Для создания целостной системы оказания неотложной медицинской помощи и обеспечения оптимального лечения пациентов с ОКС на всех этапах медицинской помощи проводится на базе ННМЦ обучение всех интервенционных кардиологов и реаниматологов по циклу «Неотложная кардиология (острый коронарный синдром)». В настоящее время обучено 145 специалистов, работающих в ангиографических лабораториях и отделениях реанимации и интенсивной терапии.
ННМЦ вносит свою лепту и в научную разработку и внедрение новых лечебно-диагностических технологий в кардиологии и кардиохирургии.
Идея регенеративной терапии с использованием своих или чужих стволовых клеток, а также использование специфических факторов роста, которые стимулируют выход стволовых клеток в периферический кровоток, на сегодняшний день уже стала реальностью. Лечение ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта миокарда (ИМ), хронической сердечной недостаточности прошло большой путь - от медикаментозной коррекции и хирургического вмешательства до регенерационной терапии стволовыми клетками (клеточной кардиомиопластики). Переход этот обусловлен в первую очередь тем, что в отличие от вышеназванных методов лечения, при которых пытаются сохранить то, что еще пока не уничтожено инфарктом, при трансплантации стволовых клеток возможно создание новых, устойчивых ростков нормально функционирующей здоровой ткани в миокарде.
На базе Центра инновационных технологий в кардиологии и кардиохирургии ННМЦ выполняется научная программа «Применение аутологичных клеток костного мозга в кардиологии и кардиохирургии», которая входит в состав НТП на 2010-2013гг «Инновационные технологии в развитии клеточных трансплантаций и восстановлении функциональной активности органов и тканей». На сегодняшний день получены уже первые результаты: у больных острым инфарктом миокарда применение стволовых мезенхимальных клеток костного мозга улучшает сократительную функцию миокарда левого желудочка, уменьшает количество акинетичных и гипокинетичных сегментов, повышает толерантность к физической нагрузке и улучшает качество жизни больных с хронической сердечной недостаточностью.
Совместно с Национальным центром Биотехнологии МОиН РК изучаются генетические маркеры рестенозов после реваскуляризации миокарда при ИБС у коренных жителей Казахстана. Выявлены генетические маркеры развития артериальной гипертензии и его осложнения - ишемического инсульта у лиц казахской национальности.
Ведутся новые научные разработки специалистами ННМЦ по следующим темам:
«Усовершенствование способов хирургического лечения пациентов при остром коронарном синдроме и консервативного лечения миокардитов и инфекционного эндокардита», «Генетические аспекты развития артериальной гипертензии у коренного населения»; «Применение модифицированной моностворки у пациентов с ВПС, с обструкцией выходного отдела правого желудочка», «Пластические операции на клапанах сердца при инфекционном эндокардите и ревматизме с использованием ауто-перикарда»; «Защита миокарда при операциях аорто-коронарного шунтирования тепловой кровяной кардиоплегией», «Отдаленные результаты стентирования коронарных артерий» и др.
Защищены 6 докторских диссертаций по кардиологии и кардиохирургии (Бекбосынова М.С., Пя Ю.В., Джолдасбекова А.У., Искакова Б.К., Абдрахманов А.С., Абсеитова С.Р.), 5 кандидатских (Куатбаев Е., Сегизбаева А.К., Сахов О., Айтжанов А., Купенов Б.Г).
На 2012-2015 годы поставлены перед кардиологами и кардиохирургами ННМЦ ответственные задачи по снижению смертности населения от БСК, по реализации приоритетных направлений государственной программы «Саламатты ^аза^стан». Убеждены, что эти цели выполнимы, ибо достаточно высок интеллектуальный потенциал сотрудников, неистребимо их стремление к совершенству, велико желание внести достойный вклад в устойчивое развитие Казахстана.
УДК 614;614.2614:33
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РУКОВОДСТВОМ - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Кадырова Е.А.
Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан
Система менеджмента качества Акционерного общества Национальный научный медицинский центр (далее - ННМЦ) функционирует четвертый год. Соответственно требованиям МС ИСО 9001-2008 и СТ РК ИСО 9001-2009 Анализ функционирования системы менеджмента качества (далее - СМК) руководством проводится систематически. Порядок проведения такого анализа установлена внутренним стандартом СТ ННМЦ СМК Документированная процедура «Анализ со стороны руководства» 06.06.
