14 (29) - 2004
АНАЛИЗ
ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ (на примере предприятий Республики Татарстан)
Ш.М. ВАЛЕТОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по НИР КГФЭИ
И.К КРЫЛОВА,
старший преподаватель кафедры экономики производства КГФЭИ
Особенности системы управления отечественными промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Новая экономическая реальность, с которой сталкиваются предприятия России при переходе к рыночной системе хозяйствования, предполагает внедрение принципиально новых подходов, технологий и методов работы в нестабильной экономической ситуации. Современный универсальный инструментарий решения задач, соответствующий новому уровню качества внешней среды, должен опираться на предпринимательский стиль управления в экономике.
Важность наличия антикризисного механизма, обеспечивающего деятельность в условиях, отличающихся от нормальных, является одной из причин необходимости скорейшей разработки антикризисных программ.
Сложность ситуации, сложившейся к настоящему моменту в России, заключается в следующем: более 80% предприятий являются потенциальными банкротами (по формальным и неформальным признакам и критериям), хотя только около 10% не имеют потенциала для выхода из состояния бан-
кротства, дальнейшего развития и перехода к конкурентоспособному функционированию.
Несмотря на это, работа большинства российских производств по-прежнему неэффективна, продукция неконкурентоспособна, не ориентирована на рынок и конкретного потребителя. Используются устаревшие технологии и оборудование, сохраняется низкий уровень загрузки производственных мощностей, которые в качестве имущественного комплекса непривлекательны для инвесторов.
В этих условиях актуальной является ориентация руководства предприятия на следующие основные направления действий:
• постоянный мониторинг финансового состояния предприятия для раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
• определение масштабов кризисного состояния предприятия;
• исследование основных факторов, обусловивших кризисное развитие предприятия;
* • поиск новых направлений развития организации в рамках реализации инновационной деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать, что предлагаемые мероприятия осуществляются руководством в рамках антикризисного управления предприятием и должны базироваться на следующих основных принципах:
16
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЫВОРЪЯ ъ ъмхшъъ*
Днмоас^уисное уира&леНие
14 (29) - 2004
ранняя диагностика кризисных явлений; срочность реагирования на кризисные явления;
адекватная реакция предприятия на угрозы его финансовому равновесию; полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. Перечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием. Своеобразным индикатором эффективности реализации предложенных принципов служит финансовое состояние предприятия.
Финансовое состояние — это комплексное понятие, содержащее систему показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно характеризует финансовую конкурентоспособность организации. Поскольку движение любых товарно-материаль-ных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень его конкурентоспособности и оценивает возможность инновационного развития. Таким образом, финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления предприятием.
Общие цели финансового анализа компании непосредственно связаны с измерением ее затрат и результатов (доходов). Оценки затрат и результатов в процессе анализа, соотнесенные с конкретными техническими, организационными и другими факторами, должны быть сопоставимыми по времени и с соответствующими оценками аналогичных предприятий. В совокупности результаты оценки должны создавать достаточную базу данных для анализа результатов и финансового анализа, а также комплексного анализа и управления эффективностью производства и предприятия в целом, в том числе для оценки его платежеспособности.
В рамках финансового анализа выделяют три типа аналитической работы:
1) плановый аналитический анализ;
2) специальный финансовый анализ мероприятий повышенного риска;
3) финансовый анализ в чрезвычайных условиях. Финансовый анализ подразделяется на анализ
результатов деятельности предприятия и анализ финансового состояния предприятия. В зависимости от цели финансового анализа он может прово-
диться специалистами (службами) предприятия или внешними организациями.
Финансовый анализ может выявить сильные и слабые стороны предприятия, ожидаемые преимущества и опасности внешней среды и помочь в выработке антикризисной стратегии и тактики, направленных на повышение устойчивости предприятия к неблагоприятным изменениям спроса, доходов, налогов и других макроэкономических условий. В этом случае анализ финансового состояния следует проводить поэтапно, начиная с экспресс-анализа для выявления узких мест в работе предприятия. Это обеспечивает возможность более глубокого анализа работы предприятия по конкретным аспектам его деятельности для улучшения финансового состояния предприятия и конкретных показателей его работы.
Анализ финансового состояния компании включает следующие важнейшие разделы: структура активов и пассивов; анализ имущественного положения; ¡экспресс-анализ финансового состояния; ликвидность; финансовая устойчивость; анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия; рентабельность капитала и продаж; эффект финансового рычага; эффект производственного рычага. По этим разделам проводится анализ финансовых и экономических показателей, сравниваются данные за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени, вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.
