УДК 338.46:61 Т. А. Туренко
кандидат экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ г. ИРКУТСКА НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
Здравоохранение, как одна из важнейших социально значимых отраслей, находится под воздействием институциональных изменений. Реализация этих изменений на региональном уровне имеет свои специфические особенности, которые должны исследоваться для разработки направлений дальнейшего развития и совершенствования отрасли. Анализ имеющихся публикаций свидетельствует об отсутствии единых подходов к оценке институциональных изменений и их влияния на развитие здравоохранения. В статье рассмотрены институциональные изменения, происходящие в сфере оказания медицинских услуг в г. Иркутске на основании данных официальной статистики: выполнен анализ показателей официальной статистики, характеризующих результативность и эффективность здравоохранения г. Иркутска, а также статистических данных, показывающих динамику состояния амбулаторно-по-ликлинической помощи, объемы платных медицинских услуг и доходы от их реализации; произведена оценка динамики количества малых медицинских предприятий. Сделан вывод о необходимости использования не только статистических, но и других методов исследования, в частности, социологических опросов населения для оценки качества и доступности медицинской помощи.
Ключевые слова: здравоохранение; медицинские услуги; институциональные изменения; показатели официальной статистики.
T. A. Turenko
PhD in Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law
ANALYSIS OF INSTITUTIONAL CHANGES IN PUBLIC HEALTH SERVICE OF IRKUTSK ON THE BASIS OF OFFICIAL STATISTICS DATA
Public health service as one of the topmost socially important fields is influenced by institutional changes. Implementation of these changes on the regional level has its specific features which must be investigated for working out the directions of further development and streamline of the field. Analysis of the available publications testifies absence of uniform approaches to evaluation of institutional changes and their influence on development of public health service. The article considers institutional changes taking place in the sphere of medical services in Irkutsk on the basis of official statistics data: analysis is made of the official statistics indicators that characterize the results rating efficiency of public health service in Irkutsk, as well as the statistic data that show dynamics of outpatient care aid performance, volumes of paid medical services and their sales revenues; it evaluates dynamics of number of small healthcare entities. A conclusion is made of necessity to use not only statistic but also other investigation methods, in particular, public opinion polls in order to assess the quality and access to medical care.
Keywords: public health service; medical services; institutional changes; indicators of official statistics.
Реформы здравоохранения, проводимые в последние десятилетия, направлены на развитие отрасли и связаны со стремлением улучшить систему управления здравоохранением за счет реализации комплекса мер, способствующих повышению качества оказания медицинской помощи населению. Поиск путей повышения качества и эффективности в здравоохранении является
© ТА. Туренко, 2014
ключевой задачей на протяжении многих лет. Все это находило отражение в разработке множества системных решений, государственных программ, крупных проектов, изменениях в системе нормативно-правового регулирования, контрольно-разрешительных механизмов и других мероприятий. Вместе с тем приходится констатировать, что столь широкомасштабные преобразования в отрасли на фоне их значительного ресурсного обеспечения не привели к существенному повышению качества медицинской помощи населению. Подтверждением этому является крайне низкая удовлетворенность населения качеством медицинской помощи по результатам Всероссийского социологического исследования, проведенного Росздравнадзором [2, с. 5]. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего исследования различных аспектов состояния и развития здравоохранения и его региональных особенностей. Одним из таких аспектов является изучение институциональных изменений, происходящих в сфере оказания медицинских услуг.
