АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ФИРМОЙ АУТСОРСИНГА БУХГАЛТЕРИИ
БАЙКАЛОВА К.В.
Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос предпринимателей об обращении в особые организации поставки услуг бухгалтерского учета, то есть часть функций организации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности выносится за пределы фирмы. Данный вид услуги называется аутсорсингом. Ведение внешней бухгалтерии вверяется на контрактных основах специализированной фирме, которая, в свою очередь, обладает определенным штатом высококвалифицированных сотрудников и тем самым предоставляет гарантию качества оказанных услуг. Передача функций может осуществляться как в комплексе, так и по отдельным операциям. Так, аутсорсинговые компании могут выполнять задачи начиная от обработки первичных документов и заканчивая предоставлением отчетности в органы государственных бюджетных и внебюджетных фондов [2].
За рубежом основными направлениями исполнения функций аутсорсинговой компанией являются расчет заработной платы сотрудников предприятия и налоговая отчетность. Доля фирм, отдающих предпочтение передаче бухгалтерской отчетности внешним фирмам, составляет около 70%, в то время как в США и Канаде этот показатель находится на уровне 50%, но лидирующие позиции занимает Израиль, где 84% всех фирм передали хотя бы часть бухгалтерских обязанностей аутсорсинговым компаниям. В России же на данный момент такими услугами пользуется около 18% фирм [5].
В условиях повышенной конкуренции и стремления снизить издержки перед руководителем организации встает вопрос о передаче бухгалтерии аут-сорсинговой компании. Проанализируем следующие факторы, способствующие решению в пользу аутсорсинга и против него.
Сначала стоит выделить обременяющие факторы.
1. Данные правоотношения по договору предоставления аутсорсинговых услуг пока не регламентируются законодательством в гражданской и трудовой области. Но вопрос закрывается при определении данного вида договора как возмездного оказания услуг, который регулируется Гражданским Кодексом РФ [1].
2. Потеря контроля над деятельностью внешних компаний и возможные убытки. При заключении договора руководители зачастую придерживаются мнения, что проверка и контроль деятельности
аутсорсера не важен, что, конечно, ошибочно. Ответственность, так или иначе, несет непосредственно руководитель. Контроль над правильностью, своевременностью и полнотой ведения учета и предоставления отчетности - непосредственная обязанность ответственного лица [2]. Для того чтобы не возникало противоречий с аутсорсером, в договоре необходимо установить условия взаимодействия, сроки выполнения требований по предоставлению документации и отчетности. Вопрос возможного взыскания убытка также решаем с помощью договора оказания услуг. В нем четко отражается материальная ответственность аутсорсинговой организации. Также необходимо заранее накопить информацию о наличии страховки у внешней компании. Страховка профессиональной деятельности подразумевает обеспечение установленного размера страховых выплат в случае нанесения ущерба компании-заказчику.
3. Утечка конфиденциальной информации и завышение цен на услугу. Договор решает и эту проблему. В нем устанавливается порядок и условия пользования информацией, относящейся к коммерческой тайне, показателям финансовых результатов, личным данным персонала и клиентской базы и другие. Возможно параллельно заключить соглашение о неразглашении данной информации, установив в нем размеры и порядок штрафов за его нарушение. Если возник вопрос о привлечении аутсорсера, необходимо получить информацию и о масштабе данного рынка услуг. В конкурентной среде рыночных отношений априори не может быть необоснованного монопольного завышения цен. При небольших масштабах рынка возможно обращение в международные компании с многолетней репутацией [3].
Факторы, склоняющие руководителя к выбору передачи функций аутсорсинговой компании, меняют представление о данном виде деятельности.
1. Надежность, которая определяется при выборе соответствующей заявленной компетенции компании высокой квалификацией аутсорсера и значительным опытом работы в различных компаниях создаст основу для совершенствования работы бухгалтерии. Также аутсорсинговая компания, находящаяся в активном режиме в связи с постоянными налоговыми проверками и осведомленная о последних изменениях в законодательстве, будет способствовать разрешению споров в области налогов и обязательных платежей [6].Немаловажную роль играет и
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016
69
страховая защищенность рисков, которой не может обладать штатный бухгалтер, о ней уже было сказано выше.
