Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий в регионах (на примере Владимирской области)'

Анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий в регионах (на примере Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1192
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЗИНГ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / STATE SUPPORT / EFFECTIVENESS / LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Павел Алексеевич

В статье на основании проведенного исследования малых и средних предприятий (МСП), получивших государственную финансовую безвозмездную поддержку проведен анализ жизнеспособности таких предприятий. Впервые в отечественной науке рассмотрена зависимость жизнеспособности предприятий от вида полученных субсидий, таких как: гранты вновь созданным инновационным предприятиям, субсидии по договорам лизинга, субсидии на развитие экспортных операций и других. Также проведено сравнение эффективности финансовой поддержки государством МСП - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Автор приходит к выводу, что крайне неэффективно оказывать финансовую помощь вновь созданным инновационным МСП на региональном уровне - 50% таких организаций ликвидировались в течении двух лет; юридические лица прекращали деятельность в 3 раза чаще, чем ИП. В сложных экономических условиях, в которых находится Российская Федерация в настоящее время, возрастает необходимость правильного и эффективного использования государственных субсидий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Выводы статьи позволят скорректировать практику распределения такой помощи, отказавшись от неэффективных мероприятий, но в то же время даст возможность оказать дополнительную поддержку по более эффективным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александров Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the effectiveness of the State support of small and medium-sized enterprises in the regions (for example, Vladimir Oblast)

The article based on the survey of small and medium enterprises (SMEs) who have received State financial grant support for the analysis of the viability of such enterprises. For the first time in domestic science examined the dependence of viability of enterprises from the view of subsidies such as grants to the newly established innovative enterprises, grants on lease contracts, export subsidies and other. A comparison of the effectiveness of the State financial support to SMES-legal entities and individual entrepreneurs (IE). The author concludes that the extremely inefficient to provide financial assistance to the newly established innovative SMES at regional level 50% of such organizations were blocked for two years; legal persons stopped in 3 times more frequently than IE. In a difficult economic climate in which the Russian Federation is at the present time, there is an increasing need for correct and effective use of government subsidies to support small and medium-sized businesses. The conclusions of the article will adjust the distribution of such assistance from inefficient activities, but at the same time will provide additional support for more effective ways.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий в регионах (на примере Владимирской области)»

П.А. Александров

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

В 2015 году в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Правительством РФ принята Программа антикризисных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране1. Одно из главных направлений антикризисного плана - поддержка малых и средних предприятий (МСП), в том числе и финансовыми ресурсами. При этом подчеркивается, что поддержка должна быть эффективной и средства, выделенные на ее реализацию необходимо использовать ответственно и с наибольшей отдачей. С целью проверки результативности господдержки МСП на региональном уровне была проанализирована деятельность предприятий, получивших государственные субсидии во Владимирском регионе. Одним из показателей неэффективности является ликвидация предприятий, получивших государственную субсидию. Поэтому в процессе исследования были проверены предприятия, включенные в реестр получателей государственной финансовой помощи в конце 2012 года и их функционирование через 2 года, согласно информации, полученной из налоговой инспекции.

Актуальность исследования государственной поддержки МСП во Владимирской области связана с ухудшающимися показателями развития МСП в регионе. Так, анализ развития МСП с 2012 по 2014 годы во Владимирском регионе выявил тенденцию сокращения количества МСП -юридических лиц в последние годы2, что более подробно показано на рисунках 1,2.

3500

3000

2500

1000

500

0

S

-< Z

У -?

с

t

*

у

У s у ^ '-У

2012

2013

2014

Рис. 1. Динамика развития малых (без микро) предприятий во Владимирской области в 2012 - 2014 гг.

31

В 2014 году количество малых предприятий сократилось на 205 организаций (7,1 %) по сравнению с 2013 годом. Уменьшение количества малых предприятий происходит по всем основным видам деятельности. Максимальное уменьшение числа малых предприятий в 2014 году (в сравнении с 2013 г.) наблюдается в оптовой и розничной торговле - на 103 организации (13,1 %), в обрабатывающем производстве - на 34 организации (4,8 %), в риэлтерской деятельности - 25 организаций. (5 %).

Рис. 2. Динамика развития средних предприятий во Владимирской области в 2012 - 2014 гг.

В 2014 году также наблюдалось уменьшение количества средних предприятий на 24 предприятия (11,1 %) по сравнению с 2013 годом. Снижение числа средних предприятий происходит по всем основным видам деятельности. Максимальное уменьшение числа средних предприятий наблюдается в оптовой и розничной торговле - на 10 предприятия (18,9 %), сельском хозяйстве - 5 предприятий (14,3 %) и строительстве - 3 предприятия (37,5 %).

Анализ развития МСП - юридических лиц во Владимирской области за период с 2012 по 2014 годы позволяет сделать вывод о значительном сокращении количества как малых, так и средних предприятий - юридических лиц и численности их работников, обороты организаций также показали снижение. Показатели развития МСП - юридических лиц по Владимирской области значительно хуже, чем в целом по России.

Негативные данные по основным показателям развития МСП во Владимирской области требуют внимательного рассмотрения объемов и эффективности государственной поддержки МСП на региональном уровне, и это повышает актуальность исследования жизнеспособности МСП, получивших государственную финансовую поддержку в 2012 году во Владимирской области. При исследовании использовался реестр получателей финансовой поддержки, указанный на сайте Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской

32

области3 и данных налоговой инспекции по каждому получателю поддержки на 1. 01. 2015 г. Результаты исследования указаны в таблице 3.

