C'est horrible, admirable, extravagant, bien curieux
[9].
В последней фразе horrible, admirable, extravagant содержат в семантике сему - высокая степень, curieux - нет, именно поэтому, чтобы уровнять степень его интенсивности автор модифицирует его при помощи интенсификатора bien. Цель говорящего - описать, насколько явление выбивается из ряда подобных, а не дать ему конкретную качественную или оценочную характеристику, так как здесь пересекаются как негативное horrible, так и положительное admirable.
Наречие horriblement выступает в качестве наречия-показателя высокой степени признака, даже с признаками, имеющими положительную коннотацию:
A quoi je répondais: Non, cela ne sera jamais! Mais de ces suppositions insensées il me restait je ne sais quelle saveur horriblement douce dont le peu de volonté que j'avais était enivré; puis je pensais que c'était bien la peine d'avoir si courageusement lutté pour en arriver là [1].
Использования наречия, производного от существительного с отрицательной коннотацией, для описания высокой степени положительного признака становится возможным благодаря семантическому сдвигу в значении языковой единицы, при котором на первый план выводится интенсивность, а лексическое значение уходит на второй, затушевывается.
Проведенный анализ показал, что значение высокой степени признака наиболее интенсивно проявля-
ется в семантике наречий, образованных от существительных, выражающих отклонение от нормы. Чем выше степень отклонения, фиксируемая существительным, тем больший сдвиг происходит в семантике наречия, и тем чаще оно выступает в роли интенси-фикатора.
Литература
1. Fromentin E. Dominique. Paris, 2001.
2. Balzak H.Petites misères de la vie conjugale. Paris, 2002.
3. Serhane A. «L'artisan du rêve» Visions du Maghreb. Montpellier: Edisud, 1987.
4. Ginisty P. Anthologie Du Journalisme Du XVIIème Sciècle A Nos Jours. Paris, 1922.
5. Du Camp M.Mémoires d'un suisidé. Paris, 1991.
6. Медведева С.Ю. Эмоциональность и экспрессивность в содержании слова // Лексическая и синтаксическая семантика. Барнаул, 1980.
7. Zola E. La bête humaine. Paris, 1997.
8. Rostand E. L'Aiglon. Paris, 1986.
9. Renard J. Le Journal de Jules Renard. Paris; Seuil, 2002.
10. Gobineau A. Le Mouchoir Rouge Suivi De la Chasse Au Caribou. Paris, 1945.
11. Bloy L. Le Désespéré. Paris,: 2004.
12. Dumas A. La dame aux camellias. Paris, 1998.
13. Abbadie J. Traité de la Vérité de la Religion Chrétienne. 2 vol. Rotterdam, 1979.
14. Loti P. Aziyadé. Paris, 1989.
15. BarjavelR. Ravage. Paris : Gaillmard, 1991.
16. About E. La Grèce contemporaine. Paris, 1996.
Пятигорский государственный лингвистический университет 1б октября 2QQ6 г.
© 2006 г. О.Н. Шевченко
АНАЛИЗ ФОРМ РАДИОВЕЩАНИЯ В ЖУРНАЛЕ «СОВЕТСКОЕ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ» (1960-1970-е годы)
В последнее время радиожурналистика привлекает к себе все больше внимания. Для исследования современного радиовещания необходимо обращение к истории становления его теории. Прежний опыт помогает проследить развитие теории радиожурналистики, выявить ее специфические черты и особенности.
Цель данной статьи - проследить историю становления форм радиожурналистики, освещающих вопросы передового опыта, дать им краткую характеристику. В 1960-1970-е гг. на страницах журнала «Советское радио и телевидение» было проанализировано свыше 23 радийных форм вещания, которые можно сгруппировать по основным вопросам:
1. Передачи, в которых анализировался передовой опыт и велась критика недостатков (формы: радиодневник, радиоэстафета, радиорейд, конференция на радио, радиопост и др.).
2. Передачи, посвященные одной теме (формы: радиодень, радиоцикл, радиовечер).
3. Передачи, рассчитанные на определенную группу слушателей (формы: радиочас, радиоблок).
