УДК 94(470.47)
ББК Т3(Рос.Калм)63-542
Е.Н. Убушаев1, Н.А. Каманджаев2
1Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова 2Калмыцкий научный центр Российской академии наук
АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА БЮРО
КАЛМЫЦКОГО ОБКОМА КПСС В 1957-1991 гг.
В статье на основе материалов Национального архива Республики Калмыкия предпринята попытка анализа политической элиты Калмыкии на примере бюро Калмыцкого обкома КПСС в период с 1957 по 1991 гг. Состав членов бюро описан по нескольким характеристикам: год и место рождения, длительность работы в бюро, национальность, образование, должность и пол. Исследование показало, что большинство членов бюро имели высшее образование в области сельского хозяйства и промышленности. Возрастная структура членов бюро является удовлетворительной. Большая часть членов бюро не были выходцами из Калмыкии, и русские имели численное большинство в составе бюро. Также наблюдалось преобладание мужчин.
Ключевые слова: бюро, областной комитет, Калмыцкая АССР, КПСС, политическая элита, кадровый состав, региональная номенклатура.
E.N. Ubushaev1, N.A. Kamandzhaev2
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov 2Kalmyk Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences
THE REVIEW OF THE STAFF OF THE BUREAU OF THE KALMYK REGIONAL COMMITTEE OF THE COMMUNIST PARTY FROM 1957 TILL 1991
This article considers the main biographical characteristics of members and candidate members of the CPSU Kalmyk Regional Committee Bureau in 1957-1991. The characteristics include the year and place of birth, total time worked in the bureau, nationality, educational level, academic major, positionand gender. We have revealed that the majority of members and candidate members of the bureau had a higher education in the field of agriculture and industry. The age structure of the bureau members and candidate members is satisfactory.Most of the bureau members and candidate members were not born in Kalmykia. As a result, the Russians greatly outnumbered the Kalmyks in the bureau. Also the number of men was bigger than the number of women in the bureau.
Key words: bureau, regional committee, Kalmyk ASSR, CPSU, political elite, staffing, regionalnomenklatura.
9 января 1957 г. с выходом указа Верховного Совета РСФСР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края» восстанавливалась автономия народа, пребывавшего в ссылке 13 лет. Вместе с ней восстанавливались и органы управления автономией: 24 ноября 1956 г. было создано Организационное бюро Калмыцкой областной парторганизации, 21 декабря 1956 г. начал свою работу Оргкомитет по Калмыцкой автономной области [1, с. 610-611].
29 декабря 1957 г. на организационном пленуме Калмыцкого обкома КПСС был избран первый после возращения из ссылки состав бюро [2]. Именно эта дата служит начальной хронологической рамкой настоящего исследования.
Конечной хронологической рамкой выступает последнее заседание бюро Калмыцкого рескома КП РСФСР, состоявшееся 25 августа 1991 г. На нем было принято постановление, согласно которому республиканский комитет подчинялся указу Президента РСФСР от 23.08.1991 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» [3].
Бюро областных комитетов КПСС в соответствии со статьей 23 Устава КПСС (редакция 1961 г. с частичными изменениями на XXIV съезде КПСС (1971 г.) являлось «исполнительным органом», который «руководит всей текущей работой партийной организации».
М.С. Восленский в своей работе под названием «Номенклатура: господствующий класс Советского Союза», подчеркнув, что партийные комитеты разных уровней «принимают все до единого политического решения любого масштаба в СССР», отдельно выделил то, что «окончательные решения принимают бюро и секретариаты партийных комитетов» [4, с. 127-128]. Тем самым становится ясно, что данные органы являлись весьма значимыми в деле управления и развития подведомственных им территорий, а следовательно, значимыми являются и персоналии членов этих органов.
Настоящая статья посвящена анализу кадрового состава бюро Калмыцкого обкома КПСС в период с 1957 по 1991 гг., который был проведен посредством рассмотрения таких биографических характеристик, как год и место рождения, время пребывания в составе бюро, национальность, уровень и профиль образования, занимаемая должность, пол.
