Анализ количества и объемов финансирования больных с редкими заболеваниями в РФ
М. В. Сура1, В. В. Омельяновский12, М. В. Авксентьева123, А. П. Татаринов2, К. В. Герасимова13
1 Центр оценки технологий в здравоохранении РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Россия
2 Центр финансов здравоохранения НИФИ Министерства финансов РФ, Москва, Россия
3 Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва, Россия
В статье представлены результаты комплексного анализа количества больных с редкими заболеваниями и объемов финансирования их лекарственного обеспечения в 2013 г. в 76 субъектах РФ. Общее число зарегистрированных больных с 24 редкими заболеваниями (РЗ) составило 10 436 человек при общем объеме выделенных финансовых средств в 4,43 млрд руб. Наибольшее количество больных было зарегистрировано в группе с нарушением обмена ароматических аминокислот - 3 194 человек, наибольший объем финансовых средств был выделен на парок-сизмальную ночную гемоглобинурию (Маркиафавы-Микели) - 840,67 млн руб., а наибольшие затраты в расчете на фармакотерапию одного пациента были связаны с терапией мукополисахаридоза типа II - более 9 млн руб. в год. Наибольшее количество больных с редкими заболеваниям было зарегистрировано в Москве - 988 человек, что составляет почти 10% от всех больных с редкими заболеваниями в 76 субъектах РФ в 2013 г. Наибольшие объемы финансовых средств на лечение указанных больных были выделены из средств регионального бюджета Санкт-Петербурга - 516,79 млн руб., или более 11% от общего объема финансирования редких заболеваний. Самые высокие затраты в расчете на одного больного имели место в Республике Саха (Якутия) - 1,863 млн руб., что связано с лекарственным обеспечением в этом регионе прежде всего наиболее дорогостоящих заболеваний, в частности мукополисахаридоза II типа.
Количество больных с редкими заболеваниями из «перечня 24», зарегистрированных в настоящее время в регионах, вероятно, является недооцененным, а объемы выделенных финансовых средств - с учетом реальной стоимости орфанных препаратов - недостаточными, поэтому требуются дополнительные исследования по прогнозированию необходимых финансовых затрат для адекватной фармакотерапии больных с редкими заболеваниями.
Для повышения эффективности системы лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями необходимо в ближайшее время рассмотреть вопрос о государственном регулировании цен на дорогостоящие орфанные препараты, определить статус и утвердить перечень орфанных препаратов, разработать механизмы государственного стимулирования фармацевтических компаний к снижению цен на эту группу жизненно важных лекарственных средств, а также рассмотреть возможность привлечения средств федерального бюджета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: редкие (орфанные) заболевания, лекарственное обеспечение.
43
Analysis of Amount and Volume of Financing Patients with Orphan Diseases in the Russian Federation
M. V. Sura1, V. V. Omelyanovsky12, M. V. Avksentyeva123, A. P. Tatarinov2, K. V. Gerasimova13
1 Center for Health Technology Assessment of the RANEPA, Moscow, Russia
2 Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia
3 I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia
The article discusses the results of complex analysis of the number of patients with orphan diseases and the volume of financing their pharmaceutical supply in 2013 in the 76 territorial entities of the Russian Federation. Total number of registered patients with 24 orphan diseases came up to 10 436 people, at the same time - total amount of allocated funds was 4.43 bln rubles. The highest number of patients - 3194 - was registered in the group with metabolic imbalance of aromatic amino acids, the highest volume of financial resources - 840.67 mln rubles - was allocated to paroxysmal nocturnal hemoglobinuria (Marchiafava-Micheli syndrome), while the highest expenses per patient - over 9 mln rules per year - were related to treatment of Mucopolysaccharidoses type II. The highest number of patients with orphan diseases was registered in Moscow - 988 people, which amounts in almost 10% out of all patients with orphan diseases in 76 territorial entities of the Russian Federation in 2013. The highest amounts of financial resources to treat these patients were allocated from the regional budget of St. Petersburg - 516.79 mln rubles, or more than 11% out of total volume of financing of orphan diseases. The highest expenses per patient occurred in the Republic of Sakha (Yakutia) - 1.863 mln rubles, that is closely connected to the fact that pharmaceutical supply was oriented on the most expensive diseases, Mucopolysaccharidoses type II in particular.
