21. Jason G.J. Portraits of Egoism in Classic Cinema I: Sympathetic Portrayals // Reason Papers. -July 2014. - Iss. 36. - № 1. - Pp. 107-121.
22. Kavka G. Hobbesian Moral and Political Theory. Part II. - Princeton: Princeton University Press, 1986. - 461 p.
23. Krebs D. Adaptive altruistic strategies // Behavioral and Brain Sciences. - 2002. - V 25. - Pp. 265-266.
24. Lacey H. Teleological behaviorism and altruism // Behavioral and Brain Sciences. - 2002. -V. 25. - Pp. 266-267.
25. Levit L.Z. Egoism and Altruism: the «Antagonists» or the «Brothers»? // Journal of Studies in Social Sciences. - 2014. - V 7. - № 2. - Pp. 164 - 188.
26. Medlin B. Ultimate principles and ethical egoism // Australasian Journal of Philosophy. - 2012. -V. 35-2. - Pp. 111-118.
27. MookD.G. Why Can't Altruism Be Selfish? //
Psychological Inquiry: An International Journal for the Advancement of Psychological Theory. [Electronic resource] - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1207/ s15327965pli0202_9 (Date of acceess: 07.02.2013). -Pp. 139-141.
28. Psychological Egoism [Electronic resource] -Mode of access: http://www.iep.utm.edu/ - Date of access: 03.02.2010.
29. Van Ingen J. Why Be Moral? - New York: Peter Lang Publishing, 1994. - 194 p.
30. Walker J.I. The Philosophy of Egoism [Electronic resource] - Mode of access: http://dwardmac. pitzer.edu/anarchist_archives/coldoffthepresses/walk-er/ egoism.html - Date of access: 07.01.2010.
31. Wallach M.A., Wallach L. Psychology's Sanction for Selfishness: The Error of Egoism in Theory and Therapy. - San Francisco: Freeman, 1983. - 307 p.
УДК 159.922 ; 159.923
Кузнецова Юлия Вячеславовна
кандидат психологических наук Астраханский государственный университет
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ КОГНИТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Данная статья посвящена проблеме особенностей когнитивных механизмов формирования успешности современного человека. Выявлены основные когнитивные механизмы формирования успешности современного человека, представлен анализ различных исследований данного вопроса. Процесс достижения успеха рассматривается через призму самомотивации, самоконтроля и планирования.
Ключевые слова: успешность, самосознание, самооценка, самореализация, самоутверждение, самодиагностика, самоанализ.
Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние, прежде всего, на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.
Исследования многих авторов посвящены проблемам изучения успешности субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн,
A.Ф. Бондаренко, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу,
B.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Эрик-сон). Здесь успешность связывается с рассмотрением проблемы личностного роста, развития профессиональной и личностной идентичности,
адаптированности к внешним условиям жизнедеятельности, как проблема, связанная с формированием у личности стиля деятельности и, в целом, индивидуальной стратегии жизни. Фундаментальные работы этих авторов позволили рассматривать индивидуальность человека с точки зрения реализации ею своих «жизненных стратегий» как «субъекта деятельности», имеющего систему «индивидуальных значений», «личностных смыслов», создающей в процессе развития специфическое семантическое пространство индивидуального сознания. То есть позволили наметить и сформулировать подходы к изучению субъективной составляющей эффективности, успешности деятельности. В понимании указанных авторов критерием её служит выполнение задач субъектом в условиях непрерывного возрастания их сложности [7].
В работах Р. Бернса, Н.А. Гульяновой, А.А. Деркача, О.И. Ефремовой, Г.И. Тульчинского, Я.С. Хаммера и др. успех связывается с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала.
Проблема успешности часто изучалась по отношению к объективному результату деятельности. Так, Б.Г. Ананьевым, О.В. Гринько, А.Н. Леонтье-
© Кузнецова Ю.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
55
вым, В.А. Петровским, Г. А. Сороковых и другими в качестве предметного поля изучались эффективность, результативность или оптимальность деятельности субъекта, являющегося представителем различных профессий; при этом в качестве важных аспектов этой проблемы, детерминант, которые её обусловливают, обозначались условия индивидуальной и совместной деятельности, половозрастные различия, социально-психологические характеристики [2].
Базовое понятие успеха, образующего смысловое поле научного понимания категории успешности в отечественной психологии, как правило, рассматривалось синонимично понятию успешности деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова и др.). Исследователями отмечается, что направленное на успех поведение выступает как частный вид человеческой деятельности, и является в русле идеи развития личности одновременно и средством и результатом этого развития. Обнаруженный в поведении и деятельности успе-хобусловлен системным единством процессов социальности личности - самореализации и самоутверждения в социуме. Таким образом, успех всегда обусловлен проявлением сущностного творческого начала субъекта, его социальной природой [5].
