Проведению реформы здравоохранения помешала первая мировая война, а также ожесточенная борьба вокруг комиссии Г.Е. Рейна, проект которой предполагал ограничение прав земской и городской медицины. За несколько дней до февральской революции 1917 г. Г.Е. Рейн вынужден был снять проект с обсуждения в Государственной Думе. Наиболее плодотворные идеи комиссии Г.Е. Рейна использовались в работе Наркомздрава РСФСР, в т.ч., касающиеся охраны материнства и детства.
Литература
1. Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. - Т. 4. - СПб., 1913. - С. 401-403.
2. Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. - Т. 5. - Пг., 1914. - С. 83.
3. Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-санитарным делом. - Пг., 1916. - С. 109-110.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Е.В. Ершова*, Е.И. Никитина**
В статье представлены результаты анализа эффективности функционирования станции скорой медицинской помощи г. Челябинска. Показаны основные направления дальнейшего совершенствования организации экстренной медицинской помощи населению административного центра крупного промышленного региона в непосредственной взаимосвязи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями системы здравоохранения города и другими службами и ведомствами.
Ключевые слова: станция скорой медицинской помощи, плановые и фактические показатели эффективности, кадровые ресурсы, комплексный подход.
* ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздрава России
** ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет Минобрнауки России
Ершова Елена Владимировна - ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи, 8-912-892-87-43, [email protected]
Никитина Елена Игоревна - аспирант кафедры государственного и муниципального управления, 8-912-892-87-43, [email protected]
The paper presents the results of analyzing the effectiveness of emergency medical care stations in the city of Chelyabinsk. The main directions are outlined of the further improvement in the organization of emergency care to the population of the large industrial region in close interrelation with ambulatory institutions of the city healthcare system and other services and departments.
Keywords: emergency medical care station, planned and actual indicators of performance effectiveness, manpower resources, complex approach.
Скорая медицинская помощь (СМП) как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, является одновременно и самым массовым видом оказания помощи. Уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения [3, 5, 6].
Ежегодно за СМП обращается каждый третий житель страны. Одной из основных причин высокой потребности населения в СМП является ухудшение здоровья населения, ослабление профилактической направленности в деятельности первичной медицинской помощи, снижение доступности медицинского обслуживания в целом. В среднем по РФ до 60% обращений в службу СМП поступает именно от хронических больных и больных с острыми простудными заболеваниями. В течение года 25% объемов СМП приходится на 5% обращений от хронических больных [1]. Сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной [4, 2].
Проведенный анализ доступной нам литературы позволил выявить, что имеются лишь единичные исследования отечественных авторов, посвященные изучению форм организации службы СМП в отдельных городах и муниципальных районах, и практически отсутствуют работы по методическим подходам к оценке эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи на уровне региона и его муниципальных образований.
Методика исследования. Источниками первичной информации для анализа стали официальные отчетные формы по работе станции скорой медицинской помощи (ф.40), а также данные АСУ и материалы бухгалтерской отчетности. Объектом исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинска (МБУЗ ССМП). Предмет исследования - мощность, кадровая обеспеченность,
плановые и фактические показатели эффективности функционирования учреждения с 2010 по 2012 гг. Основные методы исследования: социально-гигиенический (выкопировка данных из учетной и отчетной документации), экспертный метод, контент-анализ и математико-статистические методы.
Результаты исследования. Ежедневно запланирован выход на линию 82 круглосуточных выездных бригад, из них 17 специализированных, 32 врачебных общепрофильных и 33 фельдшерских, которые оказывают экстренную помощь населению города и выполняют более тысячи вызовов в сутки. Ежегодно за оказанием скорой медицинской помощи обращается каждый третий житель г. Челябинска.
Финансирование МБУЗ ССМП в 2010-2012 гг. осуществлялось из муниципального бюджета на основании сметы доходов и расходов по утвержденному муниципальному заданию. Из представленной таблицы видно, что в течение всего периода наблюдается фактическое превышение плановых объемных показателей деятельности при явном недофинансировании утвержденного муниципального задания.