The number of patients with orphan diseases from the "list of 24" registered nowadays in the regions seems to be underestimated, and at the same time, finacing volumes with consideration for real cost of orphan drugs are also insufficient, therefore additional studies are required in order to prepare adequate prognosis of needed drug treatment funding of patients with orphan diseases.
<
со о
4
ш ц,
о о
5 ш 2 х
л ц
<
о. о
44
In order to increase effectiveness of the system of pharmaceutical supply of patients with orphan diseases it is important in the near future to consider a matter of state regulation of prices of expensive orphan drugs, to define status and confirm the list of orphan drugs, to develop mechanism of state stimulation of pharmaceutical companies in order to ensure that the prices for these life-saving drugs are being reduced, and also it is important to consider a matter of federal budget funds involvement.
KEY WORDS: orphan diseases, pharmaceutical supply
CL
О
LQ -0 m
X
Ш
о ^
О X
X
ш
о
X
В последнее время РЗ, их эпидемиология, диагностика, лечение, объемы финансирования в РФ все чаще становятся темой обсуждения в различных экспертных структурах, государственных и частных организациях. В отличие от экономически развитых стран для России эта тема относительно нова. Несмотря на то, что необходимость нормативного регулирования медицинской помощи при орфанных заболеваниях в нашей стране обсуждается на различных научных площадках с начала 2000-х годов, статус редкого заболевания в российском законодательстве был определен только в 2011 г. (статья 44 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [1]. В 2012 г. вышло Постановление Правительства РФ № 403 от 26 апреля 2012 г., в котором детализирован порядок ведения федерального и региональных регистров лиц, страдающих жизне-угрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, а также опубликован перечень 24 редких заболеваний (далее «перечень 24») [2].
Согласно Закону № 323-ФЗ, в России редкие (ор-фанные) заболевания определяются как заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Для сравнения: в Европе редкими болезнями считаются жизнеугро-жающие заболевания (состояния) с распространенностью 5 случаев на 10 тысяч населения или менее [3]. По разным оценкам в России насчитывается от 300 тысяч до 5 миллионов человек, страдающих редкими болезнями [4]. Приблизительный характер этих сведений объясняется тем, что само понятие орфанного заболевания введено совсем недавно.
Понятие орфанного («сиротского») препарата пока отсутствует в российском законодательстве, однако, вероятнее всего, будет официально утверждено в ближайшее время. На сегодняшний день уже разработаны поправки в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», предлагающие следующее определение: «Орфанные лекарственные препараты — лекарственные препараты, предназначенные для патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфан-ных) заболеваний» [5].
Согласно Федеральному закону РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (часть 9, статья 83) и Постановле-
нию Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932, финансирование лекарственного обеспечения лиц, страдающих заболеваниями из «перечня 24», осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований, поступающих в бюджеты субъектов РФ [1, 6]. Таким образом, финансирование больных с редкими заболеваниями в нашей стране напрямую зависит от финансовых возможностей региональных бюджетов. При этом существующие региональные различия в объемах финансирования пациентов с редкими заболеваниями ставят их в неравные условия доступа к медицинской помощи на всей территории РФ. Добавляет неопределенности в отношении редких заболеваний и отсутствие достоверной информации о количестве больных с этими заболеваниями в РФ, что затрудняет планирование объемов региональных бюджетов в части финансирования «перечня 24». Все это вызывает необходимость оценки реального количества больных с редкими заболеваниями в нашей стране и объемов финансовых средств, выделяемых из региональных бюджетов на эту группу пациентов.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Провести комплексный анализ количества больных с редкими заболеваниями и объемов финансирования их лекарственного обеспечения в РФ в 2013 г.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обрабатывались данные региональных регистров больных с орфанными заболеваниями, полученные в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, направленный в органы управления здравоохранением 83 субъектов РФ.
