УДК 336.14(47) DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-256-261
МАТЮНИНА М.В., ГОНЧАРОВА Д.А., КАРНАУХИЙ А.С. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: внебюджетные фонды, Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, социальные выплаты, бюджет.
В статье проведен анализ исполнения бюджетов трех государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования за 2020-2022 гг., рассмотрены источники формирования средств внебюджетных фондов и направления их использования, выявлены основные тенденции и перспективы. В ходе анализа было выявлено, что фактически собираемых страховых взносов недостаточно для функционирования внебюджетных фондов, в связи с чем существует зависимость внебюджетных фондов от федерального бюджета. При этом отмечено, что актуальным направлением укрепления финансовой устойчивости внебюджетных фондов является рост легальной заработной платы.
MATYUNINA, M.V., GONCHAROVA, D.A., KARNAUKHIY, A S.
ANALYSIS OF THE EXECUTION OF BUDGETS OF STATE EXTRABUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Key words: off-budget funds, Pension Fund, Social Insurance Fund, Compulsory Medical Insurance Fund, social payment, budget.
This article analyzes the execution of the budgets of three state extra-budgetary funds: the Pension Fund, the Social Insurance Fund and the Compulsory Medical Insurance Fund for 2020-2022, examines the sources of formation of funds from extra-budgetary funds and the directions for their use, and identifies the main trends and prospects. The analysis revealed that the actually collected insurance premiums are not enough for the functioning of extra-budgetary funds, and therefore there is a dependence of extra-budgetary funds on the federal budget. It was noted that the current direction for strengthening the financial stability of extra-budgetary funds is the growth of legal wages.
Государственные внебюджетные фонды играют значимую роль в перераспределении национального дохода в пользу определенных групп населения государства. В современных условиях социально-экономической ситуации анализ исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов приобрел особое значение. От эффективности деятельности государственных внебюджетных фондов зависит продолжительность жизни и здоровье граждан, их благосостояние.
Внебюджетные фонды в современном виде являются одной из главных частей всей финансовой системы страны. Мировая практика говорит о том, что образование государственных внебюджетных фондов позволило создать инструмент эффективного использования финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения и защиты социально-экономических интересов всего общества. Формируются они за счет определенных закрепленных доходных источников и имеют целевое расходование собранных на уровне соответствующего фонда средств.
Для населения России социальные выплаты из средств государственных внебюджетных фондов являются значительной частью семейного бюджета. В нынешней ситуации недостатка финансовых ресурсов государство ставит для себя цель повысить эффективность функционирования государственных внебюджетных фондов для обеспечения социальных и общеэкономических потребностей всего населения [1].
Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством [2].
До 1 января 2023 г. к государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относились:
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
С 1 января 2023 года ПФ РФ и ФСС РФ были объединены в Социальный фонд России.
Доходы внебюджетных фондов обеспечивают около 70% всех производимых в России социальных выплат. Средства ПФ РФ направляются на обеспечение населения пенсиями, пособиями, материальной поддержкой и пр. ФСС РФ осуществляет выплаты по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за детьми и др. ФОМС
обеспечивает финансирование целевых программ здравоохранения, оказание медицинской помощи, предоставление медикаментов.
Для реализации выполнения внебюджетными фондами своих функций крайне важно эффективное формирование и исполнение их бюджетов. Доходы всех трех фондов формируются из двух источников: собственных доходов, зависящих от объемов страховых взносов, и трансфертов из федерального бюджета. Расходование средств фондов производится по соответствующим направлениям деятельности [3].
Динамика доходов и расходов государственных внебюджетных фондов представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2020-2022 гг., млрд. руб. [4]
Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Государственные внебюджетные фонды - всего
Доходы 13 599,4 13 854,2 16 426,8
Расходы 13 127,0 14 011,5 15 320,8
Дефицит/профицит 472,5 -157,3 1 106,0
Пенсионный фонд Российской Федерации
Доходы 10 303,3 9 794,3 12 477,8
Расходы 9 727,7 10 125,1 11 374,3
Дефицит/профицит 575,6 -330,8 1 103,5
Фонд социального страхования Российской Федерации
Доходы 903,4 1 428,5 1 029,6
Расходы 1 038,8 1 316,9 1 149,4
Дефицит/профицит -135,4 111,6 -119,9
Фонд обязательного медицинского страхования
Доходы 2 392,7 2 631,4 2 919,4
Расходы 2 360,5 2 569,5 2 797,1
Дефицит/профицит 32,2 61,9 122,4
Исходя из данных таблицы можно отметить, что наибольшая часть доходов государственных внебюджетных фондов приходится на ПФ РФ. За 2022 год 76% доходов государственных внебюджетных фондов составили доходы ПФ РФ. Вторым по величине бюджета является ФОМС, доходы которого составили 18% от общей величины доходов государственных внебюджетных фондов в 2022 году. Оставшиеся 6% доходов приходится на бюджет ФСС РФ.
