Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДОМРЫ АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА'

АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДОМРЫ АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Александр Цыганков / домра / фортепианная партия / ансамбль / народная музыка / Alexander Tsygankov / domra / the piano part / the ensemble / folk music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородина Олеся Эльмировна

Статья посвящена композиторскому творчеству музыканта-домриста А.А. Цыганкова. Автор рассматривает сочинения, созданные для домры и фортепиано в различных жанрах и стилистических направлениях. Особое внимание уделяется роли фортепианной партии в творческом наследии Александра Цыганкова. Анализируются основные средства выразительности музыкальной фактуры в произведениях композитора. Также рассматривается роль пианиста-концертмейстера в дуэте с домрой и её важность для создания целостного художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PIANO ACCOMPANIMENT IN WORKS FOR DOMRA BY ALEXANDER TSYGANKOV

The article is devoted to the compositional work of the domrist-musician A. Tsygankov. The author examines the compositions created for domra and piano in various genres and stylistic directions. Special attention is paid to the role of the piano part in the creative legacy of Alexander Tsygankov. The main means of expressiveness of musical texture in the composer’s works are analyzed. The role of the concertmaster in the duet with domra and its importance for cre-ating a holistic artistic image are also considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДОМРЫ АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА»

№ 2(128)

AunT

/W\ ФИЖ

7universum.com

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

февраль, 2025 г.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДОМРЫ

АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА

Бородина Олеся Эльмировна

концертмейстер,

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №1 им. А.А. Кенеля»,

РФ, г. Абакан E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF PIANO ACCOMPANIMENT IN WORKS FOR DOMRA BY ALEXANDER TSYGANKOV

Olesya Borodina

concertmaster,

«Children's Music School №1 named after A.A. Kenel»,

Russia, Abakan

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена композиторскому творчеству музыканта-домриста А.А. Цыганкова. Автор рассматривает сочинения, созданные для домры и фортепиано в различных жанрах и стилистических направлениях. Особое внимание уделяется роли фортепианной партии в творческом наследии Александра Цыганкова. Анализируются основные средства выразительности музыкальной фактуры в произведениях композитора. Также рассматривается роль пианиста-концертмейстера в дуэте с домрой и её важность для создания целостного художественного образа.

ABSTRACT

The article is devoted to the compositional work of the domrist-musician A. Tsygankov. The author examines the compositions created for domra and piano in various genres and stylistic directions. Special attention is paid to the role of the piano part in the creative legacy of Alexander Tsygankov. The main means of expressiveness of musical texture in the composer's works are analyzed. The role of the concertmaster in the duet with domra and its importance for creating a holistic artistic image are also considered.

Ключевые слова: Александр Цыганков, домра, фортепианная партия, ансамбль, народная музыка.

Keywords: Alexander Tsygankov, domra, the piano part, the ensemble, folk music.

Александр Андреевич Цыганков - выдающийся российский музыкант, концертирующий домрист-виртуоз, профессор РАМ им. Гнесиных. Исполнительская деятельность А.А. Цыганкова неразрывно связана с его композиторским творчеством. Он является автором множества сочинений для струнно-щипковых инструментов, ансамблей различного состава, произведений и переложений для народного оркестра, которые существенно обогатили педагогический и концертный репертуар домристов. Весомую часть композиторского творчества А.А. Цыганкова составляют произведения для домры в сопровождении фортепиано, характеризующиеся самобытностью, яркостью и выразительностью.

Особого внимания заслуживает фортепианное сопровождение, отличающееся богатой, насыщенной и разноплановой фактурой. Постоянным партнёром Александра Андреевича на сцене и в жизни является блистательная пианистка-концертмейстер,

заслуженная артистка России Инна Васильевна Шевченко. Ей же принадлежат редакции фортепианных партий в сочинениях А.А. Цыганкова. Выполненный на высоком художественном и техническом уровне, аккомпанемент в данных произведениях представляет не просто гармоническую поддержку солиста, а равноценную по музыкальному значению партию ансамбля.

Репертуар Александра Андреевича Цыганкова для домры и фортепиано многообразен в стилевом и жанровом плане. Можно выделить несколько основных направлений в творчестве композитора:

• транскрипции произведений, созданных для других инструментов. В большинстве случаев это переложения скрипичных произведений И.С. Баха, А. Вивальди, Н. Паганини, П. Сарасате, А. Вьетана и других композиторов-классиков. Данные сочинения существенно обогатили и расширили академический репертуар домристов, сохранив «как

Библиографическое описание: Бородина О.Э. АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2025. 2(128). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/19272

№ 2(128)

особенности оригинала, так и самобытность звучания домры» [2, 121 с.];

• обработки и переложения русских народных песен и мелодий. Составляют значительный пласт творчества автора и отличаются разнообразием характеров и настроений - от лирического и задушевного до шуточного и задорного: вариации на тему русской народной песни «Травушка-муравушка», фантазия на тему русской народной песни «Мой муженька», фантазия на тему двух русских песен «Ой, цветёт калина», вариации на тему «Коробейники», фантазия на тему русской народной песни «Белолица-круглолица» и многие другие.

• оригинальные сочинения автора, созданные для домры в сопровождении фортепиано. Среди них можно выделить как произведения крупной формы: Рапсодия на русские темы, Соната для домры и фортепиано, «Славянский концерт-фантазия», сюита «Старогородские мотивы», так и пьесы: «Гусляр и скоморох», «Частушки», «Элегия», «Каприччио».

