ражнений на силу, гибкость и прыжки являются обязательными элементами, каждый из которых имеет свою стоимость в баллах.
Для определения первичного уровня физической подготовленности были выбраны простые тесты.
Гибкость была определена наклоном вперед из исходного положения - сед ноги вместе. Необходимо выполнить наклон вперед как можно дальше и задержаться на некоторое время в этом положении. Измеряется расстояние между линей стоп и кончиками пальцев.
Сила - сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа. Сгибание необходимо выполнять до угла 90 ’. Корпус следует держать ровно, без прогибов в пояснице. При нарушении требований к выполнению попытки не считались.
Прыгучесть - выпрыгиванием вверх с места. Исходное положение -стоя боком к стене, ближняя рука поднята в вверх. Выполняется выпрыгивание вверх с касанием рукой стену. Измерялась разница между вторым и первым касанием.
Таблица 1
Результаты исследования
№ Г ибкость Сила Прыгучесть
команды (см) (раз) (см)
1 ЗНУ 17,4 26,9 27,6
2 ЗНУ 6,2 11,3 15,9
1 ЗИГМУ 5,6 26,9 20,4
2 ЗИГМУ 5,1 13,1 17
ЗГИА 3,06 16,7 17,9
Полученные результаты дают возможность определить средний показатель, который можно сравнить с самыми высокими и низкими данными, полученными в ходе выполнения тестов. А также увидеть разницу расхождения результата в рамках одной спортивной команды. Эта разница изменяется в зависимости от наличия спортивного опыта, квалификации и сходства с однородностью спортивной деятельности.
Выводы.
Анализируя полученные результаты тестирования исходного уровня среди студентов-спортсме-нов в спортивных командах по спортивной аэробике на базе Высших Учебных учреждений можно сделать следующие выводы:
1. Основывая спортивные команды на базе Высших Учебных заведений, первоначальным фактором является желание студентов к занятиям спортивной аэробикой, а не физические и функциональные возможности.
2. Студенты-спортсмены, составляющие спортивные команды на базе Высших учебных заведениях, имеют разный исходный уровень физических качеств.
3. При наличии такого большого разброса в полученных результатах в тестирование, необходимо тренировочный процесс строить с учетом индивидуальных возможностей. Поэтому индивидуализация тренировочного процесса в команд-
ных выступлениях, в спортивной аэробике основанных на базе Высших учебных заведениях необходима.
Получив данные результаты и сделав выводы, на базе которых будет рассматриваться дальнейшая работа в этом направление, появилась необходимость исследовать положительный и отрицательный перенос навыков у студентов-спортсменов, составляющих спортивные команды на базе высших учебных заведениях.
Литература
1. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. - 1999. -№4. - С.21.
2. Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 312 с.
3. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1993. № 8, с. 21 - 27.
4. Гживоч Р. Индивидуализации тренировочных нагрузок спортсменок, занимающихся бегом на 400 м и на 400 м с барьерами // Теория и практика физ. культуры. - 1999.
- № 6. - С. 40-42.
5. Запорожанов В. А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7. - С. 62 - 63.
6. Зеленюк О. В. Физическое воспитание в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002. - № 2. - С. 7582.
7. Прусик К. Подходы к индивидуализации тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 2003. - № 1. - С. 35 - 37.
8. Черкашин В. П. Концептуально-технологические аспекты индивидуализированного построения тренировки юных спортсменов скоростно-силовых видах легкой атлетики // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2002.
- № 2. - С. 47 - 58.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДАЧИ МЯЧА КАК ЭЛЕМЕНТА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Дорошенко Э.Ю.1, Мельничук Ю.В.2
Запорожский национальный университет1, ОО ВК «Маркохим» (Мариуполь) 2
Аннотация. В статье исследованы параметры подачи мяча в волейболе как одного из основных элементов технико-тактической деятельности в волейболе на примере чемпионата Украины, чемпионата России, чемпионата Италии 2005/2006 года и чемпионата Европы 2006 года. В учебно-тренировочном процессе необходимо уделять большее внимание выполнению подачи. Выполнение подачи имеет несколько критериев. Каждая третья подача должна нести угрозу. Ошибочной может быть каждая шестая подача. Ключевые слова: волейбол, подача, технико-тактическая деятельность.
