Научная статья на тему 'Особенности организации бухгалтерского учета в аутсорсинговой фирме'

Особенности организации бухгалтерского учета в аутсорсинговой фирме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЗАКОН "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" / БУХГАЛТЕРСКИЙ АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Оксана Владимировна

В работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «бухгалтерский аутсорсинг», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета в аутсорсинговой фирме»

находятся в пределах нормы. Среди положительных показателей можно выделить: коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности СОС, коэффициент обеспеченности запасов.

Список литературы

1. Базюк Н.Ю., Кремсал Г.А. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия на основе оценки его финансового состояния // Российское предпринимательство. 2013. № 19. С. 140-146.

2. Баскаева О.А., Деникаева Р.Н. Управление финансовой устойчивостью предприятия в условиях финансового кризиса // Экономика и управление: проблемы, решения, 2016. Т. 2. № 1. С. 178-180.

3. Голованов П.В., Куликова А.Н. Антикризисное управление финансово-экономической устойчивостью промышленного предприятия // Эффективное антикризисное управление, 2013. № 4. С. 60-65.

4. Дыбаль А.Г. Финансовый анализ: (теория и практика) учебное пособие 4-е изд. М.: Бизнес-Пресса, 2015. 336 с.

5. КазаковаН.А. Финансовый анализ. М.: Юрайт, 2015. 540 с.

6. Чеглакова С.Г. Анализ движения денежных средств, дебиторской задолженности и финансовых результатов // Финансовый менеджмент, 2014. № 5. С. 83—95.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В АУТСОРСИНГОВОЙ ФИРМЕ Николаева О.В.

Николаева Оксана Владимировна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Аннотация: в работе рассматриваются подходы к трактовке понятия «бухгалтерский аутсорсинг», его проявления и наиболее часто встречающиеся формы.

Ключевые слова: аутсорсинг, бухгалтерский учет, Закон «О бухгалтерском учете», бухгалтерский аутсорсинг.

Бухгалтерский аутсорсинг - это передача бухгалтерских функций организации сторонним специалистам с целью оптимизации бизнес-процессов. Этот вид аутсорсинга не представляет собой привлечение внешнего бухгалтера, ему присущ переход постоянных функций, в то время как привлечение стороннего специалиста можно назвать лишь эпизодическим или разовым.

Передача таких функций организаций подтверждена законодательно пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22 ноября 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем отмечена возможность менеджерам предприятий передавать на условиях договора ведение бухгалтерского учета: централизованной бухгалтерии; специализированной организации; бухгалтеру-специалисту.

Руководителю предприятия необходимо учесть и отобразить этот пункт в приказе по учетной политике организации.

Важно также и то, что для осуществления передачи бизнес-процессов по ведению бухгалтерского учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо заключить

договор скомпенсированного оказания услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по ведению бухгалтерского учета.

Закон «О бухгалтерском учете» предъявляет следующие требования к юридическому лицу, с которым экономический субъект заключает договор об оказании бухгалтерских услуг: данное юридическое лицо должно иметь в штате не менее одного работника, с которым заключен трудовой договор, который бы отвечал следующим требованиям:

- высшее профессиональное образование;

- стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита -не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики и др.

В спектр услуг по бухгалтерскому аутсорсингу входит [2]:

1) оформление первичной документации;

2) организация и оперативное ведение бухгалтерского учета по всем объектам;

3) формирование и предоставление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистического наблюдения;

4) защита интересов предприятия в налоговых органы статистики;

5) консультирование в области бухгалтерского и налогового учета;

6) восстановление бухгалтерского учета;

7) анализ финансовой и хозяйственной деятельности организации т.п.

Затраты на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые фирмой-аутсорсером, у организации-заказчика следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако такие расходы должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода. В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности. При этом в бухгалтерском учете составляются следующие записи [1]:

Таблица 1. Расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета

Дебет Кредит

60 51 Перечисление денежных средств аутсорсинговой компании

26 60 Приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг

19 60 Начислена сумма НДС, предъявленного аутсорсером

68 19 Принят к вычету НДС

В большинстве случаев, аутсорсинговые компании при определении стоимости своих услуг, устанавливают дифференцированный подход к фирмам-заказчикам.

В основном при бухгалтерском аутсорсинге используются несколько видов тарифов [3]:

1) «нулевой» тариф для организаций не осуществляющих временно свою деятельность, но сдающих необходимую «нулевую» налоговую отчетность;

2) базовый тариф, используемый в случае небольшого объема учетной работы;

3) тариф, разработанный для организаций, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских услуг.

Кроме того, организация может заказать любые другие дополнительные услуги, например, оптимизацию налоговых платежей.

В зависимости от видов деятельности организации, от количества совершаемых операций и учетных документов, от используемой организации учетной системы обработки документов и так далее складывается стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета [3].