В 2020 г. развитие российской экономики происходило в условиях кризиса, обусловленного целым рядом факторов:
- рекордным падением цен на нефть;
- западными антироссийскими санкциями;
- девальвацией рубля;
- пандемией и связанными с ней ограничительными мерами.
Все эти события не могли не отразиться на динамике доходов и расходов государственных внебюджетных фондов [3].
Доходы ПФ РФ в 2020 году составили 10 303,3 млрд. руб., а расходы - 9 727,7 млрд. руб. Таким образом, несмотря на негативные последствия для рынка труда из-за пандемии в 2020 году, бюджет ПФ РФ был исполнен с профицитом в 575,6 млрд. руб.
Наибольшую долю в доходах ПФ РФ занимают страховые взносы и средства бюджета РФ. Доходы от страховых взносов в ПФ РФ в 2020 году составили 5 459,8 млрд. руб. или 53% от общей величины доходов фонда. Средства бюджета РФ составили 4 786,8 млрд. руб. (46,5%). Также в структуре доходов ПФ РФ присутствуют прочие доходы, однако их доля небольшая и составляет менее 1%.
В структуре расходов наибольшую долю занимают расходы на страховые пенсии. В 2020 году расходы на страховые пенсии составили 7 414,9 млрд. руб. (76,2%). Также следует отметить, что в 2020 году появилась новая статья расходов - выплаты семьям с детьми во время эпидемии коронавируса. Выплаты семьям с детьми составили 649,6 млрд. руб. (6,7%). Социальные выплаты ПФ РФ, которые включают в себя ежемесячные пособия по уходу за пожилыми людьми и инвалидами, выплаты ветеранам, Героям Труда и Героям России, компенсацию лекарств и проезда
на транспорте, а также другие выплаты составили 599,9 млрд. рублей, или 6,2% всех расходов. Материнский капитал составил 317,9 млрд. руб. (3,3%). Расходы на исполнение функций ПФ РФ составили 119,3 млрд. руб. или 1,2% от общей величины расходов. Также присутствуют и прочие расходы, их доля менее 1%.
В 2021 году доходы ПФ РФ сократились на 4,9% и составили 9 794,3 млрд. руб., а расходы увеличились на 4,1% и составили 10 125,1 млрд. руб., что привело к дефициту в 330,8 млрд. руб., который покрыт средствами бюджета за прошлый год.
Страховые взносы Пенсионного фонда РФ, которые являются основным источником доходов фонда, в 2021 году увеличились на 517,8 млрд. руб., по сравнению с 2020 г. и составили 5 977,6 млрд. руб. или 61% от общей величины доходов. Так как в 2020 году бюджет ПФ РФ был исполнен с профицитом, его переход на 2021 год позволил снизить объем трансферта из федерального бюджета. Средства бюджета РФ сократились на 1 019,4 млрд. руб. и составили 3 767,4 млрд. руб. или 38,5% от общей величины доходов фонда.
Основными факторами, повлиявшими на увеличение расходов фонда, как и в 2020 году, стали реализуемые ПФ РФ меры государства по поддержке населения. Ключевыми факторами, повлиявшими на увеличение расходов в 2021 году, стали меры поддержки семей с детьми, индексация страховых пенсий повышенными темпами и дополнительная единовременная выплата пенсионерам в сентябре [5].
Доходы ПФ РФ в 2022 г. увеличились на 27,4% и составили 12 477,8 млрд. руб. Страховые взносы составили 6 201,4 млрд. руб. или 49,7% от общей величины доходов. Межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета, составили 6 083,2, что составляет 48,8% от общей величины доходов ПФ РФ.
Расходы ПФ РФ увеличились на 12,3% и составили 11 374,3 млрд. руб. Вследствие того, что доходы увеличились более высокими темпами, чем расходы, бюджет ПФ РФ за 2022 год был исполнен с профицитом в 1 103,5 млрд. руб.