Анотація. Дорошенко Е.Ю., Мельничук Ю.В. Аналіз ефективності подачі м’яча як елементу техніко-так-тичної діяльності кваліфікованих волейболістів. В статті досліджено параметри подачі м’яча у волей-
болі як одного з основних елементів техніко-тактич-ної діяльності у волейболі на прикладі чемпіонату України, чемпіонату Росії, чемпіонату Італії 2005/ 200б року і чемпіонату Європи 200б року. В учбово-тренувальному процесі необхідно приділяти більшу увагу виконанню подачі. Виконання подачі має кілька критеріїв. Кожна третя подача повинна нести погрозу. Помилкової може бути кожна шоста подача.
Ключові слова: волейбол, подача, техніко-тактична діяльність.
Annotation. Doroshenko E.Y., Melnichuk Y.V. Analysis of efficiency of serve as an element of technical-tactical activity of skilled volleyball players. In the article the parameters of serve of ball are explored in volleyball as one of basic elements of technical-tactical activity in volleyball on the example of championship of Ukraine, championship of Russia, championship of Italy of 2005/ 200б and championship of Europe of 200б. In educational training process it is necessary to pay the greater attention performance of submission. Performance of submission has some criteria. Each third submission should bear threat. Each sixth submission can be erroneous.
Keywords: volleyball, serve, technical-tactical activity.
Введение.
Волейбол - один из самых популярных видов спорта во всем мире. Современный волейбол предъявляет высокие требования к количественным и качественным характеристикам отдельных элементов технико-тактической деятельности, которая в доминирующей степени определяет результат в соревнованиях. На современном этапе развития волейбола не только нападающие и обманные удары являются мощным и эффективным средством преодоления защиты противника для достижения позитивного итогового результата, но и подача мяча. Это связано с эволюционными изменениями правил соревнований по волейболу (отмена правила ошибки в случае касания мячом сетки при выполнения подачи) и растущей физической и технической подготовленностью волейболистов. Команды, игроки которых в совершенстве владеют мощной и эффективной подачей мяча, имеют возможность оказывать давление на команду соперника в процессе соревновательной деятельности: затрудняя прием мяча и дальнейшие атакующие действия или выигрывая очко, непосредственно с подачи мяча.
Повышение эффективности технико-тактической и соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов в значительной мере зависит от научно обоснованной системы планирования, контроля и анализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Несмотря на достаточно глубокую научно-методическую проработку этих вопросов в общей теории подготовки спортсменов в олимпийском и профессиональном спорте, изложенную в работах В.Н. Платонова [1,2] и теории соревновательной деятельности, которая детально освещена в работах Л.П. Матвеева [3,4], имеются некоторые частные проблемы, касающиеся применения интегральных подходов к исследованию соревновательной деятельности в волейболе. В первую
очередь, необходимо обратить внимание на проблемы общности и специфичности системы комплексного контроля соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов, на определение структуры и особенностей технико-тактической деятельности как основного элемента, определяющего единство и различия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. Есть и другие частные вопросы, имеющие важное значение для детализации некоторых положений теории и методики соревновательной деятельности в волейболе: особенности оперативного контроля в разных видах спортивных игр, оценка влияния частных объемов разносторонности и эффективности коллективных и индивидуальных технико-тактических действий на итоговый спортивный результат, разработка и совершенствование методик анализа и интерпретации результатов соревновательной деятельности.
Специалисты (теоретики и практики) признают первичность закономерностей общей теории спорта по отношению к практике учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. К сожалению, недостаточно обоснованные методики, неверный подбор средств при реализации отдельных элементов технико-тактической деятельности в процессе официальных игр не позволяют максимально эффективно использовать технико-тактические элементы в процессе соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов. В диссертации Т.А. Ахметжанова [5] рассмотрены и проанализированы факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в процессе игры, т.е. основные компоненты соревновательной деятельности - подача мяча, прием мяча, нападающие и обманные удары, блокирование, страховка и самостраховка.
Технико-тактическая деятельность в волейболе имеет существенные особенности по сравнению с другими спортивными играми, которые базируются на специфике технико-тактической деятельности и выполнения игровых элементов техники (особенности контакта игрока с мячом, требования к специальной физической подготовленности и технико-тактической деятельности игроков отдельных амплуа - “ либе-ро”, “связующий игрок”). Детальный анализ компонентов технико-тактической деятельности в волейболе содержится в исследованиях Е.В Кудряшова [6], Е.В. Кудряшова, С.И. Шинкарева, Максимовой Н.В. [7], Л.М. Евтушенко, В.Н. Маслова, А.В.Паткевич, Я.С. Назарова [8]. В работах Н.А. Носко [9-12] детально исследованы проблемы влияния средств гипергравитационной нагрузки на биомеханическую структуру движений волейболистов разных возрастных групп. Проведенные автором многолетние исследования позволили регистрировать стабилографические характеристики тела спортсменов высокой квалификации во время выполнения различных элементов соревновательной деятельности, в том числе, подачи мяча, что позволило оптимизировать процесс подготовки квалифицированных волейболистов и повысить эффективность по-
дачи мяча - одного из ключевых компонентов технико-тактической и соревновательной деятельности. Обучение технике ударных движений в волейболе, которые непосредственно используются при подаче мяча, на основе использования компьютерных моделей и тренажерных устройств детально описано в диссертации С.С. Ермакова [13].
