анализ и оценка рынка по приему платежей небанковскими учреждениями с использованием платежных терминалов самообслуживания
Г. в. ГАРИПОВ,
главный специалист-эксперт E-mail: G_garipov@mail. ru Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
г. Москва
В статье проводится оценка рынка по приему платежей небанковскими учреждениями с использованием платежных терминалов самообслуживания.
Ключевые слова: банк, платеж, агент, система, расчет.
В качестве основных участников рынка необходимо выделить сегменты услуг, которые включают в себя следующие составляющие: сотовая связь; коммунальные услуги; городской телефон и междугородняя связь; Интернет; 1Р-телефония; коммерческое телевидение и обучение.
В табл. 1 приведены основные участники рынка небанковских платежных агентов.
Согласно статистическим данным за декабрь 2009 г., 91 % оборота компании СуЬегРМ приходится на прием платежей от абонентов операторов мобильной связи; 2,2 % — от пользователей Интернета и 1Р-телефонии; 1,6 % — от абонентов операторов коммерческого телевидения; 1,5 % составляют платежи за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, 1,5 % — платежи за фиксированную связь; остальные 2,2 % — платежи за услуги систем охранной сигнализации, в погашение кредитов, на пополнение банковских счетов и др.
Основные показатели рассматриваемого сегмента рынка и отдельного его участника приведены в табл. 2 и на рис. 1.
Согласно данным Центрального банка РФ, по состоянию на 01.01.2009 количество банковских учреждений в России, обслуживающих население,
со всеми их филиалами, отделениями и даже передвижными кассами, составляет 43,3 тыс. — т. е. платежная система СуЬегРМ имеет в пять раз большую сеть, чем вся банковская система страны. Надо учитывать и то, что филиалы банков не работают
Таблица 1
виды услуг, предоставляемые небанковскими
платежными агентами
участник вид услуг
Сеть терминалов — сотовая связь;
«Элекснет» — банки и страховые компании; — платежные системы; — коммунальные платежи; — Интернет и хостинг; — коммерческое телевидение; — денежные переводы: — штрафы и налоги; — билеты, транспорт; — компании прямых продаж; — ГУП «Мосгортранс»
Сеть терминалов — мобильная связь;
E-POS — Интернет; — телефония; — телевидение; — коммунальные услуги; — другие услуги
Объединенная — телефония;
система моменталь- — Интернет;
ных платежей — телевидение; — кредиты; — коммунальные платежи
Универсальная — оплата услуг связи и провайдеров
платежная система услуг;
CyberPlat — оплата электронных билетов; — оплата коммунальных услуг; — денежные переводы
Таблица 2
показатели рынка небанковских платежных агентов
участник количество терминалов (точек приема платежей) география оборот компании в год количество транзакций (операций) в год
Сеть терминалов «Элекснет»* 2 900 16 регионов 1,6 млрд долл. 70,0 млн
Объединенная система моментальных платежей 190 000 — — —
Универсальная платежная система СуЬегРМ 250 000 — 160,0 млрд руб. 1,5 млрд
* Все операции на терминалах «Элекснет» осуществляются от имени Небанковской кредитной организации ОАО «МОСКЛИ-РИНГЦЕНТР», которая имеет лицензию ЦБ № 3314-К от 8 июля 2003 г. на осуществление банковских операций. Источник:
http://www.elecsnet.ru/about.
Терминалы 2003-2008 гг. (шт.)
Оборот 2003-2008 гг. (млн долл.)
1 526
2 884
2 237
1 629
228
616
925
962
254
75
153
_
381
2883 2084 2885 2086 2887 2808 2803 2004
2005 2006
б
2007 2008
рис. 1. динамика роста:
а — числа терминалов; б — годового оборота сети «Элекснет»
круглые сутки, как многие точки приема платежей и платежные терминалы. К тому же филиалы расположены не там, где удобно населению, а там, где могут быть выполнены требования Банка России к отделению или филиалу кредитной организации.
Национальная платежная система (НПС) состоит из широкого перечня институциональных договоренностей и инфраструктурных образований, которые обеспечивают перевод денег между сторонами. Сложность взаимосвязей всех компонентов НПС возрастает по мере ее развития, поэтому важно обеспечить совершенствование системы для ее безопасного и эффективного функционирования. Если механизм регулирования грамотно и в нужном направлении используется, то многие из разработок в области улучшения национальной платежной системы могут эффективно внедряться в результате взаимодействия всех ее институтов [6].
