АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ И ЛОГИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Алимов В.В., к.воен.н., доцент кафедры Менеджмента, туроперейтинга и гостеприимства Центрального института управления и экономики туристского бизнеса - филиала Российской международной академии туризма,
Ягудин С.Ю., профессор, д.э.н., заведующий кафедрой Инновационного и производственного менеджмента Государственного
университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Рост российской экономики и повышение ее устойчивости неразрывно связаны с повышением инвестиционной привлекательности инновационной сферы. Рост инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Наиболее эффективно финансирование инноваций в инвестиционно - привлекательные отрасли экономики, такие, как топливная, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, цветная металлургия. В последние годы наблюдается значительный рост торговых сетей и быстрые темпы развития логистики, что обусловливает их инвестиционную привлекательность для инноваций.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, экономика, инновационная сфера, финансирование, предприятие, рынок, бизнес, управление, торговые сети, логистика, логистические системы, управление запасами.
INVESTMENT ANALYSIS INNOVATION, DEVELOPMENT OF DISTRIBUTION NETWORKS AND LOGISTICS IN THE RUSSIAN ECONOMY
Alimov V, Ph.D., Associate Professor of Management, touroperating and hospitality of the Central Institute of Management and Economics of tourism business - a branch of the Russian International Academy of Tourism,
Yagudin S., Professor, PhD, Head of the Department of Innovation and Production Management, State University of Economics, Statistics and
Informatics (MESI)
Russia’s economic growth and improving its sustainability are inextricably linked with the increase of investment attractiveness of the innovation sphere. Growth of investment in innovative sectors do not always contribute to the growth of profits and revenues. The most effective financing of innovation in investment - attractive sectors of the economy, such as fuel, electricity, engineering and metalworking, building materials, nonferrous metallurgy. In recent years there has been significant growth in trade networks and the rapid development of logistics, which makes them attractive investment for innovation.
Keywords: investment, innovation, economy, innovation, finance, business, market, business, management, distribution networks, logistics, logistics systems, inventory management.
Перевод экономики России на инновационный путь развития становится одним из основополагающих условий в современном мире. Возможности иных факторов эффективного увеличения производства практически исчерпаны.
По различным оценкам, от 70 до 100% прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций, высокой инновационной активности предприятий.
В период с 1998 по 2008 годы удельный вес организаций, которые осуществляют технологические инновации, составил от 33 до 66%, а удельный вес их продукции - 62,5-88%.
В общем объеме экспорта на долю этих организаций приходилось 86-96%.
В промышленности продукция, новая для таких организаций, но не новая для рынка, составила соответственно от 16 до 40% и от
7 до 10%. В сфере услуг доли аналогичных частей услуг равнялись
16 - 24% и 3 - 8%].
К сожалению, в России ситуация в области инноваций намного хуже и величины показателей существенно ниже. Так, в промышленности технологические инновации в 2009 году осуществляли всего 9,3% предприятий, однако удельный вес их продукции равнялся 41,3%, а в объеме экспорта доля их продукции составляла 48,5 %.
В структуре продукции промышленности продукция, новая для организаций, осуществлявших технологические инновации, но не новая для рынка, и продукция, новая для рынка, составили соответственно 1, 9 и 0, 5%. В сфере услуг - 8, 1 и 0, 5%2.
Технологическим инновациям препятствуют недостаток свободных средств, высокая стоимость нововведений и уровень экономического риска. Недостаток квалифицированного персонала оценен в полтора раза ниже, чем в таких странах, как: Бельгия, Германия (2, 0), Нидерланды и Португалия (2, 2) -при относительно равных российским оценках других приведенных факторов3.
При этом Росстат приводит слабо коррелированные с приведенными выше данными оценки факторов, препятствующих деловой активности. Согласно им фактор «недостаток денежных
средств», в 1997 г. бывший основным, постепенно устраняется, и его доля, равная 78% в 1997 г., в 2005 г. составила уже 42, а в 2007 г. - 35%.
