П.А. Александров
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В 2015 году в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Правительством РФ принята Программа антикризисных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране1. Одно из главных направлений антикризисного плана - поддержка малых и средних предприятий (МСП), в том числе и финансовыми ресурсами. При этом подчеркивается, что поддержка должна быть эффективной и средства, выделенные на ее реализацию необходимо использовать ответственно и с наибольшей отдачей. С целью проверки результативности господдержки МСП на региональном уровне была проанализирована деятельность предприятий, получивших государственные субсидии во Владимирском регионе. Одним из показателей неэффективности является ликвидация предприятий, получивших государственную субсидию. Поэтому в процессе исследования были проверены предприятия, включенные в реестр получателей государственной финансовой помощи в конце 2012 года и их функционирование через 2 года, согласно информации, полученной из налоговой инспекции.
Актуальность исследования государственной поддержки МСП во Владимирской области связана с ухудшающимися показателями развития МСП в регионе. Так, анализ развития МСП с 2012 по 2014 годы во Владимирском регионе выявил тенденцию сокращения количества МСП -юридических лиц в последние годы2, что более подробно показано на рисунках 1,2.
3500
3000
2500
1000
500
0
S
-< Z
У -?
с
t
*
у
У s у ^ '-У
2012
2013
2014
Рис. 1. Динамика развития малых (без микро) предприятий во Владимирской области в 2012 - 2014 гг.
31
В 2014 году количество малых предприятий сократилось на 205 организаций (7,1 %) по сравнению с 2013 годом. Уменьшение количества малых предприятий происходит по всем основным видам деятельности. Максимальное уменьшение числа малых предприятий в 2014 году (в сравнении с 2013 г.) наблюдается в оптовой и розничной торговле - на 103 организации (13,1 %), в обрабатывающем производстве - на 34 организации (4,8 %), в риэлтерской деятельности - 25 организаций. (5 %).
Рис. 2. Динамика развития средних предприятий во Владимирской области в 2012 - 2014 гг.
В 2014 году также наблюдалось уменьшение количества средних предприятий на 24 предприятия (11,1 %) по сравнению с 2013 годом. Снижение числа средних предприятий происходит по всем основным видам деятельности. Максимальное уменьшение числа средних предприятий наблюдается в оптовой и розничной торговле - на 10 предприятия (18,9 %), сельском хозяйстве - 5 предприятий (14,3 %) и строительстве - 3 предприятия (37,5 %).
Анализ развития МСП - юридических лиц во Владимирской области за период с 2012 по 2014 годы позволяет сделать вывод о значительном сокращении количества как малых, так и средних предприятий - юридических лиц и численности их работников, обороты организаций также показали снижение. Показатели развития МСП - юридических лиц по Владимирской области значительно хуже, чем в целом по России.
Негативные данные по основным показателям развития МСП во Владимирской области требуют внимательного рассмотрения объемов и эффективности государственной поддержки МСП на региональном уровне, и это повышает актуальность исследования жизнеспособности МСП, получивших государственную финансовую поддержку в 2012 году во Владимирской области. При исследовании использовался реестр получателей финансовой поддержки, указанный на сайте Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской
32
области3 и данных налоговой инспекции по каждому получателю поддержки на 1. 01. 2015 г. Результаты исследования указаны в таблице 3.
Таблица 3. Анализ деятельности малых и средних предприятий, получивших финансовую государственную поддержку в 2012 г. во Владимирской области
Показатели Общее количество МСП, получивших финансовую государственную поддержку в 2012 году Ликвидированные МСП на 1.03.2015 г.
Финансовая поддержка МСП, всего 205 31
гранты действующим инновационным МСП 26 4
гранты по лизингу 51 6
гранты, вновь созданным инновационным МСП 20 8
гранты 51 6
гранты на модернизацию 38 5
поддержка по экспорту 19 2
Источник: результаты собственного исследования.
Согласно отчета Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области4 на финансирование мероприятий Программы поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2012 г. из федерального и областного бюджета было выделено около 381,2 млн руб., которые были распределены по мероприятиям:
1. Финансовая поддержка в виде выделения субсидий действующим инновационным предприятиям была оказана 18 предприятиям, в настоящее время 4 предприятия ликвидированы или 22 %, а значит средства, выделенные этим предприятиям, не дали ожидаемого результата.
Также были выделены гранты 14 начинающим инновационным предприятиям, в настоящее время половина предприятий ликвидирована или 50 %.
