смысле этого слова) экономических акторов необходим стратегический план, который обязательно должен опираться на математические расчеты. Как показала практика СССР, страна в свое время пошла по пути увлечения математическим программированием, что обрекло систему на провал. Требовалось создать динамическую модель, представленную в виде системы алгоритмов с процедурами корректировки, уточняющей потребности и возможности. Необходимо было использовать метод экономической кибернетики при составлении плана. Только используя приемы планирования, можно добиться необходимого взаимодействия между хозяйствующими субъектами и государством, создать прочные правильные взаимоотношения между экономическими акторами. Список использованной литературы:
1. Абдулгамидов Н., Губанов С., Российская экономика в системе мировых связей. «Экономист», 2000 г., №3.
2. Абдуллаев К.Н., Государственное регулирование экономики в условиях перехода к рынку. СПб, 2000 г.
3. Беляева С.Г., Кошкина В.И. Теория и практика антикризисного управления: Учебник. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
4. Ведута Е.Н. Антикризисное управление экономикой - национальная идея России, Обозреватель №12, 2004. - http://www.rau.su/observer/N12_2004/12_02.HTM (30.09.2012).
5. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. - М.: Академический проспект, 2004.
6. Всемирный банк. - http://www.worldbank.org/
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994.
8. Соколин Б. Кризисная экономика России. Рубеж тысячелетий, СПб, 1997.
9. Торкановский Е. Антикризисное управление. - Экономист, 1999, №12.
10.Уткин. Э.А. Антикризисное управление. М., 1997.
11. Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/ (30.09.2012).
12.Цветкова Н. Сырьевые компании во время кризиса. - http://denga.ru/articles/97/2443 (29.09.2012).
© Д.В.Евтянова , 2015
УДК 658.1
Кисова Анна Евгеньевна
канд.экон.наук, доцент ЛГТУ, г. Липецк, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Одним из способов минимизации риска инвестиционной деятельности коммерческой организации является формирование инвестиционного портфеля. В статьи рассматриваются подходы к его анализу, их особенности применения в деятельности организации. Кроме того, оценивается влияние ряда факторов (как внешних, так и внутренних), влияющих на вариативность отбора проектов в инвестиционный портфель, а также на оптимизацию бюджета по исследуемому портфелю.
Ключевые слова
Портфельное инвестирование, подходы к анализу инвестиционного портфеля, метод цепного повтора, метод определения эквивалентного аннуитета, метод определения ликвидационной стоимости объекта, подходы к формированию портфеля реальных инвестиций, оптимизация бюджета инвестиционного портфеля Суть портфельного инвестирования состоит в улучшении возможностей инвестирования путем
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
придания совокупности объектов инвестирования тех инвестиционных качеств, которые недостижимы с позиции отдельно взятого объекта, а возможны лишь при их сочетании. Структура инвестиционного портфеля отражает определение сочетание интересов инвестора.
Существуют два основных подхода к финансовой оценке проектов, которые образуют теоретический фундамент анализа капитальных вложений [1, с. 77]: бухгалтерский; экономический (финансовый).
1. Бухгалтерский подход предполагает, что долгосрочный финансовый успех определяется доходностью, а краткосрочный — ликвидностью. Доходность и ликвидность лежат в основе анализа инвестиционных проектов. Доходность характеризует получение прибыли от капиталовложений в проект, их оценка производится на основе показателя коэффициента эффективности инвестиций (ARR) или возврата на инвестицию (ROI). Ликвидность проекта связана с окупаемостью капитальных вложений, и оценка осуществляется по показателю срока окупаемости (РР). Чем быстрее проект может окупить первоначальные затраты, тем лучше; чем выше ликвидность, необходимая инвестору, тем короче должен быть срок окупаемости.
2. Экономический (финансовый) подход опирается на новое понимание финансового успеха. Он в меньшей степени касается ликвидности и доходности, зато ориентирован на максимизацию «благосостояния» предприятия и его акционеров, рассмотрение риска. Поскольку максимизация благосостояния акционеров является целью предприятия, а капитальные вложения связаны с эффективным распределением ресурсов, удачными проектами являются те, которые приносят доход и предприятию, и его акционерам.