Главное преимущество в передачи функций по бухгалтерскому учёту аутсорсинговой компании является высокий кадровый потенциал. Это обусловлено тем, что фирмы-аутсорсеры специализируются только на одном бизнес-процессе (в данном случае - бухгалтерии), поэтому нанимают высококвалифицированных специалистов и экспертов только этой области. Эта узкая специализация позволяет аутсорсеру концентрироваться только на выполнении задач, связанных с бухгалтерским учётом.

Аутсорсинг также позволяет добиться гибкости в управлении кадровыми ресурсами. Руководителю организации не нужно беспокоиться относительно сокращения сотрудников при уменьшении объемов производимой продукции или других обстоятельств, приводящих к этому явлению.

Третьим преимуществом является перераспределение ответственности. Вся ответственность за ведение бухгалтерского учёта возлагается на аутсорсера, что сильно облегчает и без того напряженную в российских реалиях жизнь руководителей малого и среднего бизнеса. Высокий профессионализм, которым обладают сотрудники фирмы аутсорсеров, позволяет находить нетрадиционные решения проблем и всегда готовы отстоять их в споре с фискальными органами. Такое перераспределение ответственности сильно уменьшает риск принятия некорректных решений, увеличивая шансы при решении споров. Это связано ещё и с тем, что при особо сложных ситуациях аутсорсинговая фирма готова будет подключить своих юристов и аудиторов. Нельзя не отметить и тот факт, что все убытки, понесенные в результате совершения неверных расчётов или нарушений сроков, полностью возлагаются на фирму-аутсорсерера.

Помимо всего прочего, происходит значительная экономия средств и времени. Предприятие-заказчик может заниматься более важными функциями, сосредоточившись именно на развитии фирмы, тратив при относительно небольшие средства на пользование услугами аутсорсинговой компании. Стоимость бухгалтерских услуг не зависит от ставки специалиста. Она зависит от объема выполненных работ. Именно поэтому услуги аутсорсинговой компании зачастую значительно дешевле, ежели оклад бухгалтера.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что аутсорсинг очень выгоден для фирм. Даже учитывая все недостатки, какие-то негативные моменты при его использовании, он помогает избавиться от выполнения рутинных операций. При этом фирма-аутсорсер, во-первых, экономит свои денежные средства; во-вторых, повышает качество бухгалтерской отчетности; в-третьих, высвобождает внутренние ресурсы и направляет их на основную деятельность. Данный вид услуг позволяет компаниям уделять больше внимания процессам, приносящим прибыль, изучать новые технологии, развиваться и совершенствоваться, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке.

Список литературы

1. Белоусов А.И. Аутсорсинг бухгалтерских услуг и его развитие в России // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством, 2017. № 2 (42). С. 16.

2. Марьянова С. А. Аутсорсинг в сфере бухгалтерских услуг // Синергия Наук, 2017. № 12. С. 191-196.

3. Мялкина А.Ф. Аутсорсинг бухгалтерских услуг: проблемы и перспективы развития // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России, 2017. Т. 18. № 1-2. С. 111-120.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

ОРГАНИЗАЦИИ Рязанова Е.А.

Рязанова Екатерина Андреевна - магистрант направление: финансовый менеджмент, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, г. Иркутск

Аннотация: статья посвящена основным положениям анализа денежных потоков организации. В процессе исследования сформированы преимущества управления денежными потоками, а именно повышение эффективности деятельности организации, рост конкурентоспособности и деловой репутации, получение дополнительной прибыли.

Ключевые слова: денежный поток, поступления, текущая деятельность, финансовая деятельность, инвестиционная деятельность.

Главным признаком финансовой устойчивости предприятия является наличие необходимого объема денежных средств, а также их рациональное и эффективное использование. Эффективное управление денежными потоками предприятия - это обеспечение финансового равновесия и финансового профицита в процессе развития предприятия путем сбалансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени [1, с. 18].

Управление денежными потоками представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности, а именно обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков; обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени; обеспечение роста чистого денежного потока предприятия [2, с. 81-82].

В качестве источников формирования денежных потоков предприятия выступают текущая, инвестиционная и финансовая деятельность предприятия. Группировка денежных потоков по перечисленным категориям дает возможность показать влияние каждого из трех направлений деятельности фирмы на денежные средства (табл. 1).

Таблица 1. Положительный денежный поток по всем видам деятельности ООО «Агросмоленское» за 2013-2017 гг.

Поступление денежных средств Год Изменение за период

2013 2014 2015 2016 2017

по текущей деятельности 41234 31735 47465 19232 26955 -14279

по инвестиционной деятельности 0 0 0 2656 6800 6800

по финансовой деятельности 6596 30550 0 1000 2287 -4309

всего 47830 62285 47465 22888 36042 -11788

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.