Такой профицит стал рекордным для ПФ РФ в номинальном выражении и кардинально разошелся с заложенным в бюджет ориентиром: согласно закону о бюджете фонда, ожидался дефицит в размере 122,4 млрд руб. В целом дефициты и профициты фонда зачастую связаны с регулярно расширяющимися полномочиями ПФ РФ в области администрирования социальных непенсионных расходов и объемом средств, передаваемых из федерального бюджета. Что касается базовой функции ПФ РФ (сбор страховых взносов с зарплат работников предприятий и финансирование за счет них расходов на выплату страховых пенсий), то в этой части фонд стабильно дефицитный: по итогам 2022 года собранные взносы обеспечили 70% расходов на выплату страховых пенсий [6]. Ситуация усугубляется фактом высокого уровня населения, занятого в неформальном секторе. Граждане, задействованные в неформальном секторе, не платят пенсионные отчисления. Однако здесь стоит сделать небольшое уточнение: неформальная занятость выступает, скорее, следствием российских экономических и институциональных проблем общества и экономической системы в целом, а не исключительным камнем преткновения пенсионной системы на пути увеличения доходов Пенсионного фонда РФ с поэтапным сокращением финансирования из федерального бюджета [7].
Реформы пенсионной системы продолжаются. Правительство Российской Федерации намерено вести их, как минимум, до 2025 года с регулярным внесением корректировок. Учитывая увеличение существующих демографических рисков, зависимость от трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации в долгосрочном периоде останется существенной
[3].
Доходы ФСС РФ в 2020 году составили 903,4 млрд. руб., а расходы - 1 038,8 млрд. руб. Таким образом, бюджет ФСС РФ в 2020 году был дефицитным.
Основным источником формирования бюджета ФСС РФ являются страховые взносы. В 2020 году страховые взносы составили 693,6 млрд. руб., что составляет 76,8% от общей величины доходов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 148,7 млрд. руб. или 16,5%.
Расходы ФСС РФ за 2020 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 819,6 млрд. руб. (79%), а по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 103,5 млрд. руб. (10%).
В 2021 году доходы ФСС РФ составили 1 428,5 млрд. руб., а расходы - 1 316,9 млрд. руб. Можно отметить, что доходы ФСС РФ возросли более высокими темпами, чем расходы, что привело к формированию профицита бюджета ФСС РФ в размере 111,6 млрд. руб.
В структуре доходов Фонда социального страхования РФ в 2021 г. произошло увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые составили 761,5 млрд. руб. или 53,3%.
Расходы ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году составили 844,2 млрд. руб. (64,1%), а расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 107 млрд. руб. (8,1%).
За 2022 год доходы Фонда социального страхования РФ составили 1 029,6 млрд. руб., а расходы составили 1 149,4 млрд. руб. Таким образом, в 2022 году бюджет ФСС РФ был исполнен с дефицитом в 119,9 млрд. руб.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились по сравнению с 2021 годом и составили 242,3 млрд. руб. или 23,5% от общей величины доходов. Страховые взносы составили 782,6 млрд. руб. или 76%.
Таким образом, можно отметить, что бюджет ФСС РФ для обеспечения сбалансированности в значительной степени зависит от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Актуальными направлениями укрепления финансовой устойчивости бюджета ФСС РФ являются рост легальной заработной платы, усиление бюджетной дисциплины, общая стабилизация макроэкономической ситуации [1].
Расходы ФСС РФ за 2022 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 820,8 млрд. руб. или 71,4%. Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 117,3 млрд. руб. или 10,2%.
Исполнение бюджета ФОМС в 2020 году проходило в условиях распространения пандемии, что потребовало принятия Правительством РФ комплекса мер поддержки организаций, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в виде предоставления им отсрочки по уплате налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, снижения до 15% совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также освобождения от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года. Выпадающие доходы бюджета Федерального фонда в связи с применением плательщиками пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году компенсировались за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета [8].
Бюджет ФОМС по доходам за 2020 год исполнен в размере 2 392,7 млрд. руб. В структуре доходов страховые взносы на ОМС работающего населения составили 1 389 млрд. руб. (58%), страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 743,8 млрд. руб. (31,1%), а также межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 247,7 млрд. руб. (10,4%).
Бюджет ФОМС по расходам за 2020 год исполнен в размере 2 360,5 млрд. руб. Субвенция на выполнение базовой программы ОМС составила 2 225,4 млрд руб. или 94,3% от общей величины расходов. Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС составила 103,1 млрд. руб. или 4,4%. Прочие расходы заняли небольшую долю в составе расходов. Профицит бюджета ФОМС по итогам 2020 года составил 32,2 млрд. руб.
Доходы бюджета ФОМС РФ за 2021 год составили 2 631,4 млрд. руб., из них страховые взносы на ОМС работающего населения составили 1 532,8 млрд. руб. (58,3%), страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 783,3 млрд. руб. (29,8%), а также трансферты из федерального бюджета РФ в сумме 294,9 млрд. руб. (11,2%). За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ компенсировались выпадающие доходы в связи с применением плательщиками пониженных тарифов страховых взносов. Прочие налоговые и неналоговые поступления заняли небольшую долю (менее 1%).