Запрос касался лекарственного обеспечения больных с 24 редкими заболеваниями, включенными в перечень, приведенный в Постановлении Правительства (ПП) РФ от 26 апреля 2012 г. № 403. В результате запроса были получены полные сведения о числе зарегистрированных больных с редкими заболеваниями и общие объемы их финансирования (без привязки затрат к конкретному больному) в 76 субъектах РФ. По 7 субъектам РФ (Республика Мордовия, республика Коми, республика Дагестан, республика Ингушетия, Мурманская область, Иркутская область и Московская область) данные были предоставлены не в
полном объеме (отсутствовали сведения по объемам финансирования), вследствие чего эти регионы были исключены из анализа. Общее количество населения в изучаемых 76 регионах РФ составило чуть более 130 млн человек, или 89,5% населения страны.
В результате были проанализированы следующие данные:
1. Общее количество больных и объемы финансирования по всем 24 заболеваниям в 76 регионах РФ;
2. Количество больных и объемы финансирования по каждому из 24 редких заболеваний в 76 регионах РФ;
3. Количество больных и объемы финансирования по каждому из 76 регионов РФ по всем 24 редким заболеваниям.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Общее число больных по 24 редким заболеваниям, зарегистрированных в 76 субъектах РФ в 2013 г., составило 10 436 человек, общий объем выделенных финансовых средств - 4,43 млрд руб. Количество больных и объемы финансирования лекарственного
обеспечения по каждому из 24 редких заболеваний представлены в таблице 1.
В 2013 г. наибольшее количество зарегистрированных больных (3 194 человек, или более 30% от всех больных с редкими заболеваниями) имели диагноз нарушение обмена ароматических аминокислот, наименьшее (11 человек, или 0,1%) - болезнь «кленового сиропа». Наибольший объем финансовых средств был выделен на лечение пароксизмальной ночной гемоглобинурии (Маркиафавы-Микели), на которое было израсходовано 840,67 млн руб., что составило почти 20% от общих объемов финансирования редких заболеваний в 76 субъектах РФ в 2013 г. Наименьший объем затрат был связан с лекарственным обеспечением больных с галактоземией - 1,08 млн. руб. Таким образом, разница между заболеванием, на которое было выделено наибольшее количество финансовых средств (пароксизмальная ночная гемоглобинурия), и заболеванием с минимальным объемом финансирования (галактоземия) при сопоставимом количестве пациентов (206 и 221 человек, соответственно) составила 839,59 млн. руб., или 778 раз.
Таблица 1. Количество и объемы финансирования больных с 24 редкими заболеваниями, зарегистрированными в 76 субъектах РФ в 2013 г.
№ Редкое заболевание Количество больных Объемы финансирования, млн руб.
1 Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии) 3 194 349,03
2 Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) 2 563 673,61
3 Юношеский артрит с системным началом 1 004 329,88
4 Апластическая анемия неуточненная 652 69,32
5 Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона) 520 20,10
6 Незавершенный остеогенез 485 8,22
7 Преждевременная половая зрелость центрального происхождения 484 23,44
8 Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) 356 373,89
9 Галактоземия 221 1,08
10 Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели) 206 840,67
11 Гемолитико-уремический синдром 165 167,22
12 Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра) 123 102,77
13 Мукополисахаридоз, тип II 74 678,39
14 Дефект в системе комплимента 67 13,66
15 Острая перемежающаяся (печеночная) порфирия 61 4,06
16 Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Нимана-Пика 53 149,41
17 Мукополисахаридоз, тип I 51 329,94
18 Мукополисахаридоз, тип VI 40 217,07
19 Глютарикацидурия 29 1,92
20 Нарушения обмена жирных кислот 25 1,43
21 Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью (изовалериановая ацидемия, метилмалоновая ацидемия, пропионовая ацидемия) 19 3,29
22 Тирозинемия 17 59,23
23 Гомоцистинурия 16 2,44
24 Болезнь «кленового сиропа» 11 5,61
45
Источник данных: сведения, полученные из 76 регионов РФ в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
<
со о ч
ш ^
о о
ш 2 х
л
<
о. о
В таблице 2 представлены средние затраты на лечение одного больного по каждому из 24 редких заболеваний в 76 субъектах РФ в 2013 г.