Эффективность выполнения подачи мяча как элемента технико-тактической деятельности квалифицированных волейболистов на материалах чемпионатов Украины, России, Италии и чемпионата Европы 2006 года до настоящего времени не рассматривалась в специальной научной и методической литературе.
Исследование выполнено в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры спортивных игр факультета физического воспитания Запорожского национального университета «Оптимизация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх» (утверждено на заседании кафедры спортивных игр факультета физического воспитания ЗГУ, протокол №7 от 05.02.2004; ученым советом факультета физического воспитания ЗГУ, протокол N° 11 от 23.02.2004; научно-техническим советом ЗГУ, протокол № 7 от 19.02.2004).
Формулирование целей работы.
Цель работы - экспериментальное изучение количественных и качественных параметров подачи как элемента технико-тактической деятельности квалифицированных волейболистов.
Объект исследования - исследование параметров подачи как элемента технико-тактической деятельности в волейболе.
Предмет исследования - количественные и качественные характеристики подачи квалифицированных волейболистов.
Результаты исследований.
В волейболе для победы одной из команд в партии необходимо набрать 25 очков быстрее соперника. Основными элементами структуры соревновательной деятельности, которые позволяют команде набрать очки, являются атака, подача, блок и ошибки соперника. Рассмотрим один из основных элементов, оказывающим влияние на результат игры, которым является подача. В современном волейболе подача является не только способом введения мяча в игру, но и высокоэффективным атакующим действием, которое оказывает существенное влияние на характер соревновательной деятельности другие элементы игры.
Важными показателями эффективности выполнения подачи мяча в волейболе являются соот-
подача
Рис. 1. Модельные показатели эффективности выполнения подачи мяча в волейболе на основе данных чемпионатов Украины, России, Италии и чемпионата Европы 2006 года
Таблица 1
Структура и эффективность выполнения подачи как элемента технико-тактической деятельности квалифицированных волейболистов, %.
Команды \ У ровень Выигрыш О л о * н а я Простая Проигрыш
Чемпионат Европы 2006 года
Выигравшая команда 9,0 7 2 1,13 5 6,93 13,87
Проигравшая команда 5,2 8 15,77 6 3,69 1 5 ,2 6
Чемпионаты России и Италии 2005/2006 годов
Выигравшая команда 9,0 2 2 2,69 5 6,89 1 1 ,4 0
Проигравшая команда 5,5 9 19,94 6 1,64 12,83
Чемпионат У Украины 2005/2 006 годов
МАРКОХИМ Мариуполь 7,0 2 5,02 5 1,06 1 6 ,9 2
ЛОКОМОТИВ Дн - ск 7,1 2 2,77 4 5,01 2 5,12
АЗОТ Черкассы 7,02 19,01 5 8,96 15,01
ЮРАКАДЕМИЯ Харьков 6,5 9 27,04 4 2,34 2 4,13
56,93
56,89
60 50 40 30 20 10 0
модель сборные вед.клубы кл.Украины
Рис. 2. Структура и эффективность выполнения подачи мяча в волейболе на основе данных чемпионатов Украины, России, Италии и чемпионата Европы 2006 года.
[9 выигрыш
□ сложная
□ простая
□ проигрыш
ношение выигранных и проигранных подач, а также, соотношение усложненных подач к их общему количеству. Статистический анализ структуры и параметров подачи мяча в волейболе на основе данных чемпионатов Украины, России, Италии и чемпионата Европы 2006 года на основе соотношения выигранных и проигранных подач к их общему количеству, позволяет констатировать, что модельными показателями являются следующие: выигранные подачи -9,4%; проигранные - 16,2%; сложные - 23,8%, простые - 50,6% (рис. 1).
В таблице 1 приведены средние данные эффективности выполнения подачи мяча в волейболе спортсменами сборных команд и ведущих клубов Украины, России и Италии.