В исследованиях В.А. Бодрова, Л.Г. Дикой, М.А. Котика, О.А. Конопкина и многих других показано, что индивидуально-стилевые характеристики, способы принятия решений, структура самосознания и уровень профессиональной мотивации оказывают регулирующее влияние на все аспекты поведения человека, играют важную роль в достижении целей и успешности выполнения производственных заданий [1].
Изучение механизмов успешного поведения и деятельности личности в психологии можно разделить на два направления. К первому направлению относятся авторы, которые считают, что существенную роль в процессе обретения успеха играют особенности органической конституции человека, его индивидуально-биологические особенности, интеллект (С.А. Котова, В.П. Симонов, С.В. Славнов и др.). В этом случае важна развитая так называемая мотивация компетентности для целей успешного поведения и деятельности субъекта, понимаемая как накопленные и усвоенные знания и одновременно готовность субъекта решать поставленные задачи на базе этих накопленных знаний и умений [1].
В зарубежной и в отечественной психологии наиболее разработано второе направление (К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн, А.Ф. Бон-даренко, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Франкл, X. Хекхаузен и др.), представители которого придерживаются мнения, что успешность поведения и деятельности субъекта зависит от уровня мотивации, от характера целей деятельности и желания
работать, а не только от способностей человека и его подготовленности, то есть динамических процессов, а не предзаданности или сформированное™ на определённом возрастном или ином этапе. Таким образом, понимаемая детерминация успешности субъекта напрямую определяет необходимость наличия мотивации достижения, которая включена в систему психических образований, к которой отнесены, в первую очередь, волевые качества, что в частности сказывается на принципиальном значении их обусловленности интерналь-ным локусом контроля и внутренней каузальности, отвечающим за ответственность в достижении успеха поведения и деятельности.
В исследованиях представителей школы К. Левина, изучавших влияние уровня притязаний, самооценки и уровня достижений, а также в работах У Джемса, связанных с исследованием самооценки личности, степени уважения ею самой себя, уровня притязаний и успеха, показана классическая формула самоуважения, определяющегося отношением успеха к претензиям личности [6].
Понятие успешность рассматривается Э. Берном, А. Маслоу, В. Франклом и другими в контексте феномена личности.
В отечественной психологии большинство специалистов, как показывают их исследования (А.В. Карпов, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Ц. Пуни и др.), сосредоточены на изучении различных аспектов успешности в индивидуальной и совместной деятельности - учебной, спортивной, трудовой, управленческой.
В этом случае изучается объективная сторона деятельности, видимая, поведенческая активность субъекта деятельности. Такое рассмотрение успешности с объективной стороны позволило углубить представления в теории психологии успешности особенностями восприятия результатов успешной деятельности человека; для этого при употреблении характеристик деятельностной успешности используются понятия результативности, продуктивности или эффективности деятельности.
Представленный в работах указанных авторов фактологический материал позволяет обозначить важную черту успешности как феномена: успешность деятельности субъекта предполагает наличие обратной связи, своего рода реакцию на поведение или деятельность, позиционируемая как успешная, которая (обратная связь) проявляется в подтверждении или отрицании этой успешности. Часто обратная связь проявляется как оценка окружающими деятельности субъекта в виде социальных ожиданий, требований и пр., а также как собственная оценка субъектом своих удачных (или неудачных) способов, средств и результатов самовыражения. Активность субъекта в процессе общения и деятельности может быть оценена как неуспешная, и в этом случае актуальным становит-
ся изучение внутренних механизмов и способов получения возникшей обратной связи, связанными с защитными реакциями, способами коррекции своего поведения и деятельности для достижения итогового успеха. В связи со сказанным успешной можно считать такую деятельность, когда её результаты обладают одновременно необходимой социальной и личностной значимостью, и при этом соответствуют первоначально поставленным субъектом деятельностным целям. Понимаемая таким образом успешная деятельность выступает как реализация направленности субъекта на успех в конкретной сфере.
Анализ исследований позволил Г.Л. Тульчин-скому констатировать, что в современной психологии выделяют четыре основные формы успеха:
- успех, связанный с некоторым признанием и популярностью, результативный успех;
- успех для «значимых других», когда человеку важно признание именно от них;
- успех как личностное самоопределение, связанное с преодолением трудностей;
- успех, связанный с самим содержанием и процессом деятельности, а не результат.
В самом общем случае к условиям переживания успеха/неуспеха, по мнению К.А. Абульхано-вой-Славской, А.Ф. Бондаренко, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.В. Столина, Б.М. Теплова и др., относятся: позитивный настрой на деятельность; сопоставление достигнутых результатов и социальных норм достижений; самооценка субъектом своих возможностей (обобщенное самоотношение личности)[4].