Основные тенденции обновления здравоохранения состоят в следующем:
- подушевой метод оплаты медицинской помощи с фондодержанием в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Применение фондо-держания позволяет сократить на треть число больничных коек, уменьшить уровень госпитализации, число вызовов скорой помощи. В то же время фон-додержание — это лишь метод оплаты медицинских услуг, которому не стоит приписывать каких-либо «чудодейственных» свойств;
- развитие общеврачебной практики — безусловно, такая практика должна развиваться как в селе, так и в городе, но ее развитие должно происходить параллельно с развитием специализированной помощи, а не вместо нее;
- объединение поликлиник и стационаров — идея такого объединения не нова и не лишена смысла, но подобное изменение будет эффективным лишь при соблюдении определенных экономических, технологических, информационных, кадровых и других условий;
- создание межмуниципальных центров — эта мера является необходимой в настоящее время, особенно при сокращении количества специалистов в сельской местности, но формирование таких центров должно проводиться одновременно с развитием служб долечивания и реабилитации;
- аккредитация медицинского персонала — этот вопрос нуждается в тщательной предварительной проработке;
- развитие частной медицины — в рыночных условиях это необратимый процесс, но задача регулирующих органов состоит в том, чтобы превратить этот процесс не в «бизнес на болезнях», а в успешное частно-государственное партнерство в интересах пациента;
- решение проблемы кадрового дефицита в здравоохранении — для решения этой проблемы необходимо разработать программу государственного стимулирования медицинского персонала, обратив особое внимание на перспективы молодых специалистов. Важное значение имеет и подготовка руководителей для системы здравоохранения, которая должна включать в себя не только медицинские программы, но и основы менеджмента, маркетинга, правовые аспекты;
- приоритет развития детского здравоохранения. Государство должно уделять внимание не только вопросам повышения рождаемости и улучшения здоровья детей, но и таким проблемам, как борьба с абортами, пропаганда здорового образа жизни и др.;
- проблемы региональных программ модернизации — программы приобретения нового медицинского оборудования, приведения в надлежащий вид лечебно-профилактических учреждений должны обязательно увязываться с прогнозами развития регионов [1, с. 139-140].
Мы считаем, что список перечисленных проблем может быть дополнен еще целым рядом стоящих перед здравоохранением задач, таких как развитие первичной медико-санитарной помощи населению, расширение многообразия организационных форм медицинских учреждений, внедрение эффективной системы контроля и мониторинга комплексных индикаторов и социальных стандартов охраны здоровья.
Для исследования эффективности и качества медицинской помощи используется множество подходов, подробно описанных в научной литературе [3]. Одним из таких подходов является изучение состояния и развития здравоохранения на основе использования данных официальной статистики.
Для определения институциональных изменений, происходящих в сфере оказания медицинских услуг в г. Иркутске, нами проведены следующие статистические исследования:
1. Изменение: развитие первичной медико-санитарной помощи населению; укрепление и развитие первичного звена — поликлиник. Способ изучения и оценки: анализ статистических данных, характеризующих динамику состояния амбулаторно-поликлинической помощи в г. Иркутске.
2. Изменение: расширение многообразия организационных форм медицинских учреждений. Способ изучения и оценки: анализ статистических данных об объемах платных медицинских услуг и доходах от их реализации, а также оценка динамики количества малых медицинских предприятий г. Иркутска.
3. Изменение: внедрение эффективной системы контроля и мониторинга комплексных индикаторов и социальных стандартов охраны здоровья. Способ изучения и оценки: анализ показателей официальной статистики, характеризующих результативность и эффективность здравоохранения г. Иркутска.
Основные статистические показатели, характеризующие количество больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений в г. Иркутске, приведены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1
Число учреждений здравоохранения г. Иркутска в 1995-2011 гг. (на конец года)
Учреждения 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2011, % к 2010
Больничные 33 31 32 32 30 30 31 103,3
Врачебные, оказывающих амбулаторно-поликлиниче-скую помощь населению 49 47 46 40 30 31 51 164,5
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : ст. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 43.
60 50 40 30 20 10 04-
Л 11 л II
I I I IIIII I
1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011
□ Число больничных учреждений
И Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь
Рис. 1. Динамика количества больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений г. Иркутска
в 1995-2011 гг.
Анализ показывает, что на протяжении исследуемого периода не произошло существенных изменений в количестве функционирующих в г. Иркутске больничных учреждений. Темп роста в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 103,3 %. Что касается врачебных учреждений, оказывающих амбулатор-но-поликлиническую помощь населению, то их количество с 1995 по 2009 г. постепенно уменьшалось с 49 до 30. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло существенное увеличение количества амбулаторно-поликлинических организаций (с 31 до 51) — темп роста составил 164,5 %, что соответствует задачам, поставленным в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1. Для сравнения приведем статистическую информацию о количестве больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений по некоторым городам Сибирского федерального округа (табл. 2), а также данные о количестве медицинских организаций по формам собственности (табл. 3).
