МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
INFLUENCE WORK EXPERIENCE PHYSICIAN FOR MEDICAL EFFICACY OF DIAGNOSIS AND TREATMENT POLYCLINICS
PRIVATE NETWORK Volnukhin A. (Russian Federation) ВЛИЯНИЕ СТАЖА РАБОТЫ ВРАЧА НА МЕДИЦИНСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В. (Российская Федерация)
Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin Artem - кандидат медицинских наук, ассистент,
кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Abstract: the formation of the competitiveness of the organization, including Medicare, the important role is played by the corporate culture. With proper management, corporate culture can be an important mechanism for improving quality of care and patient satisfaction to receive medical services and medical staff - work. In assessing the impact of corporate culture on the quality of care in the network of non-governmental clinics, it was found that it is not sufficiently contribute to the provision of quality medical care and does not form a persistent motivation of health personnel to the continuous improvement of the quality of care.
Аннотация: в формировании конкурентоспособности организации, в том числе медицинской, немаловажная роль отводится корпоративной культуре. При грамотном управлении, корпоративная культура может быть важным механизмом повышения качества медицинской помощи, а также удовлетворенности пациентов получаемыми медицинскими услугами, а медицинского персонала - трудом. При оценке влияния корпоративной культуры на качество медицинской помощи в сети негосударственных поликлиник, было установлено, что она в недостаточной степени способствует оказанию качественной медицинской помощи и не формирует стойкой мотивации у медицинского персонала к непрерывному повышению качества медицинской помощи.
Keywords: quality of care, corporate culture, competitive, non-government health center. Ключевые слова: качество медицинской помощи, корпоративная культура, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.
В формировании конкурентоспособности организации, в том числе медицинской, немаловажная роль отводится корпоративной культуре (КК) [1-3]. К факторам, через которые КК способна влиять на конкурентоспособность медицинской организации, относятся: внимание руководства к профессионализму сотрудников, координация и согласованность действий сотрудников, эффективность стиля руководства, атмосфера в коллективе, мотивация сотрудников, осознание миссии организации, наличие социального пакета, существование корпоративных традиций и досуга. Механизмами являются: вовлеченность в процесс труда и инновации, удовлетворенность компанией, формирование этики общения с клиентами и партнерами [4].
В последнее время особый интерес для исследований представляет КК медицинских организаций. Так, в зарубежных работах рассматриваются вопросы, касающиеся
70
социальных аспектов здоровья, взаимоотношений врача и пациента, качества медицинской помощи (КМП), особенностей применения персонал-технологий [5-7]. Подтверждено, что изменение КК может быть одним из механизмов повышения КМП [8]. Проведены научные исследования и в России. Они посвящены изучению кадрового потенциала организаций здравоохранения, управлению медицинским персоналом, взаимоотношениям врача и пациента [9-10].
По данным проведенных в России и за рубежом исследований при грамотном управлении, КК может быть важным механизмом повышения КМП [12-13], а также удовлетворенности пациентов получаемыми медицинскими услугами, а медицинского персонала - трудом [14].
При проведении комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы на рынке медицинских услуг, нами был проведен анализ влияния КК на КМП. В качества параметра, определяющего влияния КК, был выбран стаж работы врача в медицинской организации. Это было обусловлено тем, что чем больше стаж работы в организации, тем в большей степени сотрудник разделяет ценности ее КК. Таким образом, степень и характер влияния стажа на КМП является косвенным отражением влияния на этот показатель КК.
Было установлено, что стаж работы врача в сети негосударственных поликлиник оказывает влияние на такие параметры КМП, как адекватность лабораторного обследования, консультативной помощи и кратности посещений (табл. 1). Достоверной связи с другими параметрами выявлено не было. При этом стаж оказывает некоторое положительное влияние на адекватность лабораторного обследования только через 4-5 лет работы, способствуя статически значимому увеличению частоты случаев адекватного обследования и снижению частоты недостаточного обследования, не влияя на частоту избыточного обследования. Примечательно, что частота избыточного обследования сопоставима у всех врачей, не зависимо от стажа, с незначительной тенденцией к росту по мере увеличения последнего.
Стаж работы оказывает положительное влияние на адекватность консультативной помощи. Об этом свидетельствует статистически значимое увеличение частоты случаев адекватного назначение консультаций специалистов, но только через 6 лет работы; а также снижение частоты случаев их избыточного назначения.
Положительное влияние стажа работы на кратность посещений было зафиксировано только в первые 5 лет работы, без достоверного влияния на частоту случаев избыточной кратности посещений.
