Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ СВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗОВ В НАСЛЕДИИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ СВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗОВ В НАСЛЕДИИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чокан Валиханов / кыргызы / история / культура / источниковедческий анализ / этнография / XIX век / исторические сведения / культурное наследие / Центральная Азия.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдыкеримов Марат Омурбекович

данная статья посвящена анализу историко-культурных сведений о кыргызах, заимствованных из трудов Чокана Валиханова, выдающегося исследователя второй половины XIX века. В статье рассматриваются основные исторические факты и культурные особенности кыргызского народа, описанные Валихановым. Особое внимание уделяется методологии источниковедческого анализа, позволяющей оценить достоверность и значимость сведений, представленных в трудах Валиханова. Кроме того, исследуется влияние его работ на дальнейшее изучение истории и культуры кыргызов. В результате проведенного анализа выявлены ключевые темы и мотивы, характеризующие историко-культурное наследие кыргызов в трудах Валиханова, что позволяет глубже понять вклад этого исследователя в науку и его значение для современного этнографического и исторического знания. Работа направлена на углубление понимания историко-культурного контекста кыргызов и подчеркивает важность трудов Чокана Валиханова для изучения и сохранения культурного наследия Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ СВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗОВ В НАСЛЕДИИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ СВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗОВ В НАСЛЕДИИ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Абдыкеримов М.О.

Абдыкеримов Марат Омурбекович - аспирант, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена анализу историко-культурных сведений о киргизах, заимствованных из трудов Чокана Валиханова, выдающегося исследователя второй половины XIX века. В статье рассматриваются основные исторические факты и культурные особенности кыргызского народа, описанные Валихановым. Особое внимание уделяется методологии источниковедческого анализа, позволяющей оценить достоверность и значимость сведений, представленных в трудах Валиханова. Кроме того, исследуется влияние его работ на дальнейшее изучение истории и культуры кыргызов. В результате проведенного анализа выявлены ключевые темы и мотивы, характеризующие историко-культурное наследие кыргызов в трудах Валиханова, что позволяет глубже понять вклад этого исследователя в науку и его значение для современного этнографического и исторического знания. Работа направлена на углубление понимания историко-культурного контекста кыргызов и подчеркивает важность трудов Чокана Валиханова для изучения и сохранения культурного наследия Центральной Азии.

Ключевые слова: Чокан Валиханов, кыргызы, история, культура, источниковедческий анализ, этнография, XIX век, исторические сведения, культурное наследие, Центральная Азия.

Чокан Валиханов является одной из ключевых фигур в изучении истории и культуры народов Центральной Азии. Его многогранное наследие, созданное во второй половине XIX века, включает ценные сведения о кыргызах, их истории, традициях и быте. Валиханов, будучи не только ученым, но и путешественником, этнографом и географом, оставил уникальные описания жизни и культуры кыргызов, которые до сих пор являются важным источником информации для исследователей. Валиханов, помимо всего, проявлял широкий интерес к искусству, литературе, политике и науке, активно содействуя исследователям казахских земель, среди которых были такие видные деятели, как декабристы Н. В. Басаргин и С. М. Семенов.

Валиханов вырос в окружении образованных и влиятельных людей, что сыграло ключевую роль в его формировании как выдающегося деятеля. Его вклад в развитие культурных и международных связей между Россией и Казахстаном был значительным. Российский академик С. Л. Тихвинский отмечает, что успех Чокана Валиханова был обусловлен не только его личными качествами, но и влиянием семейной традиции. Его дед, хан Среднего жуза Абылай, принял российское подданство в 1740 году, что, вероятно, повлияло на формирование мировоззрения и судьбы Валиханова. [1, с. 20].

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью наследия Чокана Валиханова в контексте истории и культуры кыргызов. Несмотря на значительный интерес к его трудам, многие аспекты остаются малоизученными и требуют более детального рассмотрения. Анализ трудов Валиханова поможет не только систематизировать имеющиеся сведения, но и выявить новые аспекты историко-культурного развития кыргызов, что имеет важное значение для современной науки.

