АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE ANALYSIS OF STATE REGULATION OF CINEMATOGRAPHY IN THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 351.854
СЕРДЮКОВ Дмитрий Леонидович
аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, dmi.serd@ yandex.ru
SERDYUKOV, Dmitriy Leonidovich
Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются основные особенности современного государственного регулирования кинематографии в РФ. Основное внимание уделяется оценке деятельности в этом плане Министерства культуры РФ и Фонда кино. Приводятся и анализируются основные статистические показатели этой деятельности за 2012-2014 годы.
Ключевые слова: кинематография, Министерство культуры РФ, Фонд кино, государственная поддержка кинематографа, государственное финансирование.
Abstract.
The article discusses the main features of modern state regulation of cinematography in the Russian Federation. It focuses on the assessment activities regarding to the Ministry of Culture and the Cinema Fund. It analyzes the main statistical indicators of this activity for 2012-2014.
Key words: cinematography, Ministry of Culture of the Russian Federation, Cinema Fund, the state support of cinematography of the state funding.
Кинематограф в нашей стране существует уже более ста лет и за все эти годы пережил множество взлетов и падений. Несмотря на множество проблем, кинематографическая отрасль в России за последние годы существенно развивается при стабильной государственной поддержке.
До 2010 года единственным государственным регулятором кинематографии России считалось Министерство культуры РФ. Однако с 2010 года данный федеральный орган делит эти обязанности с Федеральным фон-
дом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фондом кино).
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 года № 186 была утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Контроль за реализацией данной программы осуществляется Министерством культуры РФ. ФЦП «Культура России» устанавливает объемы расходования бюджетных средств, направленных на развитие и поддержку кинематографии в течение ближайших лет.
Таблица 1
Объемы финансирования кинематографии в соответствии с ФЦП «Культура России 2012-2018 годы» [1]
Развитие и поддержка кинематографии (млн руб.)
20122018 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Ожидаемые результаты
Поддержка отечественных производителей культурных благ в области кинематографии 3618,3 462 462 462 596 662,1 512,1 462,1 Создание в 20122018 годах не менее 70 игровых, 321 неигрового и 115 анимационных национальных фильмов
В том числе федеральный бюджет Минкультуры России 2727,3 360 360 342 461 512,1 362,1 312,1
В том числе внебюджетные источники 891 102 102 102 135 150 150 150
Подготовка кадров для современного отечественного кинематографа -федеральный бюджет 145 5 15,5 15,5 25 28 28 28 Развитие зрительного кино. За 7 лет планируется выпустить 100 сценаристов, 50 режиссеров, 80 аниматоров, 350 дистрибьюторов кинотеатрального рынка
Расширение доступности продукции и услуг кинематографии для населения России 1280 130 130 130 260 260 210 160 Проведение ежегодно не менее 30 российских и международных кинофестивалей в регионах России. Оказание в 2012-2018 годах государственной поддержки в прокате 104 полнометражным игровым и анимационным национальным фильмам
В том числе федеральный бюджет Минкультуры России 950 100 100 95 200 200 150 100
В том числе внебюджетные источники 330 30 30 30 60 60 60 60
Поддержка продвижения на мировой рынок отечественного кино 467 55 55 55 78 98 68 58 Расширение географии продвижения отечественных фильмов за рубежом, создание положительного образа России за рубежом. Проведение в2012-2018 годах 175 некоммерческих киномероприятий за рубежом. Участие в международных кинофестивалях для коммерческого продвижения отечественного кино не менее чем в 10 странах мира ежегодно
В том числе федеральный бюджет Минкультуры России 350 40 40 38 60 80 50 40
В том числе внебюджетные источники 117 15 15 15 18 18 18 18
Итого по разделу 5510,3 652 662,5 662,5 959 1048,1 818,1 708,1
В том числе федеральный бюджет Минкультуры России 4172,3 505 515,5 515,5 746 820,1 590,1 480,1
В том числе внебюджетные источники 1338 147 147 147 213 228 228 228
С объемами финансирования кинематографии в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» можно ознакомиться с помощью таблицы 1.