Таблица 3. Анализ деятельности малых и средних предприятий, получивших финансовую государственную поддержку в 2012 г. во Владимирской области

Показатели Общее количество МСП, получивших финансовую государственную поддержку в 2012 году Ликвидированные МСП на 1.03.2015 г.

Финансовая поддержка МСП, всего 205 31

гранты действующим инновационным МСП 26 4

гранты по лизингу 51 6

гранты, вновь созданным инновационным МСП 20 8

гранты 51 6

гранты на модернизацию 38 5

поддержка по экспорту 19 2

Источник: результаты собственного исследования.

Согласно отчета Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области4 на финансирование мероприятий Программы поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2012 г. из федерального и областного бюджета было выделено около 381,2 млн руб., которые были распределены по мероприятиям:

1. Финансовая поддержка в виде выделения субсидий действующим инновационным предприятиям была оказана 18 предприятиям, в настоящее время 4 предприятия ликвидированы или 22 %, а значит средства, выделенные этим предприятиям, не дали ожидаемого результата.

Также были выделены гранты 14 начинающим инновационным предприятиям, в настоящее время половина предприятий ликвидирована или 50 %.

2. Субсидирование по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат по лизинговым платежам; возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на

33

уплату первого взноса на условиях долевого финансирования) было оказано 34 предприятиям, из них к настоящему времени 6 ликвидировались, или 18 %.

3. На модернизацию производства финансовая поддержка была оказана - 49 предприятиям, из них ликвидировались - 7 предприятий или 14 %.

4. Поддержка МСП по экспорту своей продукции была предоставлена 7 предприятиям, 1 предприятие ликвидировано или 14 %.

За 2 года прекратили деятельность 35 предприятий или 16 % от общего числа предприятий, получивших государственную финансовую поддержку.

В результате проведенного исследования было выявлено, что наихудший показатель эффективности у мероприятий по выделению грантов начинающим инновационным предприятиям или только 50 %, затем следует выделение субсидий действующим инновационным предприятиям - 78 %. В связи с чем, представляется целесообразным исключить выделение грантов начинающим инновационным предприятиям в виде их низкой эффективности. В России созданы организации, которые поддерживают начинающих предпринимателей при реализации их инновационных проектов, такие как: Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), Российская венчурная компания (РВК), ОАО «Роснано». Их деятельность направлена на содействие становлению и развитию рынка прямых и венчурных инвестиций в России, активизацию инновационной деятельности и повышению конкурентоспособности реального сектора экономики России.

Около четверти действующих инновационных предприятий, получивших субсидии, также ликвидировались. При проведении исследования выявились проблемы с получением данных о признании данных организаций инновационными. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает необходимость прозрачности предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, наличия коллегиального принятия решений и привлечения независимых профессиональных экспертов5. Под прозрачностью процедур контроля также можно понимать и необходимость размещения на сайте администрации региона информации о составе совета, который принимает решение о признании деятельности конкретной организации или ИП инновационной, какие независимые профессиональные эксперты были приглашены, описание инновационного продукта, определение сроков контроля и данные по проверке эффективности использования государственных средств. Эти сведения должны быть общедоступны.

Относительно высокая эффективность в мероприятиях по выделению субсидий по договорам лизинга - около 82 %. По антикризисному плану Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению особенностей планирования и осуществления закупок

34

импортного оборудования, работ, услуг за рубежом для инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка. Представляется целесообразным оказывать государственную поддержку предпринимателям в сфере лизинга оборудования, произведенного на территории РФ по аналогии с государственной программой по льготному автокредиту. Эти мероприятия должны придать новый импульс в развитии машиностроительной и других отраслей экономики.

В программе государственной поддержки МСП было выделено субсидий 183 юридическим лицам (ЮЛ) и 32 индивидуальным предпринимателям (ИП), из них ликвидировалось 33 ЮЛ или 18 %, и прекратило деятельность 2 ИП (6 %). Из чего следует, что эффективность освоения государственных субсидий у ИП гораздо выше, чем у ЮЛ.

В тоже время обращает на себя внимание факт несоразмерности выделяемых субсидий ЮЛ и ИП. Так, в 2012 году во Владимирской области действовало 18,0 тыс. ЮЛ и 29,5 тыс. ИП, что составляет соответственно 38 % и 62 % от общего количества МСП. Однако, пропорциональность выделения субсидий составляла 85 % у ЮЛ и всего 15 % у ИП.

Анализ развития МСП во Владимирском регионе показал, что количество средних и малых предприятий - юридических лиц в последнее годы сокращается, также уменьшается численность работников и обороты этих субъектов предпринимательства, что безусловно связано также и с малоэффективной государственной поддержкой МСП на региональном уровне.

Анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области выявил неэффективность таких мероприятий, как выделение грантов начинающим инновационным предприятиям. Половина таких стартапов ликвидировалась в течение 2 лет. Неэффективность вложения государственных средств связана также и с отсутствием информации об инновационности этих предприятий и их продукции. В связи с чем, представляется целесообразным, отказаться от выделения грантов начинающим инновационным предприятиям региональными властями, но оказывать поддержку этим предприятиям, ходатайствуя перед венчурными компаниями о выделении им средств, если их проекты этого заслуживают.

Повышение эффективности мероприятий государственной поддержки малому и среднему предпринимательству несомненно даст толчок развитию этих субъектов экономики, что позволит увеличить внутренний валовый продукт страны, в том числе и за счет производства импортозамещающей продукции.

35

Примечания

1 Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

2 Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области в 2014 году. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области.

3 Реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области.

4 Отчет департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области за 2012 - 2013 гг.

5 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.