Научная статья на тему 'Анализ функционального состояния машиностроительных предприятий'

Анализ функционального состояния машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Александр Борисович Логов, Поминова Александра Ивановна

Предложена методика анализа функционального состояния для создания системы мониторинга эффективности работы машиностроительных предприятий и потребностей рынка в машиностроительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Александр Борисович Логов, Поминова Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функционального состояния машиностроительных предприятий»

УДК 336

А.Б. Логов, А.И. Поминова

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Одним из элементов эффективной стратегии развития машиностроительной промыш-

ленности является система мониторинга эффективности работы машиностроительных предприятий и потребностей рынка в машиностроительной продукции.

Для создания такой системы предполагается использовать методику анализа функционального состояния, позволяющую с помощью построения фазового пространства определить состояние системы и про-ранжировать элементы системы с определением количественных мер и выделением видов состояния. С помощью данной методики возможно исследовать характеристики системы на предмет выявления достоинств и недостатков, доминирующих ресурсов и «узких мест», что представляет наибольшую практическую ценность при разработке стратегии развития.

Ключевым в методе является термин «состояние» (виды состояния), широко используемое, например, в технической диагностике. Как и там, результатом является не набор показателей, а классифицированное заключение (диагноз), позволяющее рекомендовать некоторые типы управляющих воздействий («лекарств»).

Для анализа состояния сложных систем с неоднородной структурой предполагается использовать энтропийный метод, в основе которого лежит идея замены частной выборки характеристики (показателя),

распределенной по списку элементов системы, математической моделью при выполнении условия сохранения всей содержащейся в выборке информации. Только тогда преобразование не обедняет возможности анализа, т. е. все сведения, кото-

рые могли быть извлечены из выборки, должны быть получены из модели.

Пусть функциональная характеристика Q распределена по структурным элементам системы Q(i), і = 1, 2,...,т и аддитивна, т.е. имеет смысл определение суммарного показателя системы

Q = Х Q(i)•

(1)

Таким свойством обладают, например, любые валовые показатели систем машиностроительной отрасли: число предприятий, объемы производства, реализации. Тогда удобнее использовать определение доли или весового коэффициента

6(0

д(і) = -

Q

(2)

Подобная выборка удельных показателей содержит количество информации, равное

т т

Н = £ 3 (0 = -£ д(1) • 1п (д(1))

1=1 1=1

(3)

На основании этого предложено использовать в качестве модели 7-го структурного элемента его вклад в общее количество информации

3(7) = “Ч(0 -1п ( Ч(7)), (4)

(иначе, взвешенную долю элемента). Из определения количества информации или информационной энтропии вышло первоначальное название метода обработки неоднородных данных.

Аналогия с информационной и термодинамической энтропией позволила получить для предложенных моделей ряд полезных приемов обработки и заключений о свойствах систем, на основе которых проведены первоначальные классифика-

ции.

Важнейшим дополнением

являются иные формы математических моделей выборки ^ (і)

Сд(і)

- = -[іп(д(і)) +1], (5)

1

(6)

йц (7) ч(/)

При исследовании традиционных неаддитивных коэффициентов, составляющих экономические показатели состояния и потенциала машиностроительных предприятий Я(]), удобнее с помощью процедур центрирования (по среднему значению) и нормирования (по стандартному разбросу) определить координаты

и 2(7 / 7) =

= 1п Я(7 / 7) -М[1п Я(7)] (7) ^[1п(7)] ,

7=1, 2, т;]=1, 2, п,

и 3(і / =

м [ я-1(і / / )] а[ я -1(О)]

где

1 т

М [іп я(і)] = -Х іп я(і / і); т ¿=1

і т

м [ я-1(О) = - X я-1(і / і ); т і=1

а [іп Я(і)] и а [Я^О)] - несмещенные оценки стандартного отклонения.

В теории систем подобного рода фазовые пространства рассматриваются как математические модели пространства состояний, что согласуется с представленной выше постановкой анализа. Введение обозначения и(і//) определяет условные модели элементов і при показателе і.

Таким образом, вместо ограничения метода энтропийного анализа по аддитивности характеристик можно получить его развитие и кратное расширение объема использованной для

і=1

Экономические науки

117

з

го

а]

>

£=

Logarithmic measure

Портрет свойств ОАО «Красный Октябрь»

анализа информации. Кроме того, в фазовом пространстве (на фазовых плоскостях) формулируются фундаментальные критерии, с помощью которых виды состояния определяются и классифицируются без использования эмпирических правил.

Выборочные изображающие точки элементов системы образуют в пространстве состояний фазовые портреты системы, соответствующие решениям некоторых моделирующих дифференциальных уравнений. С этим связаны возможности трактовки и анализа данных (функциональных показателей и характеристик), отображенных в пространстве состояний.