При недостаточной развитости финансовых рынков, что характерно и для России, роль банковского сектора в поддержании доступности денежных ресурсов и их стоимости на разумном уровне является определяющей. Соответственно, определяющее значение имеют специализированные платежные системы, обеспечивающие межбанковские переводы денежных средств как между коммерческими банками, так и между коммерческими банками и Центральным банком РФ.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
7х"
Роль банковского сектора в предоставлении платежных услуг должна анали -зироваться Банком России в совокупности с прочими институтами, которые могут ограничивать или создавать спрос на платежные услуги того или иного рода, — с небанковскими посредниками в платежах, клиринговыми и расчетными механизмами финансовых рынков, действующими правовыми нормами и их влиянием на правила платежных систем, а также с направлениями и инструментами денежно-кредитной политики.
В документе комитета по платежным и расчетным системам при Банке международных расчетов «Общее руководство по развитию национальной платежной системы», опубликованном в январе 2006 г., отмечается, что «национальная платежная система является центральным звеном в эффективном проведении монетарной политики с использованием операций денежного рынка для оказания воздействия на общую финансовую и экономическую активность» [17]. Связывая финансовые организации между собой для перевода денежных требований и эффективного проведения расчетов, НПС является тем каналом, через который будут распространяться финансовые риски между финансовыми институтами и соответствующими рынками. В целях содействия надежности и эффективности национальной платежной системы государство стремится управлять данными рисками при помощи регулятивных методов.
Одним из основных звеньев данного рынка яв -ляется оплата услуг. До принятия соответствующих закона [11] и изменений [1, 4, 8—10, 12, 14] не было специальных нормативных актов, регулирующих деятельность таких организаций.
67
Поставщик платежа
Платежный агент
Платежный субагент
Получатель платежа
рис. 2. структура участников рынка платежей
В целом специализированные организации, действующие на основании агентских договоров, составляют значительную конкуренцию банковским структурам [3]. Так, в законе о банках появилась ст. 13.1, согласно которой осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в части принятия от физических лиц платы за услуги разрешается коммерческим организациям, не являющимся кредитными (проще говоря, без банковской лицензии), при наличии двух договоров [7]:
— договора между коммерческой организацией и банком, согласно которому организация обязуется от своего имени, но за счет кредитной организации принимать наличные денежные средства от населения в качестве платы за услуги в целях осуществления банком операций по переводу на счет исполнителя услуг денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
— договора между банком и исполнителем услуг, согласно которому банк обязуется на возмездной основе осуществлять операции по переводу (включая принятие) наличных денежных средств, принятых коммерческой организацией, от физических лиц в пользу исполнителя услуг.
Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц заключают между собой кредитная организация и банковский платежный агент. Согласно этому договору банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени банка и за счет банка осуществлять прием платежей физических лиц, а также обязан вести последующие расчеты с банком. Банковскому платежному агенту запрещено передоверять другим лицам прием платежей (т. е. нельзя привлекать субагентов) [13].
В остальном требования к банковскому платежному агенту аналогичны требованиям, предъ-
являемым к платежному агенту, не сотрудничающему с банком, в части предоставления плательщику информации в месте приема платежей, реквизитов кассового чека. При этом нужно учитывать важное различие — банковский платежный агент не вступает в договорные отношения с поставщиком. Среди информации, предоставляемой плательщику в месте приема платежей, нет никаких сведений о поставщике. На чеке должно быть указано только наименование платежа (наименование поставщика и номер его телефона отсутствуют). Вместо этого банковский платежный агент предоставляет исчерпывающую информацию о кредитной организации, с которой у него заключен договор [2].
В соответствии с федеральным законом № 103-ФЗ можно представить структуру участников рынка (рис. 2).
Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором [16].
Платежный субагент — это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.
Оператор и субагент являются платежными агентами. За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.
Поставщиками могут быть:
— юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);
— юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом (ЖК) РФ;
— органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством [15].
Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается
Таблица 3
участники рынка платежей в сфере жилищно-коммунальных услуг [3]
плательщик вид платежа получатель норма жк рф
Наниматель жилых помещений по договору Плата за пользование жилым Наймодатель жилого поме- П. 3
социального найма и по договору найма помещением (плата за наем) щения ст. 155
жилого помещения государственного
или муниципального жилищных фондов
(далее — наниматели)
Наниматели жилых помещений в много- Плата за содержание и ремонт Управляющая организация П. 4
квартирном доме, управление которым осу- жилого помещения; за комму- ст. 155
ществляется управляющей организацией нальные услуги
Члены ТСЖ Обязательные платежи и (или) Определяется в порядке, П. 5
взносы, связанные с оплатой установленном органами ст. 155
расходов на содержание, ремонт управления ТСЖ
общего имущества, а также с
оплатой коммунальных услуг
Собственники помещений, не являющиеся Плата за жилое помещение и Определяется в соответс- П. 6
членами ТСЖ, в доме, где создано ТСЖ коммунальные услуги твии с договорами, заключенными с ТСЖ ст. 155
Собственники помещений в доме, в кото- Плата за жилое помещение и Управляющая организация П. 7
ром не создано ТСЖ и управление которым коммунальные услуги ст. 155
осуществляет управляющая организация
Собственники помещений, осуществляю- Плата за жилое помещение и Определяется в соответс- П. 8
щие непосредственное управление домом коммунальные услуги твии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ст. 155
Собственники жилых домов Плата за услуги и работы по Определяется в соответс- П. 9
содержанию жилых домов, за твии с договорами, заклю- ст. 155
коммунальные услуги ченными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности
погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 103-Ф3). Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.
