_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338
Александрова Эльвира Петровна
Студентка кафедры водные биоресурсы и аквакультура КГЭУ
Ильясов Ильдар Ильнурович Студент института электроэнергетики и электроники КГЭУ
г. Казань, РФ e-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК ОБЪЕКТА ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация
В данной статье рассмотрено энергетическое предприятие как объект инвестиций. Описана модель RAB, которая широко используется как в нашей стране, так и в других странах, чтобы привлечь инвесторов, данная модель позволяет скоординировать не только интересы самих инвесторов, но и государства в целом.
Ключевые слова
Инвестиции, модель RAB, интересы инвесторов, интересы государства, энергетика.
Для всех энергетических компаний, в том числе и компании Республики Татарстан, как для объектов инвестиций, характерно следующее:
• Энергетическая отрасль является основой для развития почти всех отраслей экономики в стране и регионе, вследствие чего она не может быть направлена только на получение прибыли. Энергетические предприятия Татарстана в полном объеме удовлетворяют внутренние потребности республики в энергетической и тепловой энергии. Энергетическая отрасль является одним из основополагающих и быстро развивающихся сфер Республики Татарстан [1, с. 94]. От экономического развития, конкурентоспособности, и результатов данной отрасли зависит благосостояние народонаселения, конкурентоспособность и окупаемость компаний, а также общее состояние социально-экономического развития региона. По данной причине энергетические предприятия электроэнергетики не могут повысить свои ставки, и вынуждены согласовывать свои требования с ценовыми регуляторами других отраслей [2, с. 39]. Таким образом, это уменьшает скорость окупаемости капиталовложений и энергетика становится менее заманчивым объектом инвестирования по сравнению с иными отраслевыми компаниями.
• Для инвестиционных проектов энергетики характерны явные или неявные социальные обременения - например, энергетические компании должны поставлять электроэнергию в отдаленные районы где численность населения ниже, следствием чего поставки энергии по уже заданным тарифам в этом случае не будут приносить прибыли, т.е. будут не рентабельными, и тогда возникает ситуация, при которой с целью удовлетворения потребностей граждан тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться в пониженном размере, т.е. будет применено перекрестное субсидирование [3].
• Реализация инвестиционных проектов в связи с высокой сложностью осуществления (напрямую зависящая от стоимости используемого оборудования, необходимости прохождения большого числа инстанций и предварительных согласований, а также длительностью подготовительных работ и т.д.) требует привлечения большого объема капиталовложений. Общая сумма всех необходимых затрат делает осуществление проектов невозможным для некоторых предприятий. Государство, либо НЭМ (национальная энергетическая монополия) является основным субъектом экономической деятельности,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
которому под силу осуществление инвестиционных проектов в области энергетики. Частных инвесторов в энергетику можно привлечь только по программам государственно-частного партнерства [4, с. 36; 5, с. 90].
• Безопасность страны напрямую зависит от энергетической отрасли, т.к. она выполняет стратегическую функцию [6]. В связи с этим существует отдельная программа отсеивания частных инвесторов, в особенности иностранных (инвестиции стран, которые не являются союзниками России) [7]. Подобное поведение государства не служит признаком закрытости страны или отказа ее от цивилизованных правил ведения бизнеса - речь идет лишь о защите национальной безопасности. Великобритания служит тому примером - «Газпром» был не допущен к участию в капитале национальных газораспределительных сетей. Иностранные инвесторы, которые имеют допуск к осуществлению внутригосударственных энергетических инвестиционных проектов, по той же причине относятся к категории инвесторов находящихся в зоне риска. Имеет место предположение, что национальные энергетические компании стараются заполучить их технологии и капитал, но не дать возможности проявить себя в управленческой деятельности [8, с. 80]. После получения всего необходимого от подобных инвесторов, их участие в капиталах энергетических предприятий отпадает. Вследствие чего возникает противоречие между необходимостью участия иностранных инвесторов, которые имеют значительный капитал и обладают инновационными технологиями, и необходимостью сохранения национального контроля над стратегической отраслью экономики и недопущения в нее компаний из других государств.
• Методика ценообразования, существующая в Российской Федерации, действует по принципу «затраты плюс» и не мотивирует энергетические предприятия к улучшению своей деятельности и понижению расходов, т.к. любая экономия на издержках приведет только к последующему снижению ставки регулирующим органом в предстоящем времени и к уменьшению прибыли всего предприятия. Все это так же является причиной понижения срока окупаемости капиталовложений.
• Цены на электроэнергию постоянно подвергаются изменениям, что ставит под угрозу получение прибыли от капиталовложений в энергетику страны, а также делает невозможным прогнозирование результатов.