Анализируя полученные результаты, можно выделить некоторые тенденции которые в целом характерны при выполнении подачи в процессе соревновательной деятельности для спортсменов ведущих клубов России, Италии и лучших сборных команд чемпионата Европы 2006 года. Для игроков этих команд характерно значительное приближение по показателям подачи в разделах «сложная» и «эйсы» к модельным, в разделе «ошибка» показатели даже превышают модельные, т.е количество ошибок, совершаемых игроками ведущих клубов России, Италии и лучших сборных команд чемпионата Европы 2006 года превосходит расчетный модельный показатель.
Важным критерием эффективности подачи мяча в волейболе является отношение выигранных и проигранных подач. Математически это можно выразить в виде следующей формулы:
КЭ = Хв / Хп * 100%, где КЭ - расчетный критерий эффективности выполнения подачи, в %; X -сумма выигранных подач, п раз; Хп - сумма проигранных подач, п раз.
Расчетный критерий эффективности выполнения подачи для модельного показателя равен:
КЭ (модельный)=9,4/16,2*100%=58%; для сборных команд:
КЭ (сборных команд)=9,07/
13,87*100%=65,4%;
для ведущих клубов России и Италии:
КЭ (ведущие клубы)=9,02/11,4*100%=79,1%; для клубных команд Украины:
КЭ (клубные команды Украины)=6,92/ 20,27*100%=34,1%.
Выводы.
На основании данных исследований можно констатировать следующее:
- для повышения уровня отдельных игроков и достижения командой необходимого результата в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять большее внимание выполнению подачи - одному из основных элементов технико-тактической и соревновательной деятельности;
- соотношение выигранных подач к ошибочным, а также соотношение сложных и выигранных подач к их общему числу является одним из важнейших критериев эффективности выполнения подачи как элемента технико-тактической деятельности квалифицированных волейболистов;
- для каждого игрока основной целью при выполнении подачи являются следующие количественные и качественные критерии - каждая третья подача должна нести угрозу (выигрыш очка непосредственно с подачи, затруднение атаки соперника (атака без 1-го темпа) или ее практическая минимизация (направление мяча на площадку соперника бесхитростно, из положения ниже верхнего края сетки); ошибочной может быть каждая шестая подача Для спортсменов волейбольных клубов Украины характерно большое количество потерянных подач при небольшом количестве выигранных. В погоне за очками, выигранными непосредственно с подачи, игроки украинских клубов совершают большое количество потерь, что говорит о недостаточном уровне мастерства в этом элементе игры.
Перспективы дальнейших исследований базируются на изучении эффективности других компонентов технико-тактической деятельности в волейболе: нападающих и обманных ударов из различных зон площадки, блокирования, приема подачи, нападающих и обманных ударов, структуры и особенностей игры специализированного защитного игрока «либеро» и «связующего игрока».
Литература
1. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
2. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические при-
ложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М., 2001. - 324 с.
4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное издание. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 319 с.
5. Ахметжанов Т. А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в процессе игры: Автореф. дисс. ... канд. наук. - М., 1988. - 23 с.
6. Кудряшов Є. В. Побудова і контроль тренувального процесу волейболісток на етапі спеціалізованої базової підготовки: Автореф. дис. ... канд. наук з фіз. виховання і спорту. - Х.: ХДАФК, 2004. - 22 с.
7. Кудряшов Є.В., Шинкарьов С.І., Максимова Н.В. Вплив рівня технічної підготовленості на ефективність змагальної діяльності волейболісток різної кваліфікації // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. - Х., 2004. - № 14. - С. 17-24
8. Евтушенко Л.М., Маслов В.Н., Паткевич А.В., Назаров Я.С. Анализ и пути повышения эффективности защитных действий в игре волейбол // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. - Х., 2004.
- № 2. - С. 86-92.
9. Носко Н.А. Педагогические основы обучения молодежи и взрослых движениям со сложной биомеханической структурой. - К.: Науковий світ, 2000. - 336 с.
10. Носко М .О. Координаційна структура рухів при виконанні технічних дій спортсменами високої кваліфікації різних вікових груп до і після гіпергравітаційного навантаження // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. - Х., 2002. - № 10. - С. 38 - 42.
11. Носко М.О. Особливості техніко-тактичних дій у волейболістів різних вікових груп в умовах змагальної діяльності // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту - Х., 2002. - № 7. - С. 60 - 68.
12. Носко М. О. Теоретичні та методичні основи формування рухової функції у молоді під час занять фізичною культурою та спортом: Дис. ... д-ра пед. наук. - Чернігів, 2003. - 450 арк.