Таблица 2
Число медицинских учреждений по городам Сибирского федерального округа в 2011 г.
Учреждения Иркутск Улан-Удэ Барнаул Красноярск Новосибирск Омск Томск
Больничные 31 22 33 42 68 58 44
Амбулаторно-поли-клинические 51 23 42 151 175 153 78
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 15.
Распределение медицинских организаций г. Иркутска по формам собственности на 1 января 2012 г.
Таблица 3
Форма собственности Количество медицинских организаций
Государственная 52
Муниципальная 33
Частная 333
Иностранная 2
Всего 463
Источник: Институциональные преобразования и демография организаций в Иркутской области: статистический бюллетень. Иркутск : Иркутскстат, 2012. С. 21.
На начало 2012 г. в здравоохранении г. Иркутска преобладали медицинские организации, основанные на частной собственности. Их удельный вес в общем количестве медицинских организаций составил 71,9 %, что свидетельствует о разнообразии форм собственности. Анализ организации деятельности медицинских учреждений показал, что здравоохранение в г. Иркутске представлено преимущественно юридическими лицами. На начало 2012 г. насчитывалось 1 153 организации, оказывающих услуги здравоохранения и социальные услуги, имеющих статус юридического лица. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составило на эту же дату 212 единиц [1, с. 31, 61].
С 2000 по 2011 г. произошло увеличение объемов реализации платных медицинских услуг населению г. Иркутска (табл. 4), что, с одной стороны, свидетельствует о развитии рыночных отношений в медицине и оказании са-наторно-оздоровительных услуг. С другой стороны, это может быть связано с повышением цен и тарифов на услуги здравоохранения, что является негативным фактом. Анализ структуры оказываемых в г. Иркутске платных услуг населению (табл. 5, рис. 2) показал, что услуги здравоохранения занимают не-
1 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ.
значительный удельный вес в общем объеме оказываемых услуг. Так, на долю медицинских услуг в 2011 г. приходилось 4,1 %, а на долю санаторно-курортных услуг 1,3 % общего объема оказываемых платных услуг (табл. 6).
Таблица 4
Темпы роста объема реализации платных услуг населению в 2000-2011 гг., % к предыдущему году
Виды услуг 2000 2005 2008 2009 2010 2011
Медицинские 178,5 130,5 87,5 94,5 120,7 100,0
Санаторно-оздоровительные 91,7 100,7 98,0 95,2 99,8 95,9
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 53.
Объем реализации платных услуг населению, млн р.
Таблица 5
Виды услуг 2000 2005 2009 2010 2011
Медицинские 116,2 636,3 1041,6 1420,0 1548,8
Санаторно-оздоровительные 61,1 276,9 469,0 469,1 492,2
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 52.
0
1000
2000
■ Санаторно-оздоровительные услуги
■ Медицинские услуги
Рис. 2. Динамика реализации платных услуг населению в г. Иркутске в 2000-2011 гг.
Таблица 6
Структура объема платных услуг населению в 2000-2011 гг., % к итогу
Виды услуг 2000 2005 2009 2010 2011
Бытовые 3,2 1,0 1,3 0,8 0,9
Транспортные 33,3 28,6 21,5 17,5 16,8
Связи 19,0 28,3 39,2 40,4 40,1
Жилищные 5,0 4,8 5,7 5,0 4,0
Коммунальные 9,5 16,2 12,1 18,4 21,1
Учреждений культуры 0,9 0,6 0,5 0,4 0,4
Туристические 0,5 0,6 0,3 0,2 0,2
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 3,9 2,4 1,1 0,8 0,8
Физической культуры и спорта 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1
Медицинские 4,9 4,6 4,3 4,5 4,1
Санаторно-оздоровительные 2,6 2,0 1,9 1,5 1,3
Правового характера 0,2 0,0 0,0 0,1 1,9
Системы образования 15,8 10,3 10,7 9,2 7,5
Другие 1,0 0,4 1,2 1,0 0,7
Все оказанные услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 53.