Источниковой базой исследования послужили документы из Национального архива Республики Калмыкия, представляющие собой материалы пленумов и заседаний бюро обкома, личные дела членов обкома и работников Совета министров КАССР, биографические справки депутатов Верховного Совета КАССР. Вследствие того что данная тема еще не становилась предметом какого-либо исследования, значительная часть источников вводится в научный оборот впервые.
Е.Н Бадмаева в своей статье «Некоторые вопросы управленческой политики в советской России в 1920-1930-е гг. (на примере Калмыкии)» отмечает, что «в калмыцкой историографии практически нет работ, посвященных исследованию кадрового состава органов управления народным хозяйством на региональном уровне...». Действительно, работ, посвященных анализу кадрового состава органов власти Советской Калмыкии, крайне мало. При этом большинство из них посвящено довоенному периоду [5-9].
Исключение составляет лишь Раздел V второго тома коллективной монографии «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней», написанный К.Н. Максимовым. Пожалуй, это единственный автор, который хоть как-то уделил внимание проблеме кадрового состава органов власти Калмыкии в период после возвращения калмыков из ссылки. Однако им были проанализированы лишь биографические характеристики депутатского корпуса Верховного Совета КАССР [1, с. 615, 624, 625, 645, 660, 666, 684, 685].
Всего в период с 1957 по 1991 гг. в статусе членов и кандидатов в члены бюро проработало 74 и 35 чел. соответственно [10]. 72 члена и 34 кандидатов в члены бюро были мужчинами [11, 12].
Данный факт шел вразрез с механизмом формирования депутатского корпуса Верховного Совета КАССР. По данным К.Н. Максимова, в рассматриваемый период доля женщин в составе депутатов ВС КАССР поддерживалась на уровне 35,4% (1957 г.) - 41,6% (1980 г.) [1, С. 616, 625, 645, 666].
Национальный состав членов бюро выглядел следующим образом: калмыки -35 чел. (47,3%), русские - 38 чел. (51,4%), украинцы - 1 чел. (1,4 %)[11]. Похожим было данное распределение и по кандидатам в члены бюро: калмыки - 15 чел. (42,9%), русские - 18 чел. (51,4%), лезгины - 1 чел. (2,9%), украинцы - 1 чел. (2,9%) [12].
Возрастные характеристики всегда являлись весьма важными при оценке эффективности того или иного правительства. Брежневский период «застоя» в СССР весьма наглядно показал, что опора на возрастные кадры в деле управления государством является весьма рискованной политикой. Вместе с тем нежелательно, чтобы политическая элита была и слишком молодой, так как молодость обычно означает недостаток опыта. Таким образом, желательно, чтобы лидеры на момент исполнения своих обязанностей находились в приемлемых физических и умственных кондициях, но при этом обладали необходимым для осуществления своих обязанностей опытом. В качестве этой «золотой середины» можно обозначить диапазон в 40-55 лет.
Средний возраст начала работы в бюро для его членов составлял 44 года и 6 месяцев, для кандидатов - 42 года и 11 месяцев. Средний возраст окончания работы в бюро у его членов был равен 49 годам и 6 месяцам, у кандидатов в члены - 46 годам и 2 месяцам. Следовательно, среднее время работы в бюро для его членов равнялось 4 годам и 11 месяцам, а для кандидатов в члены - 3 годам и 3 месяцам. Если провести общие расчеты на основании возрастных характеристик членов и кандидатов в члены бюро, то получится следующая картина: средний возраст начала работы в бюро - 44 года, средний возраст окончания работы в бюро - 48лет и 6 месяцев, среднее время работы в бюро - 4года и 6 месяцев [9-12].
Таким образом, несмотря на декларировавшиеся в СССР принципы равенства полов и народов, распределение государственных должностей с реальными властными полномочиями проходило не совсем в соответствии с половым и национальным составом республики. В свою очередь, возрастная структура членов и кандидатов в члены бюро выглядит вполне удовлетворительной.
В рассматриваемый период 6 кандидатов в члены бюро сумели дорасти до его членов, и, наоборот, 2 члена бюро были «низложены» до статуса кандидатов в члены [13].
Должностной состав членов бюро оставался относительно стабильным на всем протяжении рассматриваемого периода. 1-й, 2-й секретари обкома, секретарь обкома, председатель республиканского Совета Министров, а также 1-й секретарь Элистинско-гогоркома избирались в качестве членов бюро во всех его первоначальных составах с 29 декабря 1957 по 3 ноября 1990 г. [10, 11].