Наибольшие затраты в расчете на одного пациента в 2013 г. пришлись с терапию мукополисаха-ридоза типа II - более 9 млн руб. Мукополисаха-ридозы I и VI занимали 2-е и 3-е место соответственно с объемами финансирования в 6,47 млн руб. и 5,43 млн руб. на одного больного в год. Разница между затратами на лекарственную терапию самого «дорогого» больного (мукополисахаридоз типа II - 9,17 млн руб.) и самого «дешевого» больного (галактоземия - 0,01 млн руб.) составила 9,16 млн руб., или 917 раз.
На рисунках 1-3 представлены 10 редких заболеваний, характеризующихся наибольшим количеством зарегистрированных пациентов, а также максимальными объемами финансирования и затратами на 1 пациента в год. Как видно из рисунков, первые 10 позиций, определяемых по количеству больных, по объемам финансирования или по затратам на одного больного с редким заболеванием, по своим ранговым
местам не совпадали. Так, если в количественном отношении первое место занимали нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилке-тонурия, другие виды гиперфенилаланинемии) - 3194 больных, то максимальные объемы финансирования были связаны с терапией пароксизмальной ночной гемоглобинурии - 840,67 млн руб., а наиболее дорогостоящим было лечение больного мукополисахари-дозом типа II - 9,17 млн руб. При этом только два заболевания - пароксизмальная ночная гемоглобинурия и легочная (артериальная) гипертензия (идиопатиче-ская) - вошли по всем анализируемым характеристикам в топ 10 (первую десятку).
На рисунках 4-6 представлены 10 регионов РФ с наибольшим количеством зарегистрированных пациентов, максимальными объемами финансирования и затратами на 1 пациента в год. Наибольшее число больных с редкими заболеваниям, как и ожидалось, было зарегистрировано в Москве - 988 человек, что составляет почти 10% от всех больных с редкими заболеваниями в 76 субъектах РФ в 2013 г. Очевидно, что в условиях одинаковых подходов к выявлению редких
Таблица 2. Средние затраты на лечение одного больного с редким заболеванием в 76 субъектах РФ в 2013 г.
№ Редкое заболевание Затраты на 1 больного, млн руб.
1 Мукополисахаридоз, тип II 9,17
2 Мукополисахаридоз, тип I 6,47
3 Мукополисахаридоз, тип VI 5,43
4 Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели) 4,08
5 Тирозинемия 3,48
6 Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Нимана-Пика 2,82
7 Легочная(артериальная)гипертензия(идиопатическая) (первичная) 1,05
8 Гемолитико-уремический синдром 1,01
9 Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра) 0,83
10 Болезнь «кленового сиропа» 0,51
11 Юношеский артрит с системным началом 0,33
12 Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) 0,26
13 Дефект в системе комплимента 0,20
14 Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью (изовалериановая ацидемия, метилмалоновая ацидемия, пропионовая ацидемия) 0,17
15 Гомоцистинурия 0,15
16 Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии) 0,11
17 Апластическая анемия неуточненная 0,11
18 Острая перемежающаяся (печеночная) порфирия 0,07
19 Глютарикацидурия 0,06
20 Нарушения обмена жирных кислот 0,06
21 Преждевременная половая зрелость центрального происхождения 0,05
22 Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона) 0,04
23 Незавершенный остеогенез 0,02
24 Галактоземия 0,01
46
о. О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
Источник данных: расчеты авторов на основе региональных данных, представленных в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
заболеваний и при отсутствии различий в генетической предрасположенности населения к их развитию количество больных должно коррелировать с численностью населения. Так, Москва занимает первое место
по числу зарегистрированных больных, являясь одновременно лидером по общей численности населения. Однако после Москвы следуют Московская область и Краснодарский край, хотя первый из этих субъектов
Рис. 1. Редкие заболевания, занимающие первые 10 мест (топ 10) по количеству больных, зарегистрированных в 76 субъектах РФ в 2013 г.
Источник данных: региональные данные, представленные в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
Рис. 2. Объемы финансирования наиболее затратных редких заболеваний в 76 субъектах РФ в 2013 г. Топ 10.
