Научная статья на тему 'Анализ и особенности инфраструктуры регионального рынка'

Анализ и особенности инфраструктуры регионального рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзыбова Саида Аслановна

Статья посвящена вопросу изучения рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса республики Адыгея. Определены основные закономерности её формирования. Проведен конъюнктурный анализ существующих институтов и дана характеристика уровню их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дзыбова Саида Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и особенности инфраструктуры регионального рынка»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.1(470.621)

ББК 65.049(2Рос.Ады)

Д 43

С. А. Дзыбова

Анализ и особенности инфраструктуры регионального рынка

Аннотация:

Статья посвящена вопросу изучения рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса республики Адыгея. Определены основные закономерности её формирования. Проведен конъюнктурный анализ существующих институтов и дана характеристика уровню их развития.

:

Инфраструктура рынка, агропромышленный комплекс, рыночные институты.

В условиях функционирования в экономике множества хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых в процессе принятия решения руководствуется своими экономическими интересами, оптимальным вариантом управления процессами в сфере обращения становится косвенное воздействие на эти процессы посредством управления рыночной инфраструктурой региона Рыночная инфраструктура обладает уникальным свойством, которое имеет мультиплицирующий эффект, а именно: вложения в рыночную инфраструктуры позволяют получить прибыль не только в самой инфраструктуре, но и в отраслях, смежных с ней.

Отсутствие каких либо органов управления или координации работы предприятий рыночной инфраструктуры на уровне региона приводит ко многим негативным последствиям, связанным с нарушением нормального процесса воспроизводства товарных и денежных ресурсов в регионе.

Наряду с решением организационно-экономических задач формирования новых элементов инфраструктуры в переходный период должен быть проведен анализ существующей инфраструктуры с точки зрения ее соответствия современным требованиям рыночной экономики. Поскольку ее формирование и развитие находились в компетенции различных министерств и ведомств (торговли, материально-технического снабжения, заготовок, промышленных, транспортных министерств и др.), размещение инфраструктурных объектов на отдельной территории и по стране в целом не всегда отвечало интересам создания рациональных каналов товародвижения.

Таким образом, основные закономерности формирования рыночной инфраструктуры в регионах России в условиях переходного периода таковы:

■ одновременность преобразования созданных ранее элементов рыночной инфраструктуры и формирования новых элементов, принципиально отличающихся от традиционной инфраструктуры;

■ объединение предприятий и организаций рыночной инфраструктуры в региональные ассоциации и союзы;

■ несбалансированность развития отдельных подсистем и элементов рыночной инфраструктуры и нерав-

номерность ее развития по регионам, обусловленные различиями в экономической структуре хозяйства регионов, различиями в стартовом уровне развития инфраструктуры, особенностями осуществления экономических реформ в регионах.

В агропромышленном комплексе республики Адыгея сложилась следующая рыночная инфраструктура, которую можно разделить на три блока:

1. Региональный финансовый рынок;

2. Региональный товарный рынок;

3. Рынок сферы услуг.

1. Региональный финансовый рынок.

Получение потребительского кредита в Адыгее связано с огромными сложностями, в первую очередь - это недоверие банков и прочих кредитных организаций к представителям агропромышленного комплекса, во-вторых - сложная система оформления кредита, в третьих - высокие для низкорентабельного в настоящее время сельского хозяйства процентные ставки. По данным мониторинга Национального банка Республики Адыгея, за 9 месяцев - с января по сентябрь 2004 года - физическим лицам на бытовые нужды выдано кредитов 661,1 млн. руб. против 329,5 млн. руб. аналогичного периода 2003 года, те. в 2 раза больше. В то же время, кредитование малых предприятий производственной сферы практически отсутствует1 .

Решение данной проблемы видится с помощью кредитной кооперации. С возникновением небольших и средних по размерам сельскохозяйственных кооперативов, товариществ, обществ, фермерских, личных подсобных хозяйств - стала актуальной задача создания системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, при которой кредиты были бы доступны даже отдельным от банковских центров производителям.

В Республике по инициативе Союза фермеров Адыгеи с 11 ноября 2000 года организовано уже 14 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Данные кредитные организации сформированы в виде двухуровневой системы: первичный уровень представлен

1 Симбулетов ЮМ. Рычаг новой экономики, или как уйти от принципа «четырех «Д»? // Советская Адыгея. - 15 марта 2005.

районными кредитными кооперативами, а вторичный уровень - Адыгейский республиканский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Фишт». Работа кооперативов скоординирована таким образом, что каждый кооператив обслуживает от 100 до 150 фермерских хозяйств. Принципы работы кооперативов: добровольность; равенство; общность интересов; доступность информации; субсидиарная ответственность.