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, наибольшие объемы финансирования ФЦП «Культура России» приходятся на 20152017 годы. При этом объем финансирования кинематографии из федерального бюджета в 3,12 раз превышает запланированные расходы из внебюджетных источников. На создание игровых, неигровых и анимационных национальных фильмов за 2012-2018 годы планировалось выделить 3618,3 млн руб. Столь значительная бюджетная сумма говорит о заинтересованности государства в поддержке производства национальных фильмов.
Главной задачей Министерства культуры РФ является повышение роста кинопроизводства в стране и повышение доли отечественных фильмов в прокате. В 2012 году Министерством культуры с целью развития отечественной киноиндустрии был создан Департамент кинематографии, со структурой которого можно ознакомиться на рисунке.
По данным Департамента кинематографии, общая сумма государственной поддержки кинематографа за 2014 год составила 6,5 млрд руб., из которых:
• 3 млрд руб. было перечислено Фонду кино;
• 2,9 млрд руб. было направлено на кинопроизводство;
• 0,6 млрд руб. было направлено на прокат и продвижение отечественного кино на территории страны и за рубежом, а также на другие мероприятия [2].
Стоит отметить, что в 2013 году на развитие кинематографа было выделено в общей сложности 6,7 млрд руб. Таким образом, можно заметить небольшое снижение государственной поддержки кинематографа за 2014 год (на 0,2 млрд руб.). В то же время наблюдается прирост в финансировании кинематографа по сравнению с 2012 годом (данный показатель в 2012 году составил 6,3 млрд руб.). По сравнению с 2000 годом (объем финансирования за тот год составил всего 528,6 млн), наблюдается огромный прирост в 1 129,66%.
В обязанности Министерства культуры РФ также входит выдача прокатного удостоверения, документа, позволяющего использовать фильм на территории РФ в целях тиражирования и распространения. Со статистикой, отражающей количество выданных прокатных удостоверений за 2012-2014 годы, можно ознакомиться с помощью таблицы 2.
Структура Департамента кинематографии Министерства культуры РФ [2] i петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
Таблица 2
Количество выданных прокатных удостоверений, 2012-2014 годы
Показатель 2012 2013 2014
Количество выданных прокатных удостоверений, в том числе: 3 611 3 144 3 856
на отечественные аудиовизуальные произведения; 1 726 1 575 2 058
на зарубежные аудиовизуальные произведения 1 885 1 569 1 798
Таблица 3
Объемы государственной поддержки кинопроизводства, 2012-2014 годы
Виды кинопродукции Объемы финансирования по ФЦП, тыс. руб. Объемы финансирования вне ФЦП, тыс. руб. Объемы финансирования по субсидиям, тыс. руб.
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Игровые полнометражные, короткометражные фильмы-дебюты 282 226 266 888 337 865 252 538 540 892 506 200 827 500 1 340 979 1 169 345
Неигровые фильмы и кинопериодика (кинолетопись) 77 774 93 112 4135 - 10 064 3102 354 751 382 259 501 494
Анимационные фильмы - - - 163 1000 - 287 760 415 087 376 000
ИТОГО 360 000 360 000 342 000 252 701 551 957 509 301 1 470 061 2 138 325 2 046 839
Как видно из данных таблицы 2, после сокращения общего числа выданных прокатных удостоверений в 2013 году (на 467 по сравнению с 2012), в 2014 году этот показатель возрос (на 712 по сравнению с 2013 годом и на 245 по сравнению с 2012). В феврале 2015 года Министерство культуры РФ освободило российские фильмы от необходимости получать прокатные удостоверения для участия в кинофестивалях. Данная поправка позволит облегчить процесс проведения различных фестивалей на территории страны.
С помощью таблицы 3 проанализируем объемы государственной поддержки кинопроизводства по источникам и по направлениям финансирования.
В 2012 году общая сумма, выделенная на поддержку кинопроизводства, составила 2 083 млн руб. При этом финансирование игровых полнометражных и короткометражных фильмов-дебютов составило 65% от общей суммы. Остальная часть средств была выде-
лена на развитие неигровых и анимационных фильмов (21 и 14% от общей суммы, соответственно).