Целью проведения данной процедуры менеджмента является определение результативности и эффективности СМК ННМЦ, степени воплощения принятой политики и поставленных целей в
области качества, выработка предложений по улучшению качества оказываемых медицинских услуг, процессов/подпроцессов СМК. Ответственность за проведение систематического анализа и оценки действенности СМК возлагается на высшее руководство ННМЦ. Перед началом проведения со стороны руководства анализа СМК генеральный директор издает приказ «О порядке и сроках проведения анализа СМК». В приказе перечисляются сроки, лица ответственные за подготовку материалов. Сведения для анализа представляется в любой удобной форме для исполнителя форме.
Сбор материалов: информации, справок, протоколов для анализа осуществляет отдел по управлению качеством. Представитель высшего руководства по качеству систематизирует все данные и составляет отчет о функционировании СМК который утверждается генеральным директором и разрабатывается план улучшения СМК.
Объектами анализа со стороны руководства должны быть: изменения в законодательных или уставных регламентах, которые влияют на деятельность ННМЦ; обоснование актуализации Политики и Целей в области качества; обеспечение ресурсами процессов, результативность выполнения решений Координационного совета (далее - КС); причины выявленных системных несоответствий; отчеты и оценочные данные о функционировании процессов, качестве предоставляемых услуг и предложения по их улучшению; предложения по совершенствованию СМК в соответствии с изменениями, обусловленными новыми требованиями и ожиданиями потребителей, критериями качества, изменениями в законодательстве.
Анализ осуществляется по результатам оценки процессов в сопоставлении с данными внешнего и внутреннего аудита, результатов измерения удовлетворенности заинтересованных сторон с помощью применения метода количественных статистических оценок.
В годовой аналитический отчет включаются результаты:
• анализа адекватности Политики в области качества современным внешним и внутренним условиям организации;
• определения необходимости корректировки Целей в области качества, определения пригодности СМК для достижения целей Политики, адекватности и результативности СМК;
• данных мониторинга критериев результативности процессов/подпроцессов по представленным данным их владельцами;
• информации по выполнению целевых качественных показателей представленной руководителями структурных подразделений;
• выполнения мероприятий, намеченных на заседаниях Ученых и Координационных Советов;
• внутренних и внешних аудитов;
• обратной связи с потребителем по данным анкетирования об удовлетворенности;
• анализа отзывов, жалоб и обращений пациентов и результатов принятых мер;
• статуса корректирующих и предупреждающих действий;
• актов проверки департаментом Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по г. Астане;
• предложений сотрудников ННМЦ по улучшению качества услуг;
• аналитического отчета по функционированию СМК предыдущего года;
• анализа деятельности ННМЦ по всем направлениям за отчетный год, представленных управляющими директорами.
Генеральный директор рассматривает материалы на КС и принимает решение по каждому из рассматриваемых вопросов. Эти решения являются итогами анализа со стороны руководства, они должны быть согласованы со стратегией и Политикой ННМЦ в области качества и служить достижению целей по качеству; своевременному обеспечению необходимыми ресурсами; улучшению результативности СМК и её процессов/ подпроцессов; непрерывному совершенствованию качества оказываемых медицинских услуг в соответствии с требованиями потребителя/пациента.
План улучшения СМК должен содержать не только корректирующие, но и предупреждающие мероприятия с указанием конкретных сроков и исполнителей. Выполнение плана улучшения мониторируется представителем руководства по качеству и отделом по управлению качеством.
С 2009 года стали применять концептуальные подходы и критерий совершенной организации по Модели совершенства EFQM. В данной Модели критерий Лидерства и Стратегии определяются реализованными проектами руководителей на основе систематического мониторинга и всестороннего SWOT анализа. Нами приняты вспомогательные политики не только в области качества а также в области научного партнерства, маркетинга,финансовая и кадровая политики и реализуются для достижения стратегических целей.
Своевременно проведенный обьективный и полный анализ со стороны руководства позволяет выявить сильные стороны предприятия и возможности для улучшения. Благодаря системному анализу и своевременно предпринимаемым действиям по реализации плана улучшения мы достигли стратегических целей: устойчиво развиваемся: изменился статус из РГП в АО, по выполнению высокотехнологичной медицинской помощи находимся в числе лидеров здравоохранения республики, по оцененным результатам деятельности ННМЦ сертифицирована Европейской организацией менеджмента качества на уровень Признанного совершенства 4 звезды и признана одним из лучших клиник Европы.