6. Капелюшников Р. И. Незащищенность прав собственности и ее экономические последствия: российский опыт // Журнал Новой экономической ассоциации, 2012. № 1 (13). С. 150-153.
7. The Global Competitiveness Index. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/ (дата обращения: 07.06.2016).
Analyse of the key rate as the main instrument of monetary policy of the central bank of West Africa (BCEAO) Bamba Vadoua (Russian Federation) Анализ ключевой ставки как основного инструмента денежно-кредитной политики центрального банка государств Западной Африки (BCEAO) Бамба Вадуа (Российская Федерация)
Бамба Вадуа /Bamba Vadoua - аспирант, кафедра финансов и кредита, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируется влияние процентной ставки Центрального банка Стран Западной Африки (BCEAO) на развитие кредитования в регионе. Если Центральный банк будет изменять основные процентные ставки в соответствии с экономической конъюнктурой и опираясь на прозрачные методики, то банковский сектор сможет обеспечить преемственность денежно-кредитной политики, регулируя ставки по кредитам на условиях рефинансирования для развития частного сектора, который является движущей силой экономического роста всего региона. Abstract: the article analyzes the impact of the interest rate of the Central Bank of West African States (BCEAO) in the development of lending in the region. If the central bank will change the basic interest rate according to the economic situation, and based on transparent methodology, the banking sector will be able to ensure the continuity of monetary policy by adjusting the rates on loans for refinancing conditions for private sector development, which represent the driving force of economic growth in the entire region.
Ключевые слова: процентные ставки, кредитование, денежно-кредитная политика, ЗАЭВС (UEMOA), BCEAO.
Keywords: interest rates, credit, monetary policy, WAEMU (UEMOA), BCEAO.
Многие экономисты [1] говорят о ключевом значении денежно-кредитной политики для макроэкономического регулирования экономики; это обусловлено возможностями влияния на все отрасли экономики посредством процентных ставок, главным параметром которой выступает ключевая ставка центрального банка. Проводя кредитование коммерческих банков, центральные банки выступают кредиторами последней инстанции, становятся участниками межбанковского рынка, выполняют свою функцию как органы денежно-кредитного регулирования.
Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на её объект осуществляется с помощью набора специфических инструментов, одним из которых является процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке.
В рамках Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС; объединяет семь стран бывших французских колоний) денежно-кредитная политика контролируется Центральным банком государств Западной Африки (BCEAO). Для регулирования банковской ликвидности единый эмиссионный институт сформировал новую систему денежно-кредитного регулирования, основанную на использовании рыночных механизмов. Эффективность этой новой системы базируется на:
- главных условиях рефинансирования по основным процентным ставкам;
- высокой эластичности спроса на кредиты по кредитным ставкам банков [2].
Из этого следует, что для проведения денежно -кредитной политики очень важен контроль со стороны Центрального банка номинальных ставок по кредитам основных банков. На самом деле, именно они, в условиях стабильной инфляции, оказывают влияние на поведение нефинансовых экономических агентов. Если Центральный банк может изменять основные процентные ставки в соответствии с экономическими тенденциями, то именно банковский сектор может обеспечить преемственность денежно-кредитной политики, регулируя ставки по кредитам на условиях рефинансирования [3].
В этой связи целесообразно особое внимание обратить на характеристики процентных ставок по кредитам в странах ЗАЭВС, что позволит разработать предложения по повышению эффективности управления расходами и снижению процентных ставок в целях улучшения условий для надежного и устойчивого экономического роста в зоне ЗАЭВС.
В основе процентных ставок лежит норма процента - общепринятое представление о том, какими должны быть процентные ставки. Норма процента обычно не превосходит нормы прибыли на вложенный капитал, но она может быть и существенно ниже, стимулируя, таким образом, объёмы капиталовложений. Норма процента не определяется непосредственно реальными экономическими факторами, такими как темпы инфляции, а определяется лишь ожиданиями темпов инфляции, предпочтением ликвидности, традиционными представлениями об уровне процентных ставок, воздействием конъюнктуры и тому подобными факторами.
По данным центрального Банка BCEAO, в течение периода с 2007-го по 2014-й годы средняя ставка по кредитам, взимаемая банками Союза, выросла с 7,5% в 2007 году до 8,0% в 2014 году, то есть средний годовой прирост составил, в среднем, 7 базисных пунктов. Повышение процентных ставок в рассматриваемый период объясняется, в частности, резким скачком цен на продовольствие и нефть на международном уровне, что способствовало уменьшению ликвидности банков в регионе, связанному с объёмом импорта и ростом бюджетного дефицита [4]. Ситуация изменилась в 2009 году в результате международного финансового кризиса, который повлек за собой снижение мирового спроса и уменьшение притока капитала в зону ЗАЭВС. Широкое использование правительствами стран заимствований на денежном рынке способствовало сокращению банковской ликвидности, доступной для финансирования частного сектора, усиливая затруднения с денежными средствами на уровне предприятий [5].