Таблица 1. Качество медицинской помощи, оказываемой врачами с различным стажем
работы в сети
Стаж работы в сети Лабораторное обследование (%)
Адекватное Недостаточное Избыточное Всего
0-3 года 15,0* 46,8? 38,2 100,0
4-5 лет 23,2*? 34,3*? 42,5 100,0
> 6 лет 12,1? 46,0* 41,9 100,0
р-значение (фи-критерий) * <0,01 ? <0,001 * <0,01 ? <0,001 >0,05
Хи-квадрат = 17,03 (р=0,002) Коэффициент Чупрова/Крамера = 0,06
Консультативная помощь (%)
0-3 года 65,9# 15,8* 18,3* 100,0
4-5 лет 72,6 8,9*# 18,5& 100,0
> 6 лет 72,6# 15,7# 11,7*& 100,0
р-значение (фи-критерий) #<0,02 * <0,01 #<0,02 * <0,01 &<0,05
Хи-квадрат = 12,53 (р=0,01) Коэффициент Чупрова/Крамера = 0,06
Кратность посещений (%)
0-3 года 56,6*? 37,1#? 6,3 100,0
4-5 лет 68,0* 27,4# 4,6 100,0
> 6 лет 68,6? 25,9? 5,5 100,0
р-значение (фи-критерий) * <0,01 ? <0,001 #<0,02 ? <0,001 >0,05
Хи-квадрат = 16,10 (р=0,003) Коэффициент Чупрова/Крамера = 0,07
В целом можно говорить о том, что сложившаяся в сети негосударственных поликлиник КК в недостаточной степени способствует оказанию качественной медицинской помощи и не формирует стойкой мотивации у медицинского персонала к непрерывному повышению КМП. Это указывает на необходимость организационных изменений с целью формирования КК, основной ценностью которой будет непрерывное улучшение КМП.
Литература
1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
2. Зайцева Н. В., Левитский М. В. Роль руководителя в формировании организационной культуры медицинской организации // Детская хирургия, 2013. № 5. С. 52-55.
3. Дашкова Е. С. Особенности корпоративной культуры в организациях системы здравоохранения // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2014. № 1. С. 68-72.
4. Первакова Е. Е. О механизмах воздействия корпоративной культуры на эффективность и производительность труда // Управление корпоративной культурой, 2012. Т. 3. С. 194-205.
5. Marmot M. G., Davey Smith G., Stansfeld S. A. et al. Health inequalities among British civil servants: the Whitehall II Study // Lancet, 1991. Vol. 337. P. 1387-93.
6. Link B., Phelan J. Social conditions as fundamental causes of disease // J. Hlth Soc. Behav., 1995. Extra Issue. P. 80-94.
7. Deaton A. Health, inequality, and economic development, 2001. [Electronic resourse]. URL: http://www.nber.org/papers/w8318.pdf/ (date of access: 26.12.2016).
8. Huw TO Davies, Sandra M. Nutley, Russell Mannion. Organisational culture and quality of health care // Quality in Health Care, 2000. Vol. 9. P. 111-119.
9. Решетников А. В. Социология медицины: Учебник. М.: Издательство «ГЕОТАР-Медиа», 2006. 256 с.
10. Ефименко С. А., Зарубина Т. В. Медико-социологический мониторинг как инструмент современных технологий в управлении здоровьем // Врач и информационные технологии, 2007. № 2. С. 59-65.
11. Вардосанидзе С. Л., Лихота А. И. Управление качеством лечебно -диагностического процесса с использованием медицинских стандартов (протоколов) // Экономика здравоохранения, 2000. № 2, 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medi.ru/doc/8200202.htm/ (дата обращения: 26.12.2016).
12. Грабская И. А., Михнова Т. А., Богомаз В. М. Развитие организационной культуры медицинского центра. Украшський медичний часопис, 2005. № 4 (48). С. 93-98.
13. Marshall M. N., Mannion R., Nelson E. et al. Managing change in the culture of general practice: qualitative case studies in primary care trusts // BMJ, 2003. Vol. 327 (7415). P. 599-602.
14. Решетников А. В. Социология медицины. М.: Медицина, 2002. 976 с.
FROM THE HISTORY OF THE WORK OF GLAZOVSKAYA DEPARTMENT OF HEALTH VOTYAK AUTONOMOUS REGION IN THE 20-IES OF XX CENTURY
12 3
Shubin L. , Belousova O. , Shestakova A. , Shirobokova A.4 (Russian Federation) ИЗ ИСТОРИИ РАБОТЫ ГЛАЗОВСКОГО ОТДЕЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 20-Х ГОДАХ XX ВЕКА
1 2 3
Шубин Л. Л. , Белоусова О. А. , Шестакова А. П. , Широбокова А. П.4 (Российская Федерация)
1Шубин Лев Леонидович /Shubin Lev -кандидат медицинских наук, доцент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения; 2Белоусова Ольга Александровна /Belousova Olga - студент;
3Шестакова Анастасия Павловна / Shestakova Anastasiya - студент;
4Широбокова Анастасия Петровна / Shirobokova Anastasiya - студент, лечебный факультет, Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск
Abstract: in this article, on the basis of archival materials of the Central state archive of the Udmurt Republic the paper deals with the work of Glazovskaya Department of health Autonomous region in the 20-ies of XX century. Special attention is paid to the issues of establishment of medical institutions and their functioning, the provision of medical care, number of qualified staff, financial support and conduct of sanitary-epidemic work in the Glazov Department of health votyak Autonomous region.
Аннотация: в данной статье на основе архивных материалов Центрального государственного архива Удмуртской Республики авторами рассматривается работа Глазовского отдела здравоохранения Вотской автономной области в 20-х годах XX века. Особое внимание уделяется вопросам создания лечебных учреждений и их функционированию, оказанию медицинской помощи, количеству квалифицированных медицинских кадров, финансовому обеспечению и проведению санитарно-эпидемической работы в Глазовском отделе здравоохранения Вотской автономной области.