<<шу1©здим"^©игма1>>#мдз)),2<ж / economics_
УДК 336.7
Аникин Н.С.
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия Департамент финансовых рынков и банков DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10629 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В
МОСКВЕ
Anikin N.S.
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Financial markets and banks department
THE ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER IN
MOSCOW
Аннотация
В данной статье рассмотрен процесс формирования международного финансового центра (МФЦ) в России и проведен анализ его конкурентоспособности на мировой арене. Обозначены ключевые достижения в контексте развития МФЦ в Москве, представлен вариант оценки конкурентоспособности МФЦ, определены сдерживающие факторы развития и предложения по их преодолению.
Abstract
This article describes the process of creation ofthe internationalfinancial centre (IFC) in Russia and includes the analysis of its worldwide competitiveness. The article reveals key achievements of the Moscow IFC development and determines the approach to assessment of the IFC competitiveness. Therein are also described restrictive criteria and proposal on improvements.
Ключевые слова: международный финансовый центр, финансовая система, глобализация, финансовый рынок, индекс глобальных финансовых центров.
Key words: international financial centre, financial system, globalization, financial market, Global Financial Centres Index (GFCI).
Мировая экономика 21 века отчетливо демонстрирует высокую значимость развитого сектора финансовых услуг как неотъемлемого элемента процветания экономической системы страны или региона [2, с. 35-37]. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция увеличения доли финансового сектора в ВВП стран, роста объемов финансовых активов, уровня оплаты труда и занятости в сегменте финансовых услуг. Несмотря на заявления некоторых экспертов об исчерпании модели глобализации в качестве драйвера дальнейшего экономического развития мирового сообщества следует заметить, что уровень включения национальных экономических и, особенно, финансовых систем отдельных развивающихся стран в мировую экономику остается относительно невысоким, и потому сохраняет потенциал роста для этих государств [4, с. 13].
Появление и развитие концепции МФЦ является наглядным кейсом глобализации мировой финансовой системы, вследствие чего продолжают расти влияние и значимость МФЦ для государств и регионов. В этой связи задача по созданию международного финансового центра на территории России сохраняет свою актуальность и является важным условием опережающего развития страны [1, с. 12-14]. Однако следует учитывать геополитическую напряженность, выражаемую в применении санкционного воздействия на Россию, а также возрастающую популярность использования протекционистских мер странами-партнерами. Данные обстоятельства и тренды оказывают негативное влияние на процесс формирования МФЦ в России
и побуждают к корректировке принятой концепции создания международного финансового центра в Москве.
Впервые идея формирования международного финансового центра в Москве была предложена в 2008 г. вследствие обнаженной мировым экономическим кризисом неустойчивости национальной финансовой системы. В 2009 г. отправной точкой формирования МФЦ на территории России стали утверждённая Правительством РФ концепция и план мероприятий по созданию международного финансового центра, в составе которых значился подробный перечень финансово-экономических и инфраструктурных мероприятий для формирования эффективной финансовой системы. Впоследствии был принят стратегически важный план мероприятий (дорожная карта) «Создание Международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в РФ», утвержденный Правительством РФ в 2013 г. (действовал до конца 2016 г.). После 2016 г. основные направления развития финансового рынка публикует Банк России.
В рамках предложенных государственных инициатив был достигнут значительный прогресс в развитии финансовых институтов и создании благоприятной среды [3, с. 17]:
• создан единый мегарегулятор финансовых рынков на базе Центрального банка России;
• вступило в силу требование об обязательном предоставлении отчетности по МСФО для публичных компаний и иных значимых участников финансового рынка;
ECONOMICS / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9
• принят ряд нормативно-правовых актов, реформирующих сферу негосударственных пенсионных фондов;
• внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» для стимулирования инвестиционной деятельности (в т.ч. о реализации ряда услуг на финансовом рынке без НДС);
• проведены успешные инфраструктурные преобразования национальной биржи (в т.ч. предоставление доступа международных центральных депозитариев Euroclear and Clearstream на российский рынок);
• реализован ряд значительных инфраструктурных проектов в Москве.
Moscow rank
Для того, чтобы оценить эффект реализованных мероприятий и определить конкурентоспособность Москвы в качестве МФЦ обратимся к наиболее цитируемому международному индикатору. Индекс глобальных финансовых центров (GFCI) является наиболее авторитетным рейтингом МФЦ (публикуется группой «Z/Yen Group»), используемым в качестве бенчмарка при оценке в большинстве стратегий развития. Рейтинг Global Financial Centres Index (GFCI) отражает 100 наиболее развитых финансовых центров на основе анализа 133 факторов (включая данные Всемирного банка, ОЭСР, ООН и других авторитетных источников) [5, с. 43]. На Рисунке 1 представлено положение Москвы и Астаны (с марта 2018 г. город вошел в состав первых 100 МФЦ) в рейтинге GFCI за все время его расчета.