Среди кандидатов в члены бюро таких результатов не было ни у одной должности. Самой избираемой была должность 1-го секретаря обкома ВЛКСМ: он не был избран лишь в двух первоначальных составах бюро из одиннадцати [10, 12].
Образованность правящей элиты имеет одно из основополагающих значений в достижении устойчивого социально-экономического развития управляемой ею территорией. В теории квалификация в одной из областей народного хозяйства позволяет намного лучше понимать процессы функционирования основных хозяйствующих субъектов. Нельзя исключать и общеобразовательный фактор, когда багаж знаний, напрямую не связанный со сферой государственного управления и народного хозяйства, может помочь должностному лицу в осуществлении своей деятельности.
Высшее образование имели 57 членов и 28 кандидатов в члены бюро. Три члена бюро и два кандидата в члены бюро имели неоконченное высшее образование. Шесть членов бюро и два кандидата в члены бюро имели среднее специальное образование. Пять членов бюро и один кандидат в члены бюро довольствовались лишь средним образованием.
Один кандидат в члены и один член бюро имели неоконченное среднее образование. Большая часть членов бюро без высшего образования (11 чел.) находилась в его составе в период с 1957 по 1966 гг. В дальнейшем, вплоть до 1991 г., подавляющее большинство членов бюро имело высшее образование [11, 12].
Всего членами бюро со степенью кандидата наук в рассматриваемый период было 9 человек. Один из них был членом бюро в 1960-е гг., двое других получили степень кандидата наук в 1980-е гг. Значительное увеличение количества членов бюро, имевших степень кандидатов наук, наблюдается в 1970-е гг. (6 чел.). Также в рассматриваемый период среди кандидатов в члены бюро было пять кандидатов наук, двое из них работали в бюро в течение 1970-х гг., трое - в 1980-х гг. [14]
Прежде чем начать рассмотрение образовательных профилей членов и кандидатов в члены бюро, следует затронуть партийное образование, имевшее большое значение в подготовке и выдвижении руководящих кадров.
Установлено, что как минимум 29 членов бюро имели партийное образование разных уровней: двое имели среднее партийное образования, 27 - высшее партийное образование. 8 кандидатов в члены бюро имели высшее партийное образование. При этом оно было единственным высшим для восьми членов и четырех кандидатов в члены бюро[11, 12].
Из всего этого следует, что чуть больше трети членов бюро и около 1/5 кандидатов в члены бюро имели партийное образование, полученное большей частью из них в качестве второго высшего.
Распределение членов бюро по профилю образования было следующим: 18 чел. с инженерным профилем, 9 чел. с агрономическим, 8 чел. с педагогическим, 7 чел. с зоотехническим, по 5 чел. с экономическим и историческим, 3 чел. с юридическим, 2 чел. с техническим и по 1 чел. с партийным, военным, плановым, физико-математическим и финансовым [11]. Из этого следует, что среди членов бюро специалисты реального сектора экономики (аграрии, зоотехники и инженеры) количественно преобладали над представителями общественных и гуманитарных специальностей (педагоги, историки, экономисты, юристы).
Более ровным было аналогичное распределение кандидатов в члены бюро: 6 чел. с инженерным профилем, 4 чел. с аграрным, по 3 чел. с партийным (у 5 чел. в качестве второго высшего), зоотехническим, юридическим и историческим, по 2 чел. с педагогическим и экономическим, по 1 чел. с военным, физико-математическим, журналистским и техническим [12].
В процессе исследования удалось установить количество условно «местных» и «неместных» членов бюро, то есть людей, которые либо являлись уроженцами Калмыкии, либо нет. Данный показатель известен для 71 члена и 32 кандидатов в члены бюро [11, 12].
