Научная статья на тему 'БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ'

БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильченко А. А.

В 2020 году российская экономика развивалась в условиях уникального экономического кризиса, причиной которого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Особенностью исполнения бюджетов внебюджетных фондов стало введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Это предопределило соответствующие изменений изменения нормативных правовых актов в части принимаемых государством мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков и обеспечения финансовой стабильности медицинских организаций. Счетная Палата выступает органом, осуществляющим государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS AS AN OBJECT OF STATE FINANCIAL CONTROL: FEATURES AND RESULTS

In 2020, the Russian economy developed in the face of a unique economic crisis, which was caused by the pandemic and related quarantine measures, as well as a record drop in oil prices. A feature of the execution of budgets of extrabudgetary funds was the introduction of restrictions in the activities of enterprises and organizations caused by the spread of coronavirus infection COVID 19. This predetermined the corresponding changes in regulatory legal acts in terms of measures taken by the state to support certain categories of taxpayers and ensure the financial stability of medical organizations. The Accounts Chamber acts as the body exercising state financial control over the execution of the budgets of state extrabudgetary funds of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ»

Васильченко А.А. студент магистратуры Научный руководитель: Шкарупа Е.А., к.э.н.

доцент

Волгоградский государственный университет

БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация: В 2020 году российская экономика развивалась в условиях уникального экономического кризиса, причиной которого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Особенностью исполнения бюджетов внебюджетных фондов стало введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Это предопределило соответствующие изменений изменения нормативных правовых актов в части принимаемых государством мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков и обеспечения финансовой стабильности медицинских организаций. Счетная Палата выступает органом, осуществляющим государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Ключевые слова: доходы, расходы, исполнение бюджета, внебюджетные фонды, государственный финансовый контроль.

Vasilchenko A.A. graduate student Scientific adviser: Shkarupa E.A., Ph.D.

assistant professor Volgograd State University

BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS AS AN OBJECT OF STATE FINANCIAL CONTROL: FEATURES AND RESULTS

Abstract: In 2020, the Russian economy developed in the face of a unique economic crisis, which was caused by the pandemic and related quarantine measures, as well as a record drop in oil prices. A feature of the execution of budgets of extrabudgetary funds was the introduction of restrictions in the activities of enterprises and organizations caused by the spread of coronavirus infection COVID 19. This predetermined the corresponding changes in regulatory legal acts in terms of measures taken by the state to support certain categories of taxpayers and ensure the financial stability of medical organizations. The

Accounts Chamber acts as the body exercising state financial control over the execution of the budgets of state extrabudgetary funds of the Russian Federation.

Keywords: revenues, expenses, budget execution, extrabudgetary funds, state financial control.

В соответствии со ст. 20 ФЗ на Счетную Палату возложена обязанность по осуществлению проверки отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и подготовке заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ [1].

Счетная палата в процессе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ анализирует полноту и своевременность поступления доходов, включая межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ, исполнение расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в сравнении с утвержденными показателями федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

На основании официально предоставленных данных, представим особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. В 2020 году особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) стало введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19, а также установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения негативных последствий влияния пандемии коронавируса.

В 2020 году расходы ПФР составили 9,727 трлн рублей. Доходы были исполнены в объеме 10,303 трлн рублей, из них страховые взносы - 5,459 трлн рублей. Из федерального бюджета - 4,788 трлн рублей. Это на 1,566 трлн рублей (на 48,6%) больше, чем в 2019 году. В структуре трансфертов, поступивших в бюджет ПФР из федерального бюджета (представлена на диаграмме 1), основная доля (53,4%) приходится на финансирование страховых пенсий. Из-за введения со II квартала карантинных мероприятий и установки льгот по уплате страховых взносов (в рамках поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики) поступление таких взносов снизилось на 211,247 млрд рублей. В результате 206,583 млрд рублей недопоступили на выплату страховых пенсий.

Страховые взносы на обязательное социальное

страхование Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязат ельным платежам Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и... Доходы от оказания платных усллуг (работ) и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Штрафы, санкции, возмещение ущерба Трансферты из федерального бюджета

132.82 82.17

46497.66 28356.88

5442.99 5734.07

3.97 3.92

2086.11 10701.62

5409516.82 5459774.67

Безвозмездные поступления от 4982.76

негосударственных организаций 8617.41

3308710.62

4786797.37

Доходы, всего

8780997.01

10303340.83

2000000 4000000 6000000 8000000 10000000 12000000

12019 2020

0

Рисунок 1- Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Источник: составлено автором по: [2].

При этом в 2020 году на 854,816 млрд рублей был увеличен межбюджетный трансферт на ОПС. В связи с чем в бюджете ПФР сформировался профицит в объеме 575,642 млрд рублей (при прогнозируемом дефиците 209,176 млрд рублей). На начало 2021 года остаток средств на счете бюджета ПФР по распределительной составляющей составил 901,437 млрд рублей, это позволит покрыть дефицит бюджета фонда в 2021 - 2022 годах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) в январе - декабре 2020 года организовывал деятельность по исполнению бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в условиях распространения коронавирусной инфекции СОУГО -19 и связанных с ней особенностей изменения нормативных правовых актов в части принимаемых государством мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков и обеспечения финансовой стабильности медицинских организаций [2].

В бюджет ФОМС поступили доходы в размере 2,392 трлн рублей, из них на взносы на обязательное медицинское страхование были равны 2,132 трлн рублей. Расходы исполнены в размере 2,360 трлн рублей, в том числе территориальным ФОМС перечислены субвенции в объеме 2,225 трлн рублей. Нормированный страховой запас на 2020 год сформирован в объеме 21,058 млрд рублей [2].

Основными структурными особенностями бюджета ФОМС 2020 года являются: включение с 2020 года в состав бюджетных ассигнований в виде

межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ФОМС средств, включение в состав расходов бюджета Фонда на 2020 год субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ 15, - в сумме 2 500,0 млн рублей, включение в состав субвенции средств на финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с поручением Правительства РФ, на финансовое обеспечение проводимых в амбулаторных условиях дорогостоящих диагностических и лабораторных исследований в соответствии с поручением Правительства РФ. Особенностями исполнения бюджета Фонда социального страхования в 2020 году стало введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19, а также установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения негативных последствий влияния пандемии коронавируса. За 2020 год кассовое исполнение бюджета ФСС по доходам составило 551,332 млрд рублей, или 67,9% от прогнозируемого объема. Из них страховые взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) составили 352,335 млрд рублей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ) - 127,752 млрд рублей.

Международные отношения и международное сотрудничество

Другие общегосударственные вопросы

Образование Пенсионное обеспечение Социальное обеспечение населения

Охрана семьи и детства

Прикладыне научные исследования в области социальной политики

Другие вопросы в области социальной политики

2019 2020

Рисунок 2- Исполнение расходов в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации по сравнению с утвержденными показателями

Источник: составлено автором по: [2].

Расходы фонда были исполнены в объеме 686,693 млрд рублей. Значительнее всего в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ. Бюджет ФСС был исполнен с дефицитом в 135,360 млрд рублей. Счетная палата обращает внимание, что Правительство РФ, в том числе учитывая рекомендации ведомства, подготовило проект постановления о направлении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в 2021 году в объеме 68,551 млрд рублей.

Использованные источники:

1. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144621/

2. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/oper-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.