «Виват»).

Относительно классификации розничных сетей существуют ряд дискуссионных моментов. В частности, нет точного определения понятия «федеральная розничная сеть». С одной стороны, федеральными называют торговые сети, центр которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, но функционируют на территории множества других субъектов РФ. С другой стороны, к федеральным сетям относят региональные сети, широко развитые в других субъектах РФ, обладающие большими темпами прироста основных показателей и имеющие целью завоевание определенной доли рынка розничной торговли РФ в целом [10]. На этом основании федеральными называют торговые сети «Магнит» (Краснодарский край), «Монетка» (Свердловская область), «Виват» (Пермский край) и т.д. Торговые сети, распространенные преимущественно на территории одного субъекта, называют локальными («Добрыня», «Ангор» и др.).

Нужно отметить, что крупнейшие игроки на рынке розничных сетей постоянно стремятся к одновременному развитию нескольких форматов торговли [14]. В настоящее время почти не осталось компаний, работающих только в одном формате, тогда как количество мультиформатных сетей постоянно возрастает. Мультиформатность при этом подразумевает сосуществование в рамках одной сети магазинов различного типа: супермаркетов, универсамов, дискаунтеров, а также торговлю различными типами товаров (например, продовольственными и непродовольственными).

С целью оценки конкурентоспособности основных торговых сетей Пермского края представляется целесообразным дать им характеристику, позволяющую провести сравнительный анализ.

Международные торговые сети в Перми почти не представлены. Исключение составляет «Гипермаркет Наш» (розничная сеть магазинов «Седьмой континент») [11].

В Пермском крае высоко развиты федеральные розничные сети, имеющие существенную долю рынка.

Так, в частности, большая часть магазинов «Монетка» (21 магазин) [7] расположены на территории 11 муниципальных районов Пермского края: Лысьвенский, Чусовской, Очерский, Губахинский, Горнозаводский, Соликамский, Суксунский, Кизкловский Краснокамский районы, ЗАТО Звездный, г. Березники. Это магазины самообслуживания, шаговой доступности, предлагающие покупателям товары первой необходимости и продукты питания по низкой цене за счет минимальных торговых наценок, а также за счет продажи продуктов собственного производства и собственных торговых марок. Кроме того, порядка 12 магазинов этой сети расположены непосредственно в г. Перми.

Сеть «Пятерочка» в г. Перми представлена и в региональном центре и в ряде муниципальных районов, в общей численности более 100 магазинов. Здесь постоянно проводятся различные акции, направленные на снижение стоимости определенного вида товара [9]. Часть из них (61) находятся в г. Перми, часть (порядка 40) - в 15 районах края (Губахинский, Кизеловский, Александровский, Добрянский, Краснокамский, Нытвенский, Красновишер-ский, Кудымкарский, Кунгурский, Лысьвенский, Очерский, Соликамский, Усольский, Чусовской районы).

Выделим торговую сеть «Азбука Вкуса», объединяющую в Перми более 5 магазинов. Она развивается как розничная сеть продуктовых супермаркетов, в основу бизнес-философии которой положены высокое качество и свежесть товара, большой ассортимент и персональный сервис для каждого клиента [1].

Торговая сеть «Магнит» [6] занимает в Пермском крае одно из первых мест, включает более 50 магазинов, большая часть которых (21) находятся в 14 муниципальных районах края (Краснокамский, Горнозаводский, Губахин-ский, Лысьвенский, Соликамский, Чусовской, Суксунский, Гремячинский, Кизеловский, Верещагинский, Очерский, Добрянский, Карагайский, Уинский, Александровский муниципальные районы, ЗАТО Звездный).

Региональная розничная сеть «Виват» [3] (в том числе «Дельта»[4]) занимает большой сегмент рынка розничной торговли края. В частности, торговая сеть «Виват» насчитывает более 80 магазинов, более чем 27 из которых находятся в 14 муниципальных районах края (Бардымский, Гремячинский, Губа-хинский, Добрянский, Краснокамский, Кунгурский, Лысьвенкий, Очерский, Соликамский, Чайковский, Чернушинский, Чусовской, Александровский районы, г. Березники). При этом в некоторых районах расположены 5 и более магазинов (г. Березники, Соликамский район). Торговая сеть «Дельта» включает 14 магазинов, находящихся в г. Перми.

Среди региональных продовольственных сетей особое место занимает сеть магазинов «Семья». На сегодня в составе «Семьи» 33 магазина, 25 из которых расположены в г. Перми, и 8 в городах Пермского края: Березники, Добрянка, Чусовой, Кунгур, Лысьва. Магазины «Семья» работают в форматах «супермаркет», «универсам» и «гипермаркет» [12]. Также под управлением сети находятся 5 дискаунтеров «Диско» в Индустриальном районе г. Перми.