Работа посвящена углубленному анализу сведений о духовной и материальной культуре Кыргызстана, извлеченных из трудов Чокана Валиханова. Ранее уже представленный Чокан Валиханов известен не только экспедициями и просветительской деятельностью, его область исследования также направленно на этнографическую науку, так он внес значительный вклад в изучение Центральной Азии и ее народов. Действительно, его работы содержат ценные сведения о различных аспектах культуры, быта и истории кыргызского народа. И целью данной работы является систематизация и анализ информации, представленной в трудах Валиханова, с целью выявления ключевых аспектов материальной и духовной культуры Кыргызстана. Внимание будет уделено изучению обычаев, традиций, религиозных верований, а также материальных объектов, таких как жилища, одежда, утварь и другие элементы повседневной жизни. А методологическая основа исследования включает источниковедческий анализ трудов Чокана Валиханова, что позволяет критически осмыслить и интерпретировать представленные им данные. Анализируя его работы, мы стремимся понять, как Валиханов описывал и воспринимал культурные явления, и как эти сведения могут быть использованы для реконструкции историко-культурного контекста Кыргызстана.

Материальная культура

Проходя через Нарынскую область и описывая её географические особенности, Чокан Валиханов уделяет внимание характеристике реки Он-Арча. В своём дневнике он отмечает, что в этой местности имеются следы древнего хлебопашества. Эти наблюдения Валиханова подтверждаются

археологическими находками, так как первые памятники раннего палеолита действительно были обнаружены у реки Он-Арча. [2, с. 36]. Это свидетельствует о том, что данная территория уже в древние времена была обитаема и использовалась для сельскохозяйственной деятельности, что подчёркивает её историческое значение в контексте ранних человеческих поселений. «Памятник раннего палеолита обнаружены в 1953 году в береговом обрыве р.Он-Арча (Тянь-Шань). Это была массивная, тяжелая галька, один конец которой был оббит и превращен в острое лезвие». [3, с. 27].

1. В географическом очерке Заилийского края, описывая географические особенности, Валиханов также затрагивает древние памятники, такие как курганы-могильники. «Обе эти древности кайсаки относят к временам Тохтамыша, но кому принадлежат действительно эти древние насыпи и курганы, неизвестно, а между тем много народов прошло через эту страну. Кроме этих древних развалин и курганов, есть еще новейшие». [4, с. 180]. В работе «киргиз-кайсацкой Большой Орде» продолжается мысль о том, что древние насыпи свидетельствуют о присутствии древних народов. Действительно, эти наблюдения Валиханова подтверждают, что курганы-могильники играют ключевую роль в изучении истории и культуры Кыргызстана. Они являются одними из наиболее значимых археологических памятников периода саков, населявших территорию современного Кыргызстана. Находки из этих курганов, включая золотые украшения и другие артефакты, предоставляют ценные сведения о материальной культуре, социальном устройстве и религиозных верованиях древних народов, обитавших в этом регионе. Курганы-могильники служат важными свидетельствами богатого историко-культурного наследия Кыргызстана, отражая сложные процессы миграции, взаимодействия и развития различных цивилизаций, проходивших через эту территорию. [5, с. 42-43].

2. Один из ценных архитектурных сооружений в Кыргызстане, окутанный преданиями и легендами -мавзолей Манаса. Данный гумбез был возведен в 1334 году эмиром Абуки Чагатайского улуса для своей дочери Кянизек-хатун. Такие же сооружения подробно описывается, дается история создания в работе «О киргиз-кайсацких могилах (молах) и древности вообще». Эти могилы предоставляет дополнительное понимание архитектурных и духовных аспектов подобных сооружений, подчеркивая их важность. Чокан Валиханов справедливо отнес эти памятники монгольскому периоду. [4, с. 190-197].