В 2013 году объемы поддержки кинопроизводства выросли на 46% и составили 3 050 млн руб. Доля финансирования игровых фильмов возросла до 70%, неигровых фильмов снизилась до 16%, а анимационных фильмов осталась неизменна по сравнению с 2013 годом - 14% [2].
За 2014 год сумма финансовой поддержки кинопроизводства составила 2 898 млн руб. Это на 5% меньше, чем в 2013 году, но на 39% больше аналогичной цифры 2012 года. Стоит отметить увеличение финансирования за год неигрового кино и кинопериодики, на развитие которых было выделено 508 млн руб. (18% от общей суммы), в то время как в 2013 году данная цифра составила 485 млн руб. Объемы финансирования игровых полнометражных и анимационных фильмов сократились по сравнению с 2013 годом на 6 и 10%, соответственно.
Статистика выпущенной киновидеопродукции за 2012-2014 годы представлена в таблице 4.
По данным Департамента кинематографии, в 2012 году при государственной поддержке было снято 35 игровых фильмов, в том числе 13 дебютных работ. Также большое внимание было уделено фильмам для детской аудитории. В 2012 году было выпущено 8 детских картин, в том числе: «Первоклашки» (режиссер-дебютант А. Артамонова), «Частное пионерское» (режиссер Л. Ядковская), «За встречу» (режиссер Е. Соколов), «Живой журнал - ЖЖ» (режиссер-дебютант А. Строев), «Дочь» (режиссеры А. Касаткин, Н. Назарова), «Шахта» (режиссер Н. Эген) [2].
Выпущенные в 2012 году 447 неигровых фильмов включают в себя 47 полнометражных и 400 короткометражных, в том числе 97 сериалов и 9 спецпроектов. Финансирование проводилось на конкурсной основе и путем предоставления субсидий из федерального бюджета на производство фильмов по приоритетным для страны тематическим направлениям. Часть средств была перечислена в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В этом же году было создано 130 анимационных фильмов, включая 1 полнометражный фильм, 24 сериала, 3 мини-сериала и 5 альманахов. Большинство из этих работ были ориентированы на детско-юношескую аудиторию.
В 2013 году при поддержке государства была завершена работа над 40 игровыми фильмами (39 полнометражными и 1 детским юмористическим киножурналом «Ералаш»). Выпущенные игровые фильмы также включали 9 фильмов-дебютов и 7 детских фильмов.
Следует отметить, что значительное внимание было уделено созданию фильмов, отражающих российскую действительность. В их числе можно отметить картины «Жажда» (производство ЗАО «Всемирные Русские Студии», режиссер Д. Тюрин), «Звезда» (ООО «Кинокомпания «Магнум», режиссер А. Меликян), «Игра в правду» (ООО «Артлайт», В. Шами-ров), «Море, горы, керамзит» (ООО «Аврора-фильм», Т. Кеосаян), «Моя Русалка, Моя Лореляй» (ООО «Творческое объединение ХРОНОГРАФ», Н. Джорджазе) [3].
Вышедшие в свет в 2013 году 397 документальных неигровых фильмов включают в себя 35 полнометражных и 362 короткометражные картины, в числе которых выделим 89 сериалов и 10 спецпроектов. Тематика созданных за рассматриваемый период фильмов посвящена злободневным социально-нравственным проблемам страны, которые отражают ключевые моменты ее исторического развития, рассказывают о современной молодежи, межнациональных отношениях и т. д. 85 созданных анимационных фильмов включают 4 полнометражных фильма, 8 сериалов, 2 мини-сериала и 10 альманахов. Всего же, согласно таблице 4, в 2013 году при государственной поддержке было выпущено на 91 фильм меньше, чем в 2012. Однако падение затронуло в основном непрокатные проекты - документальные и короткометражные фильмы.