Снижавшаяся до того оценка препятствующего фактора «недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны» в 2005 г. достигла своего максимума и составила 51%, а в 2007 г. -42%. Этот фактор в 2007 г. стал основным для российской экономики. Если же взять суммарную оценку факторов недостаточного внутреннего и внешнего спроса, то в этом случае в 2007 г. он равен 60%. Одновременно возрастала значимость еще двух препятствующих факторов: отсутствие надлежащего оборудования (30%) и высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей (25%). Показательно, что в российской промышленности внедряется лишь 5% новых отечественных разработок4.
Россия пока проигрывает в инновационной гонке. Вместе с тем, несмотря на трудности 1990-х гг., она обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для осуществления серьезного инновационного рывка и решения масштабных задач. Проблема лишь в том, что такие задачи необходимо правильно сформулировать и найти оптимальные пути их решения.
Один из них состоит в том, что общество в целом должно формировать инновационный заказ, которого со стороны российской экономики нет. Такой заказ можно считать сформированным только тогда, когда он подкреплен соответствующими финансовыми ресурсами. В условиях рыночной экономики работать без денег невозможно. Деньги играют роль основного индикатора, устанавливающего область эффективной деятельности. Однако многие наши предприятия, ориентированные на инновационную деятельность, сегодня просто не имеют для этого финансовых ресурсов.
Согласно статистическим данным половина российских компаний обрабатывающих отраслей вообще не тратит средства на НИОКР, и только у 20% предприятий из их числа эти расходы за год превышают 1 млн. руб.
На инновации в среднем уходит 0,5% выручки отечественных предприятий, в ведущих мировых компаниях эта доля составляет от 7 до 12%. Инновационный потенциал российской экономикой
пока не обеспечен. Поэтому проблема эффективного инвестирования в инновационный комплекс так актуальна5.
Какие инновации внедряются на наших предприятиях сегодня? В подавляющем большинстве случаев это не новые разработки, а техника, технологии и материалы, уже давно использующиеся в других странах. Конечно, такие инновации - тоже прогресс в нашей экономике, но одновременно и запрограммированное отставание. Высказывается мнение, что достойных отечественных разработок, например в автомобилестроении, не существует. Однако концепция и первый опытный образец гибридного силового агрегата для автомобиля был создан и испытан в НАМИ. И таких примеров немало. Поэтому не менее актуальна задача эффективного инвестирования именно в передовые, особенно в собственные высокотехнологичные разработки.
Несмотря на значение государственных инвестиций, особенно по стратегически важным направлениям, следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики способны в значительной мере сформировать инвестиционную картину в инновационной сфере частные инвестиции6.
С одной стороны, предприятия реального сектора экономики испытывают потребность в инновациях, но она не подкреплена финансовыми ресурсами. С другой стороны, потенциальные инвесторы имеют деньги, но не спешат вкладывать их в инновационную сферу. Так происходит потому, что процесс создания наукоемкой продукции характеризуется высокой вероятностью отрицательного результата. Между тем механизм страхования инвестиций развит недостаточно. Процесс этот очень длителен и сложен. Инновационная разработка проходит несколько стадий: от инновационной идеи до практического воплощения и реальной экономической отдачи: научная, опытно-конструкторская, техническая, технологическая и стадия практического использования, или экономическая стадия. При этом требуется наладить эффективную кооперацию различных экономически самостоятельных предприятий7.
Значит, финансировать инновации в нашей экономике хлопотно и рискованно, ждать же результата приходится долго. Более того, чем масштабнее, сложнее, серьезнее инновационный проект, тем в большей степени проявляются все вышеперечисленные моменты. В конечном итоге все трудности могут быть компенсированы высокой отдачей. Но здесь и возникают различия. В одних случаях инвесторы предпочитают идти на риск и вкладывать деньги в инновационные проекты, ищут эффективные формы для воплощения этого. В других - предпочитают не ждать «журавля в небе». Таким образом, проблема привлекательности инновационного инвестирования в определенной степени свойственна экономикам стран, осуществляющих инновационную деятельность. Однако в одних странах она успешно разрешена, создан механизм оптимального управления этими процессами, в других, к числу которых принадлежит Россия, наиболее инновационные проекты, которые впоследствии оказываются прорывными и перспективными, менее интересны для инвесторов.