3. Чокан Валиханов не оставил без внимания архитектурный памятник Таш-Рабат, предоставив его подробную характеристику. Он описал, из какого материала построено здание, указал количество комнат, а также изложил историю памятника, приписывая его создание бухарскому хану Абдулле. Помимо этого, Валиханов упомянул кыргызские предания, связанные с Таш-Рабатом, добавляя к своим исследованиям культурный и мифологический контекст. В книге по истории Кыргызстана Осмонов цитирует слова Валиханова, которые он записал, посетив Таш-Рабат в 1859 году. Этот памятник привлёк внимание Валиханова не только своей архитектурой, но и историко-культурным значением, что подтверждается его тщательным описанием и анализом. [2, с. 74-75].

4. Валиханов подробно описывает тюркское жилище юрту. Он концентрируется на юрте казахов, но на тот момент разница между казахскими и кыргызскими юртами была незначительной, что отражалось в сходстве их архитектурных особенностей и функциональных характеристик. В своих описаниях Валиханов подчеркивает не только физическую структуру юрты как символа кочевого образа жизни, но и её социокультурное значение для народов Центральной Азии. Он обращает внимание на уникальность конструкции юрты, способствующей адаптации к строгим климатическим условиям и мобильности, что отражает основные аспекты традиционной кочевой культуры. В «записки о киргизах» путешественник, приехав на Иссык-Куль выделяет лишь незначительную разницу: «сфериодальный верх [юрты кыргызов] верх юрты гораздо ниже... и вся юрта имеет более нарядный щеголеватый вид». [6, с. 36].

А сейчас сосредоточимся на исследовании духовной культуры Кыргызстана, основываясь на трудах Чокана Валиханова. Эта часть стоит из нескольких разделов, в каждом из которых будет рассмотрена определенная сторона духовной культуры. Первым делом рассмотрим народную традицию, язык и народное творчество.

Во-первых, ритуалы похорон у кыргызов представляют собой важный культурный и религиозный аспект их жизни. Валиханов в своих трудах подробно описывает эти обряды, обращая внимание на их символическое и социальное значение. Похоронные ритуалы включают множество традиционных элементов, и имеют общие признаки с казахской традицией. Чокан Валиханов в своих трудах подробно описывает традиционную одежду кыргызов, выделяя основные элементы и их культурное значение. Например, замужние женщины носят платок и собирают волосы, что символизирует их семейный статус и роль в обществе. Молодые девушки носят остроконечный фес и украшают волосы тонкой прядью с монетами, что подчеркивает их молодость и незамужний статус. Эти элементы одежды не только выполняют практические функции, но и являются важными символами социального положения и идентичности в кыргызской культуре. [4, с. 333].

Во-вторых, Фокус изучения языка кыргызского народа направлен на изучение отдельных слов, анализ их лексический состав и семантику, а также Валиханов рассматривает вопросы орфографии и грамматики, отмечая особенности в сравнении с казахским языком. Чокан Валиханов осуществляет

детальный анализ произношения отдельных звуков и различия в фонетической системе, что способствует глубокому пониманию языковой культуры кыргызского народа.

В-третьих, Устно-поэтическое творчество для кыргызского народа играет важную роль в сохранении и передаче культурных и исторических ценностей. В контексте исследования, Чокана Валиханова это творчество представляет собой не только культурный, но и исторический источник. В своих работах выделял несколько типов народной поэзии. В первую группу он относил сказки, которые освещали мир духов и борьбу с злом. Второй тип представляли эпические рассказы о войнах племен, среди которых наиболее известен эпос «Манас». Третью группу составляли краткие песни, используемые в напевах, играх и обрядах. [6, с. 69]. В учебнике по истории Кыргызстана представлен нарратив о «устном народном творчестве кыргызов», который, вероятно, охватывает аналогичные аспекты. [7, с. 119-122].