4. Обучающие передачи (формы: радиоуниверситет, радиолекторий, радиосеминар).
5. Передачи по интересам (формы: радиоклуб, радиоигра, радиожурнал).
6. Авторские передачи (формы: рассказ журналиста, выступление у микрофона).
7. Музыкальные передачи (формы были самые разнообразные: от обычных концертов (тематических, сборных, авторских, исполнительских и др.) до концертов-бесед, музыкально-образовательных передач и очерков об исполнителях, композиторах, о различных музыкальных жанрах; практиковались также монтажи опер и балетов, музыкально-литературные композиции и, наконец, наиболее сложные формы — радиопостановки).
8. Литературные передачи (формы: литературная викторина).
9. Передачи, включающие обилие значительных и равнозначных по своей силе фактов в одной программе, относящихся к различным промежуткам времени (формы: радиохроника).
10. Информационные передачи (форма «Последние известия», радиогазета).
В данной статье мы рассмотрим 1-ю группу форм, включающую передачи, посвященные анализу передового опыта и критике недостатков, поскольку это
были формы, рожденные тем временем, когда практиковалось социалистическое соревнование и др.
В первой половине 30-х гг. радиодневники, радиоэстафеты, радиоконференции, радиорейды, радиопосты, радиосмотры, производственные собрания по радио, всесоюзные радиособрания, разные по масштабам организаторской деятельности и по своим методам, составляли комплекс форм организаторской работы, целью которого был контроль за ходом соцсоревнования. Многообразие передач было обусловлено стремлением охватить самые различные вопросы соревнования на разных уровнях экономики.
Так, например, радиорейды помогали обнаружить «узкие места» производства, оперативно их проанализировать и дать общую картину. Это была, как правило, одноразовая акция, но иногда, спустя некоторое время, она могла повторяться. Масштабы радиорейдов были ограничены — они проводились в рамках однопрофильных предприятий города, района, области, и их главной целью являлось обнаружить проблему и ускорить ее решение. Однако в практике вещания нередко проходили радиорейды по группе тесно взаимосвязанных проблем.
Радиорейды, посвященные крупномасштабным событиям, нередко перерастали в радиосмотры, задача которых состояла в проверке дел на определенный момент в широких масштабах - края, экономического района, республики. Такие радиосмотры были частью общественно-политических кампаний, проводимых по стране во время посевной, уборки урожая и т. д.
Очень сходными по своему назначению с радиосмотрами были радиопосты. Правда масштаб их деятельности был обычно ограничен рамками бригады, цеха, предприятия, стройки. Радиопост контролировал ход ударных работ за несколько недель до завершения строительства, помогал ликвидировать прорывы и т. д.
Другой действенной формой организаторской работы были радиособрания. В практике вещания они имели две разновидности — производственное собрание (совещание) по радио и всесоюзное радиособрание.
Производственное радиособрание организовывало, оперативно координировало усилия различных звеньев, способствовало быстрому решению главной хозяйственной задачи. Вопросы, которые поднимались на радиособрании, имели общегосударственное значение и выходили далеко за рамки внутризаводских проблем. Производственные собрания по радио выносили на обсуждение, как правило, один вопрос. Во вступительном слове говорилось об актуальности проблемы, указывались пути ее решения, назначались ответственные за изучение отдельных вопросов, а также намечался «метод изложения вопросов», «указывалось, где брать материал».
Всесоюзное радиособрание проводилось в масштабах всей страны. Самая широкая гласность, массовость, тесная связь с аудиторией, организация прослушиваний на местах - вот основные его черты. Радиособрание являлось политической демонстрацией воли масс.
Радиосуды, проводившиеся в 20-30-х гг., были посвящены разоблачению нерадивых руководителей
производства, хулиганов, бандитов, спекулянтов. Обвинителями выступали ударники производства, крестьяне, партийные, комсомольские организации. Главная задача таких передач - воспитание масс в духе коммунистического мировоззрения и непримиримости к антиобщественным поступкам.
