УДК 616-053.2: 159.91
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ-ПЕДИАТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ
Хильчевская В.С., КолюбакинаЛ.В.
Буковинский государственный медицинский университет, Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме: В статье представлен анализ результатов анонимного анкетирования врачей-интернов специальности «Педиатрия». Анкетирование интернов является надежным методом мониторинга качества обучения по специальности. По результатам анкетирования возможна разработка мероприятий по совершенствованию организации и преподавания предмета. Ключевые слова: педиатрия, последипломное образование, интернатура, анкетирование.
ANALYSIS OF EFFICIENCY OF INTERNS PEDIATRICIANS TRAINING WITH THE USE OF DATA OF ANONYMOUS QUESTIONING Khilchevskaya V.S., Kolyubakina L.V.
Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Abstract. The paper analyzes the results of anonymous questionnaire of interns specialty «Pediatrics». Questioning interns is a reliable method of monitoring the quality of training in the speciality. Based on the results of the questionnaire, it is possible to develop measures to improve the organization and teaching of the subject.
Key words: pediatrics, postgraduate education, internship, questioning.
Вступление
Одной из важнейших и нерешенных проблем, стоящих перед высшей школой, является снижение мотивации интернов к совершенствованию знаний, умений и практических навыков, что негативно влияет на уровень профессионального мастерства [1]. Исходя из этого, повышение эффективности научения интернов теоретическим знаниям и практическим умениям в процессе обучения в интернатуре следует считать актуальным и перспективным [4]. Учебный процесс можно рассматривать как контролированное движение к достижению цели, скорость и эффективность которого зависит от динамической коррекции результатов научения [1, 4]. Удовлетворенность выпускников организацией и эффективностью образовательного процесса является одним из самых важных критериев при выборе места работы и дальнейшего совершенствования профессиональных навыков [3]. В последнее время в медицинской и педагогической практике широко используется метод анкетирования, который позволяет за короткое время охватить достаточное количество респондентов с целью изучения актуальных вопросов, связанных с организацией и эффективностью обучения [2]. Одной из особенностей этого метода является анонимность ответов, что способствует объективизации ожидаемых данных.
Цель исследования
Оценить эффективность обучения педиатров в интернатуре с использованием результатов анонимного анкетирования врачей-интернов в процессе обучения на профильной кафедре.
Материал и методы
В анкетировании приняло участие 56 врачей-интернов 2014-2016 года выпуска, среди которых количество девушек составило 92,0% и лишь 9,0% - лиц мужского пола, 54,0% учились по государственному заказу, 46,0% -на контрактных условиях. Кроме того при анализе учитывали базу стажирования, а именно прохождение первичной специализации на базе многопрофильной детской областной больницы (76,0% интернов), детской городской (11,0%) или центральных районных больниц (13,0%).
Всем интернам в конце второго года обучения предлагалось оценить качество обучения в интернатуре по специально разработанной деканатом последипломного образования анкете, которая включала ряд вопросов по организации и качеству обучения на очном и заочном циклах в интернатуре. Кроме того интерны получили анкету, которая была разработана на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней и включала вопросы, непосредственно связанные как с учебной познавательной деятельностью, так и мотивацией к последующей их работе в ме-
дицине. Полученные данные анализировались методами дискриптивной и вариационной статистики с использованием программы «Statistica 7.0».
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ анонимных ответов на вопросы показал, что подавляющее большинство (96,8%) респондентов оценивали свою подготовку на очном цикле интернатуры как хорошую и отличную, отметив высокое качество лекций и семинарских занятий на кафедре. Достаточную информацию на модуле «Неотложные состояния» по результатам опроса получили 87,0% интернов, остальные 13,0% оценили обучение на модуле на удовлетворительном и неудовлетворительном уровне. Все участники анкетирования отметили удовлетворенность подготовкой на клинических базах. Организацию заочного цикла на клинической базе 100% опрошенных оценили на высоком уровне, что положительно коррелировало с прохождением интернатуры на базе многопрофильной областной детской клинической больницы (г=0,58, р<0,05). Врачи-интерны, которые проходили интернатуру на базе областной детской больницы, более высоко оценили организацию очного цикла на кафедре (г=0,68, р<0,05), в частности, процесс подготовки к тестовому экзамену по неотложной помощи «Крок-3» (г=0,70, р<0,05).
Нами был изучен уровень мотивации врачей-интернов к обучению при прохождении очного и заочного циклов интернатуры по педиатрии по результатам анонимного анкетирования. Большинство интернов (89,0%) высоко оценили уровень проведения лекционных и семинарских занятий, в то же время 21,0% респондентов хотели принимать более активное участие в обсуждении и анализе клинических ситуаций, направленных на развитие профессионального творческого мышления. Учет способностей, интересов и психологических особенностей субъектов обучения, способствующий внутренней мотивации к познавательному процессу, по мнению опрошенных интернов происходил только в 16,0% случаев, а в 84,0% - не всегда.