Мировой опыт инновационного инвестирования подсказывает различные варианты решения этой проблемы. Один из них заключается в объединении возможностей различных инвесторов, т. е. в создании достаточно крупного инвестиционного капитала, скажем, в виде инвестиционного фонда. При этом возникает возможность диверсифицировать вложения и тем самым уменьшить инвестиционные риски. Второй вариант представляет собой разделение инновационного цикла на несколько стадий и коммерциализацию продукта каждой стадии. Это позволяет добиться сокращения сроков окупаемости вложений и объединения усилий инвесторов по «последовательному принципу»8.
В условиях устоявшейся рыночной экономики оба варианта при наличии развитой системы страхования инвестиций, обеспечивают приемлемое для потенциального инвестора сочетание доходности, сроков окупаемости и уровня рисков. Инвестиционная схема начинает работать. Однако в наших условиях этого не происходит. Не развиваются даже весьма эффективные во всем мире схемы венчурного финансирования. Причиной подобного положения аналитики называют отсутствие «длинных денег», пригодного и готового к вложениям в данную сферу капитала9. Так в чем же причина этого явления нашей экономики? Можно сказать, что дело здесь в альтернативных возможностях для инвестирования.
Таких возможностей у нас более чем достаточно. Спекулятивные сделки с недвижимостью, торговля и даже неинновационные вложения в промышленность - все это дает значительно большую и скорую отдачу, чем инновации. Косвенно об этом свидетельствуют данные по уровню доходности в разных сферах, в частности, данные по заработной плате.
В сфере финансовой деятельности и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых уровень заработной платы в размере 35405, 7 и 33365, 9 руб. почти в три раза превышает средний уровень по стране (13527, 4 руб.). В то же время в производстве машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, в образовании и здравоохранении она составляет соответственно 13808, 5, 13033, 5, 8787, 5 10023, 5 руб. До тех пор пока подобное положение сохраняется, говорить об инновационном характере экономики затруднительно10.
Казалось бы, оптимальная схема очевидна. Инновационные вложения должны быть выгоднее не инновационных проектов. Вложения в передовые, прорывные инновационные программы -еще выгоднее. Достигать этого следует созданием соответствующих условий путем изменений налоговой политики и политики в области заработной платы. Также эффективно введение различных норм и ограничений, стимулирующих использование новой техники; введением гибкой кредитной политики и прочих мер. Эти изменения целесообразно направить на трансформацию системы мотивации инновационной деятельности. Общество должно быть заинтересовано в инновациях, а предприятия - заинтересованы в них экономически11 .
Но на деле не все так просто. Проблема в том, что упомянутые различия в уровне доходности различных направлений инвестирования определяются не только субъективными факторами или принятыми в обществе условиями, но в значительной степени объективными реалиями экономики, характером экономических отношений и действующей экономической системы.
В России в последние годы наблюдается значительный рост торговых сетей.
Основные показатели приходятся на ритейлинг, спортивные товары, бытовую технику, аптечные и детские товары. Стратегической задачей для владельцев торговых сетей выступает поиск и привлечение масштабных инвестиций для повышения эффективности бизнеса и дальнейшей региональной экспансии.
Российский продуктовый сетевой рынок12 является одним из самых развитых. Это связано, прежде всего, с тем, что интерес к этому сегменту сетевого рынка достаточно давно проявляют крупные иностранные компании. Достаточно серьезная конкуренция наблюдается также среди отечественных сетевых компаний. Следует учитывать и товар, на который повышен спрос13 .
На 2011 г. прогнозируется бум и в сегменте детской специализированной розницы. В пяти крупнейших городах каждая семья тратит на детские товары 3,1-4,6 тыс. руб. в месяц и более трети из них уходит в детские сетевые магазины. В ближайшие годы эта
1 Станик К.И. Проблемы инвестирования в инновационные сферы // Вестник МИБ. - 2010. - № 4. - С. 15.
2 Там же.
3 Там же.
4 Станик К.И. Проблемы инвестирования в инновационные сферы // Вестник МИБ. - 2010. - № 4. - С. 16.
5 Станик К.И. Проблемы инвестирования в инновационные сферы // Вестник МИБ. - 2010. - № 4. - С. 16.