В 2014 году при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино была завершена работа над 96 игровыми картинами. В соответствии с Приказом Минкультуры России от 24.02.2014 № 324 для проведения отбора организаций, претендующих на получение субси-
Таблица 4
Выпуск киновидеопродукции в 2012-2014 годах
Наименование кинопродукции Количество фильмов (изменение по отношению к прошлому году)
2012 год 2013 год 2014 год
Игровые фильмы 35 (-16) 40 (+5) 96 (+56)
Неигровые фильмы 447 (-36) 397 (-50) 383 (-14)
Анимационные фильмы 130 (+24) 85 (-45) 155 (+30)
ИТОГО 612 (-28) 521 (-91) 634 (+113)
дий на производство игровых национальных фильмов, было создано четыре экспертных совета по игровому кино:
• экспертный совет по игровому кино для детей;
• экспертный совет по игровому кино режиссеров-дебютантов;
• экспертный совет по игровому авторскому и экспериментальному кино;
• экспертный совет по телевизионным сериалам [3].
Необходимо отметить, что начиная с 2013 года Министерством культуры РФ была введена процедура очной защиты проектов, которые претендовали на получение бюджетных средств на производство. В течение так называемых открытых питчингов (презентаций кинопроектов с целью получения средств) авторы проектов приводили аргументы, согласно которым Экспертными советами принимались решения о предоставлении необходимых субсидий. Данная система обеспечила прозрачность процесса предоставления субсидий на развитие потенциально успешных кинопроектов. С 2014 года одним из условий предоставления финансовой поддержки проектам стало наличие письменного подтверждения предварительной договоренности с телеканалами того, что продукт дойдет до массовых экранов страны.
Основные тематические направления игровых фильмов, выпущенных в 2014 (либо ожидающихся к выпуску в 2015):
• нравственно-этические темы («Левиафан», «Белые ночи почтальона Алексея Тря-пицына», «Девять дней и одно утро», «Начни сначала», «Кино про Алексеева» и т. д.);
• детско-юношеская тематика («Тайна четырех принцесс», «Дневник мамы первоклассника», «Класс коррекции», «Мальчики + Девочки», «Мы с дедушкой» и т. д.);
• экранизация произведений отечественной литературы («Бесы», «Две женщины», «На дне», «Белый ягель» и т. д.);
• военно-патриотическая тематика в честь 70-летия Великой Победы («Дорога на Берлин», «Единичка», «Про Петра и Павла», «Коридор бессмертия», «Председатель» и т. д.);
• историческая тематика («Батальонъ», «Пионеры-герои», «Молодежка» и т. д.);
• прочая тематика [3].
Согласно данным таблицы 4 число выпущенных при государственной поддержке неигровых фильмов за 2014 год составило 383. В этот список вошли 68 полнометражных и 315 короткометражных картин, в том числе 61 сериал и 6 спецпроектов. Большое внимание было уделено созданию фильмов, посвященных 100-летию с начала Первой мировой войны и 70-летию Великой Победы. Также было выпущено 155 анимационных фильмов, в числе которых 2 полнометражных фильма, 58 сериалов и 4 альманаха.
Главной задачей Фонда кино является поддержка потенциально коммерчески успешных проектов, способных принести прибыль. Рассмотреть объемы и направления государственного финансирования, источником которого является Фонд кино можно с помощью таблицы 5.
Порядок взаимодействия Министерства культуры РФ и Фонда кино закреплен Постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» № 1397 от 25 декабря 2012 года. Данное Постановление также определяет особенности перечисления субсидий первым ведомством второму. В результате и в 2013, и в 2014 годах Министерство культуры РФ заключало с Фондом специальные Соглашения и субсидировало этой некоммерческой организации по 3 млрд руб. от общей суммы средств, выделявшихся из федерального бюджета на кинематографию [5].
Как видно из таблицы 5, на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с производством фильмов лидерами отечественного производства на безвозвратной основе, в 2013 году было выделено 1,5 млрд руб., тогда как в 2014 - уже 1,2 млрд руб. Безвозвратные субсидии иным организациям кинематографии в 2013 году Фонд мог предоставить на 400 млн руб., а в 2014 - на 500 млн руб.
