DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-75
УДК 371.388.3
ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
И.К. Прохорова (Нижний Тагил, россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. Предлагаются пути успешного вхождения в профессию выпускников педагогических вузов, меры по развитию системы сотрудничества педагогических вузов с образовательными организациями, с работодателями. Цель статьи - представление результатов исследования основных мотивов прихода в профессию молодых педагогов, возникающих у них трудностей профессиональной адаптации, представлений о перспективах профессионального роста.
Методологию исследования составляют дея-тельностный и субъектный подходы к процессу профессионального становления личности, теоретический анализ научной литературы. Опытно-поисковое исследование проводилось в форме анкетного опроса. Вопросы анкеты были разделены на четыре блока: мотивация профессионально-педагогической дея-
тельности; удовлетворенность профессиональной деятельностью; трудности периода профессиональной адаптации; профессиональные планы и перспективы.
Результаты. На основе теоретического анализа литературы определены факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста. Выявлены основные трудности профессиональной адаптации молодых педагогов, связанные с условиями труда в школе, их ценностными ориентациями и личностными качествами.
Заключение. Сделан вывод о необходимости создания в школе организационных, научно-методических и мотивационных условий для успешного прохождения периода профессиональной адаптации молодых педагогов.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная адаптация, молодые педагоги, удовлетворенность профессией, мотивы выбора профессии педагога, взаимодействие вуза и школы.
Постановка проблемы. Проблема профессиональной адаптации молодых учителей приобретает особую актуальность на современном этапе реформирования общества и системы образования, так как именно в современных условиях общество предъявляет к учителю особые требования в профессиональном и личностном плане. Сегодня система образования как никогда нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Цель исследования заключалась в выявлении проблем профессиональной адаптации молодых педагогов, работающих в школе.
Методологию исследования составляют теоретические положения о профессиональном становлении личности [Зеер, 2006;
Климов, 2010], о сущности профессиональной адаптации молодых учителей [Лушников, 1991; Полякова, 1983], о формировании личности учителя [Кузьмина, 1970; Сластенин, 1976; Щербаков, 1980; и др.].
Обзор научной литературы по теме реформирования педагогического образования, профессиональной адаптации молодых педагогов, готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности проведен на основе научных статей [Сафина, Гуме-рова, Гараева, 2011; Логинова, Онуфриева, 2014; Долгова, Мельник, Моторина, 2015; Мешкова, 2016; Наговицын, Максимов, Мирошниченко, Сенатор, 2017; Дудина, 2017; Фортыгина, Павлова, 2017; Сиврикова, Черникова, Соколова, 2017; Иванова, Попова, 2017; Барсукова, 2018; Feiman-Nemser, Norman, 2000; Torres, 1996; и др.].
«Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно: учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях; находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса; осваивает профессиональную культуру; включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений» [Зеер, 2003, с. 125].
Своеобразие профессиональной адаптации специалиста обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:
а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности;
б)своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста - это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.
«Главное - освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста» [Зеер, 2003, с. 126].
Результаты исследования. Целью исследования, проведенного нами в форме анкетно-
го опроса в октябре-декабре 2017 г., было выявление проблем, возникающих у молодых педагогов в период профессиональной адаптации. В опросе приняли участие 35 человек в возрасте от 21 до 32 лет, работающие учителями в школах г. Нижний Тагил, в городах и поселках Свердловской области. Из них четверо мужчин (11 %), остальные женщины. Общий стаж работы до одного года имели 9 человек; от 1 года до 3 лет -23 человека; от 4 до 8 лет - три человека.
Вопросы анкеты были разделены на несколько блоков: 1) мотивация профессионально-педагогической деятельности; 2) удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом и различными ее сторонами; 3) трудности адаптации к выполнению профессиональной деятельности; трудности социально-психологической адаптации; 4) профессиональная рефлексия; профессиональные планы и перспективы.
Анализ результатов опроса по первому блоку «Мотивация профессионально-педагогической деятельности» показал, что выбор педагогической профессии у большей части молодых педагогов осуществлялся под влиянием внутренних индивидуально и социально значимых мотивов: желание работать в школе, стать именно учителем; любовь к профессии с детства; желание внести вклад в образование подрастающего поколения (73 %); желание работать с детьми, любовь к детям (60 %); интерес к конкретному предмету (47 %); пример любимого учителя (33 %).