Конечно, эти передачи не подменяли собой соответствующие юридические инстанции. Радио являлось общественной трибуной, с которой звучал голос представителей народа. Радио выступало как общественный контролер, общественный обвинитель и конкретный организатор помощи отстающему хозяйству.
По окончании таких передач намечались конкретные меры по наведению порядка.
Таким образом, первая половина 30-х гг. являлась для советского радиовещания тем историческим этапом, когда шел активный поиск разнообразных форм организаторской работы.
Рождение новой формы - это всегда борьба, борьба энтузиастов за свои идеи, мысли, методы работы. Стереотип, хоть и губителен для передачи, но он привычен и не так страшен. Новое же несет неизвестное.
В 1960-1970-е гг. журнал «Советское радио и телевидение» попытался теоретически осмыслить некоторые из форм организаторской работы.
Радиодневник - как новая форма впервые был описан в небольшой заметке главного редактора Краснодарского радио Б. Верткина «Для сельских радиослушателей». Дневник имеет свой замысел, сюжетную линию. Основная цель радиодневника - поощрение передовиков и выявление недостатков с последующей их ликвидацией. Как правило, радиодневник имел главного героя - обычно это труженик, отлично понимающий толк в деле; человек, любящий порядок и не терпящий беспечного отношения к работе... Выступления Назара Пшеничного (главного героя первого радиодневника) оказались весьма действенными. По его критическим выступлениям «комитет получил десятки писем от руководителей бригад, председателей колхозов, директоров совхозов, партийных и советских работников. Они сообщали о том, какие приняты меры для устранения тех недостатков, о которых острым словом сатиры говорил наш радиогерой» [1].
Форма радиодневника начала свой путь с передач на сельскохозяйственные темы. Впоследствии (в 1961 г.) форма немного трансформировалась и предстала в виде программы, посвященной международным событиям. Ее идейными вдохновителями стали Ю.Ф. Харланов и А.Л. Тер-Григорян, которые сумели перенести удачный опыт зарубежного радио в практику нашей работы. Так родился «Международный дневник». Дневник имел ведущего-комментатора, который по ходу программы сообщал о последних международных событиях, комментировал их сам или привлекал специалистов по данному вопросу. Дневник включал репортажи с места события, телефонные разговоры с корреспондентами других стран, интервью с учеными, общественными и политическими деятелями и т. д. Программа была рассчитана на 30 минут, шла раз в неделю и являлась своеобразным итогом всей рабочей недели.
Радио обладает беспощадным свойством. Всякая новая находка через короткий промежуток времени становится банальной и перестает привлекать внимание радиослушателей. И может, следует в день создания новой формы думать о том, чем ее заменить через какое-то время, еще до того, как она успеет надоесть.
«Международный дневник» после двухлетнего существования был заменен более оперативной формой передачи «У телетайпной ленты». Здесь уже полностью отсутствовали события двух- и трехдневной давности, как это было в «Дневнике». Информация комментировалась в момент получения. Суть программы: комментатор в определенный час приходил в телетайпный зал, прочитывал свежие телеграммы, разъяснял их смысл радиослушателям. Передача быстро завоевала популярность. Оперативное комментирование только что полученных событий привлекло внимание слушателей и было положительно оценено ими.
К процессу подготовки выпусков «У телетайпной ленты», помимо ведущего, привлекались также специалисты по тому или иному вопросу, ибо трудно найти универсала-журналиста, который бы глубоко разбирался во всех международных проблемах. В передаче появились два ведущих, один из которых комментировал какую-либо отдельную тему. Пока один из ведущих делал обзор телеграмм, другой прочитывал новые сообщения и готовил к ним комментарий.
Иногда в передачу включались телефонные разговоры с зарубежными корреспондентами, которые велись непосредственно из телетайпного зала. Они иллюстрировали телеграфные сообщения, добавляли к ним подробности непосредственно с места события. Для того чтобы эти разговоры были достоверными, органически входили в выпуск, ведущий, перед тем как начать передачу, предупреждал радиослушателей, что он заранее заказал на определенный час телефонный разговор с тем или иным корреспондентом. Звонил телефон, и радиослушатели становились свидетелями разговора. С течением времени в передачу «У телетайпной ленты» стали включаться репортажи с места событий, записанные на пленку и переданные в Москву по проводам.