Я Astana rank
Рисунок-1
Положение (место) финансовых центров в рэнкингах МФЦ (Источник: https://www.longfinance.ne, дата обращения 10.09.2019)
По состоянию на март 2019 г. Москва занимает 88-е место (уступая Санкт-Петербургу, расположенному на 73-й строчке). Исходя из анализа динамики положения Москвы в рейтинге вРС1, следует отметить устойчивый нисходящий тренд (с 44-й позиции в 2007 г. до 88-й в текущем), демонстрирующий неспособность восстановления относительной
конкурентоспособности Москвы до уровня докризисного 2007 года [5, с. 4-5]. Для формирования цельного вывода о развитии МФЦ в Москве следует также обратится к динамике абсолютного значения индекса вРС1 на Рисунке 2.
<<шушетим~^©и©мак>>#ш43)),2©]]9 / economics
Рисунок-2
Значение (в баллах) индекса финансовых центров в рэнкингах МФЦ (Источник: https://www.longfinance.net, дата обращения 10.09.2019)
Значение (в баллах) индекса GFCI Москвы тем не менее свидетельствует об устойчивом развитии вплоть до 2013 г., после которого наступила затяжная стагнация. Сравнение относительного положения МФЦ в Москве (Рисунок 1) с абсолютным значением индекса в баллах (Рисунок 2) позволяет резюмировать о наличии 2-х основных послекризисных (2008 г.) этапах. На первом этапе, с 2009 по 2013 год, происходит восстановление и уверенный рост индекса GFCI (с 363 до 606), который в то же время не является достаточно быстрым для восстановления конкурентоспособности Москвы по сравнению с зарубежными МФЦ (66 место в марте 2013 против докризисных значений - 58 место и выше). На втором этапе, с 2013 г. до текущего момента, рост индекса GFCI остановился, а относительное положение МФЦ в Москве ухудшилось до 88-й позиции, что свидетельствует о полном отсутствии развития МФЦ с позиции мирового бенчмарка GFCI.
С одной стороны, львиная доля перечисленного выше перечня достижений финансового рынка России и Москвы в качестве МФЦ пришлись на 2-й этап, и исходя из отсутствия прогресса в рейтинге «Z/Yen Group» можно было бы утверждать о недееспособности принятых мер и программ. С другой стороны, начиная с 2014 г. Россия столкнулась с санкционным давлением международного сообщества, что серьезно повлияло на репутацию и инвестиционную привлекательность национального финансового рынка. Данный тезис подтверждается неоднократным лидерством России в отчетах GFCI 2015-2017 гг. в топе стран с наибольшим репутационным ущербом (происходит занижение итогового значения индекса средневзвешенного значения на значение репутационного ущерба, оцененного респондентами) [6, с. 36]. Вполне логично
предположить, что позитивный эффект от совершенствования национального финансового рынка был в какой-то мере поглощен нанесенным репута-ционным ущербом.
В заключении следует отметить, что принятые государственные инициативы направлены на совершенствование национального финансового рынка России в целом. Несмотря на ряд стимулирующих налоговых мер, организацию центральных финансовых институтов, совершенствование инфраструктуры и законодательства, стимулирование скорее носит характер устранения наиболее болезненных проблем финансовой системы, нежели создания четкой системы стимулов и благоприятного инвестиционного климата. В этом отношении примечателен кейс создания международного финансового центра в Казахстане - имея во многом схожие с Россией проблемные черты экономической и финансовой системы - Астана параллельно существующей формирует «новую» финансовую систему на специально выделенном для этого «островке», на котором реализуются благоприятный налоговый режим, использование упрощенной визовой системы и принципы английского права (МФЦ Астана стремительно поднимается в рейтинге вРС1 и располагается на 51-м месте по состоянию на март 2019 г. - Рисунок 1). Таким образом, снятие геополитической напряженности, дальнейшее совершенствование инфраструктуры и законодательства, а также применение локальных стимуляций для создания наиболее выгодных условия осуществления финансовых операций позволят высвободить значительный потенциал развития МФЦ в России и усилить его конкурентоспособность.
ECONOMICS / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9
Список литературы
1. Адамова К.Р., Гусева И.А., Рубцов Б.Б., Сахаров А.А., Соловьев П.Ю. Формирование международного финансового центра в Москве: проблемы развития инфраструктуры кассового и срочного рынка. Под. ред. Б.Б. Рубцова. Монография -М.: Граница, 2014. - 192 с.
2. Миркин Я.М., Кудинова М.М., Левченко А.В., Бахтараева К.Б., Жукова Т.В. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика: монография / под ред. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2014. - 496 с.
3. Левченко А. В. Факторы конкурентоспособности международных финансовых центров: опыт Кореи и его актуальность для России // Финансы и кредит. 2015. № 37. С. 10-22.
4. Журнал Эксперт 9 - 15 сентября 2019 №37. - М.: Эксперт, 2019.- 64 с.
5. Yeandle, M. The Global Financial Centres Index // M. Yeandle. - 25 edition. - London: Z/Yen Group and Qatar Financial Centre Authority, 2019.
6. Yeandle, M. The Global Financial Centres Index // M. Yeandle. - 18,19 editions. -London: Z/Yen Group and Qatar Financial Centre Authority, 2016.