О разнообразии организационных форм медицинских учреждений свидетельствует также количество малых предприятий (табл. 7). Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло резкое увеличение малых предприятий в здравоохранении г. Иркутска. Их количество составило 167, что в 10,4 раза больше, чем в 2009 г. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что официальная статистика показывает положительную динамику изменения многих показателей, характеризующих состояние здравоохранения (табл. 8).
Таблица 7
Количество малых предприятийв здравоохранении г. Иркутска
в 2009-2011 гг.
Показатель На конец года, ед. % к итогу
2009 2010 2011 2009 2010 2011
Количество предприятий, всего 1 754 12 328 12 880 100,0 100,0 100,0
В том числе здравоохранение и предоставление социальных услуг 16 167 167 0,9 1,4 1,3
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 59.
Основные показатели здравоохранения г. Иркутска в 1995-2011 гг. (на конец года)
Таблица 8
Показатель 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2011, % к 2010
Численность врачей всех специальностей, всего, тыс. чел. 5 272 5 707 6 087 6 820 7 034 7 078 7 311 103,3
на 10 000 чел. населения 89 95 105 118 120 120 122 101,7
Численность среднего медицинского персонала, всего, тыс. чел. 7 952 7 906 8 132 8 406 8 793 8 836 9 229 104,4
на 10 000 чел. населения 135 132 141 145 150 150 154 102,7
Число больничных коек, всего, тыс. 11,1 11,0 10,8 11,8 10,6 10,9 11,3 104,0
на 10 000 чел. населения 188 184 186 204 181 184 189 102,7
Мощность амбулаторно-поли-клинических учреждений, посещений в смену, всего, тыс. чел. 20,0 20,5 21,2 21,5 21,5 21,9 22,0 100,4
на 10 000 чел. населения 339 342 367 373 368 372 369 99,0
Составлено по: Иркутск в цифрах 2011 : стат. сб. Иркутск : Отдел статистики в г. Иркутске, 2012. С. 43.
За период с 2010 по 2012 г. расходы бюджетов регионов на здравоохранение вместе с территориальными фондами обязательного медицинского страхования выросли на 67 %, а за период с 2008 по 2012 г. — почти вдвое. Вместе с тем, по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, 42 % россиян обеспокоены ситуацией в медицине1. Следовательно, наряду с анализом состояния и результативности здравоохранения на основании данных официальной статистики необходимо проведение дополнительных социологических исследований качества и доступности медицинской помощи.
1 URL: http://kommersant.ru/doc/21404mtbaction ids=2926568459017&tb.
Список использованной литературы
1. Винокурова А. М. Институциональные изменения в сфере здравоохранения / А. М. Винокурова // Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг / Т. Д. Бурменко [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 131-142.
2. Князюк Н. Ф. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций / Н. Ф. Князюк, И. С. Кицул. — М. : Изд. дом «Менеджер здравоохранения», 2013. — 312 с.
3. Туренко Т. А. Методические подходы к оценке эффективности и результативности здравоохранения на основе данных официальной статистики / Т. А. Туренко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 4 (90). — С.120-125.
References
1. Vinokurova A. M. Institution changes in the sphere of public health service. In Bur-menko T. D. at el. Institutsionalnye izmeneniya v sfere sotsial'no znachimykh uslug [Institutional changes in the sphere of socially important services]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. Pp. 131-142 (in Russian).
2. Knyazyuk N. F., Kitsul I. S. Metodologiya postroeniya integrirovannoi sistemy menedzhmenta meditsinskikh organizatsii [Methodology of building an integrated management system in healthcare organizations]. Moscow, Menedzher zdravookhraneniya Publ., 2013. 312 p.
3. Turenko T. A. Methodical approaches to estimation of public health services effectiveness on the basis of official statistics. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekono-micheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 4 (90), pp. 120-125 (in Russian).
Информация об авторе
Туренко Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Tatyana A. Turenko — PhD in Economics, Professor, Chair of Management and Service, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Str., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].