В отношении финансового состояния предприятий показательны результаты обследования, проведенного Межведомственной балансовой комиссией Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротству). Анализ финансовой отчетности 1 149 предприятий за 1996 — 1999 гг. выявил, что убытки значительно превышают выручку. Более того, мобилизован объем заемных средств, кратный почти годовой выручке. Оборотный капитал по сумме меньше заимствований и покрывает задолженность лишь из расчета 87 копеек на рубль долга. Предприятия отвлекают оборотный капитал, предоставляя товарные ссуды своим потребителям в особо крупных и при этом возрастающих объемах, равных результатам почти 7 мес. деятельности. А денежная составляющая выручки остается в диапазоне 25 - 30%.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгсрта ъ -ПРАХЖЪЪ*
17
AtoiicacfajucHoe (fttfra&tefute
14 (29) - 2004
Кроме постоянного оперативного обеспечения необходимой управленческой информацией, диагностика финансового состояния предприятий является важной составляющей в области методологического обоснования процесса принятия управленческих решений в условиях антикризисного управления предприятием.
Основными задачами диагностики финансового состояния как системы управления адаптивностью предприятий в условиях динамично изменяющейся внешней среды являются:
обоснование системы показателей для мониторинга финансового состояния; реализация мониторинга путем регулярного сбора данных и отслеживания момента возникновения или наличия ситуации неплатежеспособности по критическим точкам критериальных значений показателей; разработка моделей и методологических подходов для анализа и прогнозирования состояния неплатежеспособности; выявление типов состояний платежеспособности предприятий.
Учитывая многообразие показателей и различия в уровнях их критических оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить интегральную балльную оценку финансового состояния.
Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска на основе фактического уровня показателей и рейтинга каждого показателя в баллах. В качестве примера в таблице приведем систему показателей и их рейтинговую оценку.
I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости.
II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рисковые.
III класс — проблемные предприятия.
IV класс - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению.
V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
Оценку вероятности банкротства организации также можно провести с помощью финансового анализа, так как именно он позволяет выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» экономики предприятия-должника и что нужно делать, чтобы от нее излечиться. Именно он располагает широким арсеналом средств по прогнозированию возможного банкротства предприятия и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.
Финансовый анализ опирается на знание экономической теории, юриспруденции, бухгалтерского учета, но на основе такого анализа делать однозначный вывод о том, что данное предприятие обязательно обанкротится в ближайшее время (или выживет), обычно невозможно.
В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, так как они, возможно, свидетельствуют о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Кроме того, основным затруднением в процессе диагностики финансового состояния в этом случае может стать также недостоверность данных, представленных в финансовой отчетности некоторых кризисных предприятий.
Таблица
Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния
Показатель Границы классов согласно критериям
I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл VI класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше - 20 0,2-16 0,15-12 0,1-8 0,05-4 Менее 0,05 - 0
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше - 18 0,9-15 0,8-12 0,7-9 0,6-6 Менее 0,5 - 0
Коэффициент мгновенной ликвидности 2,0 и выше - 16,5 1,9-1,7-15-12 1,6-1,4-10,5--7,5 1,3-1,1-6--3 1,0- 1,5 Менее 1,0-0
Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше - 17 0,59-0,54-15--12 0,53-0,43--11,4-7,4 0,42-0,41 --6,6-1,8 0,4-1 Менее 0,4 - 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 и выше - 15 0,4-12 0,3-9 0,2-6 0,1-3 Менее 0,1-0
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0 и выше - 15 0,9-12 0,8-9,0 0,7-6 0,6-3 Менее 0,5 - 0
Минимальное значение границы 100 85-64 63,9-56,9 41,6-28,3 18 -
18
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: торта ъ -ПРАЪ'ШЪЪ*
14 (29) - 2004
Серьезные проблемы существуют также в области управления: отсутствие стратегических планов развития, маркетинговой политики, систем учета, контроля качества, низкий уровень финансового менеджмента.
Большинство российских предприятий находится в критическом состоянии. Главными причинами такой ситуации специалисты обычно называют следующие:
нехватка оборотных средств; падение платежеспособного спроса потребителей;
неразумная налоговая политика государства. К сожалению, общее для большинства таких предприятий то, что все причины подобного состояния руководство пытается найти вне рамок самого предприятия. Нет оборотных средств — последствия денежных реформ и нестабильности рынка. Падение спроса — отсутствие денежной массы в экономике страны, бартерные взаимозачеты, нарушение привычных экономических и производственных связей. Такая позиция — залог поражения в мире рыночных отношений. На самом деле она говорит лишь о неподготовленности предприятий к особенностям нестабильной экономики.