Принимая решение о прохождении двухгодичной интернатуры по педиатрии, 87,5% опрошенных руководствовались стремлением стать высококвалифицированными специалистами, остальные интерны воспринимали это как возможность стать культурным, интеллигентным человеком с намерением развивать свои способ-
ности в дальнейшем, пусть даже в другой специальности. Выбранная специальность полностью совпадала с жизненными планами у 63,0% интернов, а остальным на момент опроса трудно было определиться по данному вопросу. 65,0% интернов отметили, что учатся с полной отдачей сил и способностей, 35% - учатся старательно, но без особого напряжения.
Относительно трудоустройства после окончания интернатуры 67,2% интернов отметили, что будут работать по выбранной специальности, для 16,3% важнее найти место с высокой заработной платой, не обязательно по специальности, 3,8% готовы открыть собственное дело и 12,7% продолжат обучение в аспирантуре или в клинической ординатуре.
Проанализировав данные анкетирования, мы внедрили в процесс подготовки на очном цикле метод проблемно-ориентированного обучения, который был очень высоко оценен интернами. Суть метода обучения состоит в том, чтобы интерны анализировали и искали пути оказания помощи пациентам в заданиях, созданных на основе реальных ситуаций из клинической практики. В связи с этим, обучающийся изучает проблему не с точки зрения конкретной нозологии, а интегрированно, учитывая сопутствующую патологию, расширяя знания по анатомии, гистологии, биохимии и тому подобное. Группа учится брать на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента без активного вмешательства со стороны преподавателя. Также в процессе обучения на кафедре практикуются тематические клинические конференции, которые организовываются и проводятся самими врачами-интернами по интересующим их актуальным вопросам педиатрии с позиций доказательной медицины («Рациональная антибиотикотерапия в практике врача-педиатра», «Особенности оказания неотложной помощи детям раннего возраста» и т.д.).
В заключение хотелось бы отметить, что большая часть когорты выпускников интернатуры последних шести лет трудоустроена и составляет 84,0%, не трудоустроено - 16,0%. Из них врачами-педиатрами в Черновицкой и пяти соседних областях работают 82,0%. Выпускники оказались не трудоустроены по разным причинам, в частности, из-за пребывания в декретном отпуске (3,0%), трудоустройства за границей не по специальности (13,0%). Эти данные в целом совпадают с результатами анкетирования, позволяют спрогнозировать пока-
затель трудостройства выпускников нашей интернатуры и в дальнейшем поддерживать с ними связь в рамках концепции непрерывного последипломного образования.
Выводы
Таким образом, врачи интерны, по большей части, положительно оценивают организацию обучения в интернатуре по педиатрии на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней, имеют положительную мотивацию к учебному процессу с планированием конкретных действий, направленных на их реализацию. Изу-
ЛИТЕРАТУРА
чение данных, полученных путем анонимного анкетирования, дает возможность выявить предпосылки успешной профессиональной подготовки врачей-интернов как на профильной кафедре, так и на базе стажирования. Процесс оптимизации обучения врачей-педиатров на кафедре направлен на повышение мотивации овладения специальностью, что, в первую очередь, предполагает разработку новых методик преподавания в интернатуре, совершенствование методических разработок лекций, организацию проблемных практических и семинарских занятий.
1. Безруков Л.А. Обучение интернов-педиатров как управляемый процесс / Л.А. Безруков, Е.К. Колоскова, В.С. Хиль-чевская // Пробл. пит. педiатрiï та вищо1 мед. освгти: зб. наук. праць, присвячених пам'яп професора Ю.М. Вгтебсько-го. - Донецьк, 2008. - С. 232-235.
2. Еричев В.В. Анкетирование клинических интернов и ординаторов как инструмент повышения эффективности послевузовского профессионального образования врачей-стоматологов / В.В. Еричев, Т.В. Аксенова, Н.А. Бондаренко и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-1. - С. 138-139.
3. Колюбакина Л.В. Процесс формирования учебной мотивации как путь к успешной профессиональной подготовке врачей-интернов педиатров / Л.В. Колюбакина, В.С. Хильчевская // Journal of Education, Health and Sport, 2017. - № 7 (5). - Р. 628-631.
4. Мокия-Сербина С.А. Пути совершенствования подготовки врачей-интернов педиатров и общей практики - семейной медицины по разделу «Педиатрия» / С.А. Мокия-Сербина, Т.В. Литвинова, В.В. Чечель // Здоровье ребенка. - 2015. -№ 6. - С. 142-144.