Такая система работает сегодня лишь в десяти регионах России, даже в соседнем Краснодарском крае она развивается гораздо медленнее. Однако членами кооперативов Адыгеи являются лишь 500 фермеров из 2056. Причина проста: не хватает средств, следовательно идет жесткий отбор пайщиков кооператива В обороте всего лишь 9,2 миллиона рублей, а для нормального кредитования требуется в десять раз больше.

2. Региональный товарный рынок.

В 2002 году на территории республики Адыгея было расположено 3 филиала различных товарно<ырьевых баз, например АОЗТ «Туапсинская товарно-сырьевая биржа «Крунко и Крунко»1. Однако, к большому сожалению, данные структуры прекратили свое существование, что недопустимо для региона, ориентирующегося на аграрный рынок.

Товарная биржа является одним из классических институтов рыночной экономики, посредством которого осуществляется автоматическое саморегулирование рынка и предполагается самостоятельность предприятий.

Ежегодно в Адыгее проводятся ярмарки, организуемые администрацией города, которые обычно приурочиваются к определенным праздникам. В оптовой торговле занято 290 предприятий республики Адыгея. Однако, как на ярмарках, так и в существующей оптовой торговле Республики преимущественно реализуется продукция перерабатывающей отрасли АПК, нежели непосредственно продукция сельского хозяйства. В тоже время, большим упущением в сложившейся инфраструктуре рынка республики Адыгея является полное отсутствие цивилизованного рынка сельскохозяйственной продукции. Роль оптового рынка как ценового индикатора будет обеспечиваться наличием торговой конкуренции, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, свободным формированием цен в процессе торгов на основе спроса -предложения, открытости сделок и доступности рыночной информации для всех заинтересованных рыночных субъектов.

3. Рынок сферы услуг.

Специализирующихся на агропромышленном комплексе маркетинговых центров в республике Адыгея не обнаружено, хотя на некоторых предприятиях имеются маркетинговые подразделения, которые могут оказывать данный вид услуг.

На рынке юридических услуг функционируют 12 специализированных фирм2. Их необходимость уже осознана руководителями предприятий, необходимость же консалтинговых центров диктуется рынком, хотя менталитет современных аграриев еще не совсем готов к принятию этого факта Для этого необходима совместная

работа высококвалифицированных ученых-экономистов и психологов.

Рынок информационных услуг республики Адыгеи представлен государственным учреждением «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса», созданной в 1998 году как «ИКС» в рамках проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (со^ащенно АРИС), осуществленный на средства займа Мирового банка реконструкции и развития.

Под работой ГУ ЖС АПК» в данном случае понимают функционирование всего лишь информационного подразделения органа управления АПК региона -службу информации о рынке (СИР) - собирающего и передающего региональным и центральным управлениям сельского хозяйства информацию для последующего распространения ее среди сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Кроме ГУ ЖС АПК» республиканский рынок услуг представлен консалтинговой фирмой «ТУР», созданной частным предпринимателем. Фирма существует на рынке Республики с 2004 года и наметила уже положительную динамику развития. Это небольшая фирма, где работают 4 человека. По мере необходимости фирма активно сотрудничает с профессорско-^еподавательским составом Вузов, привлекая его для выполнения заказов, а также с иными специалистами различных областей. В накопленном опыте фирмы нет пока еще места оказаниям услуг сельхозтоваропроизводителям. Связано это с тем, что предложенные услуги не нашли отзыва со стороны аграриев.

Таким образом, инфраструктура агропромышленного рынка республики Адыгея слабо развита и мало разветвлена. Многих важных институтов рыночной инфраструктуры АПК, таких как централизованные консалтинговые центры, обслуживающие сельхозтоваропроизводителей, инжиниринговые фирмы, товарные биржи, аукционы, нет вовсе, большинство существующих слаборазвиты и неэффективно функционируют, либо находятся в стадии становления.

Примечания:

1. . . , принципа «четырех «Д»? // Советская Адыгея. - 15 марта 2005.

2. Дубовцева С. Кому выгодна «Черная дыра»? // 1п1ете1: // www.vashagazeta.ru/no4all.php

3. Веселовский МЛ. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики). - М.: ФГНУ «Ро-синформагротех», 2002. - 228 с.

4. Федько В Л., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. -Ростов н/Д Феникс, 2000.

1 По данным Госкомстата Республики Адыгея.

2 По данным Госкомстата Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.