Положение усугубляется еще и тем, что в условиях российских механизмов приватизации еще не сформировался эффективный собственник, заинтересованный в развитии и росте стоимости активов предприятия.
Однако, как показывает опыт работы ряда российских предприятий и специалистов-аналитиков, внутри каждого конкретного предприятия имеется значительный инновационный потенциал, за счет которого можно самостоятельно преодолеть кризис. Но для обеспечения конкурентоспособного развития предприятию придется провести ряд серьезных изменений, в том числе и структурных, и перейти на инновационный путь развития.
Исходным пунктом процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели, представляющей собой желаемый результат деятельности организации, который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения ее инновационного потенциала. Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Чем выше уровень инновационного потенциала организации, тем успешнее она избегает возможных кризисных ситуаций.
Инновационный потенциал организации складывается из факторов, оценивающих состояние ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации. И инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, необходимость определения приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координация деятельности государственного и частного секторов, разработка новых и пересмотр действующих законодательных актов, способствующих активизации инновационного процесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи. Государство является одним из важнейших внешних факторов, от которого во многом зависят инновационные возможности организации.
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций в этих странах составляет более 75%. Кроме того, обеспечение устойчивого инновационного развития позволяет решать такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики страны и достижение высокого уровня жизни ее населения.
Существуют общефедеральные тенденции в рамках инновационной деятельности, нашедшие свое отражение в Республике Татарстан. К негативным тенденциям в экономике Татарстана относятся: исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР;
утечка прогрессивных отечественных технологий за рубеж из-за неразвитости рынка инноваций в стране;
преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не в инновационные проекты промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу для экономической безопасности как региона, так и государства в целом из-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЪСВОРЪЯ тс ърлхжик*
19
Ан&иъ^уисное (^^юЛлеНие
14 (29) - 2004
за увеличения зависимости экономического роста страны от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы Татарстана; все большее отставание Татарстана от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства, что не способствует повышению конкурентоспособности продукции, производимой в регионе, и выходу республиканских предприятий на международные рынки.
Поданным Госкомстата Татарстана, ситуация в инновационной сфере республики характеризуется следующим образом: доля инновационно активных предприятий в 2002 г. составила 12,5% (в целом по России — 9,0%). Доля выручки от реализации инновационной продукции в общей выручке от продажи товаров, продукции предприятий в 2002 г. составила 2,7%.
Затраты на технологические инновации предприятий Татарстана сократились в 2002 г. на 2% по сравнению с 2001 г. В структуре затрат на технологические инновации преобладают расходы на закупку оборудования и технологических процессов (73,8% затрат на инновации) и лишь 7,7% - непосредственно на исследования и разработки (в 1998 г. — 19,0%). Все это усиливает тенденцию к инновационной зависимости от экономически развитых стран.
Структура затрат на финансирование инноваций отличается значительными отраслевыми диспропорциями. Так, 53% затрат сосредоточены в топливной промышленности, более трети — в машиностроении и металлообработке (34,1%). Эти отрасли являются бюджетообразующими. На другие отрасли приходится 12,9%. Вместе с тем отрасли с высоким инновационным потенциалом, такие как информатизация и связь, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, требуют к себе особого внимания. Их инновационное развитие может стать основной предпосылкой к увеличению конкурентоспособности экономики республики.
Однако динамика числа инновационно активных предприятий, производивших затраты на технологические инновации, в Татарстане неустойчива: в 1998 г. 9,7% из числа действующих крупных предприятий относились к инновационно активным, в 1999 г. - 14,6%, в 2000 г. - 14,5%, в 2001 г. -9,6%, в 2002 г. — 11,7%. При этом данные организации выпускают около 45% всей промышленной продукции.
Общую картину инновационных процессов в республике определяют промышленные предпри-
ятия, их доля в 1998 г. составляла 94,3%, в 1999 г. -86,0%, в 2000 г. - 87,9%, в 2001 г.- 92,9% и в 2002 г. — 91,3% от общего числа инновационно активных предприятий. При этом необходимо отметить, что число крупных и средних предприятий республики, занимавшихся инновационной деятельностью, выросло в 1995 — 2002 г. в 2,5 раза (в промышленности - в 2,3 раза).
Динамика отраслевой структуры инновационно активных предприятий показала, что на протяжении последних лет основная инновационная деятельность (более 50%) была сосредоточена в трех отраслях промышленности: машиностроении и металлообработке (27,3% в 1998 г. и 35,6% в 2002 г.), пищевой (соответственно, 37 и 15,4%), химической и нефтехимической (12,5 и 10,6%). Доля топливной промышленности в инновационной деятельности в 2002 г. составила 7,7%.