Таблица
Динамика объемных показателей работы МБУЗ ССМП
и стоимости вызова за 2010-2012 гг.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Стоимость вызова (включая автотранспорт), руб. Расчетная по ТПГГ 1884,53 1884,53 1966,62
фактически выделенная 1217,18 (65,1%) 1373,94 (72,9%) 1425,42 (72,5%)
Количество вызовов по муниципальному заказу 348450 359382 369254
фактически выполнено 360536 (103,5%) 379912 (105,7%) 380363 (103,1%)
В соответствии с п. 21 приказа Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» расчет планового числа выездных бригад СМП по муниципальному образованию осуществляется с учетом прогнозируемой численности населения, показаний для оказания скорой медицинской помощи, средней нагрузки на 1 бригаду в сутки и обеспечения круглосуточной посменной работы. Показания для оказания СМП определены ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - заболевания, несчастные случаи, травмы, отравления и др. состояния, требующие срочного медицинского вмешательства.
При анализе структуры обращений на станцию СМП установлено, что ежегодно около 40% вызовов относится к разряду «поликлинических», т.е. по оказанию неотложной помощи. В Челябинске отделения (кабинеты) неотложной помощи взрослому населению при АПУ не организованы. Выездные бригады МБУЗ ССМП вынуждены подменять собой поликлиническую помощь, расходуя при этом более дорогостоящие ресурсы, чем это необходимо. Кроме того, при выполнении непрофильных вызовов увеличивается время ожидания бригад СМП больными и пострадавшими, действительно нуждающимися в оказании помощи в экстренном порядке. Учитывая, что стоимость 1 вызова СМП по Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи на 2010-2012 гг. превышает в несколько раз стоимость оказания неотложной помощи врачами поликлиник, становится очевидным, что в целях оказания медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) должны быть организованы отделения (кабинеты) неотложной медицинской помощи.
Еще одной проблемой, которая снижает оперативность работы и приводит к неэффективным затратам, является подмена службой СМП работы медицинских вытрезвителей, относившихся к системе МВД, которые были упразднены в 2011 г. Ежесуточно бригады СМП в Челябинске выезжают по обращениям граждан от 84 до 98 раз для осмотра и доставки граждан, находящихся на улицах и в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Это, в свою очередь, также отвлекает бригады СМП от их основного назначения.
Для службы СМП, особенно в условиях ее реформирования, кадры являются одним из важнейших видов ресурсов, поскольку при их недостаточности или неподготовленности работа учреждения не может быть эффективной, а помощь оперативной и качественной.
В 2010-2012 гг. показатель обеспеченности МБУЗ ССМП медицинскими кадрами характеризовался такими негативными тенденциями как: укомплектованность по занятым ставкам, включая внутреннее и внешнее совместительст-
во, снизилась у врачей до 65,35%; у средних медицинских работников - до 84,15%, у младших медицинских работников - до 34,89%. Таким образом, кадровые ресурсы МБУЗ ССМП сокращаются: при плановой возможности выставить на линию 82 бригады СМП, фактически в 2010 г. ежесуточно работало 80 бригад, в 2011 г. - 79, в 2012 г. - 78 бригад.
Выводы. Работу МБУЗ ССМП г. Челябинска по результатам проведенного исследования нельзя признать эффективной. С целью повышения эффективности необходимо решить вопросы разграничения содержания скорой и неотложной помощи, оптимизации деятельности амбулаторного звена, укомплектованности поликлиник медицинским персоналом, обеспечения их транспортом и другими возможностями для обслуживания больных с хронической патологией.
Также необходима разработка системного комплексного подхода при совершенствовании нормативно-правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обусловливающих особенности организации и функционирования СМП в структуре первичной медико-санитарной помощи города и региона в целом.
Литература
1. Калининская А.А., Шляфер С.И., Дзугаев А.К., Морозов А.С. Научное обоснование потребности в объемах скорой и неотложной медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 4. - С. 20-24.
2. Кривонос О.В. Состояние и перспективы совершенствования скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая мед. помощь. - 2010. - Т. 11. -№ 3. - С. 4-8.
3. Мыльникова Л.А. К вопросу об эффективности работы службы скорой медицинской помощи // Скорая мед. помощь. - 2000. - Т. 1. - № 4. - С. 4-6.
4. Сквирская Г.П. Об организации и перспективах развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации / Материалы международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2000 года). - М., 2000. - С. 7-9.
5. Тишук Е.А. Актуальные проблемы скорой медицинской помощи населению Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 4. - С. 29-31.
6. Хальфин Р.А., Мыльникова Л.А. Скорая медицинская помощь в Российской Федерации: состояние, проблемы, пути решения // Скорая мед. помощь. - 2002. - Т. 3. - № 3. - С. 4-7.