Гасанов О.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) Эл. почта:о>?£а>?@таИ.ги Бамба Вадуа,
аспирант кафедры «Финансы и кредит» Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) Эл. почта: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
ФРАНЦИИ И СТРАН ЗОНЫ ФРАНКА CFA В УСЛОВИЯХ ЕГО ПРИВЯЗКИ К ЕВРО
В статье проведён сравнительный анализ банковской системы Франции и страны зоны франка CFA. Обосновывается гипотеза, что привязка франка CFA к единой европейской валюте, с одной стороны, позволила странам ЗАЭВС иметь исключительно стабильную для Африки валюту, но, с другой стороны, в случае обесценения валют стран-конкурентов, это может вызвать ряд негативных последствий, в частности: рост безработицы, сокращение экспорта и торможение развития товарного производства в целом.
Ключевые слова: банковская система стран ЗАЭВС, инфляция, денежно-кредитная политика, результаты привязки франка CFA к евро.
Oscar Gasanov, Bamba Vadoua
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BANKING SYSTEM IN FRANCE AND THE CFA FRANC ZONE COUNTRIES IN TERMS OF ITS PEG TO THE EURO
Abstract: the article provides a comparative analysis of the banking system in France and the countries of the franc CFA zone. The hypothesis is that the pegging of the CFA franc to the single European cur-
rency, on the one hand, has allowed UEMOA countries to have exceptionally stable currency in Africa, but on the other hand, in the case of currencies depreciation of competitor countries, the CFA-euro peg can cause a number of negative consequences, including: unemployment, difficulties in the sector of export deliveries and inhibition of development of commodity production in general.
Keywords: Banking system UEMOA countries, inflation, monetary policy, the results of the CFA franc pegged to the euro.
В организационном плане банковские системы Франции и стран ЗАЭВС (Западноафриканский Экономический и Валютный союз) очень близки. Банковское регулирование в зоне франка основано на традициях банковской системы Франции [1]. Однако на этом их сходство заканчивается. В настоящее время страны зоны франка CFA (африканского финансового сообщества) сталкиваются с новыми проблемами, в том числе недофинансированием экономики банковским сектором и его низкой способностью играть ведущую роль в экономическом росте. Существуют реальные потребности финансирования экономической деятельности, которые не всегда соответствуют европейской действительности [2]. Кроме того, меняется международная среда, и в связи с этим характер вопросов к евро, в качестве валюты для привязки франка CFA (ранее был привязан к французскому франку, сейчас к евро) и его влияние на денежно-кредитную политику стран союза.
Банковская система стран ЗАЭВС развита слабо. Уровень банковского финансирования хозяйственной деятельности в ЗАЭВС низок, а его стоимость довольно высока. Банковский сектор занимает разные положения в отдельных странах или региональных группах. Уровень проникновения бан-
ковской деятельности внутри стран ЗАЭВС составляет меньше 20% [3]. Банки ЗАЭВС предоставляют кредиты производственному сектору неохотно, несмотря на низкий уровень инфляции и избыточную ликвидность [4].
В этой связи основными источниками финансирования экономики являются французские банки, которые хо-
рошо закрепились в местной экономике и общественном сознании. Но их процентные ставки заметно выше тех, которые предлагаются в самой Франции. В подтверждение сказанному в таблице ниже приведены кредитные ставки, предлагаемые банками в ЗАЭВС и во Франции.
Таблица 1 - Динамика средней процентной ставки во Франции и ЗАЭВС
2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Франция в целом 11 3,7 3,5 4 3,7
Предприятия Франции 10 8 3,5 3 3,2
Домашние хозяйства Франции 10 10 5 5,8 5
ЗАЭВС в целом 8 7,8 7,8 7,3 7,5
Предприятия ЗАЭВС 9 8 8 7,8 7
Домашние хозяйства ЗАЭВС 13 12,6 12,3 12,2 12
Источник данных: Центральный банк ЗАЭВС (BCEAO)
Как показывают данные, только в условиях финансового кризиса 20082009гг. французские резиденты получали финансирование по ставкам от 8 до 10% годовых. После стабилизации процентные ставки во Франции упали до 3,5-4% в год. Одновременно за весь исследуемый период процентные ставки в странах ЗАЭВС оставались в пределах 7,5-8% годовых, то есть в два раза выше.