Источник данных: региональные данные, представленные в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
Рис. 3. Средние значения затрат на одного больного с редким заболеванием в 76 субъектах РФ в 2013 г. Топ 10.
Источник данных: расчеты авторов на основе региональных данных, представленных в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
47
48
о ^
о
X
X
ш
о х
Рис. 4. Регионы с наибольшим количеством зарегистрированных больных с редкими заболеваниями в 2013 г. Топ 10.
Источник данных: региональные данные, представленные в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
Рис. 5. Регионы с наибольшими объемами финансирования редких заболеваний в 2013 г. Топ 10.
Источник данных: региональные данные, представленные в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
Рис. 6. Регионы с максимальными затратами на одного больного с редким заболеванием в 2013 г. Топ 10.
Источник данных: расчеты авторов на основе региональных данных, представленных в ответ на официальный запрос Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.
РФ вообще не входит в топ 10 по числу зарегистрированных больных, а второй занимает 6-е место. Таким образом, число больных с редкими заболеваниями не зависит от численности населения в регионе, что, скорее всего, объясняется разными возможностями диагностики и лечения в субъектах РФ.
Это дополнительно подтверждается результатами анализа финансирования лекарственного лечения редких болезней. Наибольшие объемы финансовых средств на лечение больных с редкими заболеваниями были выделены из средств регионального бюджета Санкт-Петербурга - 516,79 млн руб., или более 11% от
общего объема финансирования редких заболеваний. Второе место занимает Москва, а третье - Республика Башкортостан, седьмой по численности населения субъект РФ.
Самые высокие затраты в расчете на одного больного имели место в Республике Саха (Якутия)
- 1,863 млн руб. Второе и третье места принадлежали, соответственно, Орловской и Челябинской области. Такое распределение обусловлено тем, что в этих регионах большую часть из общего небольшого числа зарегистрированных больных с редкими заболеваниями составили больные с наиболее затратными заболеваниями, включая различные типы мукополисахаридоза. Так, например, в Республике Саха (Якутия) в 2013 г. было зарегистрировано всего 58 больных из «перечня 24», и на них было израсходовано 108,09 млн руб., причем затраты на одного больного мукополисахаридозом типа II составили 19,8 млн руб. (18,3% от всего регионального бюджета, выделенного на лечение редких заболеваний). В Орловской области на 17 зарегистрированных больных было потрачено 31,6 млн руб., при этом затраты на одного больного мукополисахаридозом типа II составили 24 млн руб. (75,9% от всего регионального бюджета, выделенного на лечения редких заболеваний). Затраты на 3 пациентов с мукополисахаридозом VI типа в Челябинской области достигли 110,2 млн руб. (39,1% от всего - 282,02 млн руб.
- регионального бюджета, выделенного на лечения редких заболеваний).
В целом, только два региона вошли в топ 10 по всем трем указанным параметрам: Санкт-Петербург и Республика Башкортостан.
Таким образом, согласно результатам настоящего исследования, общее количество зарегистрированных больных по 24 редким заболеваниям в РФ в 2013 г. составило 10 436 человек при общем объеме финансовых средств, выделенных из региональных бюджетов, в 4,43 млрд руб. Для сравнения: в 2012 г. из средств региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в рамках постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 было выделено 36,8 млрд руб. При этом по состоянию на ноябрь 2012 г. число граждан, воспользовавшихся льготами, составило 4 582 803 человека [7]. С учетом общего количества больных и объемов их финансирования усредненные затраты на терапию одного пациента с редким заболеванием из «перечня 24» составили 430 тыс. руб. в год, тогда как на одного регионального льготника (в рамках постановления Правительства РФ № 890)
- 8 тыс. руб. в год. Полученные данные служат еще одним подтверждением чрезвычайно высокой затратности современной фармакотерапии редких заболеваний, что затрудняет их адекватное финанси-
рование только за счет средств региональных, часто дефицитных, бюджетов.