Помимо этого, особое внимание будет уделено преданиям, которые Валиханов считал важным историческим источником. Как показано в предыдущей части, он относился к преданиям с большим уважением и видел в них ценные сведения для реконструкции исторического прошлого. Анализ преданий позволит глубже понять мировоззрение и духовные ценности кыргызского народа. Особое внимание уделяется историческим преданиям дикокаменных кыргызов о родоначальнике Красной Собаки и первом и последнем хане Аксак-Кулан Джучихан. Чокан Валиханов не просто фиксирует эти предания, но также проводит исследовательский анализ, стремясь найти сходные исторические сведения в письменных источниках. «Хронографическое изучение современных кочевых народов, их быта, обычаев, законов, преданий и языка представляет второй вспомогательный источник, который может служить к разъяснению первого». [6, с. 26-27]

Предания кыргызов о происхождении географических названий включают такие места, как горы Торайгыр, гора и река Каркыра, озеро Иссык-Куль и местность Сан-Таш. Особенно известна легенда о местности Сан-Таш, связанная с именем Тамерлана. Однако Чокан Валиханов опровергает это утверждение, указывая, что Тамерлан умер в Самарканде перед походом в Китай, не достигнув Сан-Таша. К примеру, легенды о Сан-Таше и Иссык-Куле часто встречаются в учебниках по истории Кыргызстана, что подчеркивает их значимость в культурном наследии страны.

Чокан Валиханов, как исследователь и этнограф, изучал религиозные практики кыргызов, включая элементы шаманизма. Он описывал ритуалы и верования, связанные с шаманством, такие как обращение к духам, проведение ритуалов и использование специфических практик и как взаимодействовали ислам с шаманизмом. Эти данные представляются в его работах как «следы шаманство у киргизов». Шаманы занимали важное место в духовной жизни кыргызов. Они выполняли функции медиаторов между миром людей и миром духов, проводили обряды и ритуалы, связанные с исцелением, предсказаниями и очищением. Шаманы обращались к духам предков, природным духам и различным божествам. Они верили, что эти духи могут влиять на здоровье, удачу и благополучие людей. Валиханов подробно описывал различные шаманские ритуалы, включая камлание (ритуальный танец и пение), использование бубна и других инструментов, а также особенности подготовки и проведения обрядов, а также выписал клятвы. Шаманизм кыргызов включал в себя сложную систему космологических представлений, где мир делился на верхний, средний и нижний миры. Шаманы могли «путешествовать» между этими мирами во время своих ритуалов. Валиханов отмечал, что шаманизм кыргызов не существовал в чистом виде, а был интегрирован с другими религиозными и культурными традициями. Например, элементы шаманизма могли сочетаться с исламскими верованиями и практиками. [8, с. 48].

В своем труде «Тенгри (Бог)» Чокан Валиханов детально исследует верования казахов, обращаясь к происхождению и ритуалам тенгрианства. Он объясняет значение основных терминов этой древней религии, а также связанные с ней обычаи и традиции. Валиханов подчеркивает, что тенгрианство, как система верований, играло центральную роль в жизни казахского народа, определяя их мировоззрение, социальные структуры и повседневные практики. Его работа является важным вкладом в понимание культурного и духовного наследия казахов, и конечно же кыргызского народа.

В вопросе религиозных убеждений, Чокан Валиханов отмечает, что кыргызы XIX века относили себя как мусульмане, не имея глубокого знания о догмах этой веры. Тем не менее, в их духовной практике преобладали тенгрианские верования и ритуалы. Это подтверждает значимость темы религиозных верований в историческом контексте Кыргызстана, особенно в контексте тенгрианских влияний, отмеченных как в работах Чокана Валиханова, так и в учебниках по истории региона, как например в книге 100 экзаменационных ответов Осмонова. Чокан Валиханов в своих работах детально описывает нравы и обычаи кыргызского народа, охватывая различные аспекты их культурной жизни. Он особенно подробно останавливается на ритуалах, связанных с праздниками, свадьбами и похоронами, что позволяет получить глубокое понимание социокультурного контекста жизни кыргызской общины в XIX веке. [8, с. 71-75].

Таким образом, работы Чокана Валиханова представляют собой ценный источник для изучения религии народов в XIX веке. Также затрагивал тему ислама среди кыргызов. Валиханов отмечал, что ислам был широко распространен среди кыргызского народа, особенно среди сельских жителей. Он

описывал, как мусульманство оказало влияние на их повседневную жизнь, обычаи и традиции. Валиханов изучал различные религиозные обряды и практики мусульман, включая молитвы, посты, обряды обрезания и другие ритуалы. Он подробно описывал, как эти элементы религии влияют на социокультурную жизнь кыргызов.