2. Экономические выгоды. Экономия на учетных и правовых программах, обеспечивающих бухгалтерскую деятельность. И, конечно, экономия на оплате труда в связи с отсутствием «раздутого штата» сотрудников (в среднем экономия составляет 30-40%) [4]. Достигается эта разница за счёт положительного эффекта масштаба, то есть компания занимается сразу несколькими предприятиями, поэтому средние постоянные издержки распределяются на каждого клиента.
3. Сервис услуг, который включает в себя удаленность доступа к уже имеющимся бухгалтерским программам компании-заказчика (то есть существование двухстороннего доступа), а также наличие таких сервисов, как «удаленный банк» и «сдача отчетности» с использованием электронно-цифровой подписи, что облегчает и ускоряет взаимодействие компаний, снижает транспортные издержки. Аутсор-синговые компании имеют свой штат взаимозаменяемых специалистов, что дает гарантию соблюдения объема и сроков сдачи отчетности [6].
Но самым главным преимуществом аутсорсинга является возможность высвобождения предприятия для занятия своей непосредственной деятельностью и концентрации внимания на основных задачах.
Еще одной особенностью аутсорсинга является гибкость, что положительно влияет на развитие малого бизнеса. Опытный аутсорсер с ростом предприятия на этапе становления будет вносить свой квалифицированный вклад, а при условии бурных темпов роста он не почувствует дискомфорта от растущих объемов работы и не снизит качество предоставляемых услуг.
В условиях крупных производств отказаться от всего штата бухгалтерии сложно в связи с
необходимостью оперативного бухгалтерского учета, объем операций слишком широк. Также вынужденными условиями сохранения части штата бухгалтерии может послужить уникальность технологий производства. В этом случае для аутсорсе-ра понадобится дополнительное обучение. В этой ситуации нецелесообразно привлекать внешние фирмы для комплексного предоставления бухгалтерских услуг. Но передача стандартных бухгалтерских полномочий может быть полезна. Если бухгалтерская служба вызывает серьезные финансовые обременения и замедляет рост предприятия, то обращение в аутсорсинговую фирму является необходимой мерой.
Итак, если предприятие в лице руководителя приняло решение о полном или частичном переводе бухгалтерии на аутсорсинговую основу, то планирование следующих действий отразится на эффективности данного решения:
1. Определение ряда функций, передаваемых аутсорсеру.
2. Исследование рынка аутсорсинговых услуг на предмет отсутствия монополии.
3. Выбор организации-поставщика услуг аутсорсинга.
4. Описание и установление требований, сроков и порядка предоставления отчетности аутсорсер-сером.
5. Заключение договора с учетом всех нюансов, требований, сроков и порядка предоставления отчетности.
6. Организация мероприятий по контролю над качеством отчетности периодического характера.
На основе представленного анализа можно сделать вывод о том, что аутсорсинг - это эффективный метод конкурентной борьбы фирмы при соблюдении определенных правил и следовании за особенностями приобретения данного вида услуги.
Литература
1. Витко В.С. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. - М. : Статут, 2012.
2. Евграфова Т.Н. О^эоигапд новая и эффективная роль в жизни бизнеса // Мир современной науки .2014. - №6(28).
3. Петрова И.В. Эффективный аутсорсинг: механизм принятия управленческих решений. - М: ИЦ РИОР, 2014.
4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ики http://su0.ru/Pq03
5. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент. - Омск, 2011.
6. Миерманова С.Т., Метелев С.Е., Миерманова А.С. Бухгалтерский учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. - Омск, 2013.
7. Кувалдина Т.Б., Нагибнева Ю.О., Метелев С.Е. Предприятия малого бизнеса: правовое регулирование деятельности, бухгалтерский учет и налогообложение. - Омск, 2005.
8. Метелев С.Е., Миерманова С.Т. Учет и анализ банкротства. - Омск, 2010.
9. Елкин С.Е., Метелев С.Е., Елкина О.С., Копман В.А. Учет и аудит в коммерческом банке. - Омск, 2012.
10. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете».
11. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
70
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016