Полученные результаты позволяют считать, что сформированная профессиональная педагогическая направленность явилась определяющим фактором для выпускников педагогического вуза в момент принятия решения о месте своей дальнейшей работы. 70 % опрошенных отметили, что пришли работать в школу, руководствуясь внутренними мотивами выбора профессии, среди которых «желание работать по своей специальности и дать детям новые знания», «желание работать с детьми, любовь к детям», «интерес к данной сфере», «желание научить детей более безопасному образу жизни», «перспектива профессионального роста». Лишь для двух человек принятие решения о работе в школе было
С И
я
а
с
и'
к
м н
и ^
д и 8
0
1
к
м рр
н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
и
обусловлено внешними причинами: «совпадение обстоятельств», «нужна была работа». Три человека указали еще один внешний фактор -«близость школы к месту жительства родителей». В работе педагога 67 % молодых учителей указали, что им нравится «учить и воспитывать детей», 53 % высоко оценивают возможность «преподавать любимый предмет», 40 % отметили в качестве привлекательной особенности профессии учителя «большой отпуск».
В целом на основании анализа результатов диагностики по первому блоку вопросов анкеты можно сделать вывод, что среди молодых педагогов большинство пришли работать в школу осознанно, руководствуясь интересом к самой профессии, к деятельности обучения и воспитания детей. Этот фактор можно рассматривать как внутренний ресурс личности, помогающий преодолеть трудности профессиональной адаптации.
В период профессиональной адаптации у молодых педагогов, работающих в школе, формируется чувство удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом и различными ее сторонами в частности (второй блок вопросов анкеты). В психологическом плане важно, чтобы между внутренней профессиональной мотивацией и удовлетворенностью выбором профессии не возникал внутриличностный конфликт. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют, что «в полной мере удовлетворены» работой в школе около трети респондентов (27 %). Остальные участники опроса выразили степень неудовлетворенности по-разному: «да, удовлетворен, но не полностью» (40 %), «скорее нет, чем да» (33 %). Среди опрошенных нет таких, кто был «не удовлетворен в полной мере».
Дальнейшие ответы на вопросы анкеты помогли определить основные причины, которые в наибольшей степени вызывают у молодых педагогов неудовлетворительное отношение к работе в школе: отсутствие у детей желания учиться, низкая учебная мотивация (47 %); чрезмерная загруженность на работе (26,5 %); низкая заработная плата (26,5 %).
Сравнивая показатели удовлетворенности молодых педагогов различными сторонами и
условиями педагогического труда, мы выделили те, которые менее всего удовлетворяют участников опроса. Можно отметить, что молодые учителя школ города Нижний Тагил и других населенных пунктов Свердловской области в меньшей степени удовлетворены сторонами и условиями педагогического труда, которые можно разделить на три группы: 1) материально-техническими условиями работы, состоянием помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.); технической оснащенностью аудиторий, наличием современного оборудования; обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией; 2) сопровождением деятельности молодых педагогов, оказанием своевременной помощи; 3) своими результатами работы.
Важно отметить, что подавляющее большинство респондентов в полной мере удовлетворены взаимодействием с руководством образовательного учреждения и отношениями с наставником. В период профессиональной адаптации эти факторы выступают важным условием поддержки молодых специалистов в школе. В то же время около половины участников опроса ожидают большего внимания к себе в плане сопровождения своей деятельности, оказания своевременной помощи.
Причины, вызывающие чувство неудовлетворенности работой в школе, затрудняют профессиональную адаптацию молодых педагогов. Трудности адаптации можно разделить на две группы: первые связаны с необходимостью адаптироваться к новым условиям труда, к содержанию профессионально-педагогической деятельности, вторые - с социально-психологической адаптацией в коллективе (третий блок вопросов). В табл. 1 представлены результаты опроса, характеризующие те трудности, которые, по мнению молодых педагогов, осложнили процесс профессиональной адаптации.
В соответствии с полученными результатами можно считать, что молодые педагоги испытывают определенные трудности в профессиональной деятельности на начальном этапе работы. Некоторые трудности имеют психологический характер, связаны с формировани-
ем учебной мотивации школьников, поддержанием дисциплины на уроке, с организацией эффективного общения со школьниками и их родителями, с проблемами эмоциональной саморе-
гуляции состояния тревожности, неуверенности в своих силах, с самоорганизацией, неумением распределить время так, чтобы его хватило на отдых и саморазвитие.
Таблица 1
Трудности, с которыми сталкиваются молодые учителя в период профессиональной адаптации
Table 1
Difficulties experienced by young teachers during the period of professional adaptation
Вопросы и варианты ответов Кол-во чел. ( %)
1. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?
Перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание 33 %
Недостаточный уровень профессиональной подготовки 33 %
Недостаток свободного времени 27 %
2. Какие трудности вы испытывали в подготовке и проведении урока?
Поддержание дисциплины на уроке 40 %
Сохранение и повышение учебной мотивации учащихся; трудности из-за низкой мотивации 33 %
Выбор форм и методов обучения 27 %
Отбор учебного материала 20 %
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
В календарно-тематическом планировании 47 %
В проведении внеклассных мероприятий 33 %
Общение с учащимися, их родителями 27 %
Проведение уроков 20 %
4. Какие негативные чувства вы испытывали в период адаптации на новом рабочем месте?
Тревожность, неуверенность в своих силах 47 %
<
PQ £ a
4
с
PQ
S к
EÜ W H Я
и ^
ш PQ ■S
о
к
w PQ H
и
fc <
и о
l-ч
0
ё и fc
3
1
и
Другие трудности обусловлены недостатком практики и, соответственно, опыта в проведении учебных занятий и внеучебных мероприятий. В частности, молодые учителя отмечают, что испытывают трудности в календарно-тематическом планировании, в отборе учебного материала, в выборе форм и методов обучения.
Несмотря на описанные выше трудности, можно признать, что социально-психологическая адаптация у принимавших участие в анкетировании молодых учителей прошла благополучно. 93 % молодых учителей оценили отношение к себе в коллективе как доброжелательное, отметив, что адаптироваться к новой социальной роли им помогали коллеги (53 %), наставник (47 %), заместители руководителя (47 %) и руководитель образовательного учреждения (33 %). 53 % участников опроса написали, что обращаются за помощью к кол-
легам, но не очень часто, другие (27 %) признались, что обращаются довольно часто.
Оценивая процесс адаптации в целом, 73 % сочли его нетрудным и недолгим, для 14 % он был трудным и долгим, 13 % затруднились дать ответ.
Профессиональное развитие личности невозможно без проведения профессиональной рефлексии, без умения строить свои профессиональные и жизненные планы. Диагностике этих качеств и умений был посвящен четвертый блок вопросов анкеты.
Рефлексивный анализ ценностной значимости аспектов труда школьного учителя проводился путем ранжирования. Молодые педагоги должны были, опираясь на свой опыт, оценить степень важности каждой из сторон этого труда. Полученные результаты с выделением наиболее высоких и низких рангов представлены в табл. 2.
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
Таблица 2
Ценностная значимость аспектов труда школьного учителя в представлении молодых педагогов
(фрагмент)
Table 2
The value significance of school teacher work aspects in the interpretation by young teachers
(fragment)
Различные аспекты труда школьного учителя Ранг
Благоприятные условия труда I
Интересная работа II
Хороший, дружный коллектив III
Возможность проявить инициативу и предприимчивость VIII
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками IX
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий X
В систему ценностей молодых педагогов, преимущественно представляющих женскую выборку, традиционно вошли ценности, связанные с комфортными условиями труда, интересной работой и доброжелательными, неконфликтными условиями в коллективе.
Исследовательский интерес представляет группа ценностей, ранги которых самые низкие. Можно предположить, что в период профессиональной адаптации, когда уровень профессионального мастерства еще недостаточно высок, молодые педагоги не стремятся проявлять инициативу и предприимчивость (ранг VIII), готовы терпимо относиться к допущению чрезмерных различий между сотрудниками (ранг IX), наименее важной является взаимосвязь затраты усилий педагога и оценки оплаты его труда (ранг X). Это может свидетельствовать об адекватной самооценке молодых педагогов. В самом начале профессиональной карьеры большое количество затрачиваемого времени и сил не всегда приводит к высоким показателям качества труда. Удовлетворенность результатами своего труда выразили только 33 % опрошенных, 60 % ответили, что они не всегда удовлетворены, а 7 % чаще не удовлетворены.
Также критически молодые учителя оценивают и уровень своей профессиональной компетентности. 13 % признали его достаточным, 40 % оценили его как недостаточный, 47 % затруднились дать объективную оценку своей компетентности.
В то же время, как показали результаты опроса, молодые учителя нуждаются в моральном стимулировании и поощрении. 67 % отметили, что действующая система морального стимулирования в образовательном учреждении их вполне устраивает. Из предложенных форм морального стимулирования лучшими для себя они определили: благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку (60 %); возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния (47 %); похвала руководителя (33 %); ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения (33 %).
