Научная статья на тему 'Анализ инструментальных погрешностей растровых трансформаторных датчиков перемещений'

Анализ инструментальных погрешностей растровых трансформаторных датчиков перемещений Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инструментальных погрешностей растровых трансформаторных датчиков перемещений»

Скаморин Д.А.

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ РАСТРОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ДАТЧИКОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Под инструментальными погрешностями понимают погрешности вызванные несовершенством технологических процессов изготовления, отклонением геометрических размеров от заданных в пределах допуска на изготовление, изменение характеристик прибора при изменении окружающих условий и изменение режимов питания.

Анализируя влияние инструментальных погрешностей на общую основную погрешность прибора можно определить наиболее рациональные значения допусков при изготовлении деталей и узлов конструкций, и тем самым добиться минимальной стоимости изготовления при получении заданной точности изготовления.

Основными технологическими факторами, вызывающими неравномерность воздушного зазора, и, следовательно, приводящими к изменению величины и формы выходных сигналов датчика, являются: эксцентриситет статора, биения ротора относительно статора, конусность и эллипсность рабочих поверхностей датчика.

Эксцентриситет статора.

На рисунке 1а показано взаимное положение статора и ротора для случая когда геометрическая ось ротора совпадает с центром вращения, а геометрическая ось статора смещена от него на величину эксцентриситета статора е .

Проведем из центра вращения О

две окружности радиусами

Я

Я = Яр +$о

г) конусность

Рисунок 1 - Технологические погрешности элементов растрового датчика

Несмещенное положение статора обозначено штриховой линией. Выберем на внутренней поверхности статора произвольную точку А . При смещении геометрической оси статора вдоль оси 00в на величину е , точка А1

переместиться в точку А1 .

Величина и направление отрезка А1А1 соответствует отрезку 0В0С . Проекция А1А1 на луч 0^ равна изменению воздушного зазора за счет эксцентриситета:

Д5 = А1А1 • созр = єс • созр .

Это соотношение справедливо для произвольной точки статора, поэтому закон изменения воздушного зазора имеет вид:

= 80 - Єс • гор .

Рассмотрим конструкцию канала углового перемещения с осевым расположением обмоток. В этом случае по

поверхности статора распределены По - обмоток с угловой шириной Др-

ік

Пп

Как известно, формула для вычисления магнитной проводимости воздушного зазора имеет вид:

где [Л0 - магнитная проницаемость воздушного зазора; ^ - величина воздушного зазора; S = I •И - пло-

щадь плоской обмотки.

Положим И = 1 , тогда площадь обмотки будет выражаться длиной дуги окружности статора. Выразим магнит-

ную проводимость для элемента участка статора гїОа = ц0-

Чтобы найти магнитную проводимость обмотки, центр которой задается углом ф, нужно проинтегрировать полученное выражение в необходимых пределах:

и

н

др т, п

р+— р+—

О. - иЛ J 'dr- иЛ j" dp

4

др 5t n 8o • єс • cosP

p----

П"

V5o - є' •sin—

4 -n

(1)

'o єс 80 • cos— - єс • cosp

П„

о

Значение погрешности АОа, вызванной наличием эксцентриситета 8с, найдем, взяв полный дифференциал от уравнения (1), перейдя к конечным отклонениям и положив при этом dRp = dRc = Ар

AGa - др •

8' - є' - RcS0 —-------c------— - arctg •

V8' - є' •sin—

/s' „'чЗ/' -тт

(8o - єс) 8n •cos-*

0 П"

Rcєс^іп — -1)(єс • cos— - 80 • cosp) n„ n„

є • cosp

• сИо

(2)

,гч9 2 \ г х о \ 2 с4 2 2 п

(So - єс )[(S0 • cos-єс • cos^) + 80 - єс]

по

Биения ротора.

На рисунке 2б показано взаимное положение статора и ротора при биениях.

Теперь геометрическая ось статора совпадает с центром вращения, а геометрическая ось ротора смещена от него на величину эксцентриситета ротора єр . Проведем из центра вращения - Ов две окружности радиусами Rp и R = Rp +S0 . Несмещенное положение статора обозначено штриховой линией. Выберем на поверхности статора произвольную точку - Л2 . При смещении геометрической оси ротора вдоль оси ООВ на величину Єр, точка Л переместиться в точку Л2 . Величина и направление отрезка Л2Л2 соответствует отрезку ОвОр . Проекция Л2Л2 на луч 0BF равна приращению воздушного зазора:

A5 = Л2Л2 • cosa = є • cosa .