Локальной является торговая сеть «Добрыня» [5], включающая 16 магазинов в 6 районах Перми и 2 магазина в г. Краснокамске. Розничная торговля является одним из приоритетных направлений группы компаний «Добрыня».

Среди локальных сетей можно также отметить сеть магазинов «Ангор», включающую 13 магазинов, находящихся в Перми и в Краснокамске. Кроме того, начала успешное развитие торговая сеть «Берег», включающая 7 супермаркетов, сосредоточившихся в г. Перми.

Для проведения анализа конкурентоспособности основных продовольственных сетей, необходимо определить критерии конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края по двум группам: количественным и качественным.

Качественные критерии Количественные критерии

1. Качество продукции 1. Количество магазинов

2. Качество обслуживания 2. География размещения магазинов

3. Ассортимент 3. Уровень цен

4. Проведение благотворительных акций 4. Уровень заработной платы сотрудников

5. Система скидок 5. Динамика расширения сети

6. Политика ротации кадров

7. Реклама и PR

8. Сегмент потребительского рынка

9. Режим работы

10. Уровень комфорта

11. Наличие рисков

С целью получения представления об общей рыночной ситуации, выявления актуальных тенденций в развитии рынка и проведения конкурентного анализа по выделенным критериям использовались следующие методы:

- кабинетное исследование, включающее анализ материалов печатных и электронных СМИ, результатов исследований сторонних организаций;

- социальный опрос1 с целью выявления предпочтений потребителей;

- экспертные оценки. Оценка производилась по 10-балльной шкале прямо пропорционально уровню заданных критериев.

В результате была проведена оценка конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края (таблица). Охарактеризуем выделенные критерии с точки зрения их содержания.

Под критерием «цена» понимается средний уровень цены на идентичные товары в той или иной розничной сети. Соответственно, наибольший балл присваивается сети с наименьшей средней ценой на товары.

Под критерием «месторасположение», с одной стороны, понимается размещение торговых мест на территории края сообразно величине населен-

1 Было опрошено более 500 чел., а также привлечено порядка 10 экспертов, работающих в сфере розничной торговли.

Конкурентоспособность продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края

Критерий/наименование сети 1. «Гипермаркет Наш» 2. «Пятерочка» 3. «Виват», «Дельта» 4. «Магнит» 5. «Монетка» 6. «Азбука вкуса» 7. «Семья» 8. «Добры-ня» 9. «Аншр» 10. «Берег»

Цены 10 9 7 9 9 4 5 6 6 6

Месторасположение 2 10 9 8 7 3 4 4 3 3

Величина магазина 8 8 8 7 7 6 9 8 6 6

Репутация 9 6 7 6 6 3 8 6 5 5

Ассортимент продукции 7 6 7 6 6 6 9 7 5 6

Качество товара 7 6 7 6 6 8 9 7 5 6

Уровень обслуживания (профессионализм и доброжелательность персонала) 6 5 5 5 5 7 8 6 5 5

Скорость обслуживания 4 4 5 5 6 6 8 7 5 6

Режим работы 8 7 10 5 6 8 8 7 7 8

Выкладка товаров на витринах 5 5 6 5 5 7 7 7 6 6

Количество касс 4 5 5 5 5 7 8 6 5 6

Уровень комфорта 5 5 6 6 6 7 8 6 5 6

Реклама 5 5 5 4 3 1 5 5 2 2

Дисконтные карты 2 0 0 0 0 0 2 2 0 0

Наличие скидок, акций 5 5 5 2 2 2 5 4 2 2

Возможность парковки 3 3 4 4 4 5 6 5 6 6

Динамика расширения сети 0 10 10 9 7 2 6 4 3 3

IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

ного пункта и значимости муниципального образования. С другой стороны, учитывается расположение магазинов на территории г. Перми в соответствии с транспортной доступностью, близостью к местам массового скопления населения и др.

Под «величиной» подразумевается общая торговая площадь магазина. В случае розничной сети учитывается совокупная торговая площадь в отношении к количеству магазинов.

Любая торговая сеть обладает определенным символическим капиталом, формируемым за счет авторитета владельца сети, опыта работы, длительности функционирования магазина и т.д. В этом смысле, можно говорить о «репутации» той или иной торговой розничной сети.

Немаловажным условием успешного развития является ассортимент продаваемого товара. В ряде сетей, как правило, акцент смещен на «низкую» цену, при этом ассортимент становится второстепенным фактором. Тем не менее есть ряд участников рынка, полагающихся именно на широкий ассортимент товаров по умеренным ценам. То же самое касается и качества товара.

Любая покупка предполагает взаимодействие, двустороннюю связь между покупателем и продавцом, промежуточным звеном в этом случае выступает персонал. Его характеристики, как профессиональные, так и человеческие, формируют общественное мнение и являются составляющей частью гудвилла сети.

