Секция «Экологияпромышленности»
Библиографические ссылки
1. Анисимов Г. И., Кокосадзе А. З., Ярошенко Д. Г. Устройство для удаления льда с карнизов крыш зданий и сооружений : описание изобретения к патенту ЯП2169245 С2 20.06.2001.
2. Беляев В. В. Устройство для удаления снега и льда с карнизного свеса крыши : описание изобретения к патенту ЯП 2044851 С1 12.07.1993.
3. Мозер С. П. Устройство для удаления льда с водостоков крыш зданий и сооружений : описание изобретения к патенту ЯП 2400608 С1 27.09.2009.
© Колесов П. А., 2012
УДК 669.713.7
М. В. Кольяк, К. А. Майорова, Е. И. Руденко, Я. Ш. Шарифуллина Научные руководители - Л. А. Герасимова, Е. Н. Князев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
Определение средней продолжительности жизни, выявление причин смертности населения г. Железногор-ска в 1996-1997 гг., влияния экологически вредных выбросов на автодорогах на смертность населения.
В экономически развитых странах, где государство заботится о своих гражданах, средняя продолжительность плодотворной жизни достигла уровня 70 и более лет. В Японии и Китае масса примеров долгожителей. В России же мужчина живет в среднем 59 лет, женщина - 73 года. По уровню жизни Россия занимает 134-е место в мире, уступая странам с неразвитой экономикой, даже Украине и Балканским странам. Страдаем мы теми же заболеваниями, что европейцы и американцы. Только смертность от этих заболеваний у нас гораздо выше. Данные городского отдела ЗАГСа нам помогли составить рейтинг заболеваний, характерный для Железногорска. Именно они в конечном итоге приводят к летальному исходу.
На первом месте оказалась смертность от заболеваний сердечнососудистой системы. Кстати, эти заболевания стоят на первом месте во всем мире. Сегодня примерно каждый седьмой-восьмой страдает сердечнососудистыми заболеваниями. Самые распространенные - артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда. Чаще всего умирают от инсультов, инфарктов, ишемической болезни сердца, цереброваскулярных болезней. Существует ряд факторов риска, которые могут привести к инфаркту или инсульту: в первую очередь стрессы и психоэмоциональные нагрузки, образ жизни, питание, условия труда и отдыха, возраст от сорока лет, курение, повышенное давление, наличие сахарного диабета. Два из перечисленных фактора риска повышают возможность возникновения инфаркта или инсульта на 5-10 процентов [1].
На втором месте в нашем рейтинге заболеваний, приводящих к смертности, - саркома, рак, меланома и прочее, что медики называют новообразованиями, т. е. онкологические заболевания. Не везде, в сравнении с другими городами, раковые заболевания выходят на второе место, как у нас. В Железногорске преобладает так называемая пылевая патология. Среди новообразований у нас лидирует рак легких и верхних дыхательных путей. С чем это связано? Любое промышленное предприятие производит выбросы в окружающую среду. В нашем городе находится такое
предприятие - Горно-химический комбинат (ГХК). При производстве в воздух попадает определенное количество выбросов. Прибавим к этому выхлопы автотранспорта. Вся эта таблица Менделеева осаждается, становится пылью, которой мы дышим.
На третьем месте - отравления и асфиксия. К объективным причинам, определяющим рост числа отравлений, относят напряженность современных условий жизни, вызывающих у некоторых людей потребность в постоянном приеме успокаивающих средств. Особое место отводят хроническому алкоголизму и токсикоманиям [2]. К числу других причин относится самолечение, а также употребление токсических доз лекарств или химических препаратов, использование токсических веществ с целью убийства. К причинам асфиксии относятся: острые сосудистые расстройства (тромбоэмболии в церебральные сосуды, инсульты, отек головного мозга); травмы головного мозга; интоксикации лекарственными препаратами, действующими на дыхательный центр (наркотические препараты, барбитураты и др.); нарушения проходимости дыхательных путей; механические препятствия доступу воздуха при сдавлении извне (повышение, удушение); аллергические отеки гортани; приступы бронхиальной астмы; острые пневмонии [1].
Также умирают не только от болезней. Смерть может стать результатом ДТП, убийства, несчастных случаев на воде, а также самоубийства. Если объединить все это, от внешних причин погибают почти такое же количество горожан, как и уходят из жизни от сердечнососудистых заболеваний.