Это соотношение справедливо для произвольной точки статора, поэтому закон изменения воздушного зазора от угла поворота ротора относительно статора будет иметь вид:

st=so-єр •cosa,

где a - угол поворота ротора относительно статора.

Выражение для расчета погрешности при биениях ротора, таким образом, получается аналогично выражению (2), если заменить Єс на Єр и ф на a .

Эллипсность

На рисунке 2в показано взаимное расположение статора и ротора в случае эллипсности. Геометрические оси статора и ротора с центром вращения, но ротор имеет форму эллипса. Выберем на поверхности ротора произвольную точку М(х, у). Её координаты: х = a • cosa , y = b • sina ,

где a = R0 +AR - большая полуось эллипса;

b = R0 - малая полуось эллипса;

AR - максимальное изменение воздушного зазора.

Текущий радиус-вектор произвольной точки на поверхности эллипса, равен:

Rx = sjx2 + y2 = ^(R0 + AR)2 • cos2 a + R2 • sin2 a .

Так как AR мало, то:

R„ - R„ 1 + °^R • cos' a .

' R0

Изменение воздушного зазора при этом

'Д-R

д8 - Rx - Ro - Ro \ l1 + • cos'a - Ro

= (AR + R0)2 = r2 -| 1 + • cos2a

Для реальной конструкции датчика значением AS2 можно пренебречь, и тогда значение AS = AR• COS2a . Отсюда 8t = 80 - AS = 80 - AR • cos2a =(1- AR cos2a) 80,

тгг AR где AR =----- .

So

Магнитная проводимость элементарного участка статора с угловым размером da равна Rcda da

dG = Ро~Г~ = ^ • Rc • —

8t 1 - ДЯ • cos a

+

где Rc = — .

С A

2n

Полная магнитная проводимость одной обмотки с угловой шириной Да = — при осевом расположении обмо-

Да

н------

2

da

Ga = J dG = J Ио • Rc -

\n n 1

a------

no

Vl - AR • sin

Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

- AR • cos a 2п

(3)

*>R c

- • arctg • -

J1^ AR “ n AR 2n AR

4 (1-----) • cos--------cos2a

2 n0 2

Значение погрешности AGa, вызванной эллипсностью, найдем, взяв дифференциал от уравнения (5.17)

AGa = Д p-----г

М1

И- о

- AR

arctg у-----------

. 2п

п„

•л/Г-

AR

_ AR | 2п AR

l--------- cos-----------cos2a

2 I n 2

(4)

Конусность

На рисунке 2г показано взаимное расположение статора и ротора при конусности. Внутренняя поверхность статора имеет форму цилиндра, а внешняя поверхность ротора имеет форму конуса. Для выбранной системы координат закон изменения воздушного зазора вдоль оси Х имеет вид

5 ^ Д5

^---- X ,

I о н

где 80 - начальный воздушный зазор;

Д8 - конусность зазора;

х - величина продольного перемещения ротора.

Для датчика с коаксиальным расположением обмоток магнитная проводимость элементарного участка статора шириной dx будет равна:

dx dx

— ИоТТ — Ио •-

St

s AS

S 0 + x

0 H

Для нахождения магнитной проводимости одной обмотки шириной h проинтегрируем полученное выражение в пределах обмотки:

ь ь

Gx =J dG = Ио J

2жКг • dx

” AT“:

2 so + lrx

2n^0R c H

' AS

■ fra.-

_ AS ( h 0+НГ{Х + 2

h

AS

H

где х - координата центра обмотки. Погрешность от конусности ротора имеет вид

AGa = Ap

2липН , Sn + AS

——— m ■ —-------

n„ • AS

8,

(5)

Погрешности зубцового сопряжения обусловлены отклонением от номинальных значений размеров угла наклона зубьев, ширины зуба и впадины, а также шага нарезки зубьев ротора и статора, длины зубьев статора и количества витков в секциях обмоток считывания.

Погрешности от ширины зуба (впадины) и шага сопряжения за счёт большого количества зубьев усредняются и практически не оказывают влияние на характер выходного сигнала.

Отклонение количества витков в секциях возбуждения и считывания и отклонение длины зубца приводят к изменению амплитуды выходных сигналов, которое не зависит от измеряемого параметра (углового или линейного перемещения), и может быть скомпенсировано с помощью выравнивающих элементов (резисторов).

n

о

гок

n

n

о

ЛИТЕРАТУРА

1. Браславский Д.А., Петров В.В. Точность измерительных устройств. -М., Машиностроение. -1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.