Со временем передача «У телетайпной ленты» стала выходить из рамок первоначально заявленной формы. И опять возникала проблема создания ее нового, более усовершенствованного аналога. Так появилась форма радиоволны. Новое детище было в какой-то степени возрождением «Международного дневника» на новой основе и с новыми компонентами. Во-первых, передача стала оперативной: в ней рассказывалось о событиях сегодняшнего дня, а не недельной давности, во-вторых, составной частью ее стала «Телетайпная лента», в-третьих, появилась еще одна новая форма - «короткая волна», которая представляла собой звуковой обзор сегодняшних сообщений зарубежных радиостанций, не описанных в газетах и не звучавших в «Последних известиях». Передача стала называться «День нашей планеты».
Еще в середине 20-х гг., а затем в период первых пятилеток радио начало широко практиковать переклички, ставшие одной из действенных форм мобилизации народа на выполнение важнейших задач, сто-
явших перед страной. Большое значение имели переклички в годы Великой Отечественной войны. Форма радиоперекличек использовалась и после войны, в какой-то степени она сохранилась и в вещании 1960-х гг.; но приобрела несколько парадный характер, утратила боевитость, оперативность.
В 1934 и 1936 гг. вышло два сборника, обобщающих опыт советского радиовещания, которые назывались «Радиоежегодник». В сборнике за 1934 г. можно найти такое определение радиопереклички: «Радиоперекличка — один из видов дифференцированных передач - за последнее время стала мощным средством политического оперативного руководства работой в областном, республиканском и общесоюзном масштабе. Обмен опытом, показ образцовой работы, разрешение актуальных вопросов в самом срочном порядке и многое другое является предметом радиоперекличек».
В 1960-х гг. термин радиоперекличка приобрел современный оттенок и трансформировался в радиоэстафету. Но изменение термина существенного изменения понятия не повлекло. Радиоэстафетами называли циклы передач, с помощью которых одни передовые коллективы передавали свой опыт другим. В коротких информациях, небольших выступлениях редакция сообщала о соревнованиях на уборке подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, значительное место отводилось трудовым успехам животноводов.
Форма радиопереклички, как и радиоэстафеты, позволяла вести действенное вещание, рассчитанное на определенную большую группу слушателей. К данным формам прибегали при необходимой проверке деятельности предприятий, изучении опыта, констатации резервов производства, выявлении принципиальных недостатков.
Для перекличек (эстафет) была характерна острая, аргументированная критика, наличие компетентного ведущего.
Наиболее популярными в 1960-е гг. были сельскохозяйственные, трудовые и обличающие переклички. «Убедившись в полезности такой „радиопереклички", аналогичные передачи со словами упрека в адрес нерадивых поставщиков оборудования мы послали в Ленинград, Киев, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Харьков, Куйбышев, Одессу, Гомель. И это дало большой эффект — поступление оборудования сразу же ускорилось, качество его стало значительно выше, дела на стройке пошли куда лучше» [2].
Радиорейд в 1960-е гг. был одной из наиболее боевых, оперативных и действенных форм радиопередач. В отличие от радиорейдов 1930-х в 1960-е гг. передачи данной формы не только были нацелены на обнаружение и искоренение проблем, но и передавали опыт. Рейды предоставляли радиослушателям нужную, актуальную информацию, заставляли задуматься.
«Наша советская печать накопила огромный опыт организаторской работы на важнейших этапах социалистического строительства. Радио успешно развивает этот замечательный опыт. Здесь можно упомянуть и рабселькоровские радиопосты на предприятиях, в колхозах, и выездные редакции на стройках семилетки, и радиорейды. Ценность этих форм заключается в
том, что они помогают вовлекать массы в управление делами общества» [3].
Рейд как форма радиовещания в эфире 1960-х гг. прижился достаточно прочно. Рейды сопровождали все главные сельскохозяйственные и промышленные мероприятия, в них участвовали ведущие специалисты.