В рассматриваемый период 22 члена бюро являлись уроженцами Калмыкии, 49 - уроженцами других регионов РСФСР и республик Советского союза. Информация по регионам рождения представлена ниже в виде таблицы [11]:
Таблица 1
Распределение членов бюро по регионам рождения
Регион Количество человек
Ростовская область 8
Ставропольский край 8
Астраханская область 5
Волгоградская область 3
Тюменская область 3
Краснодарский край 2
Красноярский край 2
Пермская область 2
Башкирская АССР 1
Вологодская область 1
Камчатская область 1
Кемеровская область 1
г. Москва 1
Новосибирская область 1
Омская область 1
Орловская область 1
Тульская область 1
Саратовская область 1
ЧИАССР 1
Ярославская область 1
РСФСР: 45
Ворошиловградская область 2
Донецкая область 1
УССР: 3
г. Бендеры 1
МССР: 1
Всего: 49
Как можно заметить, наиболее представительными регионами в данном списке оказались Ростовская, Астраханская и Волгоградская области, а также Ставропольский край. Причинами этого являются как общий фактор близости данных регионов к Калмыкии, так и, в случае с Ростовской областью, фактор бывшего расселения калмыков (Сальский округ Области Войска Донскго), а в случае с Астраханской областью -фактор бывших территорий Калмыкии, когда до 1943 г. в ее состав входили территории Лиманского и Приволжского районов Астраханской области.
Из восьми уроженцев Ростовской области четверо являлись этническими калмыками. В свою очередь, таковыми являлись все пять представителей Астраханской области и один представитель Ставропольского края. Калмыками также были уроженцы Новосибирской (1 чел.), Тюменской (2 чел.) областей и Красноярского края (2 чел.), появившиеся на свет в период депортации калмыцкого народа 1943-1957 гг. [15].
В рассматриваемый период 10 кандидатов в члены бюро были уроженцами Калмыкии, 22 - уроженцами других регионов РСФСР и республик Советского союза. Информация по регионам рождения представлена в следующей таблице [12]:
Таблица 2
Распределение кандидатов в члены бюро по регионам рождения
Регион Количество человек
Ростовская область 5
Волгоградская область 3
Красноярский край 3
Брянская область 1
Кировская область 1
Калининская область 1
Саратовская область 1
Ставропольский край 1
Томская область 1
Тюменская область 1
РСФСР 18
Запорожская область 1
г. Киев 1
УССР
Кустанайская область 1
Казахская ССР 1
г. Бендеры 1
МССР 1
Итого 22
Два представителя Ростовской области в данном списке являлись калмыками. Таковыми также являлись представители Красноярского края (3 чел.) и Тюменской области (1 чел.), рожденные в период депортации калмыцкого народа 1943-1957 гг. [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемый период среди членов и кандидатов в члены бюро преобладали выходцы из других регионов Советского Союза (преимущественно регионов РСФСР), при этом стоить отметить, что одну треть из них составляли этнические калмыки.
В заключение дадим общую картину рассмотренных в рамках данной статьи биографических характеристик. Большинство членов и кандидатов в члены бюро имели высшее образование, связанное преимущественно с сельским хозяйством и промышленностью. Возрастная структура членов и кандидатов в члены бюро выглядит вполне удовлетворительно: в среднем они начинали и заканчивали свою работу в бюро в промежутке от 44 до 48,5 лет. Большинство членов и кандидатов в члены бюро не являлось уроженцами Калмыкии. Как среди членов, так и среди кандидатов в члены бюро русские численно преобладали над калмыками. Также на всем протяжении рассматриваемого периода в бюро наблюдается количественное доминирование мужчин над женщинами.
Список литературы
1. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. - Элиста: Герел, 2009. Т.2. 840с.
2. Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК). Ф. П-1. Оп. 4. Д. 8. Л. 3.
3. НАРК. Ф. П-1. Оп. 63. Д. 32. Л. 3.
4. Voslensky M. Nomenklatura: The Ruling Class in the Soviet Union. London, Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. 671 p.
5. Бадмаева Е.Н.Исторический опыт формирования и развития органов государственного управления в Калмыкии в 1917-1943 гг. - Элиста: КалмНЦ РАН. - 2017. -241 с.
6. Бадмаева Е.Н. Некоторые вопросы управленческой политики в советской России в 1920-1930-е гг. (на примере Калмыкии) // Монголоведение. - 2016. - №9. - С. 5-16.