Французские банки находятся в центре финансирования экономики. По итогам 2013 года объем кредитов в экономику вырос на 1,4% и составил 1 970 млрд. Евро [5], в то время как французский ВВП за тот же период вырос всего на 0,2%. Французские банки также являются гарантами успешного проведения платежей, играя важную роль в экономике, основанной на торговле. Банковская система является одним из лидеров частного сектора экономики во Франции; она формирует около 2,8% ВВП страны [6]. Даже когда занятость населения упала в 2012 году, банки оставались ведущими работодателями, с более чем 370 тыс. работающих по найму.
Данный краткий обзор предшествует дальнейшей оценке точек расхождения и соприкосновения двух банковских систем.
1. Точки расхождения
Банковская система Франции стоит на фундаменте давних традиций. Действительно, система построена за несколько веков истории Франции, опираясь на развитие французской экономики и заимствуя методы ведения банковского дела соседних стран. Таким образом, она выросла из архаичной системы финансирования хозяйственной деятельности в централизованную систему, которая известна сегодня.
В отличие от французской, банковская система стран ЗАЭВС формировалась в условиях колонизации [7]. Она изначально направлена на обеспечение финансирования хозяйственной деятельности колоний и фирм метрополий. Система продолжает функционировать по такой же схеме и после получения независимости странами региона, финансируя французские компании в ущерб местным предприятиям.
В отличие от банковской системы ЗАЭВС, банковская система Франции адаптирована в международную финансовую систему, имеет тесные контакты с внешним миром и движется по пути преобразований французской экономики.
Такая эволюция происходила успешно, потому что сопровождалась поэтапным принятием финансово-банковского законодательства и созданием институциональной инфраструктуры. Например, как заинтересованное в присвоении части национальных сбережений лицо, французское государство содействует формированию фондов местных и региональных органов посредством закона 1984 года, который облегчает финансирование малого и среднего бизнеса.
После Второй мировой войны для того чтобы мобилизовать ресурсы для восстановления (реконструкции) Франции, происходила национализация банков Франции и вмешательство государства в процесс распределения кредитов. Тем не менее закон о банковской деятельности 1984г. стимулировал движение в сторону либерализации банковской системы путем открытия финансовых рынков. Таким образом, французские банки научились справляться с жесткой конкуренцией [8].
И, наоборот, в зоне ЗАЭВС, меры для укрепления банковской системы, и обновления её развития, были безуспешны; несмотря на то, что ориентиром для них был пример Франции. Создание банка развития и реализация отраслевой кредитной политики для финансирования, так называемых секторов роста развития прошли неудачно [9]. Это связано с утечкой финансовых ресурсов (напр., финансирование президентских кампаний или неэффективные меры государственных предприятий). Неуспех связан также с финансированием заведомо невыгодных неприоритетных проектов, которые инициировались
часто якобы для оптимального распределения финансовых ресурсов.
В настоящее время банковская система ЗАЭВС может показаться относительно надежной, но следует отметить, что в финансировании инвестиций малого и среднего бизнеса и сельского предпринимательства существует тревожная ситуация. Банки ЗАЭВС предпочитают хранить имеющиеся ресурсы в виде депозитов в других финансовых учреждениях. В странах ЗАЭВС доля депозитов доминирует в активах банков, в то время как во Франции это доля кредитов. Таким образом, в отличие от французских банков банки стран ЗАЭВС неэффективно осуществляют основную функцию банков - трансформацию депозитов в кредиты для частного сектора [10].
2. Точки соприкосновения
2.1. Стабильность денежно-кредитной политики
В процессе сближения двух банковских систем существуют и точки соприкосновения. Зона франка, к которой относится ЗАЭВС, является пространством относительно стабильных денежно-кредитных и экономических отношений. Для 14 стран-членов зоны франка полное членство в союзе означает: 1) установление твердого соотношения их валют с евро, которое не может изменяться без согласования с Францией; 2) свободный обмен франков CFA на евро; 3) контроль Франции над кредитной политикой эмиссионных банков стран-членов; 4) хранение всех их валютных резервов в евро; 5) отсутствие валютных ограничений между указанными странами; 6) сдачу выручки в иностранной валюте в централизованный пул при французском казначействе (65% -для стран Западной Африки и 80% - для Центральной Африки); 7) осуществление всех расчетов через валютный рынок в Париже [11]. Валютная политика стран-членов координируется валютным комитетом зоны франка.