Расходы ФОМС за 2021 год составили 2 569,5 млрд. руб., в том числе субвенция на выполнение территориальной программы ОМС в размере 2 276,8 млрд. руб. (88,6%) и оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС в размере 109,7 млрд. руб. (4,3%). Профицит ФОМС в 2021 году составил 61,9 млрд. руб.
В 2022 году доходы бюджета ФОМС составили 2 919,4 млрд. руб., в том числе страховые взносы на ОМС работающего населения составили 1 566,7 млрд. руб. (53,7%), страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 813,8 млрд. руб. (27,9%), межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета, составили 474,2 млрд. руб. (16,2%).
Расходы бюджета ФОМС в 2022 году составили 2 797,1 млрд. руб. Субвенция на выполнение территориальной программы ОМС составила 2 461,2 млрд. руб. или 88% от общей величины расходов. Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС составила 112,5 млрд. руб. или 4%. Таким образом, за 2022 год бюджет ФОМС был исполнен с профицитом в размере 122,4 млрд. руб.
Можно сделать вывод, что государственные внебюджетные фонды играют значимую роль в жизни общества и государства, являются неотъемлемой частью всей финансовой системы государства. При помощи государственных внебюджетных фондов решаются приоритетные задачи: социальное обеспечение населения и развитие экономики. Внебюджетные фонды осуществляют социальную поддержку граждан в виде пенсий, пособий, оказания медицинской помощи и т. д.
Ключевыми источниками формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы и межбюджетные трансферты, выделяемые из федерального бюджета.
На бюджеты государственных внебюджетных фондов приходится значительная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что свидетельствует о недостатке в системе социального обеспечения самостоятельности и необходимости ее совершенствования. Дефицит или профицит бюджетов государственных внебюджетных фондов во многом обусловлен величиной межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета.
Литература и источники
1. Матюнина М.В., Дырченкова Ю.А. Анализ состава и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46216642 (дата обращения: 04.07.2023).
2. Ахтемова З.Э. Роль внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии России // Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48398581 (дата обращения: 04.07.2023).
3. Синицына В.М. Анализ исполнения государственных внебюджетных фондов за 2018-2020 годы // Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47967270 (дата обращения: 02.07.2023).
4. Министерство финансов Российской Федерации // Бюджеты государственных внебюджетных фондов // Режим доступа: https://minfm.gov.ru/ru/statistics/outbud/ (дата обращения: 26.06.2023).
5. Социальный фонд России // Годовой отчет - Режим доступа: https://sfr.gov.ru/press_center/annual_report/ (дата обращения: 29.06.2023).
6. РосБизнесКонсалтинг // Пенсионный фонд закончил год с рекордным профицитом - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/06/04/2023/642d41d89a7947be4854a931 (дата обращения: 02.07.2023).
7. Матюнина М.В., Толстова Н.С. Пенсионная система: анализ и перспективы реформирования // Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47481953 (дата обращения: 02.07.2023).
8. Фонд обязательного медицинского страхования // Направление деятельности - Режим доступа: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-activities/ (дата обращения: 28.06.2023).
References and Sources
1. Matyunina M.V., Dyrchenkova Yu.A. Analiz sostava i struktury dohodov i raskhodov Fonda social'nogo strahovaniya RF // Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=46216642 (data obrashcheniya: 04.07.2023).
2. Ahtemova Z.E. Rol' vnebyudzhetnyh fondov v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii // Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48398581 (data obrashcheniya: 04.07.2023).
3. Sinicyna V.M. Analiz ispolneniya gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov za 2018-2020 gody // Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47967270 (data obrashcheniya: 02.07.2023).
4. Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii // Byudzhety gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov // Rezhim dostupa: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/outbud/ (data obrashcheniya: 26.06.2023).
5. Social'nyj fond Rossii // Godovoj otchet - Rezhim dostupa: https://sfr.gov.ru/press_center/annual_report/ (data obrashcheniya: 29.06.2023).
6. RosBiznesKonsalting // Pensionnyj fond zakonchil god s rekordnym proficitom - Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/06/04/2023/642d41d89a7947be4854a931 (data obrashcheniya: 02.07.2023).
7. Matyunina M.V., Tolstova N.S. Pensionnaya sistema: analiz i perspektivy reformirovaniya // Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47481953 (data obrashcheniya: 02.07.2023).