Одной из ключевых тем его исследований становится эпос «Манас», величайшее произведение устного народного творчества кыргызов. Мы решили отдельно вывести эту тему в виду важности и объемности работы Чокана Валиханова. Для казахского ученого, как и для нас «Манас» не только отражает богатую историю и культуру кыргызского народа, но и служит важным источником для понимания их мировоззрения, социальных структур и духовных ценностей.

Эпос «Манас» в исследованиях казахского ученого занимает особое внимание не только как литературное произведение, но также как исторический источник. Изучая этот эпос, он связывает исторические сведения с содержанием эпоса, что позволяет ему выявлять исторические реалии, зафиксированные в устной народной традиции. Этот методологический подход помогает ему глубже понять исторические и культурные процессы, отражённые в эпосе, и подтвердить или уточнить исторические сведения. Валиханов также записал отрывок из эпоса «Манас», известный как «Поминки по Кекетею». В своих работах он подробно пересказывает содержание этого отрывка и предоставляет общую характеристику эпоса. Глава из эпоса «Манас» под названием «Поминки по Кокетею» является одной из самых ценных и значимых частей произведения, поскольку она предоставляет богатый этнографический материал о кыргызах. В этой главе подробно описаны игры, ритуалы и традиции кыргызского народа, что делает её важным источником для изучения культурного наследия. В образовательной системе по этой главе уделяется значительное внимание на уроках Манасоведения. [9, с. 51-57]. Чокан Валиханов уделил значительное внимание изучению эпоса «Манас», одного из важнейших произведений кыргызской устной традиции. В своих трудах Валиханов подчеркивает уникальность и богатство этого эпоса, рассматривая его как ключевой элемент кыргызской культуры и идентичности. Он изучал различные версии и интерпретации «Манаса», собранные им в ходе его полевых исследований. [10].

В данной работе был проведен анализ сведений о материальной и духовной культуре Кыргызстана, представленных в трудах Чокана Валиханова. Его работы предоставляют уникальные и ценные данные о религиозных верованиях, обрядах, традициях, а также о материальных объектах повседневной жизни кыргызского народа. Сравнение сведений Валиханова с современными учебниками по истории Кыргызстана показало, что многие из его наблюдений и описаний сохраняют свою актуальность и важность. Учебные материалы если даже не опираются на труды Валиханова, то наблюдается параллель этих знаний, подтверждая их достоверность и значимость для историко-культурного наследия Кыргызстана. Таким образом, исследование трудов Валиханова не только углубляет наше понимание культурного наследия кыргызов, но и способствует более точному и полному представлению их истории в образовательных программах.

Список литературы

1. Чокан Валиханов и современность: сб. материалов Всесоюз. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Ч. Ч. Валиханова. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1988. - С. 20.

2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. // Ч. Ч. Валиханов. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - Т. 3. - 416 с.

3. Чотонов У.Ч. История Отечества. Учебник для вузов неисторических специальностей. Бишкек, 2018. 340 с.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. // Ч. Ч. Валиханов. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. - Т. 1. - 432 с.

5. Осмонов О.Дж. История Кыргызстана: основные вехи (с середины XIX века до наших дней): Учебник для 11 кл. ср. шк. - Изд. 3-е, испрю., доп. - Б.: Инсанат, 2012. - 288 с.

6. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. // Ч. Ч. Валиханов. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - Т. 2. - 416 с.

7. Осмонов О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник. - Б.: Мезгил, 2017. - 384 с.

8. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. // Ч. Ч. Валиханов. - Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - Т. 4. - 461 с.

9. Иманалиев К.К. Манасоведение: учебное пособие // К.К. Иманалиев, Р.З. Кыдырбаева, А. А. Бакиров и др.

10. Валиханов Ч.Ч. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова; Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. 29; под ред. Н.И. Веселовского. - СПб: Типография главного управления уделов, 1904. - С. 274-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.