В рамках существующих теоретических и эмпирических подходов, терапевтической практики, понятие успешной (неуспешной) активности личности давно и продуктивно используется.
Профессиональная успешность современного специалиста, выпускника высшей школы напрямую зависит от того, как он сможет затем сориентироваться на такие инновационные приоритеты в политике, экономике, образовании, которые носят квазиактуальный характер: гибкость и адаптивность восприятия роста объемов информации, инженерная насыщенность технологий, изменения психологических статусов личности в социуме.
Профессиональная направленность позволяет будущим специалистам приобретать свойства и качества личности, развивает у них психические функции и процессы, которые в свою очередь способствуют активному вхождению в профессиональное сообщество. Из вышесказанного вытекает, что созрела практическая потребность в создании условий для личностно-профессионального развития студентов как основных участников образовательного пространства в новой социально-экономической ситуации, диктующей их востребованность на рынке труда.
Самореализация профессионально-личностных устремлений будущего специалиста может быть детерминирована системой взаимосвязанных профессиональных и межличностных отношений преподавателя и студента на этапах:
1) проведения самодиагностики сфер психики и определение уровней развития профессионально важных компонентов этих сфер (например, в процессе прохождения педагогической практики, используя механизм рефлексии и педагогического оценивания);
2) составления программы личностного развития индивидуальности (определение целей по сферам, затем выбор заданий, партнеров, вспомогательных средств и пр.);
3) реализации программы развития, по необходимости ее коррекции;
4) проведения самоанализа достижений и консультирования.
Необходима реализация социально-профессиональных технологий, способствующих включению будущих специалистов в конструктивные формы профессиональной деятельности (квазипрофессиональную, научно-исследовательскую, проектную, творческую и др.), развивающие их самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию и формирующих у них профессиональную идентичность, а также профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.
Профессиональная социализация будущего специалиста предполагает его личностно-профес-сиональное развитие и становление и возможно только в процессе профессиональной деятельности. Развитие операционной системы профессионального самоопределения, качественные изменения, происходящие в структуре профессиональной мотивации в период профессиональной подготовки, обусловливают динамику профессионального самосознания личности.
В этой ситуации необходима диагностика всех психических сфер, т.е. учет особенностей развития психики студентов и степени активизации психических свойств в процессе обучения.
В процессе проделанной работы были сформированы следующие выводы:
Успешность профессиональной социализации будущих специалистов, несомненно, зависит от грамотного психологического сопровождения, включающей раннюю диагностику всех психических сфер, которая позволит учитывать особенности развития психики студентов на разных этапах профессионализации, определить ближайшую зону развития и возможность активизации этих свойств в процессе профессионального обучения.
Эти внутренние предпосылки к возникновению необходимых новообразований способствуют выработке устойчивого компонента в отдельных проявлениях самосознания, и будут являться при-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
57
знаком более зрелого осознания себя, осмысления своего внутреннего мира и отношения к себе, тем самым способствуя личностному и профессиональному самоопределению.
Высокая степень сформированности навыков творческого профессионального мышления и эффективного общения также является основой успешности его профессиональной деятельности и отражает личностную и социальную зрелость профессионала.
Основными детерминантами, определяющими успешность профессиональной социализации будущих специалистов, будут являться: потребности и мотивы, побуждающие к активизации учебно-профессиональной деятельности; развитое самосознание и самокритичность, наличие самоконтроля и волевого саморегулирования; знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой.
Библиографический список
1. Баканов А.С. Когнитивно-стилевые детерминанты успешности профессиональной деятельности // Социальная психология и общество. -2015. - Т. 6. - № 2. - С. 48-51.
2. Гринько О.В. Развитие будущего субъекта психолого-педагогической деятельности // Университетские чтения. - 2006. Симпозиум 2. -Сек. № 2-4.
3. Гульянова Н.А. О связи самоприятия и осоз-
нания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. -2011. - № 3. - С. 68-75.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2009. - 327 с.
5. Кайгородов Б.В., Кузнецова Ю.В., Халифае-ва О.А. Представление о проектном обучении с позиции когнитивного подхода в условиях современного образования // Наука в современном информационном обществе: материалы V международной научно-практической конференции 2627 января 2015. - USA: CreateSpace, 2015.
6. Кузнецова Ю.В. Модель личностной зрелости студентов-психологов в условиях инновационной образовательной среды вуза // Управление инновациями: теория, методология, практика: сборник материалов X Международной научно-практической конференции / под ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2014. - С. 137-141.
7. Карпов А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. - 2012. - Вып. 4. - С. 17-29.
8. Хотеева Р.И. Проблемы успешности профессиональной социализации будущих специалистов // Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности: материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. - 271 с.