Кроме того, в статье дана оценка структуры системы обслуживания и процесса обслуживания с учетом длительности ожидания и длины очередей. Соответственно, сети, где наблюдаются очереди, время ожидания в которых составляет более пяти минут, получили наименьшие баллы.

Режим работы многих торговых сетей ограничен во времени - 23.00. («Пятерочка», «Добрыня», «Ангор»). В магазинах «Магнит» рабочий день заканчивается в 21.00., в «Семье» - в 24.00. Круглосуточно работают только магазины сети «Виват». Существуют сети, в которых представлены все названные режимы работы («Азбука вкуса, «Берег»). Для потребителя наибольший интерес представляют магазины, работающие круглосуточно.

Критерий «выкладка товара на витрины» предполагает степень упорядоченности товара, формы его группировки и др.

«Количество касс» напрямую влияет на скорость обслуживания потребителей, а также репутационную составляющую, что определяет необходимость подобной оценки.

«Уровень комфорта» включает такие составляющие, как атмосфера торгового зала, освещение, возможность переноса товара и др.

Реклама - неотъемлемая часть политики любой крупной компании. Торговые сети не являются исключением. Популярные каналы рекламы: ТВ, Интернет-ресурсы, в том числе интернет-сайты, различные листовки, буклеты и др. При оценке сетей учитывалось главным образом количество используемых каналов рекламы.

Система дисконтных карт дает торговой сети возможность увеличить число постоянных покупателей, что немаловажно в условиях развития конкурентной модели рынка.

Многие торговые сети прибегают к различного рода акциям (социальным), а также к использованию систем скидок. Как правило, подобные акции

направлены на отдельные социальные группы потребителей и действуют ограниченный отрезок времени, рассчитаны на краткосрочный эффект от масштаба.

«Возможность парковки» - необходимое условие размещения сети в условиях развития городской агломерации, точечной застройки территории г. Перми. Муниципальных образований края это касается в меньшей степени.

Ряд торговых сетей, в особенности федеральных, начали быструю территориальную экспансию в отношении районов Пермского края. Развитие муниципальной розничной сети становится необходимым условием для сохранения и наращивания конкурентных преимуществ.

Выделенные критерии позволяют отразить структуру продовольственных сетей розничного рынка Пермского края, составить представление о существующей модели развития рынка в целом и его основных трендах в частности.

В ходе анализа были получены следующие результаты (рис. 1).

120

Рис. 1. Суммарный балл согласно критериям конкурентоспособности продовольственных сетей розничного рынка Пермского края

Из рисунка 1 видно, что по абсолютному (суммарному) показателю на розничном рынке Пермского края присутствуют 2 основных конкурирующих субъекта: сети магазинов «Семья» и «Виват». Отстающие продовольственные сети: «Азбука вкуса», «Берег», «Ангор».

На основе данных таблицы конкурентоспособности автором построен радар конкурентоспособности, отражающий уровень развития сети согласно выделенным критериям (рис. 2).

Из диаграммы (рис. 2) видно, что по критерию «режим работы» лидером является торговая сеть «Виват»; по критерию «качество продукции», «уровень и скорость обслуживания», «ассортимент товара», «уровень комфорта» -торговая сеть «Семья». Позиции основных торговых сетей достаточно близки друг другу, что требует дополнительного, более глубокого, анализа.

В целом необходимо отметить, что позиции торговых сетей по тем или иным показателям зависят от их стратегической позиции, миссии компании, ценностных ориентиров руководителя, социально-экономических характеристик населенного пункта и др.

Рис 2. Радар конкурентоспособности согласно критериям конкурентоспособности продовольственных сетей розничного рынка Пермского края

Представляется целесообразным, основываясь на построенном радаре конкурентоспособности торговых сетей, рассчитать индексы конкурентоспособности для каждой из них [13].

Индекс конкурентоспособности рассчитывается по следующей формуле:

I = S./ S ,

1 1 sum’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Si - площадь i-го многоугольника,

Ssum - площадь общего многоугольника,

I - индекс абсолютной конкурентоспособности.

В результате расчетов были получены следующие индексы конкурентоспособности продовольственных сетей рынка розничной торговли Пермского края.

Наименование сети Индекс конкурентоспособности

1. «Гипермаркет Наш» 0,44

2. «Пятерочка» 0,57

3. «Виват», «Дельта» 0,62

4. «Магнит» 0,48

5. «Монетка» 0,47

6. «Азбука вкуса» 0,43

7. «Семья» 0,77

8. «Добрыня» 0,51

9. «Ангор» 0,34

10. «Берег» 0,4

Согласно расчетам лидирующую позицию в Пермском крае среди продовольственных сетей занимает сеть магазинов «Семья» (0,77), в основном

за счет высокого качества, широкого ассортимента, оперативности обслуживания, высокой квалификации персонала, грамотной политики ротации кадров (система поощрения кадров) и проведения различных благотворительных акций на базе магазинов. Для удержания высокой позиции в данном случае необходимо сосредоточиться на политике достижения умеренной цены, увеличении количества магазинов, в частности, в районах края. Второе место занимает сеть «Виват» (0,62), лидирующая по динамике роста сети, балансу цены и качества, но значительно проигрывающая по оперативности обслуживания, количеству касс и др., что требует мер по совершенствованию внутренней политики компании.