Сочетание стремлений максимизировать благосостояние и снизить инвестиционный риск привело к появлению в финансовом анализе методов, основанных на дисконтировании денежных потоков, к числу которых относятся методы расчета: чистой текущей стоимости (NPV); индекса рентабельности (PI); внутренней нормы доходности (IRR).
Результаты проведения финансового анализа являются основой принятия окончательных решений о включении инвестиционных проектов в портфель. Сравнивая полученные в ходе финансового анализа результаты с заранее определенными критериями отбора проектов в портфель, принимается инвестиционное решение. Стоит отметить, что метод NPV позволяет принимать правильное решение при сравнительном анализе отбираемых в портфель проектов, имеющих разные сроки жизни. Существуют специальные методы, позволяющие устранить временную несопоставимость (влияние временного фактора), чтобы корректно сравнить их.
1. Метод цепного повтора в рамках общего срока действия проектов — нахождение наименьшего общего кратного сроков действия проектов и предположение, что краткосрочный проект самовозобновляется после своего завершения. Последовательность действий в данном методе следующая [2, с. 95]:
- находят наименьшее общее кратное сроков действия анализируемых проектов;
- рассчитывают с учетом фактора времени суммарный NPV проектов, реализуемых необходимое число раз в течение сроков действия проектов, рассматривая каждый проект как повторяющийся;
- выбирают тот проект, для которого суммарный NPV повторяющегося потока имеет наибольшее значение.
Данный метод наиболее приемлем, если сроки действия рассматриваемых проектов кратны друг другу.
2. Метод определения эквивалентного аннуитета — стандартного, унифицированного аннуитета, который имеет ту же продолжительность, что и оцениваемый инвестиционный проект, и ту же величину текущей стоимости, что и NPV этого проекта. Последовательность действий в данном методе следующая:
- рассчитывают NPV однократной реализации каждого проекта;
- находят для каждого проекта эквивалентный срочный аннуитет, приведенная стоимость которого в точности равна NPV проекта;
- рассчитывают приведенную стоимость бессрочного аннуитета, предполагая, что найденный аннуитет может быть заменен бессрочным аннуитетом с той же самой величиной аннуитетного платежа;
- выбирают проект, имеющий максимальное значение бессрочного аннуитета.
Эквивалентный аннуитет (EA) рассчитывается по формуле 1:
ЕА = (1)
PVIFAn,í V 7
где PVIFAn,i; — текущая стоимость аннуитета ценой в 1 руб. в конце каждого из n периодов при ставке i.
3. Метод, основанный на предположении, что долгосрочный проект продается до его завершения. Этот метод применяют, если проекты достаточно долгосрочны. Алгоритм метода следующий [3]:
- предполагают, что долгосрочный проект продается в тот момент времени (обычно год), когда заканчивается краткосрочный проект;
- оценивают конечную (продажную) стоимость долгосрочного проекта на момент продажи (срок окончания краткосрочного проекта);
- рассчитывают NPV долгосрочного проекта;
- выбирают проект, имеющий большее значение NPV.
Окончательный выбор инвестиционных проектов в портфель тесно связан с вопросом наличия достаточных средств для их финансирования и определяется бюджетом предприятия, который ограничивает размер средств, направляемых на капитальные вложения.
На практике используют два основных подхода к формированию портфеля реальных инвестиционных проектов. Первый основан на принципе целесообразности и его используют предприятия, обладающие достаточным капиталом и не накладывающие ограничений на объем капитальных вложений. При этом портфель может формироваться на основе либо критерия IRR, либо критерия NPV. Формирование портфеля на основе критерия IRR предполагает включение в портфель инвестиционных проектов с доходностью (с учетом риска), превышающей цену капитала. В основе лежит ранжирование проектов по критерию IRR. Строится график инвестиционных возможностей (IOS) предприятия, характеризующий рассматриваемые проекты в порядке снижения IRR. После формирования портфеля на основе критерия IRR с одновременным исчислением предельной цены капитала становится возможно рассчитать суммарный NPV портфеля.
Формирование портфеля на основе критерия NPV предполагает включение в портфель всех независимых инвестиционных проектов с положительными значениями NPV. При этом NPV проектов исчисляется с использованием предельной цены капитала. В портфель также включаются те из альтернативных (взаимоисключающих) проектов, которые имеют наиболее высокие положительные значения NPV c учетом риска. Такой подход максимизирует ценность предприятия и совокупное достояние его акционеров.