Портрет системы на фазовой плоскости позволяет судить, прежде всего, об устойчивости системы. Из основополагающих трудов по теории колебаний известно, что эллиптиче-

ская форма фазовых портретов соответствует моделям типа математического маятника.

Наибольшую практическую ценность приобретают условные математические модели показателей і при условии выделения элемента і. Операция их построения основана на следующих преобразованиях

и 2 (і / о) - м [U 2 (і)]

U 2( j / і) = ■

a[U 2 (i)]

U з( j / i) =

(8)

Uз(і / j) - M[Uз(і)]

ст[и з(1)]

где М[и(7)] и ст [и(7)] -оценки среднего и стандартного отклонения.

Теперь положение точек, изображающих свойства, определяет степень специфичности каждого функционального показателя на частном фазовом портрете 7-го элемента или при-

годность показателя к роли диагностического признака данного элемента. Очевидно, что специфическими могут быть как большие, так и малые по величине характеристики. Имеет значение, какого уровня они достигают у прочих элементов системы.

На рисунке представлен портрет свойств ОАО «Красный Октябрь», выделяющегося среди машиностроительных предприятий Кузбасса в последние годы прогрессом и радикальными улучшениями свойств:

- аномально высокой конкурентоспособностью продукции;

- аномально высокой рентабельностью продаж;

- аномально высоким коэффициентом инноваций;

- аномально высоким коэффициентом освоения рынка;

- аномально низкими затратами на 1 рубль товарной про-

дукции;

- высокой трудовой дисциплиной, т.е. низкими коэффициентами техники безопасности и собственно трудовой дисциплины.

Применение данной мето-

дики позволит создать систему мониторинга меняющихся во времени и по ситуации потребностей и конкурентоспособностей заводов, что способствовать созданию эффективно функционирующей машино-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

строительной промышленности региона, сориентированной на наиболее полное и своевременное использование своего потенциала в достижении стратегических целей развития.

1. Логов А.Б., Поварницин В.И., Кочетков В.Н. Моделирование состояния угольного комплекса Кузбасса на стадии реструктуризаци. - Новосибирск: изд-во СО РАН, 1999 - 102 с.

2. Логов А.Б., Замараев Р.Ю. Математические модели диагностики уникальных объектов -- Новосибирск: изд-во СО РАН, 1999 - 228 с.

3. Логов А.Б., Замараев Р.Ю., Логов А.А. Анализ функционального состояния промышленных объектов в фазовом пространстве - ИУУ СО РАН, Кемерово: 2004 - 168 с.

□ Авторы статьи:

Александр Борисович Логов

- докт. техн. наук, проф., зам. дир. по науке Института угля и углехимии СО РАН

Поминова Александра Ивановна

- ст. преп. каф, экономики и организации машиностроительной промышленности

УДК 622.33:65

А.С. Кузнецов, О.Б. Кортелев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ЗАДАЧАХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА КАРЬЕРАХ

Эффективность механиза-

ции горных работ на карьерах определяется организацией производства и сложившейся структурой технологических комплексов. Повышение уровня технического оснащения действующих и строящихся предприятий обеспечивается выбором и сочетанием высокоэффективного для конкретных условий оборудования цикличного и непрерывного действия: экскавато-

ров, автосамосвалов, конвейеров, других машин и механизмов.

Анализ выполненных и проводимых в настоящее время научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование производственных процессов и систем горных машин, показывает недостаточный учет совместного влияния на их эффективность горногеологических, технологиче-

ских, организационных и других факторов. Не получили глубокой научной проработки вопросы определения областей

применения известных систем разработки с учетом возможности использования комплексов горного и транспортного оборудования различных классов мощности; определения рациональных пределов увеличения единичной мощности оборудования, установления технологических требований на модернизацию выпускаемого и создание нового оборудования; изыскания технологических схем и режимов горных работ, обеспечивающих максимальную эффективность работы этих комплексов. Одна из причин этого заключается в сложности возникающих задач и отсутствии необходимого математического обеспечения для выполнения многовариантных исследований в подобной постановке.

Для предприятий Кузбасса, где концентрируются значительные объемы производства и большое количество дорогостоящего оборудования, особую актуальность имеет вопрос

формирования рациональной

структуры технологических комплексов - базы основных производственных фондов карьеров. При этом, во многих случаях главным оказывается экономический фактор.

В данной работе формализуются задачи производственнотранспортного планирования на угольных карьерах. Их можно рассматривать как основу для разработки матобеспечения и автоматизации указанных исследований.

1. Задача распределения транспортных средств и оптимизации грузопотоков (задача маршрутизации при различных видах транспорта). Имеется транспортная сеть (возможно гипотетическая)

0=(¥,и) с множеством вершин V и множеством дуг и, парк транспортного оборудования и пункты погрузки-разгрузки грузов, образующие соответственно список источников £ и набор стоков Т сети G. Считаются заданными суммарная производительность О транспортных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.