Количество больных с редкими заболеваниями из «перечня 24», зарегистрированных в настоящее время в регионах, вероятно, является недооцененным, а объемы выделенных финансовых средств, с учетом реальной стоимости орфанных препаратов, недостаточными, что вызывает необходимость проведения дополнительных исследований по прогнозированию необходимых финансовых затрат для обеспечения адекватной фармакотерапии больных с редкими заболеваниями с учетом постепенного увеличения численности таких больных.
Для повышения эффективности системы лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями необходимо в ближайшее время рассмотреть вопрос о государственном регулировании цен на дорогостоящие орфанные препараты, определить статус и утвердить перечень орфанных препаратов, разработать механизмы государственного стимулирования фармацевтических компаний к снижению цен на эту группу жизненно важных лекарственных средств, рассмотреть возможность привлечения средств федерального бюджета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ № 323-ф3 » от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
3. European Medicines Agency (EMA): Orphan drugs and rare diseases at a glance. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/docu-ment_library/0ther/2010/01/WC500069805.pdf. Doc. Ref. EMEA/ 290072/2007.
4. Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов». URL: http://ligap.ru/articles/zayavlenia/zayavl/.
5. Проект ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http:// www.rosminzdrav.ru/open/discuss/projects/3.
6. Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.».
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. и плана ее реализации».
REFERENCE
1. Federal Law of the Russian Federation № 323-FL of November 21, 2011 "Of fundamentals of health protection of the citizens of the Russian Federation".
2. RF Government Regulation of April 26, 2012 № 403 "On the order of maintaining Federal register of people who suffer from life-threatening or chronic progressive orphan diseases that lead to shortening of life of the citizens or to disability, and its regional segment".
49
50
CL
О
LQ -Q
m
European Medicines Agency (EMA): Orphan drugs and rare diseases at a glance. [Online source] http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/do-cument_library/Other/2010/01/WC500069805.pdf. Doc. Ref. EMEA/ 290072/2007.
All-Russian Public Organization "League of patient defenders" [Online source] http://ligap.ru/articles/zayavlenia/zayavl/
Draft of Federal Law "About the changes input in Federal Law "On drug circulation" and into the article 333.32.1 part two of The Russian Tax Code". [Online source] http://www.rosminzdrav.ru/open/ discuss/projects/3.
RF Government Regulation of October 18, 2013 № 932 "About the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2014 and on a planned period in 2015-2016". Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of Febuary 13, 2013 № 66 "On approval of the Strategy of pharmaceutical supply of the citizens of the Russian Federation through 2025 and plans of its implementation".
Сведения об авторах:
Сура Мария Владимировна
ведущий научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, канд. мед. наук
Омельяновский Виталий Владимирович
директор Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, руководитель Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, д-р мед. наук, профессор
Авксентьева Мария Владимировна
заместитель директора Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, профессор кафедры общественного здравоохранения и профилактической медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук
Татаринов Антон Петрович
младший научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ
Герасимова Ксения Владимировна
ассистент кафедры организации и информатизации здравоохранения, профилактики неинфекционных заболеваний ФППО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, канд. мед. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (495) 921-1089 E-mail: journal@hta-rus.ru
About the authors:
Sura, Maria Vladimirovna
Leading Researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Center for Health Technology Assessment of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Omelyanovsky, VitalyVladimirovich
Director of the Center for Health Technology Assessment of the RANEPA, head of the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, PhD (Doctor of Medical Sciences), Professor
Avxentyeva, Maria Vladimirovna
Deputy Director of the Center for Health Technology Assessment at the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Leading Researcher at the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, Professor at the Department of Public Health Care and Preventive Medicine of the I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, PhD (Doctor of Medical Sciences)
Gerasimova, Ksenia Vladimirovna
Teaching Assistant at the Department of Organization and Informational Support of Healthcare, Non-Communicable Diseases Prevention of Continuous Medical Education Division of the I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Researcher of the Center for Health Technology Assessment of the RANEPA, Candidate of Medicine
Tatarinov, Anton Petrovich
Junior Researcher at the Center for Health Technology Assessment of the RANEPA, Researcher at the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia
Address for correspondence:
117335, Moscow, p/o 90 Telephone: +7 (495) 921-1089 E-mail: journal@hta-rus.ru
X
Ш
о ^
О X
X
ш
о
X
m ш