Анализ экономических правонарушений, возникающих в деятельности автозаправочных станций
Толкачева О. П.
Толкачева Ольга Петровна / Tolkacheva Olga Petrovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет подготовки финансово-экономических кадров,
Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются преступления, совершаемые при реализации ГСМ в системе автозаправочных станций. Данные преступления обладают рядом особенностей. Существует большое разнообразие способов совершения подобных преступлений, как правило, направленных на получение или создание неучтенных объемов нефтепродуктов для последующей реализации и получения, соответственно, неучтенных наличных денежных средств.
Abstract: in article the crimes committed at realization of fuels and lubricants in system of gas stations are considered. These crimes possess a number of features. There is a big variety of ways of commission of similar crimes, as a rule, directed on receiving or creation of unaccounted volumes of oil products for the subsequent realization and receiving, respectively, unaccounted cash money.
Ключевые слова: подакцизные товары, экономические правонарушения, горюче-смазочные материалы, автозаправочные станции, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль.
Keywords: excise goods, economic offenses, fuels and lubricants, gas stations, value added tax, profit tax.
В любой сфере деятельности совершаются различные экономические правонарушения, а тем более связанной с реализацией подакцизных товаров.
Наиболее часто встречающиеся экономические правонарушения на автозаправочных станциях (АЗС) можно подразделить на следующие группы:
Первая группа: обман потребителя: несоответствие качества бензина установленным требованиям; недолив горючего, в т. ч. из-за неточной работы топливно-раздаточных колонок; отсутствие необходимых сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, безопасность и качество горючего.
Вторая группа: незаконная предпринимательская деятельность.
Третья группа: сокрытие доходов с целью необоснованного сокращения налогообложения и другие.
В случае выявления несоответствия продаваемого топлива, против владельцев АЗС применяются меры, установленные КоАП РФ [1] и предусмотренные антимонопольным законодательством в части недобросовестной конкуренции.
В то же время обман потребителя осуществляется и при помощи специального программного обеспечения, которое позволяет управлять заправкой топлива и определять, кому и сколько недолить горючего. А в случае обнаружения службой контроля факта недолива топлива, АЗС согласно законодательству имеет право на проведение повторной экспертизы, в ходе которой подобная программа на время отключается. В этих условиях уличить АЗС в недобросовестности очень сложно.
Обман потребителей на АЗС путем недолива, реализации фальсифицированных нефтепродуктов, продаж недоброкачественных (суррогатных, некондиционных) горюче-смазочных материалов (дизельного топлива, моторного масла, бензина и т. п.) встречается довольно часто.
Наиболее распространенным нарушением первой группы является отсутствие сопроводительных документов на нефтепродукты, но его можно исправить, просто переоформив на нефтебазе необходимые документы.
Нарушения второй группы могут быть выражены в виде предпринимательства без государственной регистрации либо без получения соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности. Требования к лицензированию деятельности по реализации горюче-смазочных материалов изложены в постановлении Правительства РФ № 492, обязанность пройти государственную регистрацию закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации за всеми субъектами хозяйственной деятельности, а также Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Наказание за подобного рода нарушения предусмотрены ст. 14 КОАП РФ и ст. 171 УК РФ [2]. Несмотря на это, полицией с особой регулярностью выявляются факты незаконного оборота горюче-смазочных материалов: автозаправки функционируют без лицензии, без регистрации, с нарушением правил хранения опасных грузов, нередко встречаются передвижные незаконные АЗС, которые продают топливо «с колес» без документов и разрешений.
И, наконец, третья группа: на автозаправочных станциях, применяющих общую систему
налогообложения, наиболее распространенным способом совершения преступлений является уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организации путем заключения мнимых сделок на оказание нематериальных услуг. Например, может быть заключен агентский договор. По этой схеме АЗС может создать фиктивную фирму, с которой заключает договор об оказании нематериальных услуг. Затем по договору в организацию-нарушителя от созданной фирмы поступают на реализацию нефтепродукты за предусмотренное вознаграждение. Таким образом, при исчислении налога на
добавленную стоимость и налога на прибыль с таких операций в базу налогообложения АЗС включают лишь сумму такого вознаграждения. После чего вся прибыль поступает через фиктивную организацию с применением неправомерных схем по обналичиванию денег.
Суть такого варианта уклонения от уплаты налогов заключается в том, что всё реализуемое топливо через АЗС по документам определяется как взятое на комиссию, и, таким образом, налоговой базой является лишь комиссионное вознаграждение, при этом комитентами выступают фиктивные фирмы. Так в разы уменьшается налогооблагаемая база, что приводит к снижению собираемости налогов, соответственно бюджет не поучает причитающихся финансовых вливаний, а это, в свою очередь, ведет к снижению экономической безопасности страны.
В настоящее время обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций любого государства [3].
Среди основных проблем борьбы с правонарушениями в сфере экономики можно выделить:
- недостаточность способности контролирующих органов надлежащим образом реагировать на изменения хозяйственных отношений;
- рост изменения хозяйственных отношений и маневренность экономических субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций, которые опережают развитие действующих процессуальных норм;
- не всегда законодательство успевает за реальностью экономической жизни или позволяет слишком широко трактовать экономические взаимоотношения, что, в свою очередь, негативно отражается на хозяйственных правах граждан и юридических лиц.
В целях выявления подобных экономических правонарушений на АЗС используются различные методы, которые условно можно подразделить на общие и специальные.
К первой группе относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, конкретизация и другие. Ко второй - экономический анализ, инвентаризация, получение подтверждения от партнеров, статистические расчеты, исследование документов, нормативно-правовое регулирование, группировка недостатков по периодам возникновения и другие.
Умелое сочетание данных методов помогает не только выявить экономические правонарушения, но и их предупредить. Часто их используют в качестве внутреннего контроля на автозаправочных станциях.
Но для более эффективной борьбы с подобными видами правонарушений необходимо осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью АЗС, применять различные методы выявления правонарушений.
Литература
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // «Российская газета», 2001. - № 256.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // «Собрание законодательства РФ», 1996. - № 25.
3. Толкачева О. П. Влияние недобросовестности риэлтерских и оценочных компаний на экономическую безопасность страны // «Проблемы современной науки и образования». 2015 № 11 (41) с 134-136.