7. Согданова З.Г., Оконов Б.А. Народные избранники Советов депутатов трудящихся: кадровый состав Улан-Хольского, Троицкого и Западного улусного советов. 1939-1943 гг. // М§пааа8Ш£Ш81опа81иаютт. - 2017. - №1. - С.104-110.
8. Убушаев Е.Н.Изменения в руководящем составе Калмыкии вследствие политических репрессий в 30-е гг. ХХ в // Востоковедные исследования в Калмыкии: Сборник научных трудов. - Элиста: КалмГУ, 2007 - С.108-113.
9. Убушаев Е.Н. Советско-партийный аппарат Калмыкии: становление и развитие руководящего состава (1917 - 30-е гг. XX в.): дис. ... канд. ист. наук. - Астрахань, 2005. - 188 с.
10. НАРК.Ф. П-1. Оп. 4. Д. 8. Л. 3; Д. 64. Л 21-22; Д. 100. Л. 3; Д. 150. Л 2-3; Д. 230. Л. 2; Оп. 9. Д. 5. Л. 1-2; Оп. 12. Д. 10. Л 3-4; Оп. 18. Д. 8. Л. 3-4; Оп. 22. Д. 7. Л. 2-4; Оп. 36. Д. 7. Л. 2-3; Оп. 37. Д. 20. Л. 2-3; Оп. 46. Д. 102. Л. 2-3; Оп. 54. Д. 7. Л. 2-3; Оп. 57. Д. 5. Л. 8-9; Оп. 62. Д. 22. Л. 8, 30.
11. НАРК. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 6. Л. 27, 44, 62, 64, 90, 126, 165; Д. 7. Л. 20, 37, 63, 190; Д. 61-а. Л. 6, 16, 18, 24; Оп. 52. Д. 15; Д. 24; Д. 51. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 99. Л. 12, 25, 34; Д. 2935. Л. 45, 62, 74, 84. Ф. Р-309. Оп. 1л. Д. 18. Л. 1; Д. 490; Д. 793. Ф. П. 22. Оп. 27. Д. 35.
12. НАРК. Ф. П-1. Оп. 6лс. Д. 3465; Д. 3681. Оп. 7. Д. 93; Д. 105. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 99. Л. 44; Д. 179. Л. 101; Д. 825. Л. 4, 11, 17, 96; Д. 881. Л. 11, 39, 98, 107; Д. 2919. Л. 21, 25, 44, 47, 95. Ф. Р-309. Оп. 1л. Д. 490; Д. 593; Д. 1380. Л 129; Д. 1429
13. НАРК. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 44. Л. 17; Д. 259. Л. 3; Д. 263. Л. 19; Д. 265. Л. 2; Оп. 18. Д. 8. Л. 4; Оп. 57. Д. 5. Л. 8, 9; Оп. 62. Д. 22. Л. 30.
14. НАРК. Ф. П-1 Оп. 6. Д. 3723; Оп. 26. Д. 33; Оп. 52. Д. 10, 24; Д. 51; Оп. 65. Д. 194; Оп. 66. Д. 176; Д. 188. Ф. Р-1. Оп. 4 Д. 825. Л. 17; 63; 96; Д. 881. Л. 1, 35, 81, 107; 119; Д. 2919. Л. 114; Д. 2920. Л. 9, 14, 44, 76; Д. 2922. Л. 40; Д. 2935. Л. 11, 15, 45. Ф. Р-309. Оп. 1л. Д. 593
15. НАРК. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 6. Л 64; Д. 7. Л. 63, 190; Оп. 66. Д. 33; Д. 129; Д. 168; Д. 182; Д. 196; Д. 288.Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 179. Л.26, 67, 68; Д. 825. Л. 63; Д. 881. Л. 1, 11; Д. 2920. Л. 24, 44, 61; Д. 2922. Л. 29; Д. 2935. Л. 25, 45, 62, 84. Ф. Р-309. Оп. 1л. Д. 1052.
16. НАРК. Ф. П-1. Оп. 14 Д. 19; Оп. 66. Д. 148; Д. 188. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 825. Л. 63; Д. 881. Л. 1, 11; Д. 2919. Л. 21; Д. 2920. Л. 24; Д. 2935. Л. 25. Ф. Р-309. Оп. 1л. Д. 1380 Л. 129.