13. Єрмаков С. С. Навчання техніці ударних рухів у спортивних іграх на основі їх комп‘ютерних моделей та нових тренажерних пристроїв: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.
- К., 1997. - 46 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
АЛОМЕТРИЧНЕ МАСШТАБУВАННЯ ПРИ АНАЛІЗІ МАКСИМАЛЬНОГО СПОЖИВАННЯ КИСНЮ ТА ЕКОНОМІЧНОСТІ БІГУ У ВИСОКОКВАЛІФІКОВАНИХ ТРИАТЛОШСТІВ
Драницин О.В., Дрюков С.В.
Державний науково-дослідний інститут фізичної культури і спорту
Анотація. Метою цього дослідження було обрахувати оптимальні експоненти ваги для максимального споживання кисню та економічності бігу у висококваліфікованих триатлоністів. 23 чоловіка та 13 жінок триатлоністів взяли участь у дослідженні. Використовували наступні методи дослідження: ергоспіро-метричні обстеження, реєстрацію частоти серцевих скорочень, статистичний аналіз результатів. У роботі було показано, що експонентами ваги для "^0^^ є 0,545 та 0,737 для У02 при бігу зі стандартною інтенсивністю (10 км-год-1) у триатлоністів високої кваліфікації. Найбільший коефіцієнт кореляції з працездатністю (г = 0,74) було знайдено для У02макс експоненти ваги 0,73. Таким чином, під час реєстрації та аналізу споживання кисню при ергоспірометрич-ному обстеженні на тредмілі необхідним є використання експонентів ваги, що більш точно відобража-
ють показники функціонального стану спортсменів, які спеціалізуються в триатлоні.
Ключові слова: кисень, біг, економічний, працездатність, спортсмен.
Аннотация. Драницин О. В., Дрюков С. В. Аломет-рическое масштабирование при анализе максимального потребления кислорода и экономичности бега у высококвалифицированных триатлонистов. Целью этого исследования было насчитать оптимальные экспоненты веса для максимального потребления кислорода и экономичности бега у высококвалифицированных триатлонистов. 23 мужчины и 13 женщин триатлонистов приняли участие в исследовании. Использовали следующий исследовательский прием: эргоспирометрическое обследование, регистрацию частоты сердечных сокращений, статистический анализ результатов. В работе было показано, что экспонентами веса для VO2max является 0,545 и 0,737 для VO2 при беге со стандартной интенсивностью (І0 км-ч-1) у триатлонистов высокой квалификации. Наибольший коэффициент корреляции с работоспособностью (r = 0,74) было найдено для VO2max экспоненты веса 0,73. Таким образом, во время регистрации и анализа потребления кислорода при эргоспирометрическом обследовании на тредмиле необходимым является использования экспонентов веса, которые более точно отображают показатели функционального состояния спортсменов, которые специализируются в триатлоне.
Ключевые слова: кислород, бег, экономичный, работоспособность, спортсмен.
Annotation. Dranitsin O.V., Dryukov S.V. Alometric cropping in the analysis of maximal using of oxygen and economy of running at high qualified triathlon sportsmen. The aim of this research was to calculate optimum indexes of the weight for maximum usage of oxygen and economy of running of high qualified triathlon sportsmen. 23 sportsmen and 13 sportswomen took part at research. It was used the following research method: ergospirometric research, registration of frequency of heart clonus, static analysis of the results. In the work was show that indexes of the weight for VO2max is 0,545 and 0,737 for VO2 at running from the standard activity (10 km-h-1) at sportsmen of high qualification. The biggest coefficient of correlation with efficiency (r = 0,74) was found for VO2max indexes of the weight 0,73. In conclusion we should mension that at the period of registration and analysis of using oxygen at ergospirometric research at threadmile become necessary for usage of indexes of the weight that more exactly reflect the indexes of functional state of sporsen that specialized on triathlon.
Keywords: oxygen, run, economical, efficiency,
sportsman.
Вступ.
Максимальне споживання кисню (VO ) -
v 2макс'
це найбільша кількість кисню, яку організм здатний утилізувати при вдиханні повітря на рівні моря [1]. VO^ є одним із найважливіших показників аеробної продуктивності. Ще в дослідженнях Хіла та співавторів було показано, що VO^^ пов’язано з рівнем спортивних результатів [2]. Іншим важливим показником, який визначає результат у триатлоні та інших видах спорту, пов’язаних із проявами витривалості, є економічність бігу [3].
Однак, інтерпретація результатів VO^^ та економічності бігу частково залежить від того, як виражаються їх значення [4]. Це питання надзвичайно