Сеть магазинов «Пятерочка» занимает третье место (0,57) за счет демократичных цен, благодаря чему ей удается охватить широкие слои населения (в особенности в муниципальных районах края). Однако требуют совершенствования такие критерии, как «качество товара», «уровень комфорта», «ассортимент товара» и др.

Примерно равные позиции имеют сети «Добрыня» (0,51), «Магнит», (0,48), «Монетка» (0,47). Отстающую группу составляют сети «Ангор» и «Берег».

Несмотря на то, что торговая сеть «Гипермаркет Наш» имеет всего один магазин, ее индекс конкурентоспособности в сравнении с разветвленными сетями составил 0,44, что обусловлено особенностью характера розничной торговли, а именно стремлением к мелкооптовой торговле.

В результате проведенного анализа необходимо отметить развитый характер продовольственных сетей на рынке розничной торговли Пермского края в целом. Наибольшее развитие в последние годы получили сети «Виват», «Пятерочка», «Магнит», «Монетка», особенно это касается прироста количества магазинов. Тем не менее развитие получили и такие региональные сети, как «Берег», «Ангор». Особое место в этом ряду занимает торговая сеть «Семья», являющаяся лидером по предложенным критериям.

В целом развитие розничного рынка требует от его участников приобретать дополнительные конкурентные преимущества за счет проведения благотворительных акций, увеличения скорости и улучшения качества обслуживания, повышения уровня комфорта в торговом зале. Цена и качество - факторы, недостаточные для победы в конкурентной борьбе, особенно в крупных городах (таких, как г. Пермь), где уровень благосостояния населения выше. В муниципальных районах Пермского края лидерами становятся торговые сети, имеющие наиболее привлекательные цены («Пятерочка», «Магнит», «Монетка»), даже несмотря на относительно невысокий уровень качества товара. Локальные торговые сети Пермского края в большинстве своем сосредоточены в краевом центре и отличаются слабой динамикой роста в связи с недостаточной ресурсной базой.

Таким образом, в Пермском крае можно говорить об увеличении доли продовольственных сетей на розничном рынке в целом, что естественным образом ведет к уменьшению числа неконкурентоспособных предпринимателей.

Список литературы

1. Азбука вкуса: офиц. сайт торг. сети. иИ!: http://www.azbukavkusa.ru (дата обращения: 05.02.2013).

Бабенко Е.И., Кожевников А.Д. Анализ рынка продовольственных товаров Пермского края // Экон. исследования. 2012. № 1.

2. Виват: офиц. сайт торг. сети. иЯ!: http://vivat-retail.ru/ (дата обращения: 15.01.2013).

3. Дельта: офиц. сайт торг. сети. иИ!: http://delta-retail.ru/(дата обращения: 17.01.2013).

4. Добрыня: офиц. сайт торг. сети. иЯЬ: http://dobrynia.ru/ (дата обращения: 02.02.2013).

5. Магнит: офиц. сайт торг. сети. иИ!: http://magnit-info.ru/ (дата обращения: 10.01.2013).

6. Монетка: офиц. сайт торг. сети. иИ!: http://www.monetka.ru/ (дата обращения: 11.01.2013).

7. Пермский край в цифрах [Электронный ресурс]: крат. стат. сб. Пермь, 2012. иИ!: //http://permstat.gks.ru/digital/region6/default.aspx (дата обращения: 04.01.2013).

8. Пятерочка: офиц. сайт торг. сети. иИЬ: http://magazin-pyaterochka.ru/ pyaterochka-perm (дата обращения: 03.02.2013).

9. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России [Электронный ресурс]. иИ!: http://research.rbk.ru (дата обращения: 23.01.2013).

10. Седьмой континент: офиц. сайт торг. сети. иИЬ: http://www.7cont.ru/ (дата обращения: 09.01.2013).

11. Семья: офиц. сайт торг. сети. иИ!: http://semya.perm.ru/ (дата обращения: 13.01.2013).

12. Урасова А.А. Региональное инновационное развитие: анализ конкурентоспособности Пермского края и регионов Приволжского федерального округа // Аге Administrandi. 2010. № 3.

13. Хасис Л.А. Розничный рынок продовольственных товаров: конкурентные стратегии и государственное регулирование // Совр. конкуренция. 2010. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.