При рассмотрении динамики процентной ставки по странам можно констатировать, что за период с 2007 -го по 2014-й годы повышение ставок, также объясняется изменением географической структуры кредитов в зоне Союза [6]. Действительно, в течение этого периода доля кредитов, выданных в Кот-д'Ивуаре и Сенегале, где процентные ставки по кредитам самые низкие, снизилась в пользу других стран Союза, где применяемые банками процентные ставки по кредитам более высоки. Динамика средней ставки кредитования в странах ЗАЭВС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика средней ставки кредитования в странах ЗАЭВС
Анализируя динамику ставок по кредитам в зависимости от типа (вида) получателя кредита, можно отметить, что в исследуемый период самая высокая доля пришлась на кредиты, предоставляемые государственному сектору, частным предприятиям производственного сектора и финансовым клиентам. Однако, процентные ставки, предлагаемые физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, страховым компаниям, пенсионным фондам, кооперативам, сельским компаниям и прочим дебиторам, составляющим более 90% клиентов рынка, снизились. Повышение процентных ставок по кредитам для государственного сектора связано с ростом долгового рынка, по которому страны выпускают рефинансируемые ценные бумаги [7].
Структура получателей кредитов отражает уровень процентных ставок по странам в 2007 и 2014 г. Отметим что, в 2014 году, в соответствии с уровнем ставок кредитования, можно выделить три группы получателей:
- Первая группа состоит из частных лиц (10,3%), страховых и пенсионных фондов (10,1%), к которым применяются высокие процентные ставки.
- Вторая группа состоит из экономических агентов, которые получают кредиты по промежуточным ставкам, чуть выше среднего по региону. Это касается отдельных компаний (8,3%), клиентуры по коммерческим операциям (8,3%), кооперативов и сельских групп (8,5%).
- Третья группа, состоящая из экономических агентов, которые получают льготные кредиты, по ставкам ниже средних по региону. Она состоит из частных предприятий производственного сектора (7,5%), государственного сектора (7,1%) и персональных банков (4,0%).
Положение этих трех типов категорий получателей кредита относительно уровня риска аналогично во всех странах Союза и выглядит следующим образом:
- высокий уровень риска (физические лица, страховые компании и пенсионные фонды);
- умеренный уровень риска (индивидуальные предприниматели, клиенты, финансовые клиенты, кооперативы и сельские группы);
- низкий уровень риска (предприятия производственного сектора, государственного сектора и различных НПО и т. д.).
Привязка уровня процентных ставок к уровню риска по кредиту представлена на рис. 2.
Рис. 2. Кредитные ставки для различных типов получателей, %
Для кредитных ставок по кредитам на экономические цели следует выделить два типа объектов экономических групп. В таблице представлены процентные ставки по кредитам в странах ЗАВЭС по экономической цели (по объекту кредита).
Наиболее высокие ставки применяются по займам для потребительских кредитов (выше 9%), а финансовые клиенты и государственные компании получают ресурсы по боле низким ставкам. Высокая стоимость банковского финансирования физических лиц объясняется значительным риском их невозврата, так как 77% потребительских кредитов, выданных физическим лицам, просрочены. Относительно остальных экономических объектов отметим, что процентные ставки находятся в пределах диапазона от 7,3% для категории «потребность в ликвидных средствах» до 8,8% по кредитам на приобретение производственного оборудования для предприятий.
Таблица 1. Процентные ставки по кредитам в странах ЗАВЭС по экономической цели
(по объекту кредита)
Ставки процентов Бенин Буркина-Фасо Кот-Д'Ивуар Бисау Мали Нигер Сенегал Того ЗАЭВС
2007
Ипотечные 10,9 11,8 10,8 10,2 10,4 12,8 7,9 11,5 9,8
Экспортные 9,1 6,7 7,6 1 8,8
Оборудование 8,6 9,6 10,6 1 9,7 12,5 7, 8 10,8 8,7
Потребительск ие 10,2 11 9,2 11,4 11,4 12,7 9,4 11,5 11,1
Казначейства 8,7 10 7,7 13,4 9,7 12,8 5,3 7,3 7,2
Другие 9,1 10,1 5,1 10 12,4 11,4 8,5 10,8 6,3
Итог 9 10,3 7,6 12 10 12,8 6,1 9,9 7,5
2014
Ипотечные 9 9,1 10,2 8,7 8,1 9,4 7 9,8 8,4
Экспортные 7,8 9,1 6,8 12,1 14,8 12,6 - 10,9 8
Оборудование 8,7 9,8 9,3 7,9 9,2 10,7 7,8 8,6 8,8
Потребительск ие 8,5 9,2 8,9 - 9,5 9,6 8,5 9,2 9,1
Казначейства 8,8 9,3 6,8 10,1 8,8 11,1 4,9 9,2 7,3
Другие 8,7 9,2 8,8 9,8 8,3 10,6 9,3 9 9,1
Итог 8,8 9,4 7,6 10 9,1 10,6 6,2 9,4 8,0
Основная часть кредитования приходится на частные фирмы производственной отрасли (67,7%), в частности, на крупные компании с низким уровнем риска. Отметим что, ситуация в основном аналогична для всех стран Союза, за исключением некоторых стран, где применяемые процентные ставки по кредитам данной категории заёмщиков высоки (Нигер, Того и Мали).