Значительные изменения, характеризующие сдвиги в инновационной стратегии, претерпела структура видов инновационной деятельности в части исследований и разработок. Ранее на протяжении длительного времени этому виду деятельности уделялось преимущественное внимание: доля организаций, занятых выполнением исследований и разработок, в общем числе инновационно активных организаций в 1995 г. составляла 65,8%. В 2002 г. доля таких организаций снизилась до 42,3%.
Большинство инновационно активных организаций Татарстана в качестве основного результата инновационной деятельности в 2002 г. признали расширение ассортимента продукции. Их удельный вес в общем числе инновационно активных организаций составил 75,8%.
Обращает на себя внимание относительно высокая значимость такого результата инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным правилам и стандартам (53,5%).
Затраты на технологические инновации составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями Республики Татарстан в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной отечественной продукции. В 2002 г. эти затраты составили 5219,1 * млн руб., или лишь 4,9% по отношению к общему объему отгруженной продукции инновационно активных организаций.
Анализ источников финансирования инновационной деятельности предприятий свидетельствует, что основными из них являются собственные средства предприятий (в 1998 г. 47,8% от общей суммы затрат на технологические инновации,
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгортсЯ тс ър*хъстсъ4
Ан&шс^уисЯае уфг&леНие
14 (29) - 2004
в 2001 г. - 84,7%, в 2002 г. - 45,1%). Государственное участие в инновационных затратах, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, составило в 2002 г. лишь 4,5%. В 2003 г. соотношение средств, направляемых предприятиями и бюджетами всех уровней, осталось на том же уровне.
Существующее состояние инновационной сферы влияет на качество производимой продукции, ее новизну и конкурентоспособность. И хотя в республике уже сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер, темпы расширения их инновационной активности недостаточны, что явилось следствием следующих причин: нехватки собственных денежных средств; недостаточной финансовой поддержки со стороны государства;
высоких экономических рисков при отсутствии страховых механизмов их минимизации; высокой стоимости нововведений; недостатка квалифицированных кадров. К числу факторов, сдерживающих развитие инновационной сферы, следует отнести:
высокие риски инновационных процессов; диспропорции в структуре видов инновационной деятельности в пользу приобретения машин и оборудования;
снижение расходов на собственные исследования и разработки, маркетинговые исследования.
Таким образом, существующие показатели экономического роста в Татарстане базируются на экстенсивном наращивании, не подкреплены наращиванием инновационной базы, что приведет к дальнейшему сокращению конкурентоспособности продукции промышленных и иных предприятий. В связи с этим руководству каждого предприятия, стремящегося в дальнейшем к эффективной работе, необходимо провести тщательный финансовый анализ своей деятельности для выявления внутренних резервов за счет использования инноваций:
снижения норм расходов сырья, материалов; повышения производительности оборудования;
возможности использования существующего оборудования за счет его модернизации; сокращения доли расходов на персонал в себестоимости продукции; ускорения оборачиваемости оборотного капитала;
снижения неустранимого производственного
брака и т.д.
Следствием является снижение показателя затрат на рубль товарной продукции, соответственно увеличивается добавленная стоимость, созданная в результате осуществления инновационного проекта.
Подводя итог, можно отметить, что анализ инновационного потенциала Татарстана показал, что в республике имеются предпосылки для активизации инновационного процесса, но вместе с тем нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса. Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи - устойчивого экономического роста в регионе. Это будет возможно, согласно республиканской программе развития инновационной деятельности в Татарстане на 2004 - 2010 Гг., при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка, с другой стороны.
В результате такого процесса реформирования предприятие становится полноценным субъектом, подготовленным «изнутри» к новой роли, для чего требуется адаптационный цикл, который необходимо пройти, несмотря на все сложности. Для более успешного решения поставленной задачи должен быть подробный план по выведению предприятия из кризиса, а также четко сформулированная антикризисная стратегия, оптимизирующая поведение предприятий в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства.
Причем следует иметь в виду, что изначально предприятию придется функционировать в агрессивной среде, преодолевая инерцию и сопротивление, явное и скрытое, как внутри, так и вне предприятия. Ведь предпринимательство — это инициативная, связанная с риском деятельность субъекта хозяйствования, осуществляющего новые комбинации ресурсов, комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, а также других мероприятий с целью обезопасить свой бизнес от угрозы банкротства или существенного спада, создать условия для поворота к его оздоровлению и достижения социально-экономического эффекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЫЕОРЪЯ ъ -КР#&ктсхА
21