Молодых педагогов больше всего в современной школе волнуют проблемы, связанные с большой учебной нагрузкой педагогов (60 %), старением педагогических кадров (40 %), уходом из школы учителей молодого возраста (40 %), низким качеством подготовки учеников (47 %).
Несмотря на это, свои профессиональные планы и перспективы молодые учителя связывают с работой в системе образования. На вопрос «Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, то вы бы...» 47 % ответили, что остались бы работать там, где работают сейчас. Остальные 53 % выбрали другой вариант ответа: «Оценил бы условия труда на новом месте и если бы они оказались лучше, то перешел бы».
Заключение. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется ли он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере.
Результаты исследования показали, что современных молодых педагогов отличают мобильность и адаптивность, интерес к профессионально-педагогической деятельности и желание работать в школе. Как поддержать этот интерес, сделать так, чтобы выпускники педагогических вузов осознавали всю ответственность и значимость своей профессии, как помочь им успешно адаптироваться к условиям школы и закрепиться в ней. Мы считаем, что молодым педагогам нужно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия. Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. Ему не хватает практического опыта, так как сегодня педагогическая практика в вузах составляет лишь 10 % учебного времени. Чтоб стать учителем, недостаточно аудиторных программных знаний. А когда выпускник приходит в школу, он выполняет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы, а родители обучающихся ожидают от него столь же безупречного профессионализма.
Только система мер, взаимодействие педагогического вуза и школьных практиков могут дать положительные результаты. К таким мерам можно отнести: 1) усиление практической направленности обучения, привлечение опытных учителей к руководству практикой студентов; 2) участие работодателей в разработке программы подготовки будущих учителей; 3) создание общественных организаций молодых педагогов (советов, ассоциаций, клубов); 4) организация наставничества, что позволит молодому педаго-
гу получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала; 5) развитие системы социально-экономической поддержки молодых педагогов.
Библиографический список
1. Барсукова Н.К. Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции на основе физической картины мира // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 2(44). С. 31-37. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-55
2. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 31. С. 76-80. URL: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 12.08.2018).
3. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 25-36. URL: http:// vestnik.nspu.ru/article/2525 (дата обращения: 12.08.2018). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1705.02
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
6. Иванова Н.Л., Попова Е.П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206. URL: https://vo.hse.ru/2017-1/204280286. html (дата обращения: 15.08.2018).
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
8. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 104 с.
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
9. Логинова А.А., Онуфриева В.В. Профессиональное становление личности юношей и девушек в процессе обучения в вузе // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 700-701. URL: https://moluch.ru/archive/63/9905/ (дата обращения: 10.08.2018).
10. Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. М.: Просвещение, 1991. 185 с.
11. Мешкова И.В. Вариативность индивидуальной образовательной траектории студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3(37). С. 148-152.
12. Наговицын Р.С., Максимов Ю.Г., Мирошниченко А.А., Сенатор С.Ю. Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя // Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 7-24. URL: http:// vestnik.nspu.ru/article/2438 (дата обращения: 12.08.2018). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1705.01
13. Полякова Т.О. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 128 с.
14. Сафина А.М., Гумерова М.М., Гараева Л.Х. Профессиональная адаптация начинающего учителя: проблема и возможные пути ее решения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2(5). С. 1130-1134.
15. Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник НГПУ. 2017. № 6. С. 87-100. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2532 (дата обращения: 15.08.2018). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1706.06
16. Сластенин В.Д. Формирование личности советского учителя в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
17. Фортыгина С.Н., Павлова С.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник НГПУ. 2017. № 6. С. 26-36. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/ 2469 (дата обращения: 15.08.2018). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.02
18. Щербаков А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. 166 с.
19. Feiman-Nemser S., Norman P.J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development // Moon B., BenPeretz M., Brown S.A. Routledge International Companion to Education. London: Routledge, 2000. P. 732-755.
20. Torres R.M. Without the reform of teacher education there will be no reform in education // Prospects. 1996. Vol. XXVI, No.3. P. 447-467.
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-75
DIFFICULTIES OF YOUNG TEACHERS PROFESSIONAL ADAPTATION IN MODERN SCHOOLS AND CONDITIONS OF OVERCOMING THEM
I.K. Prokhorova (Nizhny Tagil, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The article deals with the problems of professional adaptation of young teachers. We propose ways of successful entry into the profession for graduates of pedagogical universities, measures to develop a system of cooperation between pedagogical universities and educational organizations and employers. The purpose of the article is to present the results of studying the main motives for young teachers to choose the profession, the difficulties encountered in their professional adaptation and the perspectives of professional growth.