2. Субсидирование по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат по лизинговым платежам; возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на
33
уплату первого взноса на условиях долевого финансирования) было оказано 34 предприятиям, из них к настоящему времени 6 ликвидировались, или 18 %.
3. На модернизацию производства финансовая поддержка была оказана - 49 предприятиям, из них ликвидировались - 7 предприятий или 14 %.
4. Поддержка МСП по экспорту своей продукции была предоставлена 7 предприятиям, 1 предприятие ликвидировано или 14 %.
За 2 года прекратили деятельность 35 предприятий или 16 % от общего числа предприятий, получивших государственную финансовую поддержку.
В результате проведенного исследования было выявлено, что наихудший показатель эффективности у мероприятий по выделению грантов начинающим инновационным предприятиям или только 50 %, затем следует выделение субсидий действующим инновационным предприятиям - 78 %. В связи с чем, представляется целесообразным исключить выделение грантов начинающим инновационным предприятиям в виде их низкой эффективности. В России созданы организации, которые поддерживают начинающих предпринимателей при реализации их инновационных проектов, такие как: Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), Российская венчурная компания (РВК), ОАО «Роснано». Их деятельность направлена на содействие становлению и развитию рынка прямых и венчурных инвестиций в России, активизацию инновационной деятельности и повышению конкурентоспособности реального сектора экономики России.
Около четверти действующих инновационных предприятий, получивших субсидии, также ликвидировались. При проведении исследования выявились проблемы с получением данных о признании данных организаций инновационными. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает необходимость прозрачности предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, наличия коллегиального принятия решений и привлечения независимых профессиональных экспертов5. Под прозрачностью процедур контроля также можно понимать и необходимость размещения на сайте администрации региона информации о составе совета, который принимает решение о признании деятельности конкретной организации или ИП инновационной, какие независимые профессиональные эксперты были приглашены, описание инновационного продукта, определение сроков контроля и данные по проверке эффективности использования государственных средств. Эти сведения должны быть общедоступны.
Относительно высокая эффективность в мероприятиях по выделению субсидий по договорам лизинга - около 82 %. По антикризисному плану Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению особенностей планирования и осуществления закупок
34
импортного оборудования, работ, услуг за рубежом для инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка. Представляется целесообразным оказывать государственную поддержку предпринимателям в сфере лизинга оборудования, произведенного на территории РФ по аналогии с государственной программой по льготному автокредиту. Эти мероприятия должны придать новый импульс в развитии машиностроительной и других отраслей экономики.
В программе государственной поддержки МСП было выделено субсидий 183 юридическим лицам (ЮЛ) и 32 индивидуальным предпринимателям (ИП), из них ликвидировалось 33 ЮЛ или 18 %, и прекратило деятельность 2 ИП (6 %). Из чего следует, что эффективность освоения государственных субсидий у ИП гораздо выше, чем у ЮЛ.
В тоже время обращает на себя внимание факт несоразмерности выделяемых субсидий ЮЛ и ИП. Так, в 2012 году во Владимирской области действовало 18,0 тыс. ЮЛ и 29,5 тыс. ИП, что составляет соответственно 38 % и 62 % от общего количества МСП. Однако, пропорциональность выделения субсидий составляла 85 % у ЮЛ и всего 15 % у ИП.
Анализ развития МСП во Владимирском регионе показал, что количество средних и малых предприятий - юридических лиц в последнее годы сокращается, также уменьшается численность работников и обороты этих субъектов предпринимательства, что безусловно связано также и с малоэффективной государственной поддержкой МСП на региональном уровне.
Анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области выявил неэффективность таких мероприятий, как выделение грантов начинающим инновационным предприятиям. Половина таких стартапов ликвидировалась в течение 2 лет. Неэффективность вложения государственных средств связана также и с отсутствием информации об инновационности этих предприятий и их продукции. В связи с чем, представляется целесообразным, отказаться от выделения грантов начинающим инновационным предприятиям региональными властями, но оказывать поддержку этим предприятиям, ходатайствуя перед венчурными компаниями о выделении им средств, если их проекты этого заслуживают.
Повышение эффективности мероприятий государственной поддержки малому и среднему предпринимательству несомненно даст толчок развитию этих субъектов экономики, что позволит увеличить внутренний валовый продукт страны, в том числе и за счет производства импортозамещающей продукции.
35
Примечания
1 Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
2 Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области в 2014 году. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области.
3 Реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области.
4 Отчет департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области за 2012 - 2013 гг.
5 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
36