В настоящее время действуют разнонаправленные факторы, влияющие на изменение уровня ставок по кредитам в зоне ЗАЭВС. Самым ярким примером является макроэкономические факторы, связанные с экономической конъюнктурой и денежно-кредитной политикой. Среди них важно подчеркнуть, высокие темпы роста неплатежей, меры по сдерживанию роста заработной платы и пенсий, увеличение объёма эмиссии ГКО, инфляция, ставки по депозитам, доходы на душу населения, тенденция снижения ставки рефинансирования BCEAO.
Микроэкономические факторы основаны на индивидуальном поведении и внутренних особенностях менеджмента банков. По ставкам рефинансирования Центрального банка следует отметить, что кредитные ставки банков чувствительны к изменениям ключевых ставок Центрального Банка, которые варьируются в среднем от 5,0% в краткосрочной и 5,25% в долгосрочной перспективе, а предельная ставка кредитования составляет от 5% [8]. Также, исследование МВФ свидетельствует о том, что с 1995 года в странах Африки к югу от Сахары, ключевые ставки центральных банков тесно связаны со ставками по кредитам банков, и в отличие от других регионов континента - подвержены более существительному воздействие в зоне ЗАЭВС [9].
Поэтому, с нашей точки зрения, попытки государства и монетарных властей противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежной эмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения, обесценение денежной массы, неплатежи, рост цен и самих процентных ставок.
Исследователи отмечают, что для участников рынка важно сопровождение решений регулятора в области процентной политики и банковского надзора подробными комментариями. Необходимо раскрывать основные методики расчёта показателей используемых при принятии решений в области денежно-кредитной политики [10].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы кредитования, которое могло бы способствовать снижению основных процентных ставок, не затрагивая интересы Центрального банка, коммерческих банков, государств, а также предприятий. На наш взгляд, важно упрощение банковских процедур при выдаче кредита, и увеличение ресурсов банков, ввиду повышенного спроса на займы за счёт предложения более высоких ставок по сбережениям. В этой связи, банкам зоны Союза следует пересмотреть платежную политику о предоставления банковских услуг клиентам в долгосрочной перспективе, провести адаптацию практики международного уровня, в том числе расширение перечня предоставляемых бесплатных услуг клиентам (обслуживание счёта, движение средств со счетов на счета, закрытие счетов и т. д.).
Литература
1. Жиделева В. С. Институт рефинансирования денежно-кредитного регулирования // Проблемы науки, 2014. № 8 (26). С. 61-64.
2. Reglement №10/2001/CM/UEMOA portant reglement financier des organes De IUEMOA. P.18.; Бамба Вадуа. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) в условиях недостаточного развития финансовых рынков. // Приоритетные Научные практические направления: От теории к практике. Сборник Материалов. XVII Международной Научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. С. 159-161.
3. BCEAO (1996): Définition et formulation de la politique monétaire, (462), août/septembre. P. 7-10.
4. Christiansen H. et Pigott C. Long term interest rate in globalised market. OCDE, 2012.
5. Diaw A., Ndiaye C. Tidiane. Determining factors of rates on loans in Senegal, Document de travail, BCEAO, 2012. C. 198.
6. Koffi S. K. Factors determining the difference in interest rates on loans in UEMOA countries, Revue Economique et monétaire de la BCEAO, 2008. №°3. Juin. P. 9-51.
7. Saunders A., Schumacher L. The determinants of bank interest rate margins: an international study. Journal of International Money and Finance, 2000. V. 19. P. 813-832.
8. Diop P. L. L'impact des taux directeurs de la BCEAO sur les taux débiteurs des banques, BCEAO. Note d'Information Statistique. №°483-484. Juillet-Août-Septembre, 1998.
9. Международный валютный фонд: годовой отчет 2010 содействие сбалансированному мировому подъему. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2010/pdf/ar10_rus.pdf/ (дата обращения: 10.09.2014).
10. Гасанов О. С. Процентная политика и инфляция в России // Финансы и кредит, 2012. № 7. С. 7-10.