The methodology of the research is based on the activity and subject approaches to the process of professional development of personality, theoretical analysis of scientific literature. The pilot research was conducted in the form of a questionnaire. The questions were divided into four blocks: motivation of professional and peda-
gogical activity; satisfaction with professional activities; difficulties of the period of professional adaptation; professional plans and prospects.
Results. On the basis of theoretical analysis of literature, the factors influencing the process of professional adaptation of a specialist were determined. The main difficulties of professional adaptation of young teachers associated with working conditions in school as well as their value orientations and personal qualities were revealed.
Conclusion. It was concluded that it is necessary to create organizational, scientific, methodological and motivational conditions at school for young teachers to successfully pass the period of professional adaptation.
Keywords: professional development, professional adaptation, young teachers, job satisfaction, motives for choosing teachers profession, interaction between university and school.
References
1. Barsukova N.K. Formation of the world outlook in students as a general cultural competence on the basis of the physical picture of the world // Vestnik of KSPU named after V.P. As-tafiev. 2018. No. 2(44). P. 31-37. DOI: https:// doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-55
2. Dolgova V.l., Melnik Ye.V., Motorina Yu.V. Adaptation of Young Specialists in an Educational Institution // Concept: scientific and Methodical Electronic Journal. 2015. Vol. 31. P. 76-80. URL: http://ekoncept.ru/2015/95522.htm
3. Dudina E.A. Mentoring as a special kind of pedagogical activity: essential characteristics and structure // Bulletin of the National Pedagogical University, 2017. No. 5. P. 25-36. URL: http:// vestnik.nspu.ru/article/2525 DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
4. Zeer E.F. Psychology of professions: A manual for university students. 2nd ed., revised and ext. M.: Academic Project; Ekaterinburg: Business book, 2003. 336 p.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Zeer E.F. Psychology of professional development. M.: Academy, 2006. 240 p. Ivanova N.L., Popova Ye.P. Professionals and the problem of innovation in the university // Issues of education, 2017. No. 1. P. 184-206. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: Textbook for stud. of higher educational institutions. 4th ed. M.: Academy, 2010. 304 p. Kuzmina N.V. Methods of pedagogical activity research. L.: LGU,1970. 104 p. Loginova A.A, Onufrieva V.V. Professional formation of the personality of young men and girls in the process of studying at the university // Young Scientist, 2014. No. 4. P. 700-701. URL: https://moluch.ru/archive/63/9905/ Lushnikov I.D. Professional adaptation of graduates of a Pedagogical Institute. M.: Enlightenment, 1991. 185 p.
Meshkova I.V. Variability of the individual educational trajectory of a pedagogical university students of // Bulletin KSPU named after V.P. Astafiev, 2016. No. 3(37). P. 148-152.
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
12. Nagovitsyn R.S., Maksimov Yu.G., Mirosh-nichenko A.A., Senator S.Yu. The implementation of the didactic model of preparing students for innovation in the process of continuous education of the future teacher // Bulletin of the NGPU. 2017. P. 7-24. URL: http://vest-nik.nspu.ru/article/2438 DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1705.01
13. Polyakova T.O. Analysis of the difficulties in the pedagogical activity of beginner-teachers. M.: Pedagogy, 1983. 128 p.
14. Safina A.M., Gumerova M.M., Garayeva L.Kh. Professional adaptation of the beginner-teacher: the problem and possible solutions of it // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. Vol. 13, No. 2(5). P. 1130-1134.
15. Sivrikova N.V., Chernikova E.G., Sokolova N.A. Satisfaction with life and educational process as the predictors of the socio-psy-chological adaptation of teachers // Bulletin of the National Pedagogical University. 2017. No. 6. P. 87-100. URL: http://vestnik.
nspu.ru/article/2532 DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1706.06
16. Slastenin V.D. Formation of the personality of the Soviet teacher in the process of professional training. M.: Enlightenment, 1976. 160 p.
17. Fortygina S.N., Pavlova S.N. Professional self-determination of graduates of a pedagogical university // Bulletin of the NGPU. 2017. No. 6. P. 26-36. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2469 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.02
18. Shcherbakov A.I. Problems of improving the system of teacher s psychological and pedagogical preparation. L.: LGPI named after A.I. Herzen, 1980. 166 p.
19. Feiman-Nemser S., Norman P.J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development // Moon B., BenPeretz M., Brown S.A. Routledge International Companion to Education. London: Routledge, 2000. P. 732-755.
20. Torres R.M. Without the reform of teacher education there will be no reform in education // Prospects. 1996. Vol. XXVI, No. 3. P. 447-467.