Рейд - одна из самых масштабных форм радиовещания. Количество участников радиорейда могло варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч [4, 5].
Основная цель радиорейдов - непосредственное искоренение недостатков. Выявление самих недочетов в работе и поиск их причин, а также передача опыта составляли непосредственные задачи радиорейда.
Для привлечения внимания радиослушателей выпуски рейдовых материалов обрамлялись броскими шапками. Вот как, например, выглядело начало одного из таких выпусков:
1-й диктор. Идет республиканский радиорейд!
2-й диктор. В этом выпуске мы передадим:
1-й диктор. Рейдовая славит передовиков.
2-й диктор. У инициаторов республиканского соревнования.
1-й диктор. Как в Столбцовском районе поменяли комбайн на серп.
2-й диктор. К сведению руководителей «Белсель-хозтехники».
1-й диктор. «Почтовый ящик рейдовой» [4].
Главной особенностью рейда 1960-х гг. была критика, критика не только на местном, но и на всесоюзном уровне. Как правило, через два-три, максимум четыре дня после выхода передачи в эфир, в редакцию присылались официальные сообщения о принятых мерах, о чем корреспонденты в самом ближайшем выпуске сообщали радиослушателям. Через некоторое время редакция, как правило, сама интересовалась, как исправляются недостатки. «В конце июля по радио был передан репортаж рейдовой бригады о серьезных неполадках на уборке урожая во многих колхозах Сморгоньского района Гродненской области. И вот вскоре мы получили ответ, в котором говорилось, что приняты срочные меры, положение исправлено. Однако, после того как этот ответ был передан в эфир, к нам поступило несколько тревожных сигналов о том, что в действительности дела обстоят не так. Сразу же мы направили в Сморгоньский район своего корреспондента. При проверке оказалось, что ответ в самом деле не совсем соответствовал действительности» [4]. Ответ - самое главное в рейде, пусть он был и не совсем правдивым. Рейд, пожалуй, наиболее удачная форма, благодаря которой ответ получался с полной уверенностью. «Мы добиваемся реагирования на каждое критическое выступление радио. И нужно сказать, что у нас нет таких случаев, чтобы редакция не получила ответа на критику» [5].
Для всестороннего освещения поставленной проблемы, для конкретности и точности в постановке болевых вопросов, для популярного и увлекательного изложения темы радиорейды включали в себя материалы различной жанровой палитры: и письма колхозников, и выступления селькоров, и репортажи, и
интервью, и комментарии и т.д. Нередко интервью и беседы, включенные в радиорейд, шли по просьбе радиослушателей.
Материалы рейдов регулярно давались в выпусках «Последних известий», «Областных известий» (на местном уровне) и в передачах соответствующей отрасли. Обрамленные «говорящей» рубрикой «Идет республиканский радиорейд», «Тревожный сигнал. Слушайте радиорейд», «После рейда», «Почтовый ящик радиорейда», радиорейды сразу же настраивались на определенный тон.
Проведение радиорейдов — живое творческое дело не только журналистов. Само собой разумеется, что без широкого привлечения авторского актива, без помощи самих работников и руководителей отрасли, в среде которой проводится рейд, невозможно качественно и всесторонне осуществить задуманное. Успех радиорейда - это результат дружной работы всех его участников.
Неписаный закон для каждого журналиста - не повторяться. Детально обсуждая, как провести задуманное мероприятие, журналисты порой очень долго искали оригинальную и деловую форму. Шагая в ногу со временем, они просто обязаны были думать и находить самобытные, лишенные штампов способы отображения действительности. «Жизнь предъявила к нам, работникам радио, требование: в интересной и убедительной форме освещать успешное решение больших государственных задач. И тогда возникла мысль о проведении радиоконференции» [6].