• произведения, написанные на основе фольклора народов мира, обладающие «особенностями языка, музыкальными и хореографическими традициями, осознанными через собственное этнокультурное и эстетическое восприятие» [4, 6 с.]: «Конста-вальс» (обработка финской народной мелодии), «Интродукция и чардаш» (венгерский танец), «Тустеп» (американский танец), «Воспоминание о Неаполе» (обработка итальянских народных мелодий), «Мар Дяндя» - фантазия на тему цыганской народной песни, «Спи, моя радость, усни» - фантазия на тему немецкой песни, «Голубка» - обработка кубинской песни.

• пьесы с элементами джаза, кантри, регтайма и других современных стилей. Широкую популярность получили такие сочинения, как «Экспромт в стиле кантри», пьеса-шутка «Перевоз Дуня держала», обработка американской блюзовой мелодии «Orange Blossom Special».

Игра в ансамбле, несомненно, предполагает слияние и целостность музыкальной ткани. А концертмейстерская партия помогает раскрыть своеобразный колорит солирующего инструмента и обогащает произведение разнообразными тембровыми красками. Фортепианное сопровождение в произведениях А.А. Цыганкова отличается яркостью, виртуозностью и особенным самобытным стилем изложения.

Анализируя фактуру фортепианных партий в произведениях Александра Андреевича Цыганкова, можно выделить ряд характерных особенностей:

• многослойность музыкальной ткани, выразительный и необычайно красочный гармонический план, полифоничность, характерная для славянского фольклора: подголосочная полифония, канон;

• виртуозность фортепианной партии, пассажная техника, октавные ходы как в верхнем, так и в нижнем голосе. При этом, в большинстве случаев, фактура достаточно удобна в пианистическом плане, «гармонично звучит на фортепиано, а произведение получает стилистическую ясность и цельность» [1, 98 с.];

февраль, 2025 г.

• ритмическое многообразие, характеризующее и подчеркивающее уникальность и своеобразие той или иной этнической культуры. Фортепианная партия играет важную роль в ритмической организации ансамбля, особое значение принадлежит выпуклости басовой линии;

• яркие и красочные контрасты, быстрое переключение с одного игрового приёма на другой, разноплановость тембровой окраски и нюансов, передающая характер и настроение сочинения;

• подробные авторские темповые, штриховые и динамические указания, помогающие более точному и полному раскрытию художественного образа произведения;

• широкий охват диапазона фортепианной клавиатуры, одновременное сочетание различных звуковых регистров;

• развёрнутые и насыщенные солирующие фрагменты, играющие значимую роль в формообразовании и музыкальном диалоге домриста и пианиста;

• имитация и подражание другим музыкальным инструментам - цимбалы, баян, балалайка, банджо и др.;

• использование колористических исполнительских приёмов - глиссандо восходящее и нисходящее, тремоло, арпеджиато и разнообразные мелизмы.

Несомненно, исполнение произведений Александра Цыганкова требует от пианиста-концертмейстера немалого профессионализма и сценического опыта. Нередко фортепианная партия в ансамбле с солирующим инструментом предполагает оркестровое звучание. «Многокрасочная контрастно-составная фактура требует от пианиста мастерства для передачи этих выразительных контрастов чисто фортепианными средствами» [1, 98 с.]. При этом, концертмейстер должен учитывать специфику звучания домры, которая отличается камерностью звучания. Особенно это относится к таким приёмам как пиццикато, флажолеты, тремоло на пиано и пианиссимо. Пианисту следует соизмерять динамику своей партии с тембровыми особенностями домриста.

С другой стороны, при использовании ударных и тремолирующих приёмов звукоизвлечения, домра обладает достаточно яркой и звонкой окраской. В произведениях Александра Андреевича немало насыщенных, кульминационных моментов, в которых «партии фортепиано и домры по полноте звуковой палитры должны имитировать звучание ансамбля народных инструментов» [3, 129 с.].

Нередко в сочинениях А.А. Цыганкова встречаются разнообразные переклички, передача мелодической, солирующей линии от домриста к пианисту. Для наиболее полного и яркого воплощения произведения от исполнителей требуется «огромное взаимопонимание в ансамбле, развитое чувство воображения, умение воссоздавать игровую кон-цертно-соревновательную ситуацию в процессе развёртывания музыкальной формы» [3, 131 с.].

№ 2(128)

февраль, 2025 г.

Репертуар Александра Цыганкова для домры и фортепиано многогранен и разнообразен. Произведения автора звучат на концертной эстраде, исполнительских конкурсах различного уровня, а также широко используются в педагогической практике домристов на всех этапах обучения. Творчество этого уникального композитора, педагога

и исполнителя завоевало признание и получило широкую известность в музыкальном мире, а также оказало неоценимое значение на развитие народного инструментального искусства.

Список литературы:

1. Бикташев В.Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства. СПб.: Издательство «Союз художников», 2014. - 156 с.

2. Конивец А.С. Творчество Александра Андреевича Цыганкова в русле современного домрового искусства// Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022, №3. С. 116-126.

3. Цыганков А.А. Антология сочинений для домры и фортепиано. Т.1: Русская мозаика: пьесы/ А.А. Цыганков; составитель, общая и исполнительская редакция, комментарии: С.В. Семаков; вступительная статья, комментарии: И.Б. Семакова. Петрозаводск: Periodika, 2023. - 136 с.

4. Цыганков А.А. Антология сочинений для домры и фортепиано. Т.2: Музыкальное путешествие вокруг света: пьесы/ А.А. Цыганков; составитель, общая и исполнительская редакция, комментарии: С.В. Семаков; вступительная статья, комментарии: И.Б. Семакова. Петрозаводск: Periodika, 2024. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.