Механизм валютных расчетов страны, входящей в зону франка, предусматривает свободный обмен франков CFA на евро через открытый на имя Центрального банка операционный счет в казначействе Франции. На этот счет Центральный банк соответствующей страны депонирует свои средства в евро и с него получает необходимые ему ресурсы. Обмен франков CFA на евро не ограничивается имеющейся на счете суммой. Счет может быть и дебетовым - Франция автоматически его пополняет. С суммы образовавшегося дебетового сальдо банк страны-должника уплачивает казначейству Франции процент, который прогрессивно возрастает по мере увеличения дебетового сальдо. При кредитовом сальдо процент уплачивает французское казначейство.
Банк Франции участвует со своими африканскими коллегами в функционировании института общей зоны. Это сотрудничество позволяет данным странам с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими системами получать выгоду от стабильной валюты [12]. Тем не менее связь между CFA и евро не позволяет африканским странам изменять курс своей валюты в зависимости от экономических конъюнктур. В период финансового кризиса 2008-2009 гг. страны ЗАЭВС пострадали от неопределенности в экономике Европы и европейской валюты [13]. Тем не менее эти риски амортизируются через механизм учета операций, который позволяет варьировать количество средств в обращении в зоне на основе депонирования средств в казначействе Франции и привязки местной валюты к евро.
С сильным евро страны ЗАЭВС находятся в невыгодном положении для экспортирования своей продукции вне Еврозоны, но могут импортировать по низким ценам оборудование за пределами зоны евро.
В случае подорожания евро, количество валюты по отношению к СДР
(Специальные права заимствования) или иным валютам, увеличивается, и Центральные банки кредитуют «счета операций» при французском казначействе, уменьшая тем самым свои резервы и нанося ущерб внутреннему кредитному рынку. Но такой механизм позволяет противодействовать инфляционным эффектам от сильного евро. В случае слабого евро французское казначейство дебетует операционный счет для кредитования Центральных банков стран ЗАЭВС [14].
Поэтому, привязывая свою валюту к развитым странам, Центральный банк ЗАЭВС намерен импортировать доверие к валюте-привязке (евро). В связи с этим фиксация обменного курса больше не воспринимается как причина неэффективности денежно-кредитной политики, но, как ограничение свободно принятое, направленное на повышение её эффективности.
В целом степень конвертируемости франка CFA с евро действительно вызывает доверие хозяйствующих субъ-ектов[15]. Не редкость, что в субрегионе Западной Африки некоторые хозяйственные операции совершаются в франках CFA, а не в мировых резервных валютах[16]. Экономические агенты, задействованные в операциях, уверены в отсутствии валютных рисков и сохранении стоимости и, следовательно, в надежности макрофинансовой стабильности зоны Союза.
2.2. Стабильность цен
Привязка франка CFA к евро имеет макроэкономическое значение для стран региона и отражается на финансовых системах. Приняв решение привязать свою валюту к евро с фиксированным обменным курсом (1 EUR = 656,04 франков CFA), страны ЗАЭВС стремятся обеспечить стабильность постоянного значения CFA по отношению к евро.
Эта политика требует вмешательства органов денежно-кредитного регулирования национального валютного
рынка и существенного поддержания международных резервов [17]. Таким образом, Центральный банк ЗАЭВС не имеет полного контроля над денежно-кредитной политикой. Действительно, денежная масса в странах зоны ЗАЭВС, по определению, складывается из двух составляющих: количества выдающегося внутреннего кредита ^С) и международных резервов страны (Ж).
Так, денежная масса включает в себя внутренний и международный элементы и выглядит следующим образом: М = БС + Ж
Денежная масса в стране может развиваться либо по внутренней кредитной экспансии, либо колебаниями валютных курсов, которые приводят к изменениям международных резервов. Таким образом, ЦБ может управлять DC, то есть внутренним элементом, но осуществляет ограниченный контроль над ГО., международным элементом.
Когда денежные власти реализует ограничительную кредитно-денежную политику, она может быть компенсиро-
вана расширением глобальной денежной массы.