Радиоконференция родилась, с одной стороны, как форма пропаганды передового опыта («На многих промышленных предприятиях Дона накоплен опыт комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Этот опыт надо всемерно изучать, пропагандировать и настойчиво передавать на все заводы и фабрики области. Конференция, несомненно, принесет пользу нашему общему делу» [7], с другой - как одна из форм связи с радиослушателями. «Чтобы установить более тесный контакт с радио -слушателями, мы решили регулярно проводить радиоконференции. Связь со слушателями — залог успеха деятельности редакции радиовещания. Она позволяет работникам радио улучшить качество материалов, подсказывает новые интересные темы, помогает в работе» [8].
Конференция - это беседа специалистов, даже спор, в котором каждый может выразить свои мысли. Цель радиоконференций - обмен опытом, вскрытие недостатков, внесение предложений. «Участники радиоконференции должны не только поделиться опытом, но и вскрыть недостатки, предъявить претензии к руководителям предприятий, к управлениям совнархоза, научным учреждениям. Очень важно внести свои предложения по дальнейшему улучшению дела» [6].
В 1960-е гг. радиоконференция стала одной из популярных форм радиопередач. По Всесоюзному радио транслировалось немало конференций, посвященных борьбе соревнующихся районов, борьбе коллективов за выполнение производственного плана, жизни и быту ударников и бригад коммунистического труда, вопросам увеличения объемов производства. Темы
конференций, как правило, были подсказаны решениями Пленумов ЦК КПСС.
Радиоконференции проходили по четко намеченному плану: обязательно в эфире радио и на страницах газет проходил анонс конференции, были случаи, когда накануне конференции выпускались и развешивались специальные плакаты. Радиоконференция шла в определенные дни и часы (обычно два раза в неделю, в 20.00), начало передачи сопровождалось постоянными позывными.
Структура радиоконференций не отличалась особым разнообразием. Открывалась радиоконференция, как правило, вступительным словом высшего руководства, затем шла дискуссия непосредственных участников конференции, в число которых входили как специалисты, так и рабочие, - словом, люди связанные с отраслью, по теме которой проводилась конференция. К микрофону приглашались также и специалисты смежных профессий, и непосредственные потребители услуг и товаров. Так, например, анализировалась радиоконференция, посвященная внедрению прогрессивных методов в строительство. На открытие мероприятия был приглашен министр строительства, дальше шла дискуссия среди тех, кто строит и создает строительные материалы. Затем у микрофона выступили архитекторы и жильцы. Заканчивались радиоконференции выводами, намечались перспективы работы [9].
Работа над радиоконференцией велась с большой ответственностью. Как правило, к открытию конференции журналисты уже имели в редакции несколько рабочих выступлений для подстраховки. С целью недопущения ошибок и огрехов в ходе радиоконференции журналисты прибегали к помощи консультантов. В роли консультанта мог выступить журналист с узкой специализацией (например, пишущий на сугубо медицинские темы) либо непосредственно человек нужной профессии. Консультанты определяли степень важности материалов, приглашали в студию для записи нужных людей, могли подготовить некоторые материалы сами.
Форма радиоконференции включала передачи различной жанровой палитры. Наиболее популярными (влияние формы) были, конечно, выступления у микрофона (своеобразные интервью-монологи). Далее шли репортажи, дискуссии, обзоры писем, информации, очерки, зарисовки, фельетоны.
Обратная связь - немаловажный элемент для радиоконференции. Чтобы каждый выступающий мог своевременно и оперативно ответить у микрофона своим оппонентам и просто радиослушателям, организаторы конференций вводили в свои передачи разделы: «По следам выступлений участников конференций», «Отклики на выступления участников радиоконференций».
Итог радиоконференции подводился после ее выхода в эфир. Если в адрес редакции поступали отклики радиослушателей, если выяснялось, что благодаря передаче удалось выявить негативные факты и ликвидировать их, считалось, что радиоконференция затронула актуальную тему и прошла успешно.
Радиоконференция как новая форма пропаганды передового опыта вполне оправдала себя. Радиокон-
ференции расширяли и обогащали знания, их слушали с большим интересом, они нередко помогали стабилизировать работу и рентабельность предприятий.