Основным участником на рынке по приему платежей являются структуры в сфере жилищно-коммунальных услуг. Сведем информацию о виде платежа, его плательщике и получателе, представленную в ст. 155 ЖК РФ, в табл. 3.
Как видим, все собственники и наниматели жилых помещений (домов) вносят именно плату за жилое помещение и коммунальные услуги1, единственное исключение — члены ТСЖ. Они вносят не
1 Поэтому сотрудничать с платежными агентами и банковскими платежными агентами вправе не только наймодатель и управляющая организация, но и ресурсоснабжающие организации в случае непосредственного управления домом и оказания услуг собственникам жилых домов, а также специализированные организации, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) и самого жилого дома.
плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, ремонт общего имущества, а также с оплатой коммунальных услуг. Такая формулировка объясняется тем, что ТСЖ как некоммерческая организация в рамках своей уставной деятельности не выполняет работ и не оказывает услуг.
Хотя в п. 15 ст. 155 ЖК РФ специального указания на это нет, автор полагает, что, руководствуясь п. 5 этой статьи, органы управления ТСЖ вправе установить любой не противоречащий закону порядок приема платежей и взносов. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 2 закона о приеме платежей поставщик, который привлекает платежного агента (оператора по приему платежей), — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ. А согласно ч. 1 ст. 13.1 закона о банках в новой редакции кредитная организация вправе привлекать банковского платежного агента для принятия от
ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА
проблемы и решения
физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств по оплате товаров (работ, услуг).
В области развития мобильных платежных услуг в нашей стране создается универсальная платежная платформа (УПП), которая будет способствовать развитию дистанционного банкинга для оплаты товаров и услуг с использованием существующих и перспективных сетей связи [5]. Универсальная платежная платформа представляет собой совокупность организационных связей и технических средств операторов связи, банков и других участников рынка мобильной коммерции, обеспечивающих абонентам различных операторов связи одинаковую возможность совершения платежных операций с помощью мобильных телефонов.
Создание мобильной платежной платформы — пилотный проект для развития мобильных платежей, обеспечивающий с помощью мобильного телефона возможность оплаты в общественном транспорте, на парковке, в киосках, на терминалах и в банках. Разработка УПП в России создает условия для реализации системы мобильной коммерции, которая является одним из ключевых направлений развития мирового рынка телекоммуникаций.
Выступая логическим продолжением электронной коммерции, мобильная коммерция является результатом объединения передовых технологий мобильной связи, Интернета, финансовых услуг и онлайновой торговли. Мобильная коммерция подразделяется на два направления — мобильный банкинг и мобильные платежи. В то время как макроплатежи выступают прерогативой мобильного банкинга, основная сфера применения мобильных платежей — микроплатежи, актуальные в сфере оплаты розничных товаров и услуг. Первые пилотные проекты, использующие возможности универсальной мобильной платформы, проведены в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Список литературы
1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357.
2. Гулидов П. Деятельность платежных агентов. Новые требования // Современный предприниматель. 2010. № 1.
3. Ермолаева Е. В. Платежные агенты в сфере ЖКХ: настоящее и будущее // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 8.
4. Климов А. В. Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности
по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // Нормативные акты для бухгалтера. 2009. № 13.
5. Копытин В. Ю. Новые тенденции развития розничных платежных услуг. //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2010. № 1.
6. Криворучко С. В., Родионов А. А. Развитие рынка мобильных платежей: риски и регулирование // Управление в кредитной организации. 2009. № 6.
7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»: Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ.
9. О внесении изменений в Положение банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ: указание Центрального банка РФ от 25.11.2009 № 2343.
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона РФ «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 140-ФЗ.
11. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
12. О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями: указание Банка России от 20.07.2007 № 1842-У.
13. Озернов И. Н. Новации в положении 302-П: платежный агент, хранение бухгалтерских документов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2010. № 1.
14. Рукавишникова И. В. Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» с учетом новейших подзаконных актов (постатейный) // Юстицинформ, 2010.
15. Смирнов Е. Е. Современные технологии дистанционного обслуживания в банковской сфере // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2008. № 2.
16. Теплова Н. А. Платежные агенты // Упрощенка. 2009. № 11.
17. General guidance for national payment system development. Committee on Payment and Settlements Systems. Bank for international Settlements. January 2006. URL: http://www.bis.org.