Аналогичным образом, если денежно-кредитный орган осуществляет экспансивные действия (расширение DC), это увеличит темпы внутренней инфляции и временно превысит глобальную инфляцию. Избыток денег поступает в платежный баланс за счет увеличения импорта, что приведет к снижению золотовалютных резервов, и в конечном итоге, поставят под сомнение фиксированный обменный курс [18].
В экономику с фиксированным обменным курсом вмешивается денежно-кредитный орган, чтобы защитить валюту. Таким образом, инфляция, вызванная удорожанием обменного курса, будет ликвидирована.
На рисунке ниже приведена динамика уровня инфляции зоны евро и ЗАЭВС, которые близки между собой. Отличие заключается в более высоком характере инфляции в зоне франка CFA, но корреляция налицо и составляет около 0,88.
Рисунок 2 - Динамика уровня инфляции во Франции и ЗАЭВС, в %
Однако существуют и негативные факторы «привязки» франка CFA к евро, которые следует отметить. В первую очередь, с прогнозируемым укреплением евро повысится курс и африканского франка, соответственно ослабнут позиции Западной и Центральной Африки в ценовой конкуренции [19]. Опасность
«тем более» велика в условиях резкого обесценения валют Восточной и Юго-Восточной Азии.
Чем «дороже» евро, тем выше вероятность повторения ситуации, имевшей место в 1986-1993 гг., когда африканский франк вместе с французской валютой подорожал относительно доллара.
Почти одновременно снизились мировые цены на многие сырьевые товары, экспортируемые из Западной и Центральной Африки, осложнилась внутриполитическая обстановка [20]. Все эти отрицательные факторы привели к ухудшению экономического положения бывших французских колоний в Африке.
Итак, в момент перехода на евро странам с африканским франком необходимо было установить более низкий курс валюты относительно евро, то есть фактически девальвировать африканский франк. Несмотря на относительный успех предыдущей девальвации (в 1994 г.), государства зоны франка в Африке, по-видимому, постараются сохранить паритет относительно европейской валюты.
Страны с африканским франком в своем большинстве считают, что стабильность валютного курса способствует инвестиционной активности и торговле. Однако неясно, сумеют ли они сохранить завоеванные позиции на внешних рынках в условиях внешнеторговой экспансии азиатских, восточноевропейских, а также других африканских государств, активно использующих политику снижающегося курса национальной валюты для закрепления на старых и проникновения на новые рынки.
Основной статьей экспорта стран, входящих в зону франка в Африке, является нефть, согласно же прогнозу МБРР (до 2016 г.), будет наблюдаться её удешевление - относительно цен на нетопливные виды минерального и сельскохозяйственного сырья [21]. По-
следние будут расти в среднем на 1,1% в год, тогда как цены на продукцию обрабатывающей промышленности - примерно в два раза быстрее. Ориентированные на экспорт государства ЗАЭВС окажутся в более сложном положении.
Жесткая привязка к евро без снижения курса усугубляет экономические трудности в регионе. Экономическое развитие стран зоны франка CFA в 1990-х годах шло ускоренными темпами не в последнюю очередь благодаря обесценению африканского франка на 29% (данные за декабрь 1993 г. - май 1997г.). Девальвация привела к росту ВВП (в среднем на 5,8% за 1995-1998гг.) и сокращению бюджетного дефицита до 1,2% от ВВП. Динамика основных макроэкономических показателей развития региона приведена в табл. 2.
Прирост ВВП в 2010-2013 гг. составил 5% (в среднем за год) по сравнению с 2,4% в 1998-2001 гг. Уровень среднегодовой инфляции вырос с 2,1% в 1995-1998 гг. до 3,7% в 2010-2013 гг. Бюджетный дефицит увеличился с 1,2% в 1995-1998 гг. до 6,2% в 2010-2013 гг. Государственная внешняя задолженность росла в конце 1990-х годов - с 40% ВВП в 1995 г. до 110% в 1998-2001 гг. После наблюдается постоянное сокращение внешней задолженности, - к 2013 году она составляла 65% от ВВП. Доходы на душу населения (в реальном исчислении) в период с 1998г. по 2010г. сократились примерно на 20%, а в последующий период увеличились на 7%.