Второй подход применяют предприятия, ограничивающие свой бюджет капитальных вложений. Целью финансового менеджера, формирующего портфель в условиях ограниченного бюджета капитальных вложений, является отбор проектов, обеспечивающих максимизацию суммарного NPV c использованием метода линейного программирования [1, с. 114].
Линейное программирование — метод, пришедший из области операционных исследований и подразумевающий обычно использование вычислительной техники. С помощью этого метода можно вычислить оптимальные решения, когда цель (максимизация NPV) должна быть достигнута при соблюдении определенных условий. Если в отборе участвует не слишком много проектов, финансовый менеджер может просто перебрать все возможные совокупности проектов, которые удовлетворяют наложенному на бюджет ограничению, а затем выбрать совокупность с наибольшим суммарным NPV.
В реальной ситуации отбор проектов в портфель осложняется рядом факторов. Во-первых, — это фактор риска. При принятии решения следует делать допущение о том, что все проекты являются одинаково рисковыми и, следовательно, имеют одинаковую цену капитала. Если отказаться от этого условия и при этом число проектов настолько велико, что невозможно провести отбор вручную, достичь оптимального решения практически невозможно, так как в настоящее время нет компьютерных программ эффективной работы с проектами различной степени риска. Во-вторых, фактор ограничения в связи со множественностью периодов (временная оптимизация).
Оптимизация бюджета достигается сравнительно легко, если ограничение в капитале распространяется на один период (например, год). Однако на практике ограничения распространяются обычно на несколько лет, а финансовые источники, которые будут использованы в будущем, частично
формируются за счет поступлений от ранее осуществленных инвестиций. Иными словами, ограничения по объему капитальных вложений в следующем году зависят от инвестиций, сделанных в предыдущем году, и т.д. Для решения многопериодной проблемы такого рода необходима информация об инвестиционных возможностях и доступности финансовых средств не только в текущем году, но и в будущих периодах. Кроме того, подлежащий максимизации NPV совокупности проектов в этом случае является суммой дисконтированных значений NPV каждого года в пределах анализируемого временного горизонта [2, с. 102].
После того как портфель сформирован и оптимизирован по своим основным параметрам, предприятие приступает к реализации отдельных проектов из портфеля. Одновременно с этим возникает проблема оперативного управления портфелем.
Список использованной литературы:
1. Грачева Н.А. Инвестиционный анализ [Текст]: учеб. пособие /Н.А. Грачева, Т.С. Колмыкова. Курск, 2005. - 280с.
2. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 204с.
3. Чернов В.А. Инвестиционный анализ [Текст]/В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 157 с.
©А.Е. Кисова, 2015
УДК 332.14
Климова Эльвира Николаевна
канд. экон. наук, доцент НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ
E-mail: [email protected] Алимпиева Анастасия Степановна аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
ЛОФТ-ПРОЕКТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ БРЕНДИНГА ГОРОДА
Аннотация
В статье выделены ключевые подходы к брендированию городов; рассмотрены основные характеристики стиля лофт; сформулированы задачи городских лофт-пространств.
Ключевые слова Городское пространство, брендинг города, лофт.
Сегодня в России наблюдается неглубокое понимание эмоциональной составляющей в восприятии городского пространства. В представлении большинства город - это дороги, школы, больницы, магазины, в общем, это функциональная инфраструктура. А бренд живет в пространстве эмоциональном, не имеющем четких границ и функций, хотя его местонахождение хорошо известно - это сознание жителей города. Как показывает опыт к 2012 году более 30 городов России активно занялись разработкой своего бренда.
Можно выделить три основных подхода к брендированию городов, исходя из ключевого акцента при разработке. Первый - это создание программы социально-экономического развития. Бренд создается для поддержки маркетинговой стратегии, направленной, на взаимодействие города с внешним миром. Второе -выработка фирменного стиля. Бренд создается для улучшения эмоционального фона города, прежде всего, через его визуальное восприятие. Третье - ориентация на жителей города. Бренд основывается на идентичности города и создается, в первую очередь, для владельцев, носителей и главных потребителей бренда города - его жителей.
Одним из модных и перспективных направлений в создании особого эмоционального городского пространства является открытие лофтов.
Стиль лофт (loft в переводе с английского - верхний этаж склада или промышленного помещения) зародился еще в 40-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В фабричных районах Манхеттена стали