Проанализировав среднюю продолжительность жизни, мы выяснили, что мужчины умирают в гораздо более раннем возрасте, чем женщины. Причины: 1) стрессы: жизнь мужчин насыщена стрессовыми ситуациями намного больше, чем женская, мужчины реже жалуются, часто не придавая должного значения накопившимся проблемам, эти проблемы быстро перерастают в инфаркты и инсульты, опухоли в поздних стадиях и прочие болячки. 2) вредные привычки: большинство мужчин курят и неумеренно употребляют спиртные напитки, следствием этого являются
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
онкологические заболевания, травмы, связанные с обильными возлияниями, отравления некачественным алкоголем, цирроз печени... 3) сердечнососудистые заболевания. Какой фактор является первопричиной ишемии сердца? На первом месте холестерольный обмен, на втором - курение. Далее - наследственность, вес. У женщин до наступления менопаузы высоко производство эстрогена, который предупреждает нарушения холестеролового баланса и развития ишемии. Только после климакса женщины начитают страдать сердечнососудистыми заболеваниями с такой же частотой, что и мужчины. У мужчин же закупорку просвета сосудов находят, начиная с 40 лет, а при плохой наследственности с 25 лет.
Также мы проанализировали концентрацию экологически вредных выбросов на автодорогах. Выброс загрязняющего вещества учитывался на примере СО и N0 автотранспортным потоком на главных магистральных улицах города. Вредные вещества, при эксплуатации автотранспорта, попадают в воздух с выхлопными газами, испарениями из топливных систем, а также во время заправки автомобиля топливом. На выбросы оксидов углерода (углекислый газ и угарный газ) влияет также рельеф дороги, режим и скорость движения автомобиля. Например, если увеличивать скорость авто и резко уменьшать ее во время торможения, то в выхлопных газах количество оксидов углерода увеличивается в 8 раз [3]. Минимальное коли-
чество оксидов углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. Превышение норм ПДК на ряде улиц г. Железногорска приводит к тому, что население, проживающее вблизи автодорог, испытывает вредное воздействие высоких концентраций токсических веществ, выбрасываемых в атмосферу транспортом. Это приводит к развитию широкого спектра заболеваний, в том числе повышается риск развития онкологических заболеваний.
Полученные данные позволяют предположить некую взаимосвязь смертности населения в г. Железно-горске с неблагоприятным влиянием факторов окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха, в зависимости от зоны их проживания.
Библиографические ссылки
1. Медицинский справочник. URL: http:// http://www.medical-enc.ru/
2. Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник) ; отв. ред. Н. Н. Марфенин / под общ. ред. Н. Н. Моисеева, С. А. Степанова. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 128.
3. О состоянии окружающей природной среды РФ в 1997 г. : государственный доклад. URL: http://www.ecocom.ru.
© Кольяк М. В., Майорова К. А., Руденко Е. И., Шарифуллина Я. Ш., 2012
УДК 669.713.7
А. А. Осинова, Я. В. Татаринова Научный руководитель - Л. А. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОЩАДИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ПО Г. КРАСНОЯРСКУ
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ
Важным показателем состояния комфортности урбанизированных территорий является обеспеченность жителей озелененными территориями всех категорий, благодаря которым складывается интегральный сре-дозащитный и эстетический эффект. Интенсивное жилое строительство в ряде микрорайонов на окраинах и «перегрузка» центральной деловой части города торгово-развлекательными комплексами и деловыми центрами при сокращении «зелёных» зон привело к ухудшению экологической обстановки и негативным последствиям в области транспортной инфраструктуры.
Размещение в плане города различных категорий насаждений находится в прямой зависимости от их функции: для создания условий отдыха городского населения, для защиты города от сильных ветров или защиты жилых районов от отходов промышленных предприятий, для улучшения микроклиматических условий, для украшения городских улиц, площадей и кварталов.
Насаждения общего пользования внутри города должны быть размещены равномерно по отдельным районам, пропорционально плотности населения в каждом из них, на расстоянии от жилья, позволяющем всему населению пользоваться ими при минимальной затрате времени на передвижение до этих насаждений.
Для равномерной обеспеченности города насаждениями недостаточно создать примерно равные по пло-
щади зеленые массивы с определенными интервалами, так как различные районы города имеют далеко не одинаковую плотность населения, а площадь насаждений должна быть прямо пропорциональна количеству населения в данном районе. Кроме того, в некоторых районах города обычно сосредоточены крупные учреждения, промышленные предприятия, вокзалы, большие магазины и т. д. В связи с этим в таких районах скапливается большое количество людей, значительно превышающее число постоянных жителей.
Важным показателем состояния комфортности урбанизированных территорий является обеспеченность жителей озелененными территориями всех категорий, благодаря которым складывается интегральный сре-дозащитный и эстетический эффект. Анализ исследований и результаты практической апробации показа-