6 Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 22.
7 Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 22.
8 Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 23.
9 Пестова А., Солнцев О. Указ. соч. С. 24.
10 Там же.
11 Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 25.
12 Кустодиев А.С. Развитие торговых сетей РФ // Логистика и торговля. - 2010. - № 4. - С. 10.
13 Там же.
цифра значительно вырастет - специализированная детская розница находится в стадии активного роста. В пяти крупнейших городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге - за последние шесть месяцев 80% респондентов посещали детские сетевые магазины и 69% делали там по-
купки14 .
Также бурно будут развиваться и аптечные сети15. Лидер рынка - сеть «36,6», - как ожидается, остановится в агрессивном росте, сосредоточившись на повышении эффективности бизнеса. Эстафету у нее, по словам экспертов, примут несколько новых компаний, относящихся пока ко второму эшелону. В частности, в 2008 году весьма динамично развивались такие игроки, как сети «Радуга» и А5, которые пока располагаются за пределами первой десятки. Однако они имеют все шансы войти в нее по итогам 2009 года16.
Уже в начале 2009 года российские торговые сети стали активно искать пути привлечения средств для обеспечения собственного развития. При этом методы привлечения инвестиций разнятся в зависимости от того, какое положение на рынке занимает торговая сеть. Одновременно растущая конкуренция заставляет сети увеличивать количество объектов продаж в различных городах России и в целом вести более агрессивную политику по проникновению на тот или иной рынок17 .
В 2010 году торговая сеть «Копейка» планирует провести финансирование своей инвестиционной программы за счет реализации планов 2009 г. по продажам части собственных торговых помещений. Проведение продажи активов - мера, нацеленная на привлечение активов для «Копейки», которая в условиях кризиса является единственно приемлемой. Планируется продать часть общих торговых площадей в размере около 100 тыс. кв. м с несколькими паевыми инвестиционными фондами. Стоимость данных объектов оценивают в 350 - 400 млн. долл. США18.
Торговая сеть «Седьмой континент» планирует развиваться за счет собственных и привлеченных средств. Компания в данный момент не отказалась от планов о размещении 25% акций на Лондонской фондовой бирже19 .
Выпуск дополнительной эмиссии повысил бы ликвидность акций «Седьмого континента» и стал бы «гарантом» выполнения намеченной на текущий год инвестиционной программы объемом до 330 млн. долл.20
Торговая сеть «Техносила» собирается открыть в течение трех лет 12 гипермаркетов в Санкт-Петербурге, увеличив, таким образом, свою местную сеть в три раза, и занять 35% местного рынка розничной торговли электроники и бытовой техники. На это компания намерена направить 25 млн. долл21 .
Компания «Городской супермаркет», управляющая сетью премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», в 2008 году займется развитием торговых центров22 .
Компания планирует открытие первого торгового центра на Рублево-Успенском шоссе (бренд «Азбука вкуса»), инвестиционные вложения в данный проект составили около 12 млн. долл. Компания планирует реализацию еще трех девелоперских проектов23 .
Игроки сетевого рынка не боятся участвовать в новых проектах, покидая старые и достаточно успешные. Во многом это говорит о том, что некоторые сегменты сетевого рынка в России еще должным образом не разработаны.
Продолжение бурного роста торговых сетей, по оценкам специалистов, будет продолжаться до конца 2010 г.24
Вероятно, что, учитывая негативное влияние мирового финансового кризиса, точка насыщения будет достигнута только к концу 2011 года.
Игрокам сетевого торгового рынка стоит учитывать риски, связанные с тем, что контролирующие государственные структуры активизировали свою деятельность. Кроме того, в разделе рынка достаточно высокую активность играет государство, в первую очередь, Росприроднадзор и Федеральная налоговая служба25 .
Развитие логистики в России идет быстрыми темпами. Появляется все больше компаний, которые имеют в своей структуре управления логистические службы (дирекции, департаменты, отделы).
В отечественной экономике расширяется сфера применения современных логистических систем и технологий. Это, прежде всего, предприятия по добыче и переработке нефти и газа, металлургические и автомобилестроительные заводы, ритейл.