Таблица 2 - Динамика показателей экономического развития стран ЗАЭВС, в %
Показатели 2013-2010 2010-2007 2007-2004 2004-2001 2001-1998 1998-1995
Прирост ВВП 5,5 4,5 4,3 3,2 2,4 5,8
Уровень среднегодовой инфляции 3,7 3,8 3,9 4,2 4,8 2,1
Бюджетный дефицит 6,2 5 5,4 4,8 2,5 1,2
Государственная
внешняя задолженность по отношению 65 70 68 85 110 40
к ВВП
Источник: Центральный банк ЗАЭВС, расчеты авторов
Однако в целом результаты хозяйственного развития следует признать неудовлетворительными: регион остается экономически отсталым, продолжает сильно зависеть от экспорта немногих видов сырья - нефти, кофе, какао-бобов, хлопка, а также от иностранной помощи и списания кредиторами внешней задолженности.
При таких неоднозначных результатах сложно оценить целесообразность сохранения курса африканского франка относительно базовой валюты. Такая политика, несомненно, ограничивает инфляцию, но может вызвать рост безработицы, затруднит экспортные поставки и тормозит товарное производство в целом.
Заключение
В конечном счете, существует большое сходство в регулировании в зоне франка и во Франции. Макроэкономическая стабильность, вызванная привязкой франка CFA к единой европейской валюте, заложила основы стабильности в финансовом развитии в государствах-членах. Привязка валюты позволила странам ЗАЭВС иметь валюту, исключительно стабильную для Африканских стран, положив конец искушению «печатания денег». Денежная эмиссия находится под контролем Банка Франции. Общеизвестно, что ни одна страна не в состоянии увеличивать денежную массу вне зависимости от потребности в ней, в ином случае это может вызвать инфляцию и привести к замедлению темпов развития экономики.
Денежно-кредитная политика зоны CFA, безусловно, несколько пассивна по сравнению со странами Европы, в частности, Франции, тем не менее регион пользуются репутацией иностранного финансового органа для достижения стабильности в денежно-кредитной сфере. В связи с этим фиксация обменного курса больше не воспринимается как показатель неэффективности денежно-кредитной политики, но как эле-
мент ограничения свободно принимаемых решений для повышения эффективности денежно-кредитной политики. Однако жесткая привязка к евро без возможности снижения курса усугубляет экономические трудности в регионе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Jacoud G., 1999, Le Système Bancaire Français, Synthèse, Edition Armand.
2. Mlambo K. et Ncube M. (2011), "Competition and Efficiency in the Banking Sector in South Africa", African Development Review, Vol. 23, N° 1, pp. 415
3. Африканский экономический отчет, 2013.
4. Ежегодный отчет Банковской комиссии ЗАЭВС, 2013.
5. Banque de France, Observatoire de la microfinance, décembre 2013.
6. Banque de France, Stat Info Dette bancaire et endettement de marché des SNF, 11/02/2014.
7. Ary T., 2002, Libéralisation Financière et Intermédiation bancaire dans l'UEMOA : une Analyse sur Données de Panel, 15e Journées Internationales d'Economie Monétaire et Bancaire, Lyon, 6-7 juin.
8. Federation bancaire française «Rapport FBF 2013 secteur bancaire». -URL :
http://www.fbf.fr/fr/files/9GYGQD/Rappo rt-FBF-2013 -secteur-bancaire.pdf.
9. UEMOA (2008), Rapport annuel de la commission sur le fonctionnement et l'évolution de l'Union. Adresse consultée:
http://www.uemoa.int/Publication/Ra pport_Activite_UEMOA.htm.
10. Kuhry Y. Weill L. (2010), «Financial Intermediation and Macroeconom-ic Efficiency», Applied. Financial Economics, Vol. 20, N° 15, pp. 1185-1193.
11.Christophe Lobe Zako, 2005, Radiographie des systemes bancaires d'Afrique Francophone.
12.Wikipedia «Franc CFA» http://fr.wikipedia.org/wiki/Franc_CFA.
13. Banque mondiale, Perspectives pour l'économie mondiale: 2009. Washington, D.C.: Banque mondiale, 2008b.
14. Azam J-P., Biais B., Dia M., 2004, "Privatisation in Developing Economies: the Case of West African Banks", Journal of African Economies, Vol. 13, No. 3.
15. Delage A., Massiera A, 1994, Franc CFA: Enjeux et perspectifs, (Paris: France, bibliothèque de développement, Edition L'Harmattan).