Широкое привлечение общественности к СМИ, вызванное постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем развитии общественных начал в советской печати и радио», привело к созданию общественных советов, городских и районных редакций, а также радиопостов на крупнейших предприятиях и стройках. Организаторами радиопостов являлись внештатные корреспонденты, работающие на производстве.
Радиопост - одна из форм 1960-х гг., история которой уходит в 1930-е гг. оперативно освещающая ход производственных событий, включала в себя небольшие репортажи, выступления производственников, корреспонденции с музыкальной заставкой, очерки и зарисовки, подготовленные силами общественности.
Основная ценность радиопостов состояла в том, что в них шла речь не только о трудовых успехах, но и «указывались неполадки, критиковались виновники срыва уплотненных графиков, остро бичевались любители простоев, расхитители народного добра», -отмечалось в 1961 г. в журнале.
«Радиопосты - это глаза и уши редакции. Они мгновенно реагируют на все новые явления, появляющиеся в цехах, сообщают нам, а мы заботимся о том, чтобы голос радиопостов почаще звучал в эфире» [10].
Радиопост был своеобразным «тревожным сигналом» и народным контролем, который подвергал критическому анализу тот или иной вопрос, привлекая к нему внимание руководства. Все передачи радиопоста, как правило, обсуждались на предприятии, по ним принимались рекомендации, о чем редакция радиовещания своевременно информировала трудящихся.
Но этим радиопост не ограничивался. Вместе с членами группы содействия редакция сама проверяла выполнение рекомендаций.
За время своего существования радиопосты не раз вскрывали серьезные недочеты в организации труда, привлекали внимание к скрытым резервам производства, критиковали технические службы.
Выступления радиопоста в 1960-е гг. стали неотъемлемой частью радиовещания.
Форма подачи материалов радиопоста была различна. Широко использовались рейдовые проверки, активным помощником радиопоста были сатирические журналы, которые зажимали «острой критикой бракоделов, лентяев, прогульщиков, нерадивых руководителей, по чьей вине рождаются негодные проекты или «маринуются» предложения новаторов» [11].
Сатирический радиожурнал часто звучал в передачах радиопоста. Его литературно-музыкальные пародии, фельетоны, басни, сатирические сценки были доходчивы, хорошо слушались и достаточно сильно задевали критикуемых.
Итак, поиск новых форм вещания в 1960-е гг. был одной из основных задач радиожурналиста. Необходимо было не только найти новое явление, но и суметь рассказать о нем интересно, увлекательно, до-
ходчиво. Шаблон и стандарт - гибель в творчестве. «Горе тому работнику, который считает, что он уже все умеет, все знает, и для которого сделать передачу — дело легкое» [12]. Творчество - это всегда поиск.
Изучение теории радиожурналистики помогает проследить становление и развитие отдельных ее элементов, в частности форм отечественного радиовещания, имеет большое научное значение.
Литература
1. Верткий Б. Для сельских радиослушателей // Советское радио и телевидение. 1960. № 1. С. 3.
2. Лагутин С. Как люди заинтересованные... // Советское радио и телевидение. 1964. № 9. С. 11.
3. Скачко Н. Миллионный форум новаторов // Советское радио и телевидение. 1963. № 3. С. 11.
Ростовский государственный университет
4. Волоткович М. Дружно - не трудно // Советское радио и телевидение. 1961. № 8. С. 9.
5. Назаренко И. Это стало делом чести // Советское радио и телевидение. 1962. № 3. С. 4.
6. Соколов К. Радиоконференция новаторов. // Советское радио и телевидение. 1959. № 5. С. 4, 16.
7. Советское радио и телевидение. 1959. № 5.
8. Лукьянов И. На главном направлении // Советское радио и телевидение. 1960. № 3. С. 5.
9. Советское радио и телевидение. 1962. № 5.
10. Хессин Б. Вы утверждаете новое // Советское радио и телевидение. 1963. № 8. С. 24.
11. Коникова С., Левинский Л. На критической волне // Советское радио и телевидение. 1966. № 3. С. 33.
12. Чернышев В. За творческое дерзание, против косности и шаблона // Советское радио и телевидение. 1962. № 1. С. 2.
4 сентября 2006 г.