8. Fond obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya // Napravlenie deyatel'nosti - Rezhim dostupa: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/fund-activities/ (data obrashcheniya: 28.06.2023).
МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии (филиал в г. Ялте), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского ([email protected]).
ГОНЧАРОВА ДИАНА АНДРЕЕВНА - студент Гуманитарно-педагогической академии (филиал в г. Ялте), Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского ([email protected])
КАРНАУХИИ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ - студент Гуманитарно-педагогической академии (филиал в г. Ялте), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского ([email protected]).
MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanities and Pedagogical Academy (branch in Yalta) ([email protected]).
GONCHAROVA, DIANA A. - student, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanities and Pedagogical Academy (branch in Yalta) ([email protected])
KARNAUKHIY, ALEXANDER S. - student, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanities and Pedagogical Academy (branch in Yalta) ([email protected]).
УДК 005.95/. 96 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-261-265
ТИХАНЫЧЕВ О. В., ТИХАНЫЧЕВА Е.О. ОБ ИЗМЕНЕНИИ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ HARD SKILLS И SOFT SKILLS В УСЛОВИЯХ «ЦИФРОВОЙ» ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: цифровизация экономики, рациональный интеллект, эмоциональный интеллект, hard skills, soft skills, трансформация управления.
Предметом исследования является трансформация навыков персонала в ходе цифровизации современного общества. Объект исследования - изменение соотношения и содержания рациональных (hard skills) и коммуникационных (soft skills) навыков работников различных сфер. Авторы подробно рассматривают содержание указанных навыков в индустриальном и постиндустриальном обществе и их трансформацию. Особое внимание в статье уделяется изменению содержания и соотношения указанных навыков, как проекции рационального и эмоционального интеллекта на процесс разработки и внедрения продукции. Авторами проанализирована разработка программной продукции, как наиболее наглядная составляющая "цифровой" экономики. Основные выводы, обоснованные в статье, состоят в том, что если изменения рациональных (hard skills) навыков являются не слишком значительными, то коммуникационные навыки (soft skills) претерпели весьма существенные изменения. Более того, наблюдается тенденция сближения рациональных и эмоциональных навыков в процессе углубления цифровизации. Особым вкладом авторов в исследования является анализ изменения составляющих рациональной и эмоциональной составляющей управленческих навыков и выводы о тенденциях их изменения. Новизна исследований заключается в том, что в подобной постановке проблема описана впервые. Основным результатом исследования можно считать предложения по совершенствованию процессов подготовки и подбора персонала.
TIKHANYCHEV, O.V., TIKHANYCHEVA, E.O.
ON CHANGING THE CORRELATION OF HARD SKILLS AND SOFT SKILLS IN THE CONDITIONS
OF THE "DIGITAL" ECONOMY
Key words: digitalization of the economy, rational intelligence, emotional intelligence, hard skills, soft skills, management transformation
The subject of the study presented in the review article is the transformation of staff skills in the course of the digitalization of modern society. The object of the study is the change in the ratio and content of rational (hard skills) and communication (soft skills) skills of workers in various fields. The authors consider in detail the content of these skills in industrial and post-industrial society and their transformation. Particular attention in the review article is paid to changing the content and correlation of these skills, as a projection of rational and emotional intelligence on the process of developing and implementing products. The main area in relation to which the analysis was carried out was the development of software products, as the most visual component of the "digital" economy. The main conclusions of the analysis are that if the changes in rational (hard skills) skills are not too significant, then communication skills (soft skills) have undergone very significant changes. Moreover, there is a trend of convergence of rational and emotional skills in the process of deepening digitalization. A special contribution of the authors to the research is the analysis of changes in the components of the rational and emotional components of managerial skills and conclusions about the trends in their change. The novelty of the research lies in the fact that in such a formulation the problem is described for the first time. The main result of the study can be considered proposals for improving the processes of training and recruitment
Достаточно давно известные и используемые в экономическом управлении понятия твёрдых (hard skills) и гибких (soft skills) навыков в последнее время, как показывает анализ ситуации на рынке труда, претерпевают определённые изменения [1-3]. Эти изменения, как показывает анализ их содержания, определяются процессом продолжающегося перехода от промышленного уклада, при котором эти навыки формировались, к постиндустриальному, к так называемой «цифровой» экономике [4-8]. Сложившаяся тенденция требует тщательного анализа и формирования на его основе определённых выводов, необходимых для учёта изменений при планировании дальнейшего развития, что определяет актуальность данной проблемы.
Используемые материалы и методы.
В качестве методологической основы исследования был избран системный подход, методы сравнительного анализа и обобщения. Использование системного подхода, метода сравнительного