Стоит отметить, что заметно возросли средства на финансирование производства при условиях стопроцентной возвратности. Если в 2013 году выделялось 350 млн руб. - и
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
61
Таблица 5
Объемы и направления государственного финансирования, источником которого является Фонд кино [4]
Направление государственного финансирования кинематографии, осуществляемого Фондом кино Объемы государственного финансирования в 2013-2014 годы, млн руб
2013 2014
Производство фильмов лидерами отечественного кинопроизводства на безвозвратной основе 1500 1200
Производство фильмов иными организациями кинематографии на безвозвратной основе 400 500
Субсидирование процентных ставок по кредитам 100 100
Производство фильмов на условиях 100%-й возвратности лидерами отечественного кинопроизводства 350 700
Производство фильмов на условиях 100%-й возвратности иными организациями кинематографии 350 500
Производство фильмов на условиях возвратности с прибыли от их реализации 150 -
Прокат фильмов на условиях возвратности 500 -
Итого 3000 3000
Таблица 6
Основные показатели деятельности Фонда кино, 2010-2014 годы
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014
Возвратность средств 0% 3,3% 12,9% 32,5% 40%
Количество фильмов, выпущенных в прокат 7 22 30 26 36
Количество фильмов, поддержанных в производстве 59 75 117 66 62
Кассовые сборы фильмов, созданных при поддержке Фонда кино, млн руб. 1145 3957 3341 6798 6194
для отечественных мэйджоров, и для прочих организаций кинематографии, то в 2014 году отдельно на лидеров было заложено 700 млн руб., а все остальные компании могли претендовать на распределение еще 500 млн руб. Субсидии на условиях возвратности с прибыли от реализации фильмов в 2013 году составили 150 млн руб.; в 2014 году этой статьи соглашением оговорено не было. Финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с субсидированием процентных ставок по кредитам, в течение двух последних
лет предполагало одинаковую сумму в размере 100 млн руб. [3].
Основные статистические данные, отражающие деятельность Фонда кино за 20102014 годы, представлены в таблице 6.
Как видно из таблицы 6, возвратность средств, выданных Фондом кино, заметно возросла и составляет на 2014 год 40%.Уже-сточение условий поддержки финансирования фильмов Фондом кино, заключающееся в производстве продукции на основе все большей возвратности средств, сказалось на числе
поддержанных проектов. Так, если в 2012 году денежную поддержку Фонда кино получили 117 проектов, в 2013 и 2014 годах их количество сократилось до 66 и 62 соответственно.
Количество фильмов, выпущенных в прокат в 2014 году, составило рекордное количество - 36 фильмов. Правда, кассовые сборы фильмов, созданных при поддержке Фонда кино, сократилось по сравнению с 2013 годом на 9% [4].
Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день можно говорить об увеличении финансовой поддержки кинематографа со стороны государства по сравнению с концом и началом XX века. Так, за 2014 год на развитие кинематографа было выделено 6,5 млрд руб., в то время как аналогичный показатель за 2000 год составил 528,6 млн.
За 2014 год при государственной поддержке было выпущено 634 картины, что на 113 и 22 фильма больше, чем в 2013 и 2012 годах соответственно. Особое внимание уделяется патриотическому и социальному воспитанию граждан.
Фонд кино, оказывающий финансовую поддержку отечественному кинематографу параллельно с Министерством культуры РФ, выполняет задачу по развитию потенциально успешных проектов. Существенно вырос показатель возвратности средств, перечисленных Фондом, который составил на 2014 год 40%. Кассовые сборы фильмов, снятых при поддержке Фонда кино, за 2013-2014 годы возросли по сравнению с 2012-2013 годами примерно в два раза, что говорит о росте эффективности деятельности данного государственного регулятора.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».
2. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http:// mkrf.ru/ministerstvo/management/minister/ (дата обращения: 02.09.2015).
3. Киноиндустрия Российской Федерации: Информационное издание компании «Невафильм». СПб.: Европейская аудиовизуальная обсерватория, 2014. 213 с.
4. Официальный сайт Федерального фонда социальной и экономической поддержки кинематографии. URL: http://www.fond-kino.ru/ (дата обращения: 01.09.2015).
5. Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2013 году № 618-01-41/03-13 от 24.04.2013 г. URL: http://www.fond-kino.ru/docu-ments/14/ (дата обращения: 31.08.2015).
6. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
7. Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2014 году № 877-01-41/03-14 от 18.04. URL: http://www.fond-kino.ru/documents/14/ (дата обращения: 02.09.2015)
8. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.
9. Борисенко О. А. Особенности действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии // Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 28-37.