16. Guide, A-M., C. Patillo, and J. Christensen, 2006, «Africa Faces Many Obstacles in Developing Financial Systems», Finance and Development, Africa Makes Its Move, December.
17. Koffi, S. K. Les déterminants du différentiel des taux d'intérêt débiteurs entre les pays de l'UEMOA, Revue Economique et monétaire de la BCEAO, 2008. № 3. P. 9-51.
18. Kaplan S. (2009), «Mesure de la Performance des Banques dans les Pays en Voie de Développement: le cas de l'UEMOA», Revue africain de developpement, Vol. 21, № 2, P. 367-399.
19. IMF (2012), «West African Economic and Monetary Union: Staff Report on Common Policies for Members Countries», IMF Country Report, N° 12/59.
20. Chanu, P.-Y., 2004, «Au Delà des Apparences Techniques, une Inquiétante Réforme Bancaire: les Enjeux de Bâle II», Analyses et Documents Economiques, No. 95, Février.
21.World Bank, Safety Nets and the Current Economic Crisis, presentation PowerPoint, 2009.
REFERENCES
1. Jacoud G., 1999, Le Système Bancaire Français, Synthèse, Edition Armand.
2. Mlambo K. et Ncube M. (2011), "Competition and Efficiency in the Banking Sector in South Africa", African De-
velopment Review, Vol. 23, N° 1, pp. 4 -15
3. African Economic Report. 2013.
4. Annual Report of the Banking Commission of UEMOA, 2013.
5. Banque de France, Observatoire de la microfinance, décembre 2013.
6. Banque de France, Stat Info Dette bancaire et endettement de marché des SNF, 11/02/2014.
7. Ary T., 2002, Libéralisation Financière et Intermédiation bancaire dans l'UEMOA : une Analyse sur Données de Panel, 15e Journées Internationales d'Economie Monétaire et Bancaire, Lyon, 6-7 juin.
8. Federation bancaire francaise «Rapport FBF 2013 secteur bancaire». -URL : http://www.fbf.fr/fr/files/9GYGQD/Rappo rt-FBF-2013 -secteur-bancaire.pdf.
9. UEMOA (2008), Rapport annuel de la commission sur le fonctionnement et l'évolution de l'Union. Adresse consultée:
http://www.uemoa.int/Publication/Ra pport_Activite_UEMOA.htm.
10. Kuhry Y. Weill L. (2010), «Financial Intermediation and Macroeconom-ic Efficiency», Applied. Financial Economics, Vol. 20, N° 15, pp. 1185-1193.
11.Christophe Lobe Zako, 2005, Radiographie des systemes bancaires d'Afrique Francophone.
12.Wikipedia «Franc CFA» http://fr.wikipedia.org/wiki/Franc_CFA.
13. Banque mondiale, Perspectives pour l'économie mondiale: 2009. Washington, D.C.: Banque mondiale, 2008b.
14. Azam J-P., Biais B., Dia M., 2004, "Privatisation in Developing Economies: the Case of West African Banks", Journal of African Economies, Vol. 13, No. 3.
15. Delage A., Massiera A, 1994, Franc CFA: Enjeux et perspectifs, (Paris: France, bibliothèque de développement, Edition L'Harmattan).
16. Guide, A-M., C. Patillo, and J. Christensen, 2006, «Africa Faces Many
Obstacles in Developing Financial Systems», Finance and Development, Africa Makes Its Move, December.
17. Koffi, S. K. Les déterminants du différentiel des taux d'intérêt débiteurs entre les pays de l'UEMOA, Revue Economique et monétaire de la BCEAO, 2008. № 3. P. 9-51.
18. Kaplan S. (2009), «Mesure de la Performance des Banques dans les Pays en Voie de Développement: le cas de l'UEMOA», Revue africain de developpement, Vol. 21, № 2, P. 367-399.
19. IMF (2012), «West African Economic and Monetary Union: Staff Report on Common Policies for Members Countries», IMF Country Report, N° 12/59.
20. Chanu, P.-Y., 2004, «Au Delà des Apparences Techniques, une Inquiétante Réforme Bancaire: les Enjeux de Bâle II», Analyses et Documents Economiques, No. 95, Février.
21. World Bank, Safety Nets and the Current Economic Crisis, presentation PowerPoint, 2009.