Задача привлечения в российскую энергетику внешних инвесторов
Все указанные выше отличительные характеристики энергетических предприятий, как объектов инвестирования, ведут к тому, что капиталовложения инвесторов должны быть на длительный срок (как минимум на десять лет) [9], при этом сам инвестируемый должен быть к готов к тому, что уровень дохода может быть ниже среднерыночного тарифа. Инвестор не имеет возможности участвовать в формировании тарифа на электроэнергию с целью ускорить процесс возврата всех своих вложений. Все это способствует понижению привлекательности инвестиционной политики энергетической отрасли [7]. Одной из первостепенных целей реформы энергетики России было не только создание в ней рыночных отношений, но также формирование условий для привлечения в нее внешних инвесторов. К сожалению, данная задача далека от осуществления.
Таким образом, решением первостепенной задачи, указанной выше, является разработка механизма, который позволит скоординировать интересы инвесторов (уверенность в быстром и максимально приносящем прибыль результате) и интересы государства (выполнение социальных обязательств и создание условий для роста экономики).
Механизм, позволяющий согласовать интересы инвесторов и государства
В зарубежной практике применяется принцип RAB (англ. regulatory asset base - тарифное регулирование на основе метода возврата на вложенный капитал). Данный принцип может выступать в качестве механизма, который осуществит нашу первостепенную задачу.
Суть данного принципа можно заключить в следующем:
1) цены на электроэнергию, передаваемую энергокомпаниями потребителям, устанавливаются отраслевым регулятором на долговременный срок (как минимум на три года), вследствие чего само предприятие и его внешний инвестор могут с высокой долей вероятности спрогнозировать предполагаемый доход и скорость возврата капиталовложений;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
2) регулируемые тарифы складываются из трех основополагающих - возмещение затрат предприятия, компенсация расходов, связанных с возвратом привлеченных средств и доходов инвестора от вложения капитала;
3) государство устанавливает тарифы, а также дает гарантии инвесторам о максимально скором сроке возврата денег и величины минимального дохода;
4) чтобы мотивировать предприятия к понижению уровня затрат, необходимо, средства, которые удалось сэкономить, оставить в предприятии (тариф при этом понижаться не будет), что послужит хорошим стимулом;
5) могут вводиться так называемые дисконтные периоды - промежутки времени, в течение которых возврат средств инвестору производится не будет [10, с. 19]. Они позволяют совершить плавный переход к более высокому уровню тарифов (включающим в себя инвестиционную составляющую).
Таким образом, модель RAB позволяет согласовать интересы инвесторов и государства. Если учесть все вышесказанное можно сделать следующие выводы:
- Энергетическая отрасль выполняет такие важные функции как социальная и инфраструктурная, к тому же играет большую роль в национальной безопасности, что делает ее специфичной отраслью. Получение максимальной прибыли для инвесторов, вкладывающих свои финансовые резервы в инвестиционные проекты энергетических компаний, не является основной целью. К тому же действует ограничение деятельности иностранных инвесторов в инвестируемых ими проектах. Все это не добавляет привлекательности энергетическим предприятиям как объектам инвестирования.
- Основной задачей энергетики Российской Федерации по-прежнему остается привлечение в нее внешних инвесторов, а также создание максимально привлекательных условий для иностранных инвесторов.
- Переход к модели RAB, позволит учесть как интересы инвесторов, так и интересы государства, т.к. гарантирует инвесторам высокий уровень дохода от их капиталовложений, а также сохранность финансовых резервов, а российским предприятиям позволит составлять прогноз их деятельности.
Список использованной литературы:
1. Смагина М.Н., Нестулаева Д.Р. Исследование российского рынка электроэнергии // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3. С. 94-96.
2. Киямов И.К., Алафузов И.Г. Ключевые принципы энергетического менеджмента в энергосбережении // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 38-42.
3. Файрушина М.А., Шлычков В.В. Методика оценки экономической эффективности инвестиционных программ энергетических компаний с учетом факторов риска и неопределенности // Экономические науки. 2011. № 76. С. 117-121.
4. Нестулаева Д.Р. Инвестиционная программа электроэнергетической отрасли // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 6. С. 33-36.
5. Шлычков В.В. От конкурентноспособной экономики к эффективному государству // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 89-96.
6. Шлычков В.В. Парадигма энергетической безопасности XXI века // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2008. № 4. С. 99-103.
7. Нестулаева Д.Р. Приоритетные направления инвестирования на предприятиях электроэнергетики // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 61-64.
8. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах процесса модернизации российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 78-82.
9. Рыбкина Е.А., Галиев Т.И., Галиев И.Ф. Выбор оптимального варианта проектирования и эксплуатации объекта распределённой генерации: технический и экономический аспекты // Энергетика Татарстана. 2015. № 1 (37). С. 60-64.
10.Батайкин П.А. Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 4. С. 18-20.
© Александрова Э.П., Ильясов И.И., 2016