Они задают тон в построении корпоративных логистических систем, рациональных организационных структур управления логистикой в интегрированных цепях поставок, выборе оптималь-
ных логистических технологий и информационных систем поддержки принятия решений. Этим же вплотную начинает интересоваться и средний бизнес26 .
Повышение своей конкурентоспособности многие отечественные компании связывают с логистикой и <^СМ» (управлением цепями поставок). Но лишь немногие их руководители задумываются над стратегической направленностью логистики, формируя адекватную организационную структуру службы логистики компании, оптимизируя конфигурацию логистической сети, внедряя интегрированную информационную поддержку и систему управления товарными запасами.
Недостаточно внимания уделяют предприятия управлению базой логистических знаний, которая, в частности, состоит из продуманной системы подготовки персонала служб логистики: от краткосрочных программ повышения квалификации до второго высшего образования и МВА по логистике и <^СМ»27.
Государственный образовательный стандарт специальности «Логистика и управление цепями поставок» был утвержден Минобразования РФ только в апреле 2000 г., а сама специальность открыта в качестве эксперимента первоначально всего в семи российских вузах. Первые отечественные дипломированные специалисты, имеющие квалификацию «логист», появились только в 2004 г., и сейчас потребность в них, как показывает исследование рынка труда, чрезвычайно велика28 .
Особое значение приобретает перестройка восприятия логистики топ-менеджерами предприятий: от центра затрат - к центру прибыли. При этом логистам необходимо уметь «продать» уникальные результаты хорошо построенной логистической системы как внутренним, так и внешним клиентам фирмы, показывая ее воздействие на увеличение объемов продаж (за счет качества сервиса), снижение операционных расходов, повышение производительности элементов логистической инфраструктуры и оптимизации уровней материальных запасов.
Усилиями профессионалов-логистов рынок логистических услуг в России развивается темпами, опережающими среднеевропейский уровень, примерно в два раза. По данным консалтинговых и аналитических компаний, среднегодовые темпы роста рынка логистических услуг в 2006-2010 гг. составят около 7,5%.
Прогнозируемая емкость российского рынка логистических услуг, предлагаемых на аутсорсинг в 2010 г, увеличится по сравнению с 2009 г. примерно в полтора раза и составит около 37 млрд. долл. В структуре рынка к 2010 г. ожидается существенное увеличение складских услуг, услуг 3PL-провайдеров и консультационно-управленческого логистического сервиса. Их доля должна составить около 12%29.
По прогнозу Минэкономразвития, темпы роста грузовых перевозок, осуществляемых транспортными и транспортно-экспедиторскими компаниями в 2010 гг., несколько замедлятся и будут на уровне 4,5-5% в год. Исключение составят контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысит 20% за счет увеличения импорта и наращивания объемов транзитных перевозок через территорию России по МТК. Экспедиторские услуги и услуги 3PL-про-вайдеров по доставке грузов будут расти более высокими темпами (примерно 7-9% в год), что определяется расширением требований клиентов к современным технологиям перевозок в импортно-экспортном сообщении. Ожидается также ускорение процесса слияния и поглощения на рынке транспортно-экспедиторских услуг и комплексного логистического сервиса30 .
Объем услуг по консалтингу в логистике, управлению запасами, оптимизации логистических бизнес-процессов, построению логистических систем компаний, SCM-решениям, предоставляемых информационными, аналитическими, консалтинговыми компаниями и частично 3PL-провайдерами, будет в среднем возрастать на 28-30% в год и составит к 2010 г. около 1,2 млрд. долл. США. В этот же период времени ожидается появление и ускоренное развитие на российском рынке компаний - 4PL-провайдеров (системных интеграторов цепей поставок)31 . По прогнозам Минтранса РФ, темпы роста рынка грузоперевозок к 2010 г. будут составлять примерно 4,7%. В структуре рынка по грузообороту доля железнодорожного транспорта составит 92% (по объему выручки - 85%)32.
Можно также ожидать увеличения доли аутсорсинга до 20-25% грузооборота для автомобильного транспорта (в Европе - 40%) и стабилизацию на уровне 75-80% для железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта России. В большой степени это может быть связано с консолидацией рынка логистического серви-
са, повышением конкурентоспособности российских предприятий-перевозчиков, а также с приходом в Россию зарубежных 3PL-про-вайдеров33 .
Темпы роста рынка складских услуг будут определяться потребностями в аутсорсинге операций хранения, грузопереработки и распределения со стороны потенциальных клиентов логистических компаний, которыми в основном являются транснациональные корпорации, крупный западный и российский ритейл.
Ежегодные темпы роста рынка аутсорсинга складских услуг в 2010 г. прогнозируются на уровне 25% (для Московского региона) и около 30% для Санкт-Петербурга. Основной прирост рынка будет обеспечиваться за счет ввода новых складских комплексов класса А34.
По оценкам аналитических компаний и девелоперов, свыше 50% складов международного класса (А и В+) будет сосредоточено в Московском регионе и около 25% в Санкт-Петербурге35 .
По оценкам экспертов, проведенным по крупнейшим торговопромышленным и транспортным центрам, предложение качественных складских помещений может увеличиться в 2010 г. по сравнению с 2009 г. с 1,3 млн. кв. м до 5 млн. кв. м при сокращении количества складских площадей класса С и Э, в том числе за счет модернизации и реконструкции существующего фонда36 .
Эксперты прогнозируют, что 2010-2011 гг. будет расти рынок логистических услуг, крупные логистические операторы смогут укрепить собственные конкурентные позиции, нарастить капитал37 . При этом возможна жесткая конкурентная борьба с иностранными конкурентами.
Выводы:
1. Перевод экономики России на инновационный путь развития становится одним из основополагающих условий в современном мире. Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций
в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако приток инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Поэтому совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации.
2. В России в последние годы наблюдается значительный рост торговых сетей. Основные показатели приходятся на ритейлинг, спортивные товары, бытовую технику, аптечные и детские товары. Стратегической задачей для владельцев торговых сетей выступает поиск и привлечение масштабных инвестиций для повышения эффективности бизнеса и дальнейшей региональной экспансии.
3. Развитие логистики в России идет быстрыми темпами, увеличиваются инвестиции в данную сферу. Появляется все больше компаний, имеющих в своей структуре управления логистические службы (дирекции, департаменты, отделы). Эксперты прогнозируют, что 2010-2011 гг. будет расти рынок логистических услуг, крупные логистические операторы смогут укрепить собственные конкурентные позиции, нарастить капитал. При этом возможна жесткая конкурентная борьба с иностранными конкурентами.
Литература:
1. Кустодиев А.С. Развитие торговых сетей РФ // Логистика и торговля. - 2010. - № 4. - С. 10-12.
2. Маклаков В.С. Логистика и логистические центры // Логистика и торговля. - 2010. - № 3. - С. 14-15.
3. Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - № 1. - С. 22-32
4. Станик К.И. Проблемы инвестирования в инновационные сферы // Вестник МИБ. - 2010. - № 4. - С. 15-16.
14 Там же.
15 Кустодиев А.С. Указ. соч. С. 11.
16 Кустодиев А.С. Развитие торговых сетей РФ // Логистика и торговля. - 2010. - № 4. - С. 11.
17 Там же.
18 Кустодиев А.С. Указ соч. С. 12.
19 Там же.
20 Там же.
21 Кустодиев А.С. Развитие торговых сетей РФ // Логистика и торговля. - 2010. - № 4. - С. 12.
22 Там же.
23 Там же.
24 Там же.
25 Там же.
26 Маклаков В.С. Логистика и логистические центры // Логистика и торговля. - 2010. - № 3. - С. 14.
27 Там же.
28 Там же.
29 Маклаков В.С. Логистика и логистические центры // Логистика и торговля. - 2010. - № 3. - С. 14.
30 Там же.
31 Маклаков В.С. Логистика и логистические центры // Логистика и торговля. - 2010. - № 3. - С. 14.
32 Там же.
33 Маклаков В.С. Указ. соч. С. 15.
34 Там же.
35 Маклаков В.С. Логистика и логистические центры // Логистика и торговля. - 2